(Слайд 1) Особенности проведения занятий творческого объединения «Информатика и ИС» МБУ ДО СЮТ г. Ессентуки в дистанционном режиме
(Слайд 2) «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» (Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ст.16). Соответственно программа с применением дистанционных технологий – это обучение обучающегося педагогом в очном режиме с использованием информационных средств. А программа дистанционного обучения предполагает удаленное взаимодействие обучающегося с педагогом при помощи средств, необходимых для проведения обучения.
К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые подразделяются на следующие виды (Слайд 3):
1. Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) - средства коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций можно отнести форумы, электронную почту, wiki–сайт и т.д.;
2. Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) – это средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени. Это голосовые и видеоконференции (чаты), технологии Skype, Zoom и т.д. Такие технологии удобны, когда участники территориально удалены друг от друга.
(Слайд 4) Особенности разработки структуры дистанционного занятия
Модель структуры дистанционного занятия включает в себя следующие элементы:
1. Мотивационный блок. Мотивация – необходимая составляющая дистанционного обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед обучающимся.
2. Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации).
3. Информационный блок (система информационного наполнения).
4. Контрольный блок (система тестирования и контроля).
5. Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного занятия с преподавателем и между собой).
Сценарий дистанционного занятия может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т. д.
При разработке дистанционного занятия следует принимать во внимание изолированность обучающихся. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит обучающимся задавать вопросы.
(Слайд 5) Требования к дистанционному занятию
Внешний порядок занятия. Самым простым и самым элементарным является точное начало и точное окончание занятия. Это требование к дистанционному занятию являться определяющим. К внешнему порядку относятся не только его точное начало и окончание, но и предусмотрительность всех внештатных ситуаций, которые могут возникнуть во время занятия (техническое обеспечение, наличие необходимых материалов и др.).
Внутренний порядок занятия (его структура). К внутреннему порядку занятия относится целесообразное распределение занятия на этапы, т.е. занятие делится на четкие временные отрезки. Правильно спланированное занятие содержит в каждом из своих этапов цель, мобилизующую обучающихся, стимулирующую процесс обучения, пробуждающий мотивацию. Обучающиеся должны знать, чего от них требуют, что они должны прочно усвоить. Структурно хорошо спланированное занятие учитывает уровень подготовленности обучающихся характеризуется четким распределением учебного материала, позволяет последовательно продвигаться от одной частной цели занятия к другой. Целесообразно рассматривать изучение одной темы путем разделения на микротемы. (Слайд 6) И тогда, изучение темы с применением дистанционных технологий будет выглядеть так:
Введение.
Микротема 1. Контроль.
Микротема 2. Контроль. Тема
учебного занятия.
…..
Подведение итогов.
Важно понимать, что усвоение обучающимися темы занятия и отработка практических навыков самостоятельно в дистанционном режиме занимают в два, а то и в три раза больше времени, чем при обучении в сопровождении педагога. Именно это и должно стать основой разделения темы (Слайд 7).
Алгоритм разработки дистанционного занятия:
1. Определение темы дистанционного занятия.
2. Определение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
3. Цели занятия (относительно обучающегося, педагога, их совместной деятельности).
4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия.
5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
7. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные web-квесты и т.д.
8. Разработка контрольных и оценочных материалов (тест, проектная работа, ведение рабочих тетрадей, практическое или творческое задание, реферат и т.д.) для каждого учебного элемента занятия. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов детей. После получения ответа от обучающегося, формируется оценка с рекомендательным характером (обязательно должна быть обратная связь педагога с ребенком и также с родителем (эффективно использовать различные мессенджеры).
9. (Слайд 8) Определение времени и длительности дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:
1-х классов — 10 мин,
2-5-х классов — 15 мин,
6-7-х классов — 20 мин,
8-9-х классов — 25 мин,
10-11-х классов — 30 мин.
Распределение времени занятия (для он-лайн режима):
ознакомление с инструкцией от 2 до 5 минут;
работа педагога над темой, теоретическая часть до 20 минут;
выполнение индивидуальных заданий до 10 минут;
обсуждение результатов занятия до 10 минут.
Общая длительность дистанционного занятия 30 минут.
10. Подготовка технологической карты занятия, подробного сценария дистанционного занятия.
11. На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности обучающегося подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.
12. Программирование учебных элементов занятия для представления в Интернете, в случае размещения занятия на веб-сайте.
13. Тестирование занятия, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.
14. Опытная эксплуатация занятия.
15. Модернизация занятия по результатам опытной эксплуатации.
16. Проведение занятия.
17. Анализ занятия. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны обучающихся, так и педагога.
Сценарий дистанционного занятия может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.
(Слайд 9) Основные педагогические принципы проведения занятий творческого объединения «Информатика и ИС» МБУ ДО СЮТ г. Ессентуки в дистанционном режиме.
1) В центре обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучающегося, а не сама дисциплина или способы ее преподавания.
В ходе обучения у обучающегося должны быть сформированы способности по самостоятельному поиску информации и правильной ее обработке. При этом процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, а, наоборот, сам ученик должен с самого начала быть вовлечен в активную познавательную деятельность и не ограничиваться только информацией, содержащейся в учебных материалах.
2) Применение новейших педагогических технологий, соответствующих специфике дистанционной формы обучения и максимальным образом способствующих раскрытию внутренних резервов каждого ребенка.
