Консультация
для педагогов на тему:
«Особенности работы с детьми инвалидами»
2018 г.
Особенности работы с детьми-инвалидами
Цель работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ДОУ: создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми соответствующих образовательных программ, социальной адаптации, психологического развития воспитанников.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ДОУ.
Инклюзивное образование предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
Алгоритм сбора данных о ребенке с ОВЗ или ребенке-инвалиде:
1. Беседа с родителями;
2. Изучение медицинской карты ребенка;
3. Обследование физического развития;
4. Обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
5. Разработка индивидуальной карты развития определенного содержания.
Создание |
специальной |
развивающей |
предметно-пространственной |
Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития.
Взаимодействие с родителями.
Формы работы:
- Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.
- Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
- Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
- Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
- Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.
Задачи воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
1. Укреплять и охранять здоровье ребенка, вырабатывать правильную осанку, пространственную ориентировку. Поощрять участие ребенка в совместных играх и физических упражнениях (подвижных играх). Способствовать формированию положительных эмоций, двигательной деятельности.
2. Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Продолжать формировать экологическую культуру. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них.
3. Продолжать работу по развитию речи: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов.
4. Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе.
5. Формировать элементарные математические представления. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам.
6. Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, аппликации.
7. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома.
8. Продолжать формировать представление о том, что такое хорошо и что плохо. Учить бережно, относиться к вещам, игрушкам, книгам.
9. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно.
10. Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно сделать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
11. Развивать интерес к различным видам игр. Дети с ограниченными возможностями, как правило, не могут долго продолжать одну и туже деятельность, не могут принимать участие во всех процессах группового обучения, вследствие хронических заболеваний или их последствий, поэтому они требуют индивидуальной воспитательной работы и специального отношения.
Для этого проводятся следующие мероприятия:
• Тесный контакт с группой детей, не имеющих ограничений;
• Использование общественных площадок для игр;
• Участие в культурных мероприятиях.
Это способствует:
- во-первых, активизации речи и расширения
коммуникативных навыков ребенка;
- во-вторых, способствует удовлетворению некоторых потребностей ребенка -
организменных и социальных (взаимодействия в группе).
В связи с неорганизованностью детей, импульсивностью, неумением внимательно выслушивать инструкцию, необходимо систематическое обучение под руководством педагога по принципу «делай как я». Развитию самостоятельности детей способствует постепенное сокращение «доз помощи»: от показа нужного приема работы до повторной инструкции.
Привлечь внимание и вызвать интерес к выполняемой работе можно через выставки (если есть возможность, провести экскурсию).
Вся эта работа способствует развитию у ребенка эстетических чувств, умения понимать и ценить прекрасное. Ведь каждый ребенок должен иметь возможность получать необходимые знания, умения и навыки.
Педагогическая цель занятий в группе состоит в том, чтобы помочь ребенку максимально самоутвердиться (развить свои способности, насколько позволят его возможности, исходя из структуры дефекта).
Используемая литература:
1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным
развитием: 2 изд. М., 2009 г.
2. Баряева Л.Б., Вечканина И.Г., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб, 2001 г.
3. Белова Т.В., Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Астрель 2008 г.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии.
6. Катаева П.П. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. – М.1977 г.
7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2001г.
8. Панфилова М.А. Игротерапия общения.
9. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Ставрополь 2011г.
10. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М. 1968 г.
11. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.– СПб.,2001г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.