Особенности профессионального обучения лиц с поражением опорно-двигательного аппарата
Нарушения опорно-двигательного аппарата включают тяжелые нарушения манипулятивной функции рук (спастика, гиперкинез, миопатия), поражение нижних конечностей и/или тяжелые речевые нарушения (тяжелая дизартрия, анартрия). В связи с
этим при разработке курсов дистанционного обучения для данной категории инвалидов необходимо выделить общие (свойственные всем перечисленным группам) и специфические (индивидуализированные) педагогические требования.
Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют собой многочисленную группу лиц, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом, эмоционально-личностном
развитии.
Для того чтобы обучение студента с нарушениями опорно-двигательного аппарата оказалось успешным, преподаватели, мастера производственного обучения и другие участники образовательного процесса должны знать особенности развития этой категории
обучающихся и учитывать их в образовательном процессе.
Необходимо сохранять принцип коррекционной направленности обучения, которая должна обеспечиваться специальными методами обучения, введением специальных пропедевтических занятий, предшествующих изучению отдельных разделов и тем программы, а также введением специальных индивидуальных и групповых занятий.
Продолжительность занятия не должна превышать 1,5 часа (в день 3 часа), после чего рекомендуется 10-15-минутный перерыв.
Обучение студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта; терапия нервнопсихических отклонений; купирование соматических заболеваний; должно сочетаться с лечением на базе поликлиники, занятиями ЛФК и логопедическими занятиями на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра.
Специфика поражений опорно-двигательного аппарата может замедленно формировать такие операции, как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственной зависимости, неточность употребляемых понятий. При тяжелом поражении нижних конечностей руки присутствуют трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями.
Поражения опорно-двигательного аппарата часто связаны с нарушениями зрения, слуха, чувствительности, пространственной ориентации. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела
в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить фигуры, складывать из частей целое. В письме выявляются ошибки в графическом изображении букв и цифр (асимметрия, зеркальность), начало письма и чтения с середины страницы; Нарушения опорно-двигательного аппарата проявляются в расстройстве внимания и памяти, рассредоточенности, сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной.
Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, проявлении страхов, склонности к колебаниям настроения.
Для организации учебного процесса необходимо определить учебное место в аудитории, следует разрешить студенту самому подбирать комфортную позу для выполнения письменных и устных работ (сидя, стоя, облокотившись и т.д.).
При проведении занятий следует учитывать объем и формы выполнения устных и письменных работ, темп работы аудитории и по возможности менять формы проведения занятий.
При работе со студентами с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки.
Проектирование учебного пространства и оснащение рабочего места должно осуществляться с учетом тяжести инвалидности, степени функциональных нарушений и ограничения способности к основным видам деятельности - учебной и трудовой. Рабочее место должно обеспечивать инвалиду деятельность с незначительными или умеренными (тренирующими) физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками (1 -й и 2-й классы согласно «Гигиеническим критериям»), исключать возможность ухудшения здоровья или травматизма инвалида. Отдельные элементы оборудования и мебель должны быть трансформируемыми: рабочий стол имеет изменяемую высоту и наклон рабочей поверхности, регулируемую подставку для ног. Рабочий стул для инвалидов этой категории должен быть оснащен устройством для изменения положения сидения по высоте и наклону, регулируемой подставкой для ног, в отдельных случаях - специальным сидением, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, приспособлением для рабочих инструментов, устройством перемещения вдоль рабочей плоскости по направляющей, а также посредством электромеханических автономных устройств. Габариты стола должны соответствовать эргономическим требованиям работы инвалида на коляске и функциональным требованиям выполнения рабочих операций в пределах зоны досягаемости. Рабочий стул должен обеспечивать возможность поворота и изменения высоты и наклона сидения, угла наклона высоты спинки, крепления подножек, подлокотников, спинки под шею, штанги для инструментов, компенсационной подушки, облегчающей вставание. Для инвалидов с поражением нижних конечностей конструкция рабочего стола должна обеспечивать свободный въезд кресла - коляски под стол. Габариты зоны рабочего места на одного инвалида на кресле-коляске составляют не менее 1800х900 мм, при этом необходимо учитывать габариты разворота коляски в соответствии с возрастной группой (от 13 до 18 лет). В рабочей зоне на высоте 800 - 1600 мм от пола должны располагаться шкафы для хранения необходимого учебного материала; полки-стеллажи для размещения