Особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте
Оценка 5

Особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
воспитание +2
СCУЗ, ВУЗ
06.05.2020
Особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте
Агрессия.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

Кафедра социальной психологии образования и развития

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента(ки)                2         курса                  242     группы

Направления  (специальности)       44.03.02  Психолого-педагогическое образование, Психология образования

Факультета психолого-педагогического и специального образования

Кармановой Алёны Андреевны

 

 

 

 

 

Научный руководитель

к.пед.н., доцент                                                                     Т.В. Хуторянская

должность, уч. степень, уч. звание            подпись, дата                        инициалы, фамилия

 

Зав. кафедрой

д.пс.н., профессор                                                                 Р.М. Шамионов

должность, уч. степень, уч. звание            подпись, дата                        инициалы, фамилия

 

 

 

 

Саратов 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3

1. Теоретические основы изучения особенностей  агрессивного поведения  у младших школьников                                                                   6

     1.1. Психологические особенности младшего школьника                       6

     1.2. Особенности детской агрессии                                                                9

2. Исследования проявления агрессии у детей младшего школьного возраста                                                                                                                 12

     2.1. Методики исследования                                                                         12

     2.2. Интерпретация результатов исследования                                        14

     2.3. Рекомендации по профилактики и коррекции проявления агрессивного поведения                                                                                     22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

Важность семьи и школы как института воспитания обусловлена тем, что здесь ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Здесь закладываются основы личности ребенка. В этом актуальность работы.

Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска.

В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования агрессивного поведения младших школьников. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными, так и отечественными учёными, предлагающими различные способы и методы коррекции агрессивного поведения детей 6–10лет (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс и др.)

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение», «приступ». Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями.

Цель работы – провести теоретический анализ аспектов агрессии младшего школьника и девиантного поведения.

Объект исследования: эмоционально-волевая сфера личности

Предмет исследования: агрессия младших школьников

Гипотеза: уровень агрессивности у современного младшего школьника достаточно высок, мальчики более агрессивны, чем девочки.

Для выполнения цели исследования нами были сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ научной литературы по данной проблеме;

2. По параграфам разработать психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности.

3. Просмотреть причины и методы корректировки агрессивного состояния у детей младшего школьного возраста

Практическая значимость работы состоит в том, что были изучены семьи испытуемых детей младшего школьного возраста; в результате проведенных исследований выявлены формы агрессии, разработаны коррекционные упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений и на снижение агрессивного поведения у детей младшего школьного школьного возраста.

Методы исследования:
1) Теоретические: анализ литературы по данной теме
2) Эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3) Статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, обработка полученных в ходе исследования данных.

Методология  исследования: системный, личностно- деятельностный  подход, системный, аксеологичекий подход.

Методики, используемые в исследовании:

 1.Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);
2. Тест руки (Hand test) по Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнеру).

Участники: младшие школьники возраста 6-11 лет

Теоретическая значимость работы в том, что собраны и систематизированы данные, характеризующие индивидуальные и индивидуально-типические особенности агрессии в поведении детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость. Настоящие данные могут быть применены в организации психологической помощи высокоагрессивным детям и окружающим их людям: в просветительской, консультативной и коррекционной работе. 

Структура работы: состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы изучения особенностей  агрессивного поведения  у младших школьников

1.1. Психологические особенности младшего школьника

Младший школьный возраст – это возраст 6–11-летних детей, обучающихся в 1 – 4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией. 

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.

С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства – в основном, цвет, форма и величина.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.).

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Мотивы обучения

Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Помимо этого есть и другие мотивы:

Внутренние мотивы:

1) Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний; 

2) Социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.

Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.

 

 

Группы риска

Особое внимание всегда требуется детям «группы риска», а это следующие категории:

·                     Дети с синдромом дефицита внимания: чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание.

·                     Леворукий ребёнок: сниженная способность зрительно-двигательных координаций, дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку, искажение формы, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв при письме.

·                     Нарушения эмоционально-волевой сферы: это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.

