«Особенности работы с детьми инвалидами»

  • docx
  • 02.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Муниципальное автономное дошкольное образовательное.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов на тему:
«Особенности работы с детьми инвалидами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г.

Особенности работы с детьми-инвалидами

 

Цель работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ДОУ: создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми соответствующих образовательных программ, социальной адаптации, психологического развития воспитанников.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ДОУ.

Инклюзивное образование предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

Алгоритм сбора данных о ребенке с ОВЗ или ребенке-инвалиде:

1. Беседа с родителями;

2. Изучение медицинской карты ребенка;

3. Обследование физического развития;

4. Обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

5. Разработка индивидуальной карты развития определенного содержания.

 

Создание
среды.

специальной

развивающей

предметно-пространственной

 

Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития.

Взаимодействие с родителями.

Формы работы:

-       Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.

-       Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.

-       Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

-       Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

-       Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.

Задачи воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

1.     Укреплять и охранять здоровье ребенка, вырабатывать правильную осанку, пространственную ориентировку. Поощрять участие ребенка в совместных играх и физических упражнениях (подвижных играх). Способствовать формированию положительных эмоций, двигательной деятельности.

2.     Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Продолжать формировать экологическую культуру. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них.

3.     Продолжать работу по развитию речи: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов.

4.     Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе.

5.     Формировать элементарные математические представления. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам.

6.     Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, аппликации.

7.     Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома.

8.     Продолжать формировать представление о том, что такое хорошо и что плохо. Учить бережно, относиться к вещам, игрушкам, книгам.

9.     Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно.

10. Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно сделать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

11. Развивать интерес к различным видам игр. Дети с ограниченными возможностями, как правило, не могут долго продолжать одну и туже деятельность, не могут принимать участие во всех процессах группового обучения, вследствие хронических заболеваний или их последствий, поэтому они требуют индивидуальной воспитательной работы и специального отношения.

Для этого проводятся следующие мероприятия:

• Тесный контакт с группой детей, не имеющих ограничений;

• Использование общественных площадок для игр;

• Участие в культурных мероприятиях.

Это способствует:

- во-первых, активизации речи и расширения коммуникативных навыков ребенка;
- во-вторых, способствует удовлетворению некоторых потребностей ребенка - организменных и социальных (взаимодействия в группе).

В связи с неорганизованностью детей, импульсивностью, неумением внимательно выслушивать инструкцию, необходимо систематическое обучение под руководством педагога по принципу «делай как я». Развитию самостоятельности детей способствует постепенное сокращение «доз помощи»: от показа нужного приема работы до повторной инструкции.

Привлечь внимание и вызвать интерес к выполняемой работе можно через выставки (если есть возможность, провести экскурсию).

Вся эта работа способствует развитию у ребенка эстетических чувств, умения понимать и ценить прекрасное. Ведь каждый ребенок должен иметь возможность получать необходимые знания, умения и навыки.

Педагогическая цель занятий в группе состоит в том, чтобы помочь ребенку максимально самоутвердиться (развить свои способности, насколько позволят его возможности, исходя из структуры дефекта).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:


1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным

развитием: 2 изд. М., 2009 г.

2. Баряева Л.Б., Вечканина И.Г., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб, 2001 г.

3. Белова Т.В., Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Астрель 2008 г.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии.

6. Катаева П.П. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. – М.1977 г.

7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2001г.

8. Панфилова М.А. Игротерапия общения.

9. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Ставрополь 2011г.

10. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М. 1968 г.

11. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.– СПб.,2001г.