аппаратуры, приспособлений, с такими размерами, чтобы располагаемые на них предметы не выступали за края полок. Полки для размещения мелких предметов и деталей должны иметь бортики. Временной режим обучения - щадящий для всех групп инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающий снижение их умственной и физической работоспособности, особенности психофизического состояния и требующий чередования (смены) интеллектуальной, физической нагрузки и отдыха. Технические средства обеспечения комфортного доступа к образованию должны определяться в соответствии с видом двигательных ограничений. Для инвалидов с тяжелыми нарушениями манипулятивной функции рук (спастика, гиперкинез, миопатия) необходимы: специальное программное обеспечение для вводных и выходных модификаций компьютера; вспомогательные средства для захватывания (удержания), держатели с захватом и приспособления, средства, прикладываемые к изделиям и продукции; приспособления для перекладывания бумаги, держатели рукописи, опоры предплечья, прикладываемые к пишущим машинкам или компьютерам; специальные ручки, карандаши, кисточки, циркули для черчения и линейки, специальные устройства для письма, рисования и черчения; вспомогательные средства для чтения (устройство для переворачивания листов, подставки для книг и держатели книг); системы фиксированного расположения предметов (магниты, прокладки, фиксаторы); приспособления для чтения, письма, манипулирования, специальные приспособления для работы одной рукой и др.
Использование компьютерных технологий
С целью получения лицами с поражением опорно-двигательного аппарата информации в полном объеме звуковые сообщения нужно дублировать зрительными.
Особую роль в педагогической деятельности играет использование наглядного материала,
обучающих видеоматериалов.
Для студента-инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата компьютер обеспечивает дополнительный и значимый ресурс как средства обучения, контроля результатов обучения, учебной и иной познавательной коммуникации. Применение компьютерной техники в индивидуализации обучения обеспечивает для обучающихся построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, возможность оперативной обратной связи, оказания быстрой индивидуальной помощи в случае затруднения усвоения учебной информации.
Рекомендации по межличностному взаимодействию со студентами с нарушением опорно-двигательного аппарата
Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию студента с нарушением опорно-двигательного аппарата, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У таких студентов наблюдаются нарушения личностного развития: пониженная мотивация к
деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.
Независимо от степени двигательных дефектов у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата могут встречаться нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности к внешним раздражителям и пугливости. У одних отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других - вялость, пассивность и двигательная заторможенность.
При общении с человеком в инвалидной коляске, нужно сделать так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Например, сразу в начале разговора сесть, если есть возможность, прямо перед человеком в инвалидной коляске.
Инвалидная коляска - неприкосновенное частное пространство. На неё нельзя облокачиваться и толкать. Нельзя начать катить коляску без согласия сидящего в ней. Нужно спросить, необходима ли помощь, прежде чем оказать ее. Необходимо предложить помощь при открытии дверей или наличии в помещениях высоких порогов. Если предложение о помощи принято, необходимо спросить, что нужно делать, четко следуя инструкциям. Передвигать коляску нужно медленно, поскольку она быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Всегда необходимо лично убеждаться в доступности мест, где запланированы занятия. Можно предложить старосте группы, где обучается студент-инвалид или студент с ОВЗ, заранее известить его о возможных проблемах с доступностью объекта. Лица с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства. Если человек, имеющий такие нарушения, расстроен, нужно спросить его спокойно, что можно сделать, чтобы помочь ему. Не следует говорить резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если для этого имеются основания. Если собеседник проявляет дружелюбность, то инвалид будет чувствовать себя спокойно. При общении с людьми, испытывающими затруднения в речи, не следует:
¾ перебивать и поправлять;
¾ начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что собеседник закончил свою мысль;
¾ пытаться ускорить разговор.
Необходимо быть готовым к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет больше времени. Если спешите, лучше договориться об общении в другое время. Затруднения в речи - не показатель низкого уровня интеллекта человека. Если не понятно,
что вам сказали, следует переспросить. Если снова не удалось понять, нужно попросить произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. При возникновении проблем в общении, можно спросить, не хочет ли собеседник использовать другой способ
- написать, напечатать. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов
или кивка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.