3) Обеспечение активного взаимодействия обучающегося не только с педагогом, но и другими участниками учебного процесса.
4) Система контроля должна иметь систематический характер и строиться на основе оперативной обратной связи (предоставление обучающемуся консультаций в удобное для него время) и отсроченного контроля (например, при проведении тестирования).
(Слайд 10) В течение прошлого учебного года, особенно в период пандемии и летних каникул мною велась активная работу по изучению, исследованию, разработке и возможности внедрения в образовательную практику учреждения дополнительного образования, а конкретно в объединение «Информатика и ИС», дистанционных элементов обучения по дополнительной образовательной программе.
Во время дистанционного обучения я старалась не потерять контингент обучающихся, вовлекая их в режиме онлайн в проектную деятельность, привлекая к участию в акциях и конкурсах, различных олимпиадах. Я регулярно проходила обучение в этом направлении работы. Согласно рекомендациям Министерства Просвещения РФ мною были откорректировали учебно-тематические планы в содержании своих программ, созданы простейшие ресурсы (страницы в Инстаграмм, работа в социальной сети «В контакте», группы в Whats App) и задания для обучающихся. Выражаю свое отношение к работам обучающихся не только лайками, но и в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн-консультаций.
Исходя из приобретённого опыта работы в системе дополнительного образования в режиме дистанционного обучения и личных наблюдений, могу сказать следующее, что для получения успешных результатов в данной форме получения образования важна высокая мотивация и активность ребенка на «добывание знаний». Это первое качество, которое должно быть непременно сформировано педагогом у обучающегося. Без него результат обучения в любой дистанционной форме обречён на провал, что конкретно проявилось в период пандемии при работе педагогов в дистанционном режиме. Обучаясь дистанционно, обучающийся лишен педагога, который, находясь рядом, обязательно бы подсказал и помог ему, направил на путь истинный, наконец, если надо - заставил.
Однако роль «сетевого преподавателя» очень важна для получения хорошего и устойчивого результата. Меня, как педагога, радуют новые возможности обучения ребенка в режиме дистанционного обучения:
§ созданием собственной образовательной траектории обучения;
§ самостоятельным выбором индивидуальной траектории обучения;
§ непрерывность обучения (независимо от болезни, участия в других делах и т.д.)
§ быстрым доступом к различным источникам информации с оперативной передачей любого ее объема и вида (визуальной, звуковой, динамичной, текстовой, графической) на любые расстояния;
§ осуществлением контроля с обратной связью, диагностикой и выявлением ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
§ осуществлением самоконтроля и самокоррекции результатов;
§ визуализации учебной информации в процессе, в том числе, в реальном и виртуальном мире;
§ комфортностью условий для творческого самовыражения.
Все эти положительные стороны дистанционного обучения позволяют формировать у обучающихся объединения «Информатика и ИС» ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, проблемную.
(Слайд 11) Ключевыми направлениями деятельности педагога при дистанционном обучении являются:
§ координация учебного процесса;
§ контроль за ходом освоения образовательных программ;
§ консультирование обучающихся как по вопросам, связанным с построением индивидуальных учебных планов, так и вопросам, возникающим по ходу изучения учебного материала;
§ корректировка (в случае необходимости) индивидуальных учебных планов обучающихся.
Дистанционное обучение в объединении «Информатика и ИС» ориентирует педагога, осуществляющего данное обучение, не только на достижение высокого уровня освоения учебного материала, но и на развитие у обучающихся таких навыков, как:
§ умение ставить учебную цель,
§ сформулировать информационный запрос,
§ найти адекватные источники информации,
§ грамотно извлекать информацию,
§ владеть приемами просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения;
§ использование приобретенной информации и знаний, выработанных на ее основе в собственной письменной речи,
§ развитие визуальной, двигательной и словесно-логической памяти.
Этому способствует инновационная методика работы обучающихся с дидактическими блоками и ресурсами интернет-уроков и занятий. В рамках изучения курса «Информатика и ИС» предусмотрена возможность освоения обучающимися различных тем не только на уровне, предусмотренном образовательной программой, но и на более углубленном за счёт сетей Интернет.
Особо существенным обстоятельством является возможность педагога создавать ситуацию успешности для каждого обучающегося. В условиях дистанционного образования это достигается путем предоставления обучающемуся права осваивать занятие заново неограниченное количество раз. Таким образом, обучающийся может достичь того уровня освоения учебного материала, на который он претендует, будучи при этом адекватно оцененным.
В завершении хотелось бы сказать, что дистанционное обучение крайне актуально в настоящее время. Задача сделать обучение непрерывным для всех является крайне важной. Охват дополнительной информацией для изучения интересующимися и одарёнными учащимися не всегда возможен в должной мере в рамках обычных занятий. Дистанционные технологии обучения позволяют реализовать поставленные задачи. Реализация в виде электронных курсов, видеоконференций, чатов, форумов будет интересна и полезна для обучающихся.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение решает множество стоящих перед педагогом задач. Различные формы дистанционного обучения позволяют проводить разные виды занятий и иметь постоянную коммуникацию с детьми. Применение дистанционных форм обучения необходимо в реализации программы объединения «Информатика и ИС» на всех уровнях (Слайд 12).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.