Особенности работы со слабовидящими школьниками на уроках английского языка в начальной школе
Оценка 5

Особенности работы со слабовидящими школьниками на уроках английского языка в начальной школе

Оценка 5
doc
06.11.2020
Особенности работы со слабовидящими школьниками  на уроках английского языка в начальной школе
особенности работы со слабовидящими.doc

 

Особенности работы со слабовидящими школьниками

на уроках английского языка в начальной школе

 

Иностранный язык – один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому  развитию, расширению кругозора и воспитанию.

Кроме того, коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к активному использованию языка в реальной жизни.

Современное обучение английскому языку направлено на формирование разных видов компетенции: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

В школах слабовидящих обучение английскому языку начинается со второго класса, обучение ведется по общеобразовательной программе                (базовый уровень). Поэтому к окончанию начальной школы дети школ слабовидящих должны соответствовать по уровню обученности учащимся общеобразовательных школ. Достигнуть этого уровня очень сложно, в связи с особенностью контингента школ. Среди факторов, затрудняющих процесс овладения иностранным языком, можно выделить следующую группу факторов: первая группа – степень и глубина поражения зрительного анализатора; вторая группа – уровень речевого развития; третья группа – состояние нервной системы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ показывает, что в каждом классе имеются дети с сочетанной патологией. Помимо основного  (зрительного) заболевания эти дети страдают неврологическими нарушениями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и др. Основное значение для процесса изучения иностранного языка имеет уровень развития речи учащихся с нарушением зрения.

Очевидно, что влияние данных факторов на процесс освоения иностранного языка неоднозначно. Поэтому, с целью оптимизации процесса преподавания английского языка, в начальных классах школ слабовидящих, представляется актуальным изучение влияния различных факторов на процесс овладения иностранным языком. А также выработка эффективных приемов организации работы по изучению иностранного языка в начальной школе.

Как известно, при сниженном зрении у детей наблюдается повешенная утомляемость. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на их работоспособности. Чтобы предупредить утомляемость и повысить работоспособность детей на занятиях по английскому языку, необходимо создать соответствующие гигиенические условия. К числу таких условий относятся: повышенные нормативы освещенности, соблюдение режима зрительной нагрузки, использование специальных учебников и раздаточного материала с крупным шрифтом, правильная организация учебной деятельности и рациональное сочетание труда и отдыха, использование таких дидактических приемов, которые обеспечивают включение разных анализаторов и активизируют развитие высших психических процессов                              (мышление, речь, воображение и др.). Особое значение для успешного обучения слабовидящих школьников имеет правильное сочетание умственной работы учащихся с практической деятельностью и отдыхом.

 Сниженное зрение не позволяет многим учащимся правильно опознавать предметы и наблюдать явления природы, жизнь людей. В связи с этим их представления об окружающем обеднены и нередко носят фрагментарный характер. Полученная с помощью неполноценного зрения информация слабо закрепляется в памяти. Сложившиеся образы быстро стираются или заменяются другими. Однако по мере увеличения времени работы с наглядностью, образы вновь воссоздаются. При этом отмечается отбор более существенных признаков, характеризующих предъявленный предмет. В связи с этим необходимо предусматривать разную дозировку времени для рассматривания учебных пособий, таблиц, иллюстраций и т.п. Некоторым учащимся необходимо предварительное словесное объяснение характерных признаков учебного пособия или натурального предмета.

Например, при изучении темы « Спорт» необходимо предварительно выяснить, чем отличается одна игра от другой: баскетбол от бейсбола, хоккей от гольфа и т.д.

При отсутствии опоры на слуховое восприятие и предварительное словесное объяснение преподавателя, слабовидящие школьники испытывают большие трудности в получении зрительной информации при просмотре кинофильмов и видеоматериалов.

 Учитывая трудности восприятия киноизображений, со слабовидящими школьниками следует проводить перед показом картины или таблиц подготовительную работу.

 Наибольшие трудности при работе по предъявлению новой лексики, наглядности испытывают учащиеся с миопией высокой степени, нистагмом, атрофией зрительного нерва.

