Статья " Отдельные аспекты функционирования социокультурного пространства дополнительного профессионального образования"
Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
психологическая работа +2
Взрослым
11.06.2019
В статье описываются некоторые особенности социокультурного образовательного пространства. В направления педагогической деятельности можно усмотреть важные элементы культурной деятельности педагога. Это, прежде всего, создание условий по организации культурной образовательной среды, осуществлению деятельности по саморазвитию. Так же описывается на чем строится социокультурное пространвство техникума.
статья преподователя С.В. Рудакова.doc
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Рудаков С.В., преподаватель
КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства»
Российское общество в период социальноэкономического кризиса переживает
серьезные изменения во всех сферах социального бытия, которые, в свою очередь,
проецируются и на систему образования.
образовательного пространства, происходящее в России, стремительны и необратимы.
Изменения социокультурного
Российская система профессионального педагогического образования,
нуждается в реформировании целей и задач профессионального образования, в
совершенствовании содержания, методов и технологий обучения, в подготовке
профессионально компетентного, креативного, мобильного преподавателя.
Для каждого учебного заведения актуальным остается не только поиск новых
социокультурных форм организации жизнедеятельности образовательного сообщества,
но, прежде всего, изменение самого человека, его сознания, структуры потребностей,
развития его духовнотворческой сферы. Остановимся на некоторых особенностях
функционирования социокультурного образовательного пространства в настоящее
время.
Во – первых, современное образование находится в состоянии, когда на смену
формирующей парадигме постепенно приходит гуманистическая, утверждающая
«образование, построенное на идеалах, востребующих собственно человеческое начало
в человеке» (2, с. 33). Во – вторых, в образовании проявляется тенденция, связанная с
инновационной деятельностью – каждое учебное заведение стремится развернуть
проектирование собственного развития.
1 Для успешного функционирования социокультурного пространства
дополнительного профессионального образования техникума необходимо обратить
внимание на предмет педагогического обеспечения организации обозначенного выше
пространства.
В своем понимании педагогического обеспечения мы исходим из нашего
представления об обеспечении, в широком смысле слова, как непрерывном процессе по
созданию окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его
существования, формирования и деятельности (10, С. 103).
Естественно, когда мы имеем в виду педагогическое обеспечение, то речь должна
идти о непрерывном педагогическом процессе, специально организованном,
развивающемся во времени и пространстве, направленном на достижение поставленных
целей и призванном привести к преобразованию личностных свойств и качеств
субъектов образовательного процесса.
Педагогический процесс – это всегда взаимодействие. Так как любой
педагогический процесс протекает в пространстве и во времени, имеет
социокультурные детерминанты, то взаимодействие в социокультурном пространстве
дополнительного профессионального образования является тем механизмом, который
приводит его в движение.
Как психологическая категория взаимодействие представляет собой
совокупность действий субъектов, объединенных общей целью в деятельности,
характер который влияет на психические процессы и качества участников.
Гуманистический аспект взаимодействия строится на императиве И. Канта о
провозглашении каждого человека целью в себе, не допускающем его превращение в
средство других (7). В соответствии с нашей проблемой, это означает, что участники
организации социокультурного образовательного пространства не могут выступать
средством дл реализации педагогических программ. Объектом социокультурного
образовательного пространства выступает «лишь образовательный материал –
предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, общение,
отношение, психологическая атмосфера. Этот материал осваивается, интериоризуется
субъектами образования в процессе выбора, исследования и преобразования» (4, С. 17).
2 Здесь происходит саморазвитие обучающихся
взаимодействующей группы в целом.
и обучающих, а также
Бесспорно, что коренным условием преобразования самого человека выступают
его отношения с миром, с социокультурным образовательным пространством. Для
субъектов образовательного процесса очень важно с какими непосредственными
материальными и духовными ценностями они имеют дело, так как в результате этого
контакта складываются определенные отношения, обуславливающие желание
преобразовывать мир и себя.