Всё это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь – дома, самым близким ребёнку людям, от которых в большой степени зависит, как ребёнок будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие уроки он из них вынесет.

1.2. Особенности проявления детской агрессии

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким: под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем школьном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

·                   Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

·                   В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

·                   Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой (Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).

Агрессию в действиях и поведении ребенка, можно наблюдать уже с раннего детства. Чаще всего это приступы упрямства, выраженные криками, слезами, попытками ударить, падениями на пол, а также агрессивным поведением, капризами, негативизмом, строптивостью, своеволием, обесцениванием взрослых, протестом, и даже бунтом и стремлением к деспотизму.

· Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

· Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение.

· Строптивость: носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка.

· Своеволие: заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке.

· Обесценивание взрослых: например, если мать услышала от ребенка в свой адрес ругательное слово.

· Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. “Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними”,- писал Л.С.Выготский.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
 - стремление привлечь к себе внимание сверстников;
 - стремление получить желанный результат;
 - стремление быть главным;
 - защита и месть;
  - желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.  Третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим.

Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. 

 

2. Исследования проявления агрессии у детей младшего школьного возраста

2.1. Методики исследования

Для реализации цели и задач исследования в нашей работе использовались следующие методики: анкета для воспитателей «Критерии агрессии у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.); проективная методика М.З. Дукаревич «Несуществующее животное»; графическая методика М.А. Понфилова «Кактус».

Анкета для воспитателей «Критерии агрессии у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Г.П.) Приложение 1

         Анкета предназначена для выявления уровня проявлении агрессии у детей.

         Авторами предлагается 20 вопросов, на которые воспитатели отвечаю да (1 балл) или нет (0 баллов).

1.        Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2.        Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3.        Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4.        Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5.        Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6.        Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряюттерпение.

7.        Он не прочь подразнить животных.

8.        Переспорить его трудно.

9.        Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10.   Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11.   В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12.   Часто не по возрасту ворчлив.

13.   Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14.   Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15.   Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16.   Легко ссорится, вступает в драку.

17.   Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18.   У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19.   Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20.   Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

После опроса баллы подсчитываются, и выявляется уровень проявления агрессии по критериям:

§   Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

§   Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

§   Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Проективная методика М.З. Дукаревич «Несуществующее животное»

Приложение 2

         Задача воспитанника нарисовать несуществующее животное, по которому воспитатель выявит проявления личностных особенностей по каждому элементу рисунка.

Графическая методика М.А. Понфилова «Кактус»

Приложение 3

Предназначена для выявления личностных особенностей: агрессии, импульсивности, эгоцентризма, демонстративности, неуверенности в себе, скрытности, оптимизма, тревожности, женственности, эксравертированности, интровертированности, стремления к домашней защите, наличия чувства одиночества.

         Задача воспитанника нарисовать кактус, воспитатель интерпретирует рисунок по критериям:

Таблица 1 Критерии графической методики «Кактус»

Личностные особенности

Отражение в рисунке

Агрессия

Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности

Импульсивность

Отрывистость линий, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству

Крупный рисунок в центре листа

Демонстративность, открытость

Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм

Неуверенность в себе. Зависимость

Маленький рисунок. Расположение внизу листа

Скрытность, осторожность

Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм

Использование ярких цветов, «радостные» кактусы

Тревожность

Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями

Женственность

Наличие украшений, цветов, мягких линий и форм

Экстравертированность

Наличие на рисунке других кактусов, цветов

Интровертированность

На рисунке изображен один кактус

Стремление к домашней защите

Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества

Дикорастущие, «пустынные» кактусы». 

 

2.2.          Интерпретация результатов исследования

Экспериментальное исследование проводилось с учениками 1 класса города Энгельса количестве 30 человек.

Исследование по выявлению уровня агрессии младших школьников было проведено с помощью методик: анкета для воспитателей «Критерии агрессии у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.); проективная методика М.З. Дукаревич «Несуществующее животное»; графическая методика М.А. Понфилова «Кактус».

Исследование по выявлению уровня агрессии младших школьников в несколько этапов: подбор психодиагностического инструментария, выборки (респондентов), ход и интерпретация результатов исследования.

