Особенности работы с ребенком с РАС при организации учебно-воспитательного процесса

  • pptx
  • 28.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект МАЙ Орехова АС.pptx

Особенности работы с ребенком с РАС при организации учебно-воспитательного процесса

Аутизм (от лат.autos – сам) нарушение развития, качественное нарушение в социальном взаимодействии и общении, которое сопровождается ограниченностью интересов и деятельной активности, стереотипностью, монотонной повторяемостью действий и поведения.
Аутизм - полный или частичный отказ от общения с окружающими.

Цель :

Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
Развитие познавательных процессов;
Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
Обучение его простым навыкам контакта;
Обучение ребенка более сложным формам поведения;
Развитие самосознания аутичного ребенка;
Развитие ВПФ

Общий коллегиальный подход

Комплексная диагностика ребенка

Основные этапы:

I этап - установление контакта.
II этап - усиление педагогической активности .
III этап - организация целенаправленного поведения.

Как организовать учебную, воспитательную и коррекционную работу с классом, чтобы решить следующие вопросы:

Скорректировать нежелательное поведение учащихся с РАС.
Удержать всех детей в условиях класса.
Создать условия для успешного развития и обучения всех детей, обучающихся в классе.

Коррекционная работа в классе:

Диагностика.
Индивидуальная коррекционная программа учащегося.
Структурирование пространства.
Визуальное расписание.
Система поощрений.
Обучение самостоятельной функциональной деятельности.

Структурированное пространство - это структуры, позволяющие организовать индивидуальную материальную среду обучения

они обеспечивают организацию пространства для аутичных учащихся;
четкие физические и индивидуальные границы помогают учащемуся понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец;
такая организация минимизирует отвлекающие визуальные и аудиальные факторы.

Основные моменты организации учебно-воспитательного процесса:

1. Формирование и развитие навыков коммуникации, социализации, навыков самообслуживания:
адаптация к школе, классу, учителю, учителям и специалистам школы;
ориентация в пространстве школы (столовая, мед кабинет, спортивный зал), класса;
посещение и участие в школьных мероприятиях;
соблюдение гигиенических навыков, пользование туалетом.

2. Формирование учебного поведения

Узнавание рабочего места
Использование учебного материала по назначению
Выполнение инструкции педагога (от индивидуальной к фронтальной работе)
Выполнение задания в течение определенного времени

3. При организации учебного процесса для детей используются специальные приёмы работы:

создание благоприятного психологического климата на занятиях и в образовательной среде.
ребёнок должен видеть, что его ждали, ему рады, занятие пройдёт в комфортной обстановке: ритм его не будет нарушен.
позитивное приветствие, создание ситуаций успеха, а также поощрения (от пищевых к социальным).
акцент на положительную мотивацию. Избыточная фиксация внимания ребёнка аутиста на какие-то объекты должна быть использована с пользой для обучения;

4. Организация рабочего пространства

Сохранение постоянства в пространственной организации учебной деятельности, что помогает избежать многих поведенческих проблем.
Визуальное расписания урока и визуальное расписание учебного дня. Усвоение ребенком чёткого и стабильного расписания занятий и этапов урока, что создаёт комфортную обстановку для обучения, повышает работоспособность ребёнка.

Использование символов для развития умения ориентироваться самостоятельно в действиях.
Рисунки (нарисованные от руки или типографским способом),
Фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности, изображение необходимого предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом),
Комбинированные формы (предметы, приклеенные к карточкам, предметы вместе с рисунками, надписи под картинками);

Визуализация

5. Комната сенсорной разгрузки или зона сенсорной разгрузки (игровая зона)

6. Инструкции

Главное, четкость и краткость инструкций.
Инструкции должны быть понятны и отнесены к короткому интервалу времени: "Возьми ручку", "Положи ручку" и т.д.
Использование сигнальной системы: карточки, картинки, таблички, схемы, напоминалки при обучении;

7. Оказание физической помощи в организации учебного действия

Большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка.
При работе можно использовать поддержку руки, письмо "рука в руке", сопряженное выполнение действий.

Итог

Соблюдение всех перечисленных особенностей при организации учебно-воспитательного процесса детей с РАС, позволит преодолеть поведенческие трудности и будет способствовать эффективному усвоению знаний

Спасибо за внимание!

Контакты для связи:

Эл. почта: tonechkaorehova69@gmail.com