На уроках по изучению новой лексики формы предварительной работы могут быть разными: чтение текстов по теме на русском языке, предварительное объяснение на английском или на русском языке, использование знаний учащихся по другим предметам, наблюдения учащихся за предметами или явлениями в реальной жизни, звуковое сопровождение картины, иллюстрации, раскрывающие ее смысл, зарисовка персонажей и т.д.

Например, тема « Город». Перед предъявлением темы урока дать учащимся прослушать звуковое задание: « звуки улицы», чтобы настроить их, уточнить их представления о теме урока. Попросить учащихся вспомнить слова по этой теме на английском языке. После этого, продемонстрировать им наглядные пособия с городскими пейзажами. Для домашнего задания предложить им нарисовать план своего микрорайона, с указанием объектов на английском языке.

Обучение английскому языку начинается со 2-го класса. Не всегда при этом учитываются возрастные психофизиологические особенности учащихся начальной школы. Возникает проблема успешности обучения иностранному языку.

Учителя английского языка нередко сталкиваются с трудностями, которые бывает сложно преодолеть. Зачастую, отчетливо видя проблему, осознавая необходимость ее решения, учитель не может найти адекватный способ помощи ученику, так как не в состоянии определить причину неуспеваемости. Испробовав весь арсенал традиционных педагогических средств (методы поощрения и наказания, индивидуальный подход, индивидуальные дополнительные занятия, беседы с родителями и т.п.), учитель приходит к выводу, что данный ученик « не обучаем» иностранному языку. Этого не произойдет в том случае, если учитель сумеет с помощью психолога и логопеда определить причину неуспеваемости в каждом конкретном случае. Устранение причины затруднения поможет разработать индивидуальный маршрут помощи ученику.

 Одной из причин затруднений в овладении вторым языком являются речевые нарушения. Эта причина остается невидимой для учителя, так как к школьному возрасту многие функциональные речевые нарушения корригируются в специальных дошкольных учреждениях или при индивидуальных занятиях с логопедами, и ребенок приходит в школу с нормально развитой речью.

 Немалое количество легких речевых нарушений либо не выявляются вообще, либо игнорируются родителями. При этом может не быть явных проявлений речевой патологии. Это связано с тем, что, постоянно находясь в родной речевой среде, ребенок имеет возможность самостоятельно (или с помощью близких) исправлять легкие речевые недостатки.

 Подобные особенности речевого развития чаще всего не затрудняют школьное обучение на родном языке. Однако при овладении вторым языком они становятся причиной затруднений, особенно на начальном этапе.

 Анализ успеваемости по английскому языку учащихся начальной школы позволяет выделить затруднения, вызванные особенностями речевого развития.

 В начальном периоде овладения иностранным языком многие трудности являются вполне обоснованными и представляют собой одну из сторон естественного процесса обучения. Однако уже на первом месяце обучения выявляются ученики, имеющие специфические речевые нарушения. Такие ученики едва преодолевают обычные трудности. В некоторых случаях так и не удается достичь желаемого результата.

 У таких учащихся затруднения могут касаться как одной из сторон речи, так и нескольких. Наиболее часто и ярко это проявляется в звукопроизношении. Трудность вызывают специфические звуки английского языка: они заменяются сходными по звучанию звуками русской фонетической системы. Дети с трудом дифференцируют на слух долгие и краткие гласные. Совсем не дифференцируют их в собственной речи: в словах и заученных текстах. При сохранении слоговой структуры слова страдает его звуковой состав. Иногда дети с трудом усваивают «неудобное» ( для русского слуха) ударение.

Словарная работа также сопровождается специфическими затруднениями. Формирование словаря идет сложно. Слова заучиваются механически. Очень часто смысловая сторона слова отделена от его                ( английского) звучания. Уже известное слово не воспринимается на слух в знакомой речевой ситуации. Словарь с трудом активизируется.

Грамматика представляет определенную трудность для детей с речевыми нарушениями. У них выявляется механическое (без понимания) воспроизведение заученного текста. Дети не выделяют из текста отдельные предложения. С трудом усваивают употребление местоимений. Игнорируют артикли. Часто пропускают в предложениях глаголы. Не могут с помощью знакомых грамматических алгоритмов самостоятельно строить фразы на английском языке, что требует программа обучения. Трудности возникают и при обучении письменной речи.

