Научно-методическое сопровождение введения ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления»
Н.А.Баборыкина, Е.Э.Устюжанина, З.В.Филатова, г. Кемерово
Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий» (далее УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность ученику самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетенции. Сегодня цель обучения определяется как процесс формирования умения учиться; включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач; целенаправленной организации деятельности учеников; пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смысла образования и смысла порождения); признания ведущей роли учебного сотрудничества.
Хотя содержание образования не претерпело особых изменений, реализация нового стандарта требует от каждого учителя выхода за рамки своего предмета, заставляет задуматься, прежде всего, о развитии личности ребёнка, необходимости формирования у него универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет самореализоваться, самоопределиться и быть социально активным.
Иными словами, ученик сам должен стать «архитектором и строителем» своего индивидуального образовательного процесса. А потому, достижение данной цели становится возможным, благодаря формированию системы УУД.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет универсальные учебные действия как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [1] УУД классифицированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы на соответствующем уровне личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться.
В сфере личностных УУД формируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность моральной децентрации.
В сфере регулятивных УУД выпускники овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных УУД выпускники учатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Начиная работу с детьми в 1 классе, необходимо учитывать психолого-физиологические особенности (недостаточное формирование центральных тормозных процессов, высокая утомляемость, слаборазвитая произвольность действий, недостаточное формирование способности к концентрации и переключению внимания, преобладание игровой мотивации) и проблем, с которыми обычно сталкивается ребенок в первые месяцы:
- меняется характер взаимодействия взрослых с детьми: число запретов и предписаний резко увеличивается, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится более серьезным;
- появляется учебное содержание, от усвоения которого зависят самооценка и социальный статус ребенка; это предполагает большую ответственность перед учителем и родителями;
- фронтальные формы организации учебного процесса требуют от ребенка серьезного напряжения и концентрации. У него часто отсутствует интерес к таким занятиям, вся его деятельность протекает под влиянием внешнего давления учителем. Это приводит к повышенной утомляемости и эмоциональному дискомфорту ребенка;
- появляется новый, непривычный распорядок дня, и изменившиеся отношения со сверстниками и старшими детьми углубляют ситуацию.
Так, в таблице 1 представлены ориентиры для педагогов по формированию УУД школьников [2].
Таблица 1
Психолого-педагогический ориентир для педагогов по формированию УУД школьников
Психологическая терминология |
Педагогическая терминология |
Язык ребёнка |
Педагогический ориентир(результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником) «знаю/могу», «хочу», «делаю». |
Личностные универсальные учебные действия |
Воспитание личности (нравственное развитие, формирование познавательного интереса) |
«Я сам» |
«Что такое хорошо и что такое плохо», «Хочу учиться», «Учусь успеху», «Живу в России», «Расту хорошим человеком», «В здоровом теле здоровый дух» |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Самоорганизация |
«Я могу» |
«Понимаю и действую», «Контролирую ситуацию», «Учусь оценивать», «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» |
Познавательные универсальные учебные действия |
Исследовательская культура |
«Я учусь» |
«Ищу и нахожу», «Изображаю и фиксирую», «Читаю, говорю, понимаю», «Мыслю логически», «Решаю проблему» |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Культура общения |
«Мы вместе» |
«Всегда на связи», «Я и МЫ» |
Таким образом, успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений. Основным средством формирования УУД являются учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, догадайся, верно ли утверждение, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности. Эти учебные задания побуждают детей:
- анализировать объекты;
- выявлять их сходство и различие;
- проводить сравнение и классификацию;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- обобщать.
В процессе выполнения данных заданий у школьников постепенно формируются УУД. С целью оказания помощи педагогам мы разработали памятку по формированию универсальных учебных действий.
Памятка для педагогов по формированию универсальных учебных действий младшего школьника
Личностные УУД:
1. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
3. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти и раскрыть в нем его индивидуальные личные особенности.
4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а педагог своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Познавательные УУД:
1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно.
2. Постарайтесь, помочь школьникам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
4. Всесторонний анализ проблем способствует развитию творческого мышления, решайте познавательные и творческие задачи несколькими способами.
Коммуникативные УУД:
1. Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы, особенности развития.
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», пробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
3. Составьте для детей алгоритм выполнения задания, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл.
4. Организовывая работу в группах или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
5. Приучите детей задавать уточняющие вопросы по материалу (Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
6. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
Регулятивные УУД:
1. Научите детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
2. Научите школьников: выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу.
3. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Литература
1. Козлова, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст]/В.В. Козлов, А.М. Кондаков, В.В. Фирсов, В.П. Дронов. – М.: Просвещение, 2011.
2. Программа формирования универсальных учебных действий [электронный ресурс] – Режим доступа http://prosv.ru/
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.