Первичная обработка данных проводилась в соответствии с требованиями используемых методик. При вторичной обработке были составлены сводные таблицы с результатами, вычислены средние показатели и процентные соотношения по каждому параметру. Результаты были сведены для анализа в обобщающие таблицы, проведена математико-статистическая обработка данных.

Результаты анкетирования воспитателя по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. «Критерии агрессии у ребенка» представлены в таблице 1.

Таблица 1 результаты анкетирование «Критерии агрессии у ребенка»

Кол-во баллов

1

11

2

2

3

9

4

1

5

4

6

1

7

10

8

12

9

7

10

2

11

2

12

1

13

7

14

15

15

7

16

1

17

1

18

13

19

6

20

3

21

1

22

2

23

1

24

1

25

2

26

1

27

1

28

16

29

4

30

1

 

         С помощью данного анкетирования мы выяснили, что среди учащихся первого класса в составе 30 человек с низким уровнем агрессивности 20 детей (67%), со средним уровнем агрессивности – 8 учеников (27%), с высоким уровнем агрессивности 2 ученика (6%).

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1

Результаты анкетирования «Критерии агрессии у ребенка»

        

Результаты проективной методики «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич) представлены в таблице 2.

Таблица 2 результаты проективной методики «Несуществующее животное»

Отражение в рисунке агрессии

1

Присутствуют рога, зубастый рот, острые углы

2

Несколько острых углов

3

Присутствую иглы

4

Дополнительные детали на голове

5

Рисунок выполнен в острых углах

6

Изображены рога

7

Изображены рога

8

Затемненные контуры

9

Рисунок выполнен в острых углах

10

Отсутствуют признаки агрессии

11

Изображены иглы и рога

12

Изображены рожки

13

Отсутствуют признаки агрессии

14

Преобладают острые углы, затемненный контур

15

Изображены рога, зубастый рот

16

Изображены рога

17

Присутствуют острые углы

18

Изображены дополнительные детали на голове

19

Преобладают иглы

20

Присутствуют острые углы

21

Имеются острые углы

22

Отсутствуют признаки агрессии

23

Изображены рога

24

На рисунке изображены рога и преобладают острые углы

25

Отсутствуют признаки агрессии

26

Отсутствуют признаки агрессии

27

Отсутствуют признаки агрессии

28

Затемненные контуры, рога, иглы, дополнительные детали на голове

29

На животном изображена щетина, дополнительные детали

30

Отсутствуют признаки агрессии

 

С помощью данной методики мы выяснили, что среди учащихся первого класса в составе 30 человек с низким уровнем проявления агрессии 16 детей (53%), со средним уровнем проявления агрессии – 5 учеников  (17%), с высоким уровнем –  2 ученика (7%), 7 детей, у которых на рисунке отсутствуют признаки агрессии (23%).

Диаграмма 2 Результаты проективной методики «Несуществующее животное»

 

Результаты графической методики «Кактус» (М.А. Панфилова) представлены в таблице 3.

Таблица 3 результаты графической методики «Кактус»

Отражение в рисунке агрессии

1

Наличие иголок, длинные

2

Наличие иголок, длинные, сильно торчащие

3

Наличие иголок, сильно торчащие

4

Наличие иголок, сильно торчащие

5

Наличие иголок, длинные, сильно торчащие

6

Наличие иголок

7

Наличие иголок, длинные

8

Наличие иголок, длинные, сильно торчащие

9

Наличие иголок, сильно торчащие

10

Наличие иголок

11

Наличие иголок, сильно торчащие

12

Наличие иголок

13

Наличие иголок, сильно торчащие

14

Наличие иголок, сильно торчащие, длинные

15

Наличие иголок, длинные, сильно торчащие

16

Наличие иголок

17

Наличие иголок

18

Наличие иголок, близко расположенные друг к другу

19

Наличие иголок

20

Наличие иголок

21

Наличие иголок, близко расположенные друг к другу

22

Наличие иголок, близко расположенные друг к другу

23

Наличие иголок, близко расположенные друг к другу

24

Наличие иголок, сильно торчащие, длинные

25

Наличие иголок, близко расположенные друг к другу

26

Наличие иголок

27

Наличие иголок, близко расположенные друг к другу

28

Наличие иголок, сильно торчащие, близко расположенные друг к другу, длинные

29

Наличие иголок, близко расположенные друг к другу

30

Наличие иголок, сильно торчащие

 