Некоторые ученые, в качестве важнейшего фактора развития личности
участников образовательного процесса, называют интеграцию и взаимопроникновение
учреждения и среды, единство которых, в нашем понимании, есть образовательное
пространство.
К сфере реального мира, влияющего на организацию социокультурного
пространства дополнительного профессионального образования, относится и
образовательный процесс. Педагогический гуманизм предполагает корректную
передачу, демонстрацию культурных ценностей обучающимся, организацию опыта
гуманистических отношений (сотрудничество, сотворчество) и осуществление
педагогической поддержки личности в образовании.
Общепринято считать, что образование и культура сближены, но не
тождественны. С одной стороны, посредством образования человек овладевает
культурой, с другой, еще Г. Гегель полагал, что посредством культуры человек
образовывает себя, при этом самообразование возможно на основе образцов,
выработанных культурой (5, С. 216). Фактически субъекты в процессе образования
«погружаются» в мир культуры. Анализ психолого – педагогической литературы
указывает на то, что факторам и условиям культурного развития отводится
значительное место в процессе организации культурных сред и пространств. Однако
проблеме культурных связей отводится незначительное место в исследованиях
образовательных пространств.
В исследованиях, посвященных культуре поведения личности, представлены
вопросы культуры применительно к самому человеку, что воплощается в его образе
3 жизни.
Здоровый образ жизни предполагает гармоническое сочетание
интеллектуального и физического труда, культурного отдыха, неконфликтное
общение, уважительное отношение к окружающим людям и другое. Организация
деятельности по созданию здорового образа жизни – это одно из важнейших условий,
поддерживающее деятельностные связи субъектов образовательного процесса с
окружающим миром и включение их в культурные связи.
В психологии деятельность определяется как «способ существования и развития
человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и
социальной реальности (в том числе и его самого) в соответствии с его потребностями,
целями и задачами» (3, С. 62). Особенность деятельности человека заключается в том,
что она носит не только сознательный характер, но и общественный.
А.В. Сидоренков отмечает, что субъект включается в социальную среду через
деятельность, проявляется и развивается в ней. Именно деятельность выступает в
качестве средства активного присвоения человеком социального опыта (9, С. 22).
Гуманистический подход к организации социокультурного образовательного
пространства ставит в центр личность обучающегося (ребенка или взрослого) и
культуросообразные способы деятельности. В этой связи при анализе психолого
педагогической литературы мы обратили особое внимание на работы О. С. Газмана,
который, рассматривая проблему всестороннего развития человека, указывает в
качестве ведущего средства данного процесса разные виды деятельности, выделенные
М. С. Каганом, преобразовательную, коммуникативную, познавательную, ценностно
ориентационную, художественную (6, С. 307308). В рамках проблемы организации
социокультурного пространства дополнительного профессионального образования
техникума в качестве таких видов деятельности целесообразно обозначить учебно –
профессиональную и научно – исследовательскую. Овладение субъектами
социокультурного образовательного пространства этими видами деятельности в
доступном объеме может стать условием успешного функционирования этого
пространства.
Корме того, по мнению О. С. Газмана «современная парадигма гуманизма
включает три ведущих направления педагогической деятельности: обеспечение
4 внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости»
(self), для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания,
физической и психологической защиты, деятельностей самоосуществления; создание
благоприятных внешних условий (среды обитания) для психологического и
биологического (физического) существования и развития человека (питание, одежда,
мебель, учебные и другие образовательные средства); организация очеловеченной
микросоциальной среды (гуманистические отношения, взаимодействие, творче5ская
деятельность, психологический климат и др.) как продукта активности субъектов
образовательного процесса (4, С. 1819).
В данных направлениях педагогической деятельности можно усмотреть важные
элементы культурной деятельности педагога. Это, прежде всего, создание условий по
организации культурной образовательной среды. Осуществлению деятельности по
саморазвитию.
Рассматривая организацию социокультурного пространства дополнительного
профессионального образования техникума, необходимо отметить, что в этом
пространстве должны быть созданы условия для обогащения опыта успешной
деятельности каждого человека.
