Особенности проектирования процесса формирования региональной идентичности младших школьников

  • docx
  • 29.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проектирование процесса формирования региональной идентичности младших школьников.docx

Особенности проектирования процесса формирования региональной идентичности младших школьников

Кондрашина Наталья  Леонидовна

ЦРТДЮ города Кирова, методист

Одной из наиболее эффективных технологий формирования региональной идентичности детей младшего школьного возраста можно считать социально–культурное проектирование – систему последовательных действий, имеющую прогнозируемый и диагностируемый социально-культурный эффект.

Социально-культурное проектирование представляет собой форму специализированной социально-культурной деятельности и способствует воплощению в действительность прогнозных моделей в виде их практического или теоретического воплощения. Проектирование является тем теоретическим знанием, которое включает в себя не только понятийный и категориальный аппарат, а также принципы, закономерности, модели и методы, а также определённые технологические аспекты практического воплощения социально-культурных проектов. Здесь следует отметить, что, в числе прочего, это, практически ориентированная теория социально-культурных преобразований.

А. П. Марков выделяет следующие принципы социокультурного проектирования:

- принцип научного обоснования нормативной модели решения, который предполагает опору на знание об оптимальном состоянии объекта управления;

- принцип социальной целеобусловленности и целесообразности, обеспечивающий соответствие нормативным целям общественного развития ожидаемых эффектов, обеспечение оптимального сочетания механизма саморегуляции объекта управления с управленческим воздействием на него;

- принцип социальной ценности воспроизводства и соразмерности проектных перемен человеку (его психологической, физиологической и социальной природе);

- принцип «критического порога» модификации, который предполагает учёт степени социально значимых последствий, управляемости и корректируемости процессов такого изменения[1];

По мнению Г. М. Кузицина социально-культурные принципы следует подразделять следующим образом:

- принцип условной равнозначимости и комплексности всех на­правлений взаимодействия человека с его культурным, природным и социальным окружением;

- принцип реализуемости и реалистичности, предполагающий опору на реальную, поддающуюся учету (посредством расчета или качественной оценки) ресурсную базу и на наличие организационно-правовых форм для экспертной проверки, внедрения максимально эффективного в социально-психологическом, экологическом и социальном отношении варианта наличных проектных решений[2].

Центральный объект проектирования, объединяющий и разработку, и реализацию – это, собственно, производство жизни, а в центре её всегда человек. Здесь не стоит умалять человеческое стремление к свободному выбору, рациональному использованию своего энергетического запаса и физических сил, а также формирования таких социальных регуляторов, как мораль, социальные законы, нравственность, и пр.

Сущность проектной деятельности по формированию региональной идентичности детей младшего школьного возраста заключена в конечном изменении качественных характеристик региона, как социума, системообразующим компонентом которого является человек.

Здесь проектанту необходимо учесть не только и столько человеческие потребности, а прогнозировать их формирование в личностном и социальном смысле. Помимо этого, большое значение для проектирования формирования региональной идентичности детей младшего школьного возраста имеют процессы и условия, в которых они протекают. К ним относят, экономическую, политическую и культурную и ситуацию в регионе, взаимодействие социокультурных институтов, общественные отношения, взаимоотношения в неформальных и формальных организациях. Все эти процессы и условия должны быть так или иначе представлены, восприняты, поняты, воспроизведены и удержаны в процессе проектной деятельности.

Здесь можно выделить следующие задачи проектной деятельности:

- анализ ситуации, то есть комплексная диагностика проблем и конкретное определением их характера и источника;

- поиск, определение и разработка вариантов решения рассматриваемых проблем (на социальном и индивидуальном уровнях) с учетом наличных ресурсов и оценка вероятных последствий реализации каждого варианта;

- выбор оптимального решения (т.е. культурно обоснованных и социально приемлемых рекомендаций, которые способны произвести желаемые изменения) и его проектное оформление;

- разработка организационной формы внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих его реализацию в финансовом, материально-техническом и нормативно-правовом отношении.

