Особенности профессионального обучения лиц с нарушением зрения
Оценка 4.8

Особенности профессионального обучения лиц с нарушением зрения

Оценка 4.8
Повышение квалификации +1
docx
преподавание +1
16.09.2022
Особенности профессионального обучения лиц с нарушением зрения
Особенности профессионального обучения лиц с нарушением зрения
Особенности профессионального обучения лиц с нарушением зрения.docx

Особенности профессионального обучения лиц с нарушением зрения

Существуют разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота на оба

глаза, при которой полностью утрачиваются светоощущение и цветоразличение;

практическая слепота, при которой сохраняется либо светоощущение, либо остаточное

зрение, позволяющие в известной мере воспринимать свет, цвета, контуры и силуэты

предметов.

По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения которых

находится в пределах от 0% до 0,04%. Таким образом, контингент слепых включает людей, полностью лишенных зрения (тотальные слепые) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04%).

Люди с остротой зрения от 0,05% до 0,2% входят в категорию слабовидящих и уже

могут работать с помощью зрения при соблюдении определенных гигиенических

требований.

Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше

видящем глазу с коррекцией.

Нарушения зрения и профессиональное образование

Человек с нарушением зрения не в состоянии обрести многие навыки общения, в том

числе и в полной мере овладеть невербальными средствами общения (жест, мимика,

пантомимика), и особенно спонтанным путем через естественное наблюдение и

подражание как это имеет место у зрячих.

Крайне актуальным в структуре профессионального образования лиц с нарушениями зрения является вопрос учета их психофизиологических особенностей и медицинских показаний и противопоказаний к получению той или иной профессии, организации учебного пространства и рабочего места. Нарушение зрения создает значительные препятствия в ориентировке в пространстве в пределах рабочего места.

Специальное рабочее место служит обеспечению безопасности и комфортности учебной

работы, его устройство направлено на устранение чрезмерных физических, динамических,

статических, сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных нагрузок и должно исключать возможность ухудшения здоровья или травматизма учащегося с нарушением зрения.

В настоящее время для комфортного обучения учащегося с нарушением зрения

предназначено адаптированное к его потребностям и особенностям учебно-познавательной

деятельности специальное автоматизированное рабочее место, на котором присутствуют:

сканирующее устройство, персональный мультимедийный компьютер, брайлевский

дисплей, принтеры для печати текста в плоскопечатном варианте и по системе Брайля,

синтезатор голоса, библиотека соответствующих компьютерных программ. Временной

режим обучения - щадящий. Требуется строгая дозировка умственной и слухов ой нагрузки для того, чтобы избежать чрезмерного переутомления незрячего обучающегося.

Возможности дистанционного компьютерного контакта студентов и преподавателей с незрячим учащимся на дому, выход в Интернет, участие в Интернет - конференциях в значительной мере позволяют преодолеть информационный и коммуникативный барьеры для незрячих. Обеспечение для незрячего обучающегося безбарьерной учебной информационной среды возможно благодаря наличию и использованию средств коррекции и компенсации познавательных возможностей с помощью:

оптических приспособлений, тифлоприборов (лупы - ручные, опорные, стационарные; очки - микроскопические, телескопические, гиперокулярные; монокуляры и бинокуляры; проекционные увеличивающие аппараты);

рельефно-графических, рельефно-наглядных (грифелей и приборов для ручного письма по Брайлю, для плоского письма и рельефного рисования, - специальных пишущих машинок и др.)

Учебные материалы должны быть адаптированы к зрительным возможностям

незрячих.

Содержание учебных пособий для профессионального обучения учащихся с нарушениями зрения не отличается от содержания таких же пособий для обычных учащихся, однако в оформлении учебников и учебных пособий имеется определенная специфика. Тексты в учебниках для слепых напечатаны рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля и снабжены рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, необходимы учебники, сочетающие рельефную и цветную печать. Для изучения дисциплин гуманитарного цикла необходимо наличие аудиок ниг на различных носителях.