В психологической литературе, посвященной обучению, большое внимание
уделяется созданию ситуации успешности. Наиболее системно они представлены в
исследованиях А. С. Белкина, который видит главный смысл деятельности
преподавателя в создании каждому субъекту ситуации успеха. Он разделяет понятия:
«успех» и «ситуация успеха». «Ситуация – это сочетание условий, которые
обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации» (1, С.32). При этом
ученый отмечает, что педагогу тоже нужен успех и важную роль в этом играет его
психологическое самоуправление.
Таким образом, создание условий успешной деятельности субъектов в
социокультурном пространстве учебного заведения (или его подразделения) может
выступать в качестве того механизма, который стимулирует адекватное социальному
заказу саморазвитие этой системы.
5 В социокультурном пространстве техникума (и, в частности, дополнительного
профессионального профессионального образования) встречаются два мира – две
территории: тех, кто получает образование, и тех, кто обеспечивает данный процесс.
Гуманистическая подготовка и психология утверждает, что взаимодействия этих
территорий должны строиться на основе принципов культурообразности, ценностно
смысловой направленности, сосуществования, диалогизма, саморазвития и соразвития,
единства, принятия, и других (2, 120). При этом взаимное изучение представителей
этих «миров» необходимо с целью создания научно обоснованных технологий обучения
и воспитания взрослых (в том числе педагогов профессиональной школы).
Парадоксальность дополнительного профессионального образования состоит в
том, что слушатель и преподаватель имеет достаточно большой жизненный опыт (оба
взрослые) и, как правило, профессиональную подготовку техникума, а также ведут
педагогическую деятельность в области профессионального образования.
Преподаватель и слушатель как индивидуальные субъекты дополнительного
профессионального образования техникума выступают проектировщиками,
конструкторами, организаторами и непосредственно участниками дополнительного
образования профессионального образования, носителями определенных личностных
позиций, что предполагает свободное и сознательное самоопределение в
педагогической практике, принятие ответственности за результаты обучения и
воспитания в техникуме.
Нестабильность развития современного образования, изменения в этой области
дают несомненный шанс личности на свободный выбор своего жизненного пути.
Становятся более разнообразными формы жизни в образовательных системах,
увеличивается свобода образовательных путей, ослабевают традиционные способы
передачи знаний и обогащения опытом, гуманизируются отношения субъектов
образовательного процесса и другое.
Современные условия развития общества, культуры и образования обусловили
необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности,
включающей в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств.
Усиление гуманизации содержания образования, непрерывное изменение объема,
6 состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного
поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации
существенно возрастает роль педагогического знания в педагогической среде.
В связи с этим возникает необходимость в разработке дополнительных
профессиональных образовательных программ, ориентированных на: современные
образовательные технологии;
инновационную
информатизацию образования;
деятельность в образовании; вопросы подготовки педагогических кадров по
приоритетным направлениям науки,
энергосберегающих и
техники,
энергоэффективных технологий; совершенствование системы подготовки научно –
педагогических и педагогических кадров в области правовых аспектов
профессиональной деятельности, включая вопросы интеллектуальной собственности,
профилактики здорового образа жизни,
экологии и природопользования,
противодействия терроризму.
Разработанные образовательные программы по вышеперечисленным
направлениям призваны:
1. обеспечить преподавателей техникума знаниями и навыками в следующих
областях: проектирования образовательных технологий, их апробации и внедрения;
современных технологий профессионального педагогического общения; по вопросам
методологии психолого – педагогического исследования, теории и методики
преподавательской деятельности в техникуме; по вопросам организации
воспитательной работы в техникуме; управления качеством образования; правовой
регламентации образовательного процесса;
2. приобрести практические умения организовывать среду дистанционного
обучения, разрабатывать учебные курсы на материале современных дистанционных
технологий;
3. ознакомить с основными принципами, средствами и технологиями оказания
помощи детям и взрослым, переживающим кризисные жизненные ситуации: насилие,
терроризм, экстремальные ситуации и др.
