"Особенности применения наглядности на уроках труда при обучении детей с ОВЗ"
Оценка 4.8

"Особенности применения наглядности на уроках труда при обучении детей с ОВЗ"

Оценка 4.8
doc
29.01.2020
"Особенности применения наглядности на уроках труда при обучении детей с ОВЗ"
Роль наглядности.doc

Паксянова Е.К.

ГБОУ СО «Школа АОП № 1 г.Саратова»     

 

"Особенности применения наглядности на уроках труда при обучении детей с ОВЗ"

Применение наглядности в коррекционной школе относится к наиболее действенным способам обучения. Эффективность использования средств наглядности объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. Однако наглядность мало помогает в обучении, если ее применение не учитывает психологических особенностей формирования предметных образов у учащихся с ОВЗ. Это, в частности, неполнота формируемого образа (опускаются мелкие и малозаметные детали, нарушаются пропорции, величины деталей); слабость связей, свойств предмета с тем, что было усвоено в предыдущем обучении; недостаточное   между формируемым предметным образов и функциональным назначением предмета; трудность мысленного воссоздания объемного образа воспринимаемых свойств предметов в речи учащихся; слабость удержания предметных образов в долговременной, а часто и в оперативной памяти.

К средствам наглядности относятся реальные предметы, изображения, демонстрируемые трудовые действия.

Выделяются две функции наглядности: первая направлена на расширение чувственного опыта; вторая –на раскрытие сущности изучаемых процессов, и явлений.

Обе функции взаимосвязаны и дополняют друг друга. Так, для запоминания образа объекта труда важным является формирование его чувственного образа.

Однако для правильного выполнения изделия этого недостаточно. Необходимы знания о последовательности операций, о свойствах материалов, о качестве готовой продукции и т.п. Эти сведения реализует вторая функция наглядности. Выбор поделочного материала для работы в соответствии с инструкцией осуществляется на основе чувственно воспринимаемых свойств: формы, цвета, шероховатости, запаха и т.п. Но для самостоятельного определения рационального плана работы необходимы знания технологических свойств материалов. Для их формирования применяется специальная наглядность – демонстрация опытов.

При обучении детей с ОВЗ главное внимание необходимо уделять второй функции наглядности, так как усвоение знаний о свойствах воспринимаемых объектов для них является более сложной задачей. Решая ее с помощью наглядности, учащиеся усваивают информацию, которая содержит не только чувственный образ предмета, но и его свойства, сущность которых проявляется в знаниях о предмете.

Это названия предметов, их назначение, применение, виды материалов, их свойства, принадлежность к определенному классу, устройство станков, машин, инструментов.

К основным средствам наглядности относится натуральный образец, то есть изделие, которое по всем своим качествам соответствует требованиям к результату труда учащихся. Кроме того, в качестве наглядности используются образцы выполнения отдельных операций ,соединений деталей или отдельных деталей целого изделия, (например, шиповое соединение, образец накладного кармана).

Средством наглядности служит практический показ приема работы. Учитель объясняет назначение приема и показывает его выполнение по известной схеме:

-на первом этапе трудовые действия осуществляются в рабочем темпе и завершаются анализом полученного результата. Внимание учащихся акцентируется на его особенностях;

- второй этап – выполнение действий учителем в замедленном темпе, сопровождаемое объяснением и остановками в особо трудных местах;

- на третьем этапе учитель повторяет выполнение приема несколько раз в рабочем темпе.

После этого прием повторяют один – два ученика. Группе ставится задача оценить правильность выполнения и осуществления переход к фронтальному воспроизведению приема.

Значительное место в обучении занимает изобразительная наглядность. Это учебные плакаты, чертежи, рисунки на доске, иллюстрации учебников, фотографии, экранные изображения.

Изобразительная наглядность применяется:

- в целях выделения свойств, которые малозаметны при восприятии реального предмета или требуют сложного демонтажа станочного оборудования;

- изучение технологии промышленного производства и техники, которая отсутствует в школьной мастерской;

- для развития у учащихся способности создавать образ реального предмета на основе его изображения;

- при обучении классификации материалов, инструментов, видов изделий и планированию предстоящей работы;

- для формирования обобщенных образов частей и деталей станочного оборудования.

В связи с различными нарушениями восприятия у детей  с ОВЗ к наглядности применяются повышенные требования.

1.     Изображения должны быть четкими, красочными, целенаправленно отражать предметы и их свойства, т.е. соответствовать задачам одного или следующих друг за другом занятий.

2.     Используемые средства наглядности должны быть свободны от излишних деталей и линий. Вместе с тем в них должны четко выделяться существенные признаки изучаемых на уроке предметов и явлений. Желательно помещать средства наглядности на контрастном фоне.

3.     При изготовлении наглядных пособия необходимо позаботиться о соблюдении облегчающей их восприятие цветовой гаммы (зеленые, желтые, коричневые, оранжевые тона и оттенки).

4.     Воспринимаемые детьми средства наглядности должны соответствовать необходимым эстетическим требованиям. Такого рода наглядность воспитывает у детей художественный вкус и способствует усвоению знаний.

Среди всего перечня учебных задач, решаемых с помощью изобразительной наглядности, особое место занимает использование схематических изображений. Их применение позволяет развивать те качества умственной деятельности учащихся, которые труднее всего поддаются формированию. К ним относится способность к абстракции и обобщению. Психологические исследования показывают, что применение схем обеспечивает активную организацию прошлого опыта и создает условия не только для более быстрого запоминания, но для более успешного воспроизведения.

К средствам наглядности относятся организация лабораторных работ, которые, в основном, проводятся для изучения свойств материалов. А также оформленные для демонстрации тексты. В основном это правила безопасности и правила эффективной организации работы. Они демонстрируются на плакатах и с помощью экранных средств.

Использование такой наглядности бывает продуктивным только при условии, если изучении текстов включается в содержание занятия. При этом решается задача понимания текстов учащимися. Следует иметь в виду, что вывешивание плакатов с текстами (в том числе и правил безопасности) на длительный срок само по себе не способствует усвоению их содержания. Недопустимым также является бездумное заучивание правил и других текстов.

Применение наглядности служит эффективным средством развитие способности к саморегуляции детей с ОВЗ. Целенаправленное и психологически обоснованное включение средств наглядности в структуру урока позволяет активизировать внимание учащихся, существенно улучшать их восприятие, понимание и запоминание учебного материала.

 

Литература

 1.   Копылова, Т. Г. Система профессиональной работы в коррекционной школе VIII вида / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. — 2006. — № 5

 2.     Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. — М.: Дрофа, 2009. — С. 288–301.

 3.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1–4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. — М.: Просвещение, 2006. — С. 157–160.

 4.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы. В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — С. 3–6.


 


Паксянова Е.К. ГБОУ СО «Школа

Паксянова Е.К. ГБОУ СО «Школа

Для их формирования применяется специальная наглядность – демонстрация опытов

Для их формирования применяется специальная наглядность – демонстрация опытов

В связи с различными нарушениями восприятия у детей с

В связи с различными нарушениями восприятия у детей с

К средствам наглядности относятся организация лабораторных работ, которые, в основном, проводятся для изучения свойств материалов

К средствам наглядности относятся организация лабораторных работ, которые, в основном, проводятся для изучения свойств материалов

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020