Методологические аспекты проектной деятельности по формированию региональной идентичности детей младшего школьного возраста предполагает, прежде всего, обеспечение условий творческого процесса, который выступает внутренним регулятором процесса технологического.

В процессе методической работы проектантом разрабатывается и определяется тактика, которая трансформирует и переводит содержательный материал в конкретную программу деятельности. Формируя модели и образцы решений определенных социально значимых проблем, проектирование позволяет обеспечить комплекс научно обоснованных управленческих мероприятий, способствующих разрешению конкретной ситуации[3].

Ведущей целевой ориентацией проектной деятельности по формированию региональной идентичности детей младшего школьного возраста можно определить создание условий включения ребенка в систему региональных социально-культурных отношений, посредством знания исторической, социально-культурной и природно-географической уникальности региона, оптимизации его связей с социокультурной средой. А задачами можно считать: регулярный анализ ситуации, то есть всестороннюю диагностику проблем через определение их источника и характера; поиск и разработку вариантов решений проблем подростков на индивидуальном и социальном уровнях; учёт наличной ресурсной базы, оценка возможностей и итогов реализации каждого варианта проектной деятельности; подбор наиболее оптимальных решений, как культурно обоснованных и социально приемлемых рекомендаций, которые способны произвести желательные изменения в объекте проектирования и проектное оформление его; разработку технологической и организационной формы включения проекта в социокультурную практику и условий, которые позволят обеспечить реализацию проекта в нормативно-правовом, финансовом и материально-техническом отношении.[4]

Основной результат технологии проектной работы по формированию региональной идентичности детей младшего школьного возрастаэто, собственно, проект. Его цель понимается как образ желаемого, т.е. выходящего за рамки настоящего состояния объектной области проектирования, исходя из наличных проблем, противоречий и имеющейся ресурсной базы, она включает также и потенциальную возможность осуществления каких-либо изменений.

В. В. Попов ещё в 2004 году предостерегал от того, что сейчас стало объективной реальностью. Он говорил, что в процессе проектирования социально-культурной деятельности важно учитывать следующие вызовы и угрозы, являющиеся в настоящее время серьезными факторами, которые будут оставаться актуальными:

-                 конкурентоспособность традиционной формы социокультурных мероприятий неоспоримо снижается в угоду развитию альтернативных привлекательных возможностей культуры. Дети младшего школьного возраста, в отличие от периода даже десятилетней давности, имеют широкую возможность выбора развлечений и иных форм времяпрепровождения, которые не требуют приложения каких-либо серьезных усилий. Учреждения социально-культурной сферы рискуют не выдержать такую конкурентную борьбу и потерять своих традиционных клиентов;

-                   актуальным становится вопрос о разработке и внедрении в практическую деятельность новых форм мероприятий, опыт проведения которых необходимо использовать в процессе проектирования деятельности по формированию региональной идентичности детей младшего школьного возраста;

-                   нарастание социального напряжения при снижении финансовой возможности местного самоуправления позволяет укреплять мнение о бюджетных учреждениях социально-культурной как об избыточной роскоши. Не исключается и сценарий резкого сокращения их работников, когда останутся программы только очевидного социального значения. Следовательно, проектирование процесса формирования региональной идентичности детей младшего школьного возраста может претендовать на выживание только в случае обоснованно доказанной, и грамотно презентованной социальной значимости. Такие проекты должны иметь отклик и эффективный результат;

-                   у учреждений социально-культурной сферы будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут предлагать новые формы работы с детьми младшего школьного возраста, используя более качественный материально-технический и кадровый ресурс, профессиональное оборудование.[5]

         Многообразная и разносторонняя проектная деятельность по формированию региональной идентичности детей младшего школьного возраста в социально-культурных учреждениях реализуется в нескольких основных формах.

Это проектирование художественно-творческих объединений, культурно-познавательных кружков, различных курсов и клубных объединений, культурно-массовой деятельности и пр. Кружки, любительские клубные объединения традиционно остаются основной формой деятельности социально-культурных учреждений, поэтому их количество и качество их деятельности является одним из ключевых показателей эффективности работы по формированию региональной идентичности детей младшего школьного возраста.