Дополнительные профессиональные образовательные программы, реализуются
путем отражения в программах новаций:
7 в принципах обучения (модульность обучения «до результата»), вариативность
сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей,
индивидуализация, обучение с профессиональным подбором претендентов на
различные роли и др.;
в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение,
дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий); в
методах контроля и управления образовательным процессом (распределенный
контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка
индивидуальных программ по результатам контроля, переход к автоматизированным
системам управления, обеспечение профориентации в процессе обучения и т.д.);
в средствах обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные
базы данных, многосредные средства, тренажеры). Обеспечение совместимости
программ различных видов дополнительного профессионального образования
реализуется путем соотнесения целей и содержания программ повышения
квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки (в зависимости от
целей и сроков обучения в программах может варьироваться соотношение между
теоретической подготовкой и практическим обучением решению профессиональных
задач).
Таким образом, дополнительное профессиональное образование техникума
в котором социально
представляет собой социокультурное пространство,
обуславливается и организуется процесс профессионального обучения, воспитания и
развития слушателя, способствующий усвоению им научных достижений, а также
культурно – исторических и духовно – нравственных ценностей общества посредством
освоения дополнительных образовательных программ в соответствующем учебном
заведении или его структурном подразделении. Организация социокультурного
пространства
техникума
дополнительногопрофессионального образования
предполагает выделение трех областей, которые интегрируя, дополняют и расширяют
друг друга. Основанием для выделения указанных областей являются не только виды
деятельности, осуществляемые в социокультурном пространстве (в этом случае можно
выделить сферы учебно профессиональной и научно – исследовательской
8 деятельности), но и культурные ценности образования в целом (обеспечение связей и
коммуникаций в сообществе, наследование и создание новых ценностей, включение
слушателя в мир культуры и другое).
Организация
социокультурного
пространства
дополнительного
профессионального образования техникума выступает необходимым условием
повышения эффективности освоения слушателями программ повышения
квалификации и профессиональной переподготовки.
Библиографический список:
1. Белкин, А.С. Ситуация успеха: кн. Для учителя / А.С. Белкин. Екатеринбург:
Асбестовская типография, 1997. 85 с.
2. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и
системах воспитания: учеб. пособие / Е.В. Бондаревскапя, С.В. Кульневич. Ростов
н/Д: творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
3. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. М., 1978
4. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С.
Газман // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1995. № 2 . с. 1619
5. Гегель, Г.В.Ф. Философия духа / Г.В.Ф. Гегель // Энциклопедия философских
наук . М.: мысль, 1977. Т.3 . 471 с.
6. Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа/ М.С.
каган. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
7. Кант, И. трактаты и письма/ И.Кант. М.: Наука, 1980. 709 с.
8. Плахова. Л.М . Как сделать хорошую школу?! / Л.М. Плахова. М.:
Педагогический поиск, 2000. 160 с.
9 9. Сидоренков, А.В. направления психолого – педагогического воздействия на
учебные группы / А.В. Сидоренков // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 2129
10. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях/ В.И.
Смирнов. М. Пед. Ово России, 1999. 416 с.
10
Статья " Отдельные аспекты функционирования социокультурного пространства дополнительного профессионального образования"
Статья " Отдельные аспекты функционирования социокультурного пространства дополнительного профессионального образования"
Статья " Отдельные аспекты функционирования социокультурного пространства дополнительного профессионального образования"
Статья " Отдельные аспекты функционирования социокультурного пространства дополнительного профессионального образования"
Статья " Отдельные аспекты функционирования социокультурного пространства дополнительного профессионального образования"
Статья " Отдельные аспекты функционирования социокультурного пространства дополнительного профессионального образования"
Статья " Отдельные аспекты функционирования социокультурного пространства дополнительного профессионального образования"
Статья " Отдельные аспекты функционирования социокультурного пространства дополнительного профессионального образования"
Статья " Отдельные аспекты функционирования социокультурного пространства дополнительного профессионального образования"
Статья " Отдельные аспекты функционирования социокультурного пространства дополнительного профессионального образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.