С помощью данной методики мы сделали вывод о том, что среди учащихся первого класса в составе 30 человек с низким уровнем проявления агрессии 8 учеников (27%), со средним уровнем проявления агрессии – 21 ученик (70%), с высоким уровнем –  1 ученика (3%).

Диаграмма 3 Результаты графической методики «Кактус»

 

По результату проведения трех диагностических методик, мы сделали выводы, что среди учащихся 1 класса (30 человек) низким уровнем агрессии приблизительно обладают 17 человек (57%), средним – 11 человек (37%), высоким – 2 человека (6%).

Диаграмма 4 Результаты по итогам трех диагностических методик.

 

 

 

 

2.3 Рекомендации по профилактике и коррекции проявления агрессивного поведения

Столкновение с агрессией младших школьников всегда вызывает растерянность у родителей и педагогов. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку.

Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

Родителям не следует подавать детям пример просоциального поведения, а наоборот сосредоточить усилия на формировании желательного поведения. Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Но так как ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды, лучше проявить эмоции не с помощью визга или тумаков, а словами. Необходимо учить ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».

Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление. В других случаях только принятия и сочувствия ребенку бывает недостаточно.

Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует: 

-       обратить особое внимание на игры ребенка;

-       обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают; 

-       следить за тем, какой пример вы подаете ребенку;

-       быть готовым внимательно выслушать ребенка;

-       поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; 

-       научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет. 

Педагог должен установить близкий контакт с ребенком, должен уметь с ним сотрудничать и стать авторитетом.

Педагогу необходимо:

-       Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах;

-       Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

-       Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.

-       Обсуждать поведение только после успокоения.

-       Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

-       Учить нести ответственность за свои поступки.

-       Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.

-       Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.

-       Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.

-       Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.

-       Сохранять спокойный эмоциональный тон.

-       Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.

-       Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

-       Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

-       Давать ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.)

-       Показывать ребенку личный пример эффективного поведения.

-       Ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

-       Помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

Необходимо проводить игры и упражнения для профилактики и коррекции детской агрессии. Пример  "Нарисуй свой гнев"        (ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги событие или человека, на которого он когда-либо сильно сердился. После рисования дети обсуждают, что в той ситуации произошло, что можно было бы сделать, чтобы избежать ссоры и вспышки гнева, как лучше было бы урегулировать эту ситуацию); подвижная игра "Обзывалки" (Дети передают мяч по кругу, называя друг другу необидными словами); беседа "Как правильно дружить" (в ходе этой беседы дети обсуждают приемы и правила, которые помогут им общаться без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в "правила дружбы", которые затем вывешиваются в классе или дома, в уголке ребенка).

Каждому ребенку нужно внимание, нужно, чтобы его понимали, любили и ценили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человек - весьма агрессивное существо. Ребенок  проявляет   первые признаки   агрессивности   задолго   до   того,   как   научится   говорить. Агрессивность  подчиняется  своим  законам,  весьма  своеобразным  и   порой непредсказуемым.

Важную  роль  в  формировании  агрессивности  играет  стиль   семейного воспитания.  Здесь  значимо  все:  от  методов  поощрения—наказания,   стиля руководства   ребенком,   характера    взаимодействия    и    конгруэнтности педагогических взглядов родителей  до  «непрожитых»  детских  проблем  самих родителей, нетождественности  семейных  (воспитательных)  сценариев  отца  и матери и др.

Кроме всего прочего, существует масса побочных,  ситуативных  факторов, которые могут  стимулировать  или  провоцировать  возникновение  агрессии  в ребенке.  К  таким  факторам  можно  отнести  присутствие  других  людей  (в особенности  значимых,  референтных)  и   их   оценка   поступков   ребенка, способности самого ребенка оценить и понять причины агрессии другого.