Практика развития новых форм деятельности, таких как создание интерактивных клубов, совместных мероприятий со школами, библиотеками, музеями и пр. должна быть концептуально связана общей идеей с сохранением и развитием региональной составляющей. Л.В. Дукачева и Г.А. Ключарев выделяют главные цели деятельности творческих коллективов: возможность для участников выражения себя в творчестве, расширение кругозора, обогащение своих знаний и жизненного опыта, расширение круга знакомств и приобретение друзей.[6]  В этих формах дети получают возможность приобретения новых знаний, установок и навыков в комфортных и значимых для них условиях.

Проектирование культурно-досуговой деятельности по формированию региональной идентичности детей младшего школьного возраста имеет огромный потенциал в современном социально-культурном пространстве, поскольку в последние годы трансформировалось его качество. Процессы, которые происходят в культурной жизни страны, представляют собой отражение динамики общественного и индивидуального сознания. Важной составляющей этого процесса является обязательное включение в планы работы социально-культурных организации работы по патриотическому воспитанию, сохранению культурного наследия и этнокультурного комплекса. 

Динамично развиваются новые сферы социально-культурной жизни регионов - интеграционная, художественно-творческая, коммуникативная, культурно - образовательная. Результатом их становятся мероприятия, которые проводятся на постоянной основе и являются фактором активизации культурной жизни. Формирование региональной идентичности детей младшего школьного возраста станет отражением процесса укрепления их активной гражданской позиции, осознание ими ответственности за прошлое, настоящее и будущее региона и своей страны, её культурные ценности и творческий потенциал.

Ценностный аспект эффективности проектирования работы по формированию региональной идентичности детей младшего школьного возраста в числе прочего проявляется через актуальность для индивида. Социально-культурная деятельность для ребенка решает задачи: общение, развитие личности, умножение и разнообразие социальных связей и пр. Ценность проектирования определяется и тем, насколько полно в процессе формирования региональной идентичности детей младшего школьного возраста каждый из них сможет осознать свою идентичность с культурной средой, глубже интегрироваться в жизненное пространство общества. Здесь следует обратить внимание и на обращение к этнонациональным видам досуговых занятий, к рекреационным традициям, к массовым и зрелищным видам досуга, участию в праздниках, гуляньях.

По утверждению А. Демченко, «ценностный потенциал социально-значимого досуга человека – это оборотная сторона его индивидуальной значимости. Обе стороны нельзя отрывать друг от друга, они выступают взаимодополняющими аспектами одного и того же процесса человеческой жизнедеятельности[7]».

Целевой аспект определения эффективности проектирования деятельности по формированию региональной идентичности детей младшего школьного возраста заключается в соответствии результатов целевым установкам проекта. Осознание ребенком себя как части социальной общности, получение им знаний об исторической, этнокультурной и природной уникальности региона. Мотивация его к дальнейшей познавательной деятельности в этом направлении, вот важные целевые ориентиры эффективности проектной деятельности.

Таким образом, исследовав особенности проектирования процесса формирования региональной идентичности детей младшего школьного возраста, автор пришел к выводам, что:

-                 проектирование процесса формирования региональной идентичности детей младшего школьного возраста – технологическая система последовательных действий, имеющая прогнозируемый и диагностируемый социально-культурный эффект;

-                 проектирование процесса формирования региональной идентичности детей младшего школьного возраста, позволяет систематизировать процесс им приобретения ими устойчивой потребности в познании и творчестве, общении и самореализации, формировании осознанной гражданской позиции;

-                 формирование региональной идентичности детей младшего школьного возраста, как объект проектирования, обладает открытостью, мобильностью и гибкостью, оно способно создавать устойчивую социально-значимую и культуросообразную среду развития;

-                 целевая составляющая проектирования процесса формирования региональной идентичности детей младшего школьного возраста, заключается в разработке оптимальных условий, изменяющих качество жизни, побуждает к достижению общественно значимого результата, мотивирует к познавательной деятельности, пробуждает потребность в саморазвитии, самообразовании и т.п.