Психофизические и познавательные особенности учащихся с нарушением зрения требуют

внесения корректив в учебные планы и программы. Необходимо предусмотреть перераспределение количественного соотношения лекционных и практических занятий в

сторону увеличения последних. Восприятие учебного материала незрячими учащимися

происходит медленнее, чем у зрячих, уступая ему также по полноте и точности; они нуждаются в большем отрезке времени, отводимом наизмерения, проведение опытов или

наблюдений, а также экскурсий. Необходима постоянная работа преподавателя, мастера

производственного обучения по конкретизации представлений, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета (преодоление вербализма),

развитию наглядно-образного мышления в связи с изучением учебных дисциплин, формирование приемов и способов самоконтроля, основанного на использовании сохранных анализаторов, а также компенсаторных способов познания объектов, действий,

операций профессиональной деятельности, развитии ориентировочных навыков в микро- и макропространстве, выделении сигнальных признаков предметов и мн.др.

Слабовидящие

У слабовидящих учащихся отмечается значительное снижение остроты зрения (на лучше видящем глазу с использованием очковой коррекции - в пределах 0,05-0,2 или выше - 0,3) при значительном нарушении других зрительных функций (конвергенции, аккомодации, поля зрения, глазодвигательных функций и т.д.). К слабовидящим относятся также и учащиеся с остротой зрения в пределах 0,4, но имеющие прогрессирующие или рецидивирующие заболевания. Зрительное восприятие при этом характеризуется недостаточностью, фрагментарностью, замедленностью, что обедняет чувственный опыт.

Слабовидящие учащиеся испытывают затруднённость пространственной ориентировки .

Утомление при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а

также вызвать снижение умственной и физической работоспособности. Однако зрение остаётся у слабовидящих ведущим анализатором, у них осязание не замещает зрительных функций, как это происходит у слепых, что требует дифференциации условий дистанционного обучения. Организация учебного пространства и рабочего места у слабовидящего определяются не только остротой зрения, но и сопутствующими (двигательными, психическими и/или интеллектуальными) нарушениями в развитии.

Особые требования предъявляются к освещению рабочего места. Освещенность на рабочих местах инвалидов с патологией органа зрения должна устанавливаться индивидуально с учетом нозологической формы заболевания, путем устройства комбинированного освещения. Общее освещение в системе комбинированного должно составлять не менее 20%. Недопустимы резкие изменения освещенности в течение рабочего дня (не более 30%). По мере снижения естественного освещения автоматически должно подключаться искусственное путем ступенчатого включения отдельных групп

светильников. Для снижения резкой неравномерности распределения яркости в поле зрения инвалидов необходимо предотвратить попадание прямых солнечных лучей в помещение с помощью штор или жалюзи, которые, однако, не должны значительно снижать освещенность. Местные светильники должны быть оснащены устройствами для

регулирования направления и интенсивности светового потока. Временной режим обучения - щадящий. Требуется строгая дозировка зрительной нагрузки для того, чтобы

избежать чрезмерного переутомления и снижения остроты зрения обучающегося.

Технические средства обеспечения комфортного доступа к образованию: оптические средства коррекции, электрооптические средства, принтеры и флотеры больших знаков, расширители полей зрения.

Учебные материалы не отличается от содержания таких же пособий для обычных учащихся, однако учебники и учебные пособия должны быть адаптированы к зрительным возможностям слабовидящих. В учебниках для слабовидящих используется более крупный плоскопечатный шрифт и используются адаптированные цветные иллюстрации

(отсутствуют мелкие детали и выделены четко контуры изображений). Для изучения дисциплин гуманитарного цикла необходимо наличие аудиокниг на различных носителях.

Принимая во внимание быструю утомляемость учащихся с нарушением зрения, необходимо чередовать и дозировать формы предъявления учебной информации – например: устное сообщение – работа с текстом - работа со схемой – работа с макетом (моделью), работа с аппаратурой и т.п.