Для исследования агрессивности применяются те же группы методов, что  и для других свойств личности: наблюдение, опросные  и  проективные  методики. Часть методов является специализированной, т.е.  направлена  на  диагностику только агрессивности. Применяются  и  вспомогательные  методики,  выявляющие агрессивность  наряду  с  целым  комплексом  других  личностных  свойств   и психических состояний.

Мы использовали разные методики и убедились, что временами каждый ребенок испытывает агрессию, в большей или меньшей степени.

Для  психологической   коррекции   детской   агрессивности   необходимо использовать игры, упражнения, беседы и ряд рекомендаций. Коррекцией  и профилактикой агрессии могут заниматься не только преподаватели, но и родители, используя многочисленные рекомендации психологов.

Таким образом,  можно  сказать,  что  у  каждого  из  нас  в  характере присутствует   агрессивность.   У   кого-то   она   имеет    оборонительные, доброкачественные  формы,   у   кого-то,   возможно,   уже   перешла   и   в деструктивную, злокачественную область. Но  как  бы  это  ни  было  человеку предоставляется возможность как существу разумному  предотвращать  появление агрессии и контролировать её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агрессия детей и подростков // под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Питер, 2008.

2. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. - М.: «Сфера», 2007

3. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный школьник.- М.: Семья и школа, 2005.

4. Бандура А., Уолтс Р. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс, 2009.

5. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. - М.: Первое сентября, 2000.

6. Берковиц Л. Агрессия 6 причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.

7. Берковиц Л. Расстройства, оценки и не стимулированная агрессия. - М.: Мир, 2005.

8. Березников А.В. Программа «Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми». - М.: Генезис, 2006.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2005.

10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2006.

11. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 2005.

12. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. - М.: Феникс, 2006.

13. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2005.

14. Дмитриева Т.Б. Агрессия и психическое здоровье. - М.: Юридический центр-пресс, 2002.

15. Добсон Д. Непослушный ребенок. - СПб.: Мирт, 2005.

16. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте. - М.: Сфера, 2005.

17. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. - М.: Владос, 2006.

18. Ермакова И. Психологические игры и упражнения: развитие общительности, преодоление стеснительности, снятие агрессии. - М.: Корона Принт, 2006.

19. Ермолаева Л. В. Психология развивающей и коррекционной работы со школьниками. - М.: МОДЭК, 2005.

20. Карабанова О. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: РПА, 2005.

21. Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 2002.

22. Кольцова М.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М.: МОПИ, 2006.

23. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2010

24. Кэмпбелл Р. Как управляться с гневом ребенка. - СПб.: Мирт, 2008.

25. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии. - М.: Вопросы психологии, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка»

(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

1.        Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2.        Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3.        Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4.        Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5.        Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6.        Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряюттерпение.

7.        Он не прочь подразнить животных.

8.        Переспорить его трудно.

9.        Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10.   Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11.   В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12.   Часто не по возрасту ворчлив.

13.   Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14.   Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15.   Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16.   Легко ссорится, вступает в драку.

17.   Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18.   У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19.   Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20.   Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

§   Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

§   Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

§   Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

 Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне проявлений агрессивности ребенка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребенка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Проективная методика «Несуществующее животное»

(М.З. Дукаревич)

Интерпретация методики: Положение рисунка на листе: норма – рисунок расположен по центру листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа – высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры – голова: голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Деталь «уши» – заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ – большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный – легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессивность, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Глаза: это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент): рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля над рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части -конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части,  поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты: выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры: анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия: оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова)

Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности показателей агрессивности.

Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).

Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Проведение исследования: Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.

Обработка результатов: Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.