Рассмотрев формирование региональной идентичности младших школьников, как проблему научного исследования автор сделал следующие выводы.

-                 Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства, его главная задача - постижение окружающего мира.

-                 К основным психолого-педагогическим характеристикам младшего школьного возраста можно отнести: осознанность и произвольность психических процессов, их интеллектуализация, внутренняя опосредованность, происходящая благодаря освоению системы элементарных научных понятий, осознание собственных перемен в процессе учебной деятельности. Интенсивно формируются важные социальные, нравственные и интеллектуальные качества, многие из которых останутся неизменными на протяжении всей жизни.

-                 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста следует учитывать при планировании организации процесса воспитания и обучения. Очень важно обратить внимание на развитие их творческого воображения, которое отличают новизна, оригинальность, самостоятельность в создании образов, что способствует максимально высокому развитию их познавательных интересов.

-                 В этом возрасте целесообразна работа по формированию и развитию их самоидентичности, в том числе социальной, этнокультурной и региональной.

-                 Сущность понятия «региональная идентичность» заключается в идентификации личностью себя как части системы социокультурных отношений, связанных с понятием «регион», включающий в себя совокупность историко-культурных, природно-географических, социально-экономических и других факторов, а её содержание включает в себя выработку и поддержание коллективных смыслов, регулирующих и систематизирующих групповое взаимодействие, поддержание символического единства регионального сообщества.

-                 Важная и неоценимая роль в формировании региональной идентичности младших школьников принадлежит социокультурным институтам.

-                 Педагогический потенциал и ресурсная база современных социально-культурных учреждений способны качественно обеспечить эту работу. Одной из причин недостаточной её эффективности является отсутствие в большинстве регионов отлаженной системы взаимодействия социокультурных институтов.

-                 Проектирование формирования региональной идентичности детей младшего школьного возраста представляет значительный теоретический и практический интерес, поскольку обеспечивает максимально полную технологическую разработку этого процесса.

-                 Для эффективного проектирования необходимо регулярное системное исследование состояния проблемы, изменений психолого-педагогических характеристик, организационных и ресурсных возможностей реализации проектов и программ формирования региональной идентичности детей младшего школьного возраста;

-                 Эффективность этого процесса невозможна без комплексного анализа практического опыта организации этой деятельности на региональном, российском и международном уровнях. Это поможет вывести эту работу на максимально высокий качественный уровень.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Марков, А.П.  Основы социально-культурного проектирования: учеб. пособие / А.П Марков,  Г.М. Бирженюк.  – СПб.:2001.-с.112.

[2] Кузицын, Г. М. Проектирование социально-культурных процессов: учеб. пособие / Г. М. Кузицын. - Пермь, 2002.-с. 61-62.

[3] Курбатов, В. И. Социальное проектирование: учеб.пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова.- Ростов – н / Д.: Феникс, 2001. –С.113-167

[4] Кузицын, Г.М. Проектирование культурного пространства: теория и практика / Г.М.Кузицын // Время культуры и культурное пространство: сбор. тез. межд. научно-прак. конф. - М.: МГУКИ, 2000. – С.65-69

[5] Попов, В.В. Культурно - досуговая деятельность в контексте научного исследования: монография / В.В.Попов, Ф.Х.Попова.- Тюмень: Изд-во ТГУ, 2004. - 176 с. стр. 79-80

[6] Дукачева, Л.В., Ключарев, Г.А. « КДУ в свете реформ» С. 85-86 // Справочник руководителя Учреждения культуры .- 2008г.-№3.- с.85-86.

 

[7] Демченко, А. Некоторые проблемы современного развития культурно- досуговой деятельности и народного творчества./ А.Демченко  //  Культурно -досуговая деятельность и народное творчество. – М.:  ГИВЦ МК. Р.Ф., 2006.-49с.