Особенности психического развития учащихся при переходе из начальной школы на среднюю ступень обучения
1. Переход ребенка в среднюю школу - это время изменений. Изменения начинаются с внешней, организационной стороны обучения. С ребёнком начинает работать коллектив учителей с набором разных требований. Домашние задания по отдельным предметам задаются на несколько дней вперед, возрастает загруженность учебного дня. Задача родителей в этот период помочь ребенку научиться распределять нагрузку, контролировать адаптацию ребёнка к новым требованиям учителей.
2. Изменения, которые происходят с ребёнком на средней ступени обучения, не только внешние и очевидные, но и внутренние. В интеллектуальной сфере - это время перехода от конкретного мышления к теоретическому, от непосредственной памяти к логической. Поэтому, начиная с 5-ых классов, усложняется учебный материала. Структура учебных текстов становится более сложной, тексты становятся менее описательными и более научными, усложняются формы работы с ними, возрастают требования к ученикам, им необходимо научиться не просто пересказывать текст, а делать его самостоятельный анализ, уметь выделять главное, делать самостоятельные выводы, работать с таблицами.
3. При этом переход на новый уровень психического развития у каждого ребёнка происходит постепенно, в своем темпе. В подростковом возрасте всё более становится заметна неравномерность развития: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают.
4. Традиционно этот период рассматривается как период отчуждения от взрослых, начинают проявляться стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость. Подросток как бы провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к их наложению, чтобы получить возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, расширить границы самостоятельности. Вместе с тем у подростков сохраняется еще детское ожидание помощи, защиты, поддержки, одобрения. Задача родителей не ставить ребенка перед выбором, помочь найти возможность для социально одобряемых способов самоутверждения.
5. Важным фактором психического развития в подростковом возрасте становится общение со сверстниками, которое в этот период начинает выступать в качестве ведущей деятельности, подростки становятся наиболее чувствительными к ценностям и нормам группы сверстников. Поэтому задачей взрослых является организация общения ребенка, которое может оказать положительное влияние на развитие подростка.
6. Центральным личностным новообразованием этого периода является становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности, найти сходство с другими людьми и понять свою уникальность и неповторимость. У ребенка начинает формироваться система представлений о себе, делаются первые попытки самоанализа, сравнения себя с другими. Часто поводом для сравнения себя с другими может стать внешний фактор – одежда, владение какими-то вещами (телефон, кроссовки, особый портфель) внешние атрибуты поведения, показывающие принадлежность к определенной группе.
Всё вышесказанное позволяет сформулировать основные направления воспитательной работы с подростком в этом возрасте:
· формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания;
· формирование широкого круга способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов;
· формирование интереса к другому человеку как личности;
· развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
· развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм самоутверждения, самостоятельности, личной автономии, развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
· развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
· развитие моральных качеств. Форм сочувствия и сопереживания другим людям;
· формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.