Аутизм (от лат.autos – сам) нарушение развития, качественное нарушение в социальном взаимодействии и общении, которое сопровождается ограниченностью интересов и деятельной активности, стереотипностью, монотонной повторяемостью действий и поведения.
Аутизм - полный или частичный отказ от общения с окружающими.
Цель :
Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
Развитие познавательных процессов;
Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Как организовать учебную, воспитательную и коррекционную работу с классом, чтобы решить следующие вопросы:
Скорректировать нежелательное поведение учащихся с РАС.
Удержать всех детей в условиях класса.
Создать условия для успешного развития и обучения всех детей, обучающихся в классе.
Структурированное пространство - это структуры, позволяющие организовать индивидуальную материальную среду обучения
они обеспечивают организацию пространства для аутичных учащихся;
четкие физические и индивидуальные границы помогают учащемуся понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец;
такая организация минимизирует отвлекающие визуальные и аудиальные факторы.
Основные моменты организации учебно-воспитательного процесса:
1. Формирование и развитие навыков коммуникации, социализации, навыков самообслуживания:
адаптация к школе, классу, учителю, учителям и специалистам школы;
ориентация в пространстве школы (столовая, мед кабинет, спортивный зал), класса;
посещение и участие в школьных мероприятиях;
соблюдение гигиенических навыков, пользование туалетом.
3. При организации учебного процесса для детей используются специальные приёмы работы:
создание благоприятного психологического климата на занятиях и в образовательной среде.
ребёнок должен видеть, что его ждали, ему рады, занятие пройдёт в комфортной обстановке: ритм его не будет нарушен.
позитивное приветствие, создание ситуаций успеха, а также поощрения (от пищевых к социальным).
акцент на положительную мотивацию. Избыточная фиксация внимания ребёнка аутиста на какие-то объекты должна быть использована с пользой для обучения;
4. Организация рабочего пространства
Сохранение постоянства в пространственной организации учебной деятельности, что помогает избежать многих поведенческих проблем.
Визуальное расписания урока и визуальное расписание учебного дня. Усвоение ребенком чёткого и стабильного расписания занятий и этапов урока, что создаёт комфортную обстановку для обучения, повышает работоспособность ребёнка.
Использование символов для развития умения ориентироваться самостоятельно в действиях.
Рисунки (нарисованные от руки или типографским способом),
Фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности, изображение необходимого предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом),
Комбинированные формы (предметы, приклеенные к карточкам, предметы вместе с рисунками, надписи под картинками);
6. Инструкции
Главное, четкость и краткость инструкций.
Инструкции должны быть понятны и отнесены к короткому интервалу времени: "Возьми ручку", "Положи ручку" и т.д.
Использование сигнальной системы: карточки, картинки, таблички, схемы, напоминалки при обучении;
7. Оказание физической помощи в организации учебного действия
Большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка.
При работе можно использовать поддержку руки, письмо "рука в руке", сопряженное выполнение действий.
Итог
Соблюдение всех перечисленных особенностей при организации учебно-воспитательного процесса детей с РАС, позволит преодолеть поведенческие трудности и будет способствовать эффективному усвоению знаний
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.