Специфика обучения слепых и слабовидящих студентов заключается в следующем:

• дозирование учебных нагрузок;

• применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих

познавательные возможности студентов;

• специальное оформление учебных кабинетов;

• организация лечебно-восстановительной работы;

• усиление работы по социально-трудовой адаптации.

Во время проведения занятий следует чаще переключать обучающихся с одного вида деятельности на другой. Во время проведения занятия педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих студентов. К дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально.

Искусственная освещенность помещений, в которых занимаются студенты с пониженным зрением, должна составлять от 500 до 1000 лк. Поэтому рекомендуется использовать крепящиеся на столе лампы. Свет должен падать с левой стороны и ли прямо. Ключевым средством социальной и профессиональной реабилитации людей с нарушениями зрения, способствующим их успешной интеграции в социум, являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Обучение людей с нарушениями зрения с применением ИКТ в последнее время приобретает массовый характер. Проблемы доступа к визуальной информации для незрячих пользователей могут быть компенсированы посредством предоставления информации в аудиальной и кинестетической модальностях.

В настоящее время ИКТ сделали доступными для незрячих людей целый ряд современных профессий и значительно ускорили процесс повышения их профессионального уровня, предоставили им равные возможности трудоустройства. Таким образом, освоение ИКТ для незрячих является не только способом приобретения новых знаний, но и методом овладения одним из важнейших инструментов их социальной и профессиональной реабилитации.

Особое внимание при организации учебного процесса необходимо уделить подготовке компьютерного специального рабочего места (КСРМ) для обучающегося с нарушением зрения в соответствии с ГОСТ РФ Р 516452000 «Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное».

В качестве механизма, компенсирующего недостатки зрительного восприятия, у слабовидящих лиц выступают слуховое и осязательное восприятия. Лица с нарушениями

зрения уступают лицам с нормальным зрением в точности и оценке движений, степени мышечного напряжения в процессе освоения и выполнения заданий.

Ограниченность информации, получаемой слабовидящими, обусловливает схематизм зрительного образа, его скудность; нарушение целостности восприятия, когда в образе объекта отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали, что ведет к фрагментарности или неточности образа. При слабовидении страдает скорость зрительного восприятия; нарушение бинокулярного зрения (полноценного видения двумя глазами) у слабовидящих может приводить к так называемой пространственной слепоте (нарушению восприятия перспективы и глубины пространства), что важно при черчении и чтении чертежей.

При зрительной работе у слабовидящих быстро наступает утомление, что снижает их работоспособность. Поэтому необходимо проводить небольшие перерывы. Слабовидящим могут быть противопоказаны многие обычные действия, например, наклоны, резкие прыжки, поднятие тяжестей, так как они могут способствовать ухудшению зрения.

Для усвоения информации слабовидящим требуется большее количество повторений и тренировок. При проведении занятий следует учитывать значение слуха в необходимости пространственной ориентации, которая требует локализовать источники звуков, что способствует развитию слуховой чувствительности. У лиц с нарушениями зрения при проведении занятий в условиях повышенного уровня шума, вибрации, длительных звуковых воздействий, может развиться чувство усталости слухового анализатора и дезориентации в пространстве.

При лекционной форме занятий слабовидящим следует разрешить использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования, во время занятий.

Информацию необходимо представлять исходя из специфики слабовидящего студента: крупный шрифт (16 - 18 размер), дисковый накопитель (чтобы прочитать с помощью компьютера со звуковой программой), аудиофайлы.

Всё записанное на доске должно быть озвучено. Необходимо комментировать свои жесты и надписи на доске и передавать словами то, что часто выражается мимикой и жестами.

При чтении вслух необходимо сначала предупредить об этом. Не следует заменять чтение пересказом.

В построении предложений не нужно использовать расплывчатых определений и описаний, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «предмет находится где-то там, на столе, это поблизости от вас...». Старайтесь быть точным: «Предмет справа от вас».

