Особенности преподавания физики в школе для незрячих обучающихся.
"Доступность
- это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и
общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды
инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из главнейших направлений является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы, с учетом особенностей их психофизического развития.
В ходе реализации политики государства, направленной на адаптацию и социализацию граждан с ОВЗ, обучение и воспитание в школах для слепых обучающихся приобретает особое значение.
Перед школами такого типа, в конечном итоге, стоят задачи по созданию условий для социализации и самореализации выпускников через выбор профессии. Общие задачи школы определяют собою и те задачи, которые поставлены перед предметами естественно-научной направленности и, в частности, перед физикой, как учебным предметом. В связи с этим особенно большое значение в преподавании физики в школе слепых имеют проводимые в классе опыты, лабораторные работы, внеклассные мероприятия.
Как показывает практика, школа слепых в состоянии, используя достижения современной техники, обеспечить обучающемуся понимание и усвоение материала. Лишённый зрения человек не может наблюдать ряд явлений в природе, поэтому важная роль в преподавании физики – найти особые способы демонстрации, объяснения обучающимся этих явлений.
На уроках физики в таких школах обучающихся в большинстве случаев используются слух и осязание. Каждый используемый на уроках прибор должен быть обследован и изучен учащимися. Т.о., одной из основных особенностей преподавания физики в школе для незрячих обучающихся является то, что оно в большинстве случаев (за исключением детей с остатком зрения) основывается на сочетании слуховых и осязательных восприятий.
Однако, бывают случаи, когда обучающийся наряду со слепотой, имеет травмы рук, или плохо работающую руку, что, конечно, осложняет работу учителя. Однако в каждом отдельном случае можно найти способ получения осязательных восприятий используя, например, оставшуюся часть руки и другие части тела ученика. Это комбинированное использование оставшихся у незрячего обучающегося органов осязания составляет вторую особенность преподавания физики в школах для слепых.
Третьей особенностью является преобладание индивидуальной работы учителя при демонстрации того или иного физического явления, при проведении опытов и лабораторных работ.
Четвёртая особенность – дифференцированное использование остаточного зрения обучающихся. В большинстве случаев в классах есть ученики, которые имеют ту или иную степень остаточного зрения. Его необходимо использовать в отдельных случаях, с тем, однако, чтобы это не повлекло за собой ухудшение состояния зрения. Таковы в общих чертах те особенности, которые определяют собою особую методику обучения физике в школах для слепых обучающихся.
Есть темы, которые незрячему человеку преподавать особенно некомфортно. Это, к примеру, некоторые моменты раздела «Оптика». Но, с другой стороны, в массовых школах рассматриваются вопросы, которые изучаются на уровне интуитивного восприятия, поскольку происходящее увидеть нельзя. Например, «Электромагнитные волны». Тем не менее, применяя образные сравнения, добиваются хорошего понимания изучаемых вопросов.
Поэтому, основываясь на опыте работы, можно с уверенностью сказать, что так же очень важным аспектом в преподавании незрячим детям таких предметов как физика является воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, образные сопоставления в приводимых примерах, гуманитарная составляющая преподавания. Это тем более очевидно, что в школах такого типа гуманитарные предметы являются более удобными как в преподавании, так и в понимании, и пользуются бОльшим спросом у обучающихся.
Практически к каждому разделу накоплен материал, содержащий выдержки из произведений художественной литературы, иллюстрирующие физические явления или содержащие материал для обсуждения. Разработаны конспекты уроков и внеклассных мероприятий, которые положительно влияют на усвоение основного школьного курса физики, а также способствуют развитию умений решать задачи творческого характера. Бывает, что использование отрывков из литературных произведений, вызывает интерес у обучающихся в плане прочтения книг, примеры из которых были взяты. Более того, ребята сами стали находить подобные примеры, поскольку внимательнее и критичнее относятся к прочитанному.
Кроме того, очень эффективным является использование увлечённости обучающимися музыкой. При прохождении темы «Звук» проводятся уроки и внеклассные мероприятия совместно с учителем музыки.
Таким образом использование гуманитарной составляющей на уроках физики помогает обучающимся с ОВЗ по зрению лучше понять и более эмоционально воспринимать изучаемые темы.
Ну и в современных реалиях, с развитием технических средств и с улучшением технической оснащенности школы, усвоение учебного материала обучающимися стало более успешным. Так, наличие плазменной панели, позволяет, кроме прослушивания аудиофайлов, разного рода звуков, обучающимся с остатком зрения просматривать в увеличенном виде различные процессы и явления. Старшеклассники пользуются для работы ноутбуками с программой JAWS. Так же, наличие мессенджеров, умение пользоваться ими, позволяет быстро передавать задания на дом и задания для контроля знаний, и так же получать выполненные задания.
Таким образом, задача учителя, отдавая, безусловно, любовь и внимание, применять специальные методы в преподавании физики в школах для обучающихся с ОВЗ по зрению, постоянно искать методы и способы для лучшего преподавания интереснейшего предмета физика.
· Нормативные акты международного и федерального значения
· Конституция РФ
· Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
· Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
· Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
· Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
· Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
· Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.