Учитываются показатели, специфичные для данной методики:

- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);

- характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Личностные особенности

Отражение в рисунке

Агрессия

Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности

Импульсивность

Отрывистость линий, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству

Крупный рисунок в центре листа

Демонстративность, открытость

Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм

Неуверенность в себе. Зависимость

Маленький рисунок. Расположение внизу листа

Скрытность, осторожность

Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм

Использование ярких цветов, «радостные» кактусы

Тревожность

Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями

Женственность

Наличие украшений, цветов, мягких линий и форм

Экстравертированность

Наличие на рисунке других кактусов, цветов

Интровертированность

На рисунке изображен один кактус

Стремление к домашней защите

Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества

Дикорастущие, «пустынные» кактусы». 

 

Беседа с ребенком после завершения рисунка.

Варианты вопросов:

- кактус домашний или дикий?

- он сильно колется? Его можно потрогать?

- кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

- кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, что это за растение?

- когда кактус подрастет, то, как он изменится?


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1

Введение Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей

Введение Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей

Гипотеза: уровень агрессивности у современного младшего школьника достаточно высок, мальчики более агрессивны, чем девочки

Гипотеза: уровень агрессивности у современного младшего школьника достаточно высок, мальчики более агрессивны, чем девочки

Практическая значимость. Настоящие данные могут быть применены в организации психологической помощи высокоагрессивным детям и окружающим их людям: в просветительской, консультативной и коррекционной работе

Практическая значимость. Настоящие данные могут быть применены в организации психологической помощи высокоагрессивным детям и окружающим их людям: в просветительской, консультативной и коррекционной работе

Теоретические основы изучения особенностей агрессивного поведения у младших школьников 1

Теоретические основы изучения особенностей агрессивного поведения у младших школьников 1

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления

В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение

В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение

Группы риска Особое внимание всегда требуется детям «группы риска», а это следующие категории: ·

Группы риска Особое внимание всегда требуется детям «группы риска», а это следующие категории: ·

Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: ·

Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: ·

Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями

Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями

Исследования проявления агрессии у детей младшего школьного возраста 2

Исследования проявления агрессии у детей младшего школьного возраста 2

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот

Задача воспитанника нарисовать кактус, воспитатель интерпретирует рисунок по критериям:

Задача воспитанника нарисовать кактус, воспитатель интерпретирует рисунок по критериям:

Критерии агрессии у ребенка» (Лаврентьева

Критерии агрессии у ребенка» (Лаврентьева

С помощью данного анкетирования мы выяснили, что среди учащихся первого класса в составе 30 человек с низким уровнем агрессивности 20 детей (67%), со средним уровнем…

С помощью данного анкетирования мы выяснили, что среди учащихся первого класса в составе 30 человек с низким уровнем агрессивности 20 детей (67%), со средним уровнем…

Диаграмма 1 Результаты анкетирования «Критерии агрессии у ребенка»

Диаграмма 1 Результаты анкетирования «Критерии агрессии у ребенка»

Отсутствуют признаки агрессии 14

Отсутствуют признаки агрессии 14

Диаграмма 2 Результаты проективной методики «Несуществующее животное»

Диаграмма 2 Результаты проективной методики «Несуществующее животное»

Наличие иголок, сильно торчащие, длинные 15

Наличие иголок, сильно торчащие, длинные 15

Диаграмма 3 Результаты графической методики «Кактус»

Диаграмма 3 Результаты графической методики «Кактус»

Рекомендации по профилактике и коррекции проявления агрессивного поведения

Рекомендации по профилактике и коррекции проявления агрессивного поведения

Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление

Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление

Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо

Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо

Необходимо проводить игры и упражнения для профилактики и коррекции детской агрессии

Необходимо проводить игры и упражнения для профилактики и коррекции детской агрессии

Заключение Человек - весьма агрессивное существо

Заключение Человек - весьма агрессивное существо

Таким образом, можно сказать, что у каждого из нас в характере присутствует агрессивность

Таким образом, можно сказать, что у каждого из нас в характере присутствует агрессивность

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком

Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии

Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Проективная методика «Несуществующее животное» (М

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Проективная методика «Несуществующее животное» (М

Ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко

Ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата…

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата…

Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т

Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т

Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы

Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы

Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов

Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Графическая методика «Кактус» (М

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Графическая методика «Кактус» (М

Неуверенность в себе. Зависимость

Неуверенность в себе. Зависимость
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020