При работе со слабовидящими возможно использование сети Интернет, подачи материала на принципах мультимедиа, использование «online» семинаров и консультаций, консультаций в режиме «off-line» посредством электронной почты.

При работе на компьютере следует использовать принцип максимального снижения зрительных нагрузок. Для этого нужно обеспечить:

- подбор индивидуальных настроек экрана монитора в зависимости от диагноза зрительного заболевания и от индивидуальных особенностей восприятия визуальной информации;

- дозирование и чередование зрительных нагрузок с другими видами деятельности;

- использование специальных программных средств для увеличения изображения на экране или для озвучивания информации;

- принцип работы с помощью клавиатуры, а не с помощью мыши, в том числе с использованием «горячих» клавиш и освоение слепого десятипальцевого метода печати на клавиатуре.

Рекомендации по межличностному взаимодействию со студентами с нарушениями зрения в образовательном процессе

Слабовидящему студенту нужно помочь в ориентации в пространстве Образовательной организации. В начале учебного года его необходимо провести по зданию корпуса, чтобы он запомнил месторасположение кабинетов и помещений, которыми будет пользоваться.

Находясь в помещении, новом для слабовидящего обучающегося, нужно описать место, где находитесь.

Например: «В центре аудитории, примерно в шести шагах от вас, справа и слева - ряды столов, доска - впереди». Или: «Слева от двери, как заходишь, - шкаф». Укажите «опасные» для здоровья предметы. Когда предлагаете слабовидящему сесть, не нужно его

усаживать, необходимо направить его руку на спинку стула или подлокотник. Во время

проведения занятий следует назвать себя и представить других собеседников, а также

остальных присутствующих, вновь пришедших в помещение. При общении с группой со

слабовидящим нужно каждый раз называть того, к кому обращаетесь. Нельзя заставлять

собеседника говорить в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его. При знакомстве слабовидящего с незнакомым предметом не следует водить его руку по поверхности предмета, нужно дать ему возможность свободно потрогать предмет. Если попросят помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слабовидящего к предмету и брать его рукой этот предмет, лучше подать ему этот предмет или подвести к нему. Заметив, что слабовидящий сбился с маршрута или впереди него есть препятствие, не следует управлять его движением на расстоянии, нужно подойти и помочь выбраться на нужный путь. Если не получится подойти, необходимо громко предупредить об опасности. При спуске или подъеме по ступенькам слабовидящего ведут боком к ним. Передвигаясь, не делают рывков, резких движений.

Особое внимание следует уделять развитию самостоятельности и активности слабовидящих студентов, особенно в той части учебной программы, которая касается отработки практических навыков профессиональной деятельности.

Преподаватель и мастер производственного обучения должны проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь каждому студенту, развивать веру в собственные силы и возможности.

Неадекватность оценки своих возможностей может приводить к конфликтам в общении или снижении потребности в нем. Наиболее сложно складываются взаимоотношения лиц с нормальным и с нарушенным зрением. Нередко причиной осложнения коммуникации является вовсе не отрицательная позиция зрячего по отношению к инвалиду, а незнание и непонимание особенностей такого общения. Таким образом, необходимо обращать особое внимание на формирование у нормально видящих адекватных установок по отношению к инвалидам по зрению.


 

Особенности профессионального обучения лиц с нарушением зрения

Особенности профессионального обучения лиц с нарушением зрения

Учебные материалы должны быть адаптированы к зрительным возможностям незрячих

Учебные материалы должны быть адаптированы к зрительным возможностям незрячих

Временной режим обучения - щадящий

Временной режим обучения - щадящий

Ограниченность информации, получаемой слабовидящими, обусловливает схематизм зрительного образа, его скудность; нарушение целостности восприятия, когда в образе объекта отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали,…

Ограниченность информации, получаемой слабовидящими, обусловливает схематизм зрительного образа, его скудность; нарушение целостности восприятия, когда в образе объекта отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали,…

Слабовидящему студенту нужно помочь в ориентации в пространстве

Слабовидящему студенту нужно помочь в ориентации в пространстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2022