Чтение – механическое, невыразительное, отрывочное. Встречаются проблемы в усвоении правил чтения. Часто чтение и понимание разобщены. На письме выявляются элементы дисграфии: замена английских букв сходными по начертанию буквами русского алфавита, затруднение дифференциации близких по написанию букв английского алфавита, зеркальное изображение, недописывание элементов букв, перестановки, пропуски и т.п.

 Страдает и интонационная сторона речи. При чтении, пересказе, высказывании отсутствует интонационная и эмоциональная окрашенность, логические ударения. Речь носит напряженный, механический характер.

Эти затруднения на начальном этапе характерны, как для учащихся общеобразовательных учреждений, так и коррекционных школ. Однако в процессе обучения эти проблемы довольно легко преодолеваются учащимися массовых школ. У слабовидящих детей подобные трудности носят стойкий характер и требуют специально направленной педагогической помощи.

Затруднения в изучении английского языка, вызванные речевыми нарушениями, как правило, сопровождаются отсутствием положительной мотивации, искаженной самооценкой: чаще встречается заниженная самооценка, проявляющаяся в неуверенности, малой активности, страхе высказывания, боязни сделать ошибку; бывает, и завышенная самооценка, сопровождающаяся игнорированием проблемы.

При обучении детей с особым неврологическим статусом особое значение приобретает профессиональное мастерство учителя. Умение строить обучение с учетом индивидуально-типологических и возрастных особенностей учащихся; воздействовать на эмоционально-волевую и мотивационную сферу личности. Важно соблюдать педагогический такт, создавать на уроке благоприятный психологический климат.

Такой урок английского языка становится личностно-ориентированным, направленным на создание условий, на раскрытие личности ученика.

Средствами достижения данной цели на уроках английского языка становится:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;              -создание атмосферы заинтересованности каждого ученика;                                           -стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

- использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;

- оценка деятельности ученика не только по результату ( правильно- неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;

- создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Если на уроке английского языка учение организуется учителем как диалог и сотрудничество с учеником, то ученик, как субъект учения в процессе урока раскрывает свою индивидуальность, а учитель повышает свою квалификацию и мастерство.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.     Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.2.- 4-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2011.- 231с.- ( Стандарты второго поколения)     

2.     Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. 1-4 классы: пособие для учителей и студентов пед.вузов. – 4-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2008. – 223с.

3.     Логинова Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски: Книга для учителей. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.

4.     Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 223с.

5.     Казанская В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. – СПб.: КАРО, 2004.-208с.- ( Модернизация общего образования).

6.     Английский язык.2-4 классы: материалы для коррекционно-развивающих занятий с учащимися. I Start to Love English / авт.- сост. Е.Н.Попова.- Волгоград: Учитель, 2007. – 151с.


Особенности работы со слабовидящими школьниками на уроках английского языка в начальной школе

Особенности работы со слабовидящими школьниками на уроках английского языка в начальной школе

Анализ показывает, что в каждом классе имеются дети с сочетанной патологией

Анализ показывает, что в каждом классе имеются дети с сочетанной патологией

Полученная с помощью неполноценного зрения информация слабо закрепляется в памяти

Полученная с помощью неполноценного зрения информация слабо закрепляется в памяти

Например, тема « Город». Перед предъявлением темы урока дать учащимся прослушать звуковое задание: « звуки улицы», чтобы настроить их, уточнить их представления о теме урока

Например, тема « Город». Перед предъявлением темы урока дать учащимся прослушать звуковое задание: « звуки улицы», чтобы настроить их, уточнить их представления о теме урока

Немалое количество легких речевых нарушений либо не выявляются вообще, либо игнорируются родителями

Немалое количество легких речевых нарушений либо не выявляются вообще, либо игнорируются родителями

Уже известное слово не воспринимается на слух в знакомой речевой ситуации

Уже известное слово не воспринимается на слух в знакомой речевой ситуации

При обучении детей с особым неврологическим статусом особое значение приобретает профессиональное мастерство учителя

При обучении детей с особым неврологическим статусом особое значение приобретает профессиональное мастерство учителя

Список используемой литературы : 1

Список используемой литературы : 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020