ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  • docx
  • 05.09.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС.docx

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация: рассматривается возможность обучения детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивных классах. Имея большое количество информации об особенностях развития познавательного интереса у этих детей, активно используем ее в педагогической работе, в учебной и внеурочной деятельности, несмотря на то, что еще не найдены универсальные средства эффективной помощи детям с РАС. Тьюторское сопровождение расширяет возможности успешного обучения детей с РАС в условиях инклюзивного класса..



Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. Аутизм и расстройства аутистического спектра отображены в существующей медицинской классификации болезней в пункте F84. Но в педагогической работе мы различаем большое множество форм проявлений одной и той же болезни. Мне хотелось бы поговорить о детях, обучающихся по программе 8.1, так называемых «высокофункциональных аутистах». Этот термин применим к ученикам, чей коэффициент IQ выше 70.

Одной из первых тему аутизма стала изучать с 1925 года Г.Е. Сухарева, но рассматривала данные расстройства в рамках детской шизоидной психопатии или шизофрении. Из современных исследователей хотелось бы отметить О.С. Никольскую, Е.Р. Баенскую, М.М. Либлинг, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Вопрос обучения детей с расстройствами аутистического спектра стал остро стоять перед всеми общеобразовательными организациями, поскольку после выхода новой редакции «Закона об образования» в 2012 году, дети, имеющие особые образовательные потребности получили право выбора формы обучения и образовательной организации. Но и здесь возникла некоторая сложность: дети с РАС с программой 8.1. не имеют возможности пролонгировать период обучения в начальной школе, как дети с РАС с программой 8.2., поэтому они пришли в общеобразовательную школу, в инклюзивный класс. Изучая исследования вышеперечисленных авторов, можно сказать о том, что обучение детей с РАС младшего школьного возраста возможно через поддержание, развитие и расширение познавательного интереса. Но в рамках многочисленных инклюзивных классов сделать это одному учителю практически невозможно. Поэтому в помощь в обучении детей с РАС приходит тьютор. О различии познавательного интереса у учеников писал Н.И. Пирогов еще в начале XX века. По его мнению, в классах были ученики с различными уровнями познаниями, и говорил о том, что при обучении необходимо поддерживать интерес и отстающих и опережающих учеников [1].

Ученики, имеющие расстройства аутистического спектра находятся в особом положении по сравнению с другими обучающимися в инклюзивном классе. Это особое положение объясняется тем, что они иначе воспринимают предлагаемый материал уроков. Каннер в 1943 увидел, как универсальную черту детей с расстройством аутистического спектра, «неспособность оперировать целостностью без пристального внимания к составляющим её частям, внимание к локальной информации [5]. Эти дети мыслят фрагментами, не видя целостной картины. Приведу пример из своих наблюдений за такими детьми в начальной школе. При выполнении контрольной работы по таблице умножения эти дети не видят аналогию в примерах 3*7= и 7*3=, они каждый из этих примеров видят как совершенно новую задачу, не видят обычную перестановку множителей, даже если эти примеры идут друг за другом. Поэтому часто в игровой форме тьютор научает ученика с РАС находить одинаковое среди разнообразия для облегчения решения поставленных задач.

Детям с РАС характерна повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность, они часто отвлекаются и не могут сконцентрироваться. Внимание этих детей устойчиво лишь на протяжении нескольких минут. При пресыщении возможны агрессия либо отключения от ситуации [2]. За эмоциональным состоянием ученика следит тьютор. При необходимости разгрузить и успокоить ребенка с РАС, тьютор может вывести его из класса и пройтись с ним по коридору либо уйти в отдельное помещение.

Из зарубежных авторов, освещающих проблему обучения детей с РАС в инклюзивных классах, хотелось бы отметить Пола Клут, автора книги «Вы полюбите этого ребенка. Обучение учеников с аутизмом в инклюзивном классе». По ее мнению, все школьники, имеющие инвалидность – главные эксперты по тому, каким образом их нужно обучать [6].

Многие учителя и родители отличают отличную память у учеников с РАС. Они могут запоминать объемные тексты, правила и т. д. Но это всего лишь механическая память, использовать данные знания на практике им крайне сложно. Приведу пример из своих наблюдений: ученик второго класса дословно верно рассказывает правило написания «жи» и «ши», но как только дело доходит до практического написания слов в тетради, слова «животное», «жигули», «шипучка» и т. д. пишет через «Ы». И здесь на помощь приходит тьютор, он учит ребенка находить сначала ошибки в своем тексте, далее учит находить эти сочетания звуков на слух. Но при этом поддерживает позитивное эмоциональное состояние, превращает обучение в игру.

Обобщение и логическое мышление в силу особенностей детей с РАС являются их слабой стороной. Эмоциональный компонент восприятия сохраняется как ведущий способ на протяжении длительного периода, вплоть до подросткового возраста. Поэтому тьютор должен «сглаживать углы» при взаимодействии с другими учениками в классе и реакции на ошибки и замечания.

Развитие мышления у детей с РАС усложняется их особым положением в связи с особенностями в развитии. Этим детям очень сложно даются пересказы и рассказы по опорным картинкам. Пример из наблюдений: ученику дается картинка, по которой нужно сделать рассказ. Он молчит. Учитель и родители жалуются на то, что ребенок не хочет ничего делать. Но в результате работы логопеда с данным ребенком выясняется, что молчит он не потому, что ему нечего рассказать, а потому, что огромное множество различных историй возникает в его голове, а связать их в единый рассказ ему крайне сложно. Это объясняется тем, что эти дети имеют задержку в развитии речи, нарушением коммуникативной функции речи, они избегают общения, чем ухудшают возможность развивать свою речь. Поэтому также в игровой форме строить свой рассказ он может с тьютором при помощи наводящих вопросов, постепенно приучая ученика к самостоятельности.

Несмотря на то, что исследование проявлений РАС у детей началось еще в начале ХХ века, еще не найдено универсальное средства эффективной помощи таким детям. Сегодня мы уже имеем большое количество информации об особенностях развития познавательного интереса у этих детей, и активно используем в работе. Выявление и развитие познавательного интереса особенно важно при работе с детьми с РАС, поскольку обучение таких детей вне их интересов не имеет никаких результатов. Поэтому при сопровождении ребенка с РАС тьютор старается опираться на сильные стороны ученика, параллельно развивая слабые, но при этом учитывает эмоциональное состояние своего тьюторанта. Подводя итоги наблюдений за учениками с РАС, можно говорить о возможности их успешного обучения в условиях инклюзивного класса.