Особенности проведения инвентаризации

  • docx
  • 13.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0024605.docx

Особенности проведения инвентаризации

Как мы отметили в начале, инвентаризации подлежат все материальные ценности учреждения, расчеты и другие статьи баланса. Естественно, что учет каждого из объектов имеет свои особенности. И, безус­ловно, порядок инвентаризации — тоже особенный. Радует лишь то, что изучать ворох дополнительных документов не придется, нужно лишь внимательно и­ до конца изучить Инструкцию № 69. Мы же сэкономим ваше время и приведем особенности инвентаризации различных объектов в табл. 2.

Отметим, что все расхождения фактических данных с учетными оформляют соответствующим актом, на основании которого, а также Протокола инвентаризационной комиссии (по форме, приведенной в приложении 12 к Инструкции № 69), бухгалтерия отражает результаты инвентаризации в учете.

Таблица 2. Особенности проведения инвентаризации различных объектов

Объект 
инвентаризации

Особенности проведения

Действия комиссии

Действия бухгалтерии

Основные

средства(1)

(счет 10)

Кроме проверки фактического наличия объектов, проверяют также наличие технической документации и документов о праве собственности или праве пользования. Об инвентаризации основных средств 
см. материал на с. 8

СоставляетИнвентаризационную опись основных средств (приложение 1(2)). При выявлении объектов, которые не находятся на учете, также включает их в опись (оценку таких объектов проводят по справедливой стоимости, а износ определяют по настоящему состоянию объекта)

На основанииИнвентаризационной описи основных средств составляетСличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств(приложение 2),а в случае если инвентаризацией установлены излишки или недостачи основных средств — отражает их в бухгалтерском учете

Нематериальные активы (счет 12)

Наличие нематериальных активов устанавливают по документам, которые были основанием для их оприходования, или по документам, которые подтверждают имущественные права на них

На каждый нематериальный актив или их группу составляетИнвентаризационную опись нематериальных активов (приложение 3). При выявлении нематериальных активов, которые не находятся на учете, включает их в опись (оценку таких объектов проводят по восстановительной стоимости)

На основанииИнвентаризационной описинематериальных активов составляетСличительную ведомость результатов инвентаризации нематериальных активов (приложение 4)

Материалы, продукты питания, прочие материальные запасы 
(счета 20, 23–25)

Инвентаризацию проводят по местам хранения и отдельно по материально ответственным лицам (группам лиц). Запасы записывают в описи по наименованиям с указанием номенклатурного номера, вида, группы, сорта и количества, а тару — по видам, целевому назначению и качественному составу (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.)

СоставляетИнвентаризационную опись прочих необоротных материальных активов и запасов (приложение 5)

На основанииИнвентаризационных описей прочих необоротных материальных активов и запасовсоставляетСличительную ведомость результатов инвентаризации прочих необоротных материальных активов и запасов (приложение 6)

Молодняк животных и животных на откорме 
(счет 21)

Животных инвентаризируют в групповом порядке в разрезе учетных групп и материально ответственных лиц. В описи вносят инвентарный номер, кличку, пол, масть и породу

МБП

(счет 22)

Инвентаризацию проводят по местонахождению МБП и материально ответственным лицам путем осмотра каждого предмета. Если МБП выданы сотрудникам в личное пользование — допускается составление групповой ведомости с указанием ответственных лиц и их подписью. Опись не составляется для тех МБП, которые учитываются в оперативном порядке

Прочие необоротные материальные активы

(счет 11)

Суммарно инвентаризируют белье, постельные принадлежности, одежду и обувь, близкие по размерам, качеству и цене. Отдельно инвентаризируют библиотечный фонд

Денежные средства, ценности, бланки строгой отчетности в кассе (счета 30 и 33)

Инвентаризацию кассы проводят 
в соответствии с Положением № 637

Путем полного подсчета проверяет наличие в кассе всех денежных средств, ценных бумаг, чековых книжек и почтовых марок, по результатам которого составляетАкт инвентаризации наличия денежных средств, ценностей (приложение 7)и Инвентаризационную опись бланков документов строгой отчетности (приложение 8)

Инвентаризации кассы посвящен п. 4.10 Положения № 637. Согласно этому пунктурезультат инвентаризации оформляют Актомо результатахинвентаризации наличных средств(приложение 7к Положению № 637). Однако рекомендуем все же воспользоваться формой акта, утвержденной специально для бюджетников (приложение 7к Инструкции № 90)

Расчеты(3) 
(счета 34, 36–37, 50–52, 60–68)

Инвентаризируют все счета и расчеты (дебиторскую и кредиторскую задолженность) учреждения

Устанавливает правильность расчетов и сроки возникновения задолженностей по ним. По результатам инвентаризации составляет Акт инвентаризациирасчетов с дебиторами и кредиторами(приложение 9)и Справку к актуинвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами(приложение 10)

Предоставляет документальные данные для проведения инвентаризации расчетов: первичные документы, учетные регистры, выписки со счетов и т. д.

Незавершенное капитальное строительство и незаконченные капитальные ремонты (счет 14)

Наличие таких объектов устанавливается путем проверки их в натуре

Проверяет наличие оборудования, переданного для монтажа, состояние законсервированных и временно остановленных строительных объектов(4)

Проводит инвентаризацию фактических расходов (предоставляет выборку первичных документов и учетных регистров для определения фактических расходов)

Незавершенные научно-исследовательские работы (субсчет 823)

Такие работы могут инвентаризировать в научно-исследовательских учреждениях и учебных заведениях

Должна установить: наличие договора с заказчиком, правильность определения сметной стоимости работ и отражения фактических затрат и причины их отклонения (если такие имеются) (4)

Незавершенное производство производственных (учебных) мастерских

(субсчет 821)

В незавершенном производстве инвентаризируют: заготовки, изделия, обработка которых не завершена, готовые изделия, не полностью укомплектованные и не переданные на склад

Комиссия составляетИнвентаризационные описи отдельно по каждой мастерской с указанием наименования заготовок, стадии их готовности, количества или объема(4)

Незавершенное производство в подсобных (учебных) сельских хозяйствах 
(субсчет 822)

Инвентаризируют расходы на озимые посевы, пахоту, подготовку почв, парников и теплиц, закладку садов, ягодников и виноградников

Проверяет натуральные показатели и фактические расходы(4)

Материальные ценности, принятые (переданные) на ответственное хранение 
(забалансовые счета 02, 06)

Инвентаризируют материальные ценности, принятые от сторонних учреждений и переданные сторонним учреждениям на ответственное хранение

СоставляетИнвентаризационную опись материальных ценностей, принятых (переданных) на ответственное хранение (приложение 11). Комиссия проверяет и пересчитывает ценности в натуре. Товары и материалы, хранящиеся на складах других учреждений, записываются в опись на основании подтверждающих документов о передаче на ответственное хранение

Предоставляет документальные данные для проведения инвентаризации

 

(1) Подробно об инвентаризации основных средств вы сможете прочитать на с. 8 этого номера.

(2) Здесь и далее в таблице речь идет о приложениях к Инструкции № 90.

(3) Подробно об инвентаризации расчетов вы сможете прочитать на с. 10 этого номера.

(4) Типовых форм описи для этого объекта нет. Их можно составлять в произвольной форме.