Особенности работы учителя-дефектолога
Оценка 4.9

Особенности работы учителя-дефектолога

Оценка 4.9
pptx
05.04.2024
Особенности работы учителя-дефектолога
Особенности работы учителя-дефектолога.pptx

Особенности работы учителя-дефектолога

Особенности работы учителя-дефектолога

Особенности работы учителя-дефектолога В качестве нормативно-правового обоснования рабочей программы выступает









Цель программы: социальная адаптация личности, коррекция и развитие познавательной, речевой и эмоционально-волевой сфер детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку, хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе

Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку, хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе

Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку, хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе.
Дефектолог осуществляет коррекцию нарушенных функций.
Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма, чем и занимается учитель в школе. А так же и развитием пространственных представлений у ребенка, чем и занимается учитель-дефектолог.

Задачи учителя-дефектолога Работа дефектолога начинается с диагностики

Задачи учителя-дефектолога Работа дефектолога начинается с диагностики

Задачи учителя-дефектолога

Работа дефектолога начинается с диагностики.
На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляются коррекционно-развивающие задачи.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1 блок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого является развитие мелкой моторики. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика, возникают трудности с письмом, если есть трудности с письмом, то есть и трудности со связной речью.

Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии

Формирование пространственно-временных представлений»

Формирование пространственно-временных представлений»

2 блок «Формирование пространственно-временных представлений»

Умение ориентироваться в пространстве и времени
Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

Умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление

Умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление

3 блок «Умственное развитие».

Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление.

Нормализация ведущей деятельности возраста»

Нормализация ведущей деятельности возраста»

4 блок «Нормализация ведущей деятельности возраста».

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте- это игровая деятельность.
Прежде всего, у детей со сниженным интеллектом отмечается запаздывание появления игровой деятельности, отставание в сроках ее развития.

Формирование представлений о предметах и явлениях»

Формирование представлений о предметах и явлениях»

5 блок «Формирование представлений о предметах и явлениях».

Считается, что социальное развитие ребенка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях.

Обогащение словаря и развитие связной речи»

Обогащение словаря и развитие связной речи»

6 блок «Обогащение словаря и развитие связной речи».

Работа по развитию связной речи ведётся по таким направлениям:
обогащение словарного запаса ( пассивного и активного)
составление рассказов по серии сюжетных картинок
составление пересказа текста
заучивание стихотворений

Готовность к восприятию учебного материала»

Готовность к восприятию учебного материала»

7 блок «Готовность к восприятию учебного материала».

Это блок направлен в основном на детей , собравшихся обучаться в школе. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.
Существуют игры и упражнения для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ

Нарушения психической деятельности у детей с

Нарушения психической деятельности у детей с

Нарушения психической деятельности у детей с ОВЗ

Психика ребенка с нарушением интеллекта представляет собой своеобразную систему, дефектность. Дефектность обусловливает различные отклонения протекающих психических процессов и деятельности в целом.







Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности.
Особенно познавательных процессов.
Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания.

Ощущение и восприятие У детей с

Ощущение и восприятие У детей с

Ощущение и восприятие

У детей с ОВЗ часто наблюдаются нарушения органов слуха и зрения.
К ним относятся:
нарушения обобщенности. Проявляется в неумении выделять главное, существенное в объекте. Так, при восприятии текста, сюжетного изображения умственно отсталый ребенок не может выделить основную мысль, установить причинно-следственные связи.
замедленный темп восприятия. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал.
узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал.
малая дифференцированность. Умственно отсталые испытывают серьезные затруднения при дифференцировании цвета (особенно оттенков), величины, формы объекта, они не различают выражения лиц людей, изображенных на картинке.
пассивность восприятия. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах.

Внимание и память Основные недостатков внимания умственно отсталых детей –это нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объема внимания

Внимание и память Основные недостатков внимания умственно отсталых детей –это нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объема внимания

Внимание и память

Основные недостатков внимания умственно отсталых детей –это нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объема внимания.
Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) у имеют свои специфические особенности.
запоминание — характеризуется недостаточной полнотой и точностью, замедленностью;
сохранение — неосмысленностью и непрочностью;
воспроизведение — низким объемом, искажениями материала, привнесениями.
Произвольное запоминание формируется позже, чем у сверстников.( имеет цель и волевые усилия)
Лучше всего такие дети запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки.
Дети не умеют пользоваться хорошо усвоенным материалом, воспроизводить свои знания, которые необходимы для решения поставленной перед ними конкретной задачи.
Существенным для характеристики памяти умственно отсталых детей, является то, что они способны хорошо запомнить материал который им понятен.

Мышление и воображение Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т

Мышление и воображение Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т

Мышление и воображение

Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т.д.) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
 Зрительный анализ предмета отличается бедностью, непоследовательностью: глядя на объект, ребенок называет далеко не все его составляющие, пропускает ряд важных свойств, выделяет только заметные части. 
Страдает синтез. Ребенок не умеет выделять главного в предметах, явлениях затрудняется их сравнивать. Сравнение требует сопоставления однотипных частей или свойств предметов. Дети часто ссылаются на несопоставимые признаки. Например: «Эта чашка большая, а у этой цветочек синенький. Они разные».
Мышление характеризуется слабостью обобщений. Начинает раскладывать картинки соответственно своему жизненному опыту: одежду положит около шкафа. Моряка - на корабль и т.д,
Непоследовательность мышления. Детям характерна разбросанность и непоследовательность мыслей, нарушается логика суждений.
Слабость регулирующей роли мышления. Они часто не обдумывают своих действий, не предвидят результата, начинают выполнять работу, не дослушав инструкцию до конца, не поняв цели задания, без внутреннего плана действий.
Некритичность мышления - неумение сопоставить свои мысли действия с требованиями объективной реальности.

Речь Развитие речи умственно отсталых детей характеризуется двумя важными особенностями: значительная задержка становления речи; недоразвитие всех ее компонентов

Речь Развитие речи умственно отсталых детей характеризуется двумя важными особенностями: значительная задержка становления речи; недоразвитие всех ее компонентов

Речь

Развитие речи умственно отсталых детей характеризуется двумя важными особенностями:
значительная задержка становления речи;
недоразвитие всех ее компонентов.
Развитие речевого (фонематического) слуха происходит у детей с большим опозданием и отклонениями.
У умственно отсталых страдают все стороны речи: фонематическая, лексическая, грамматическая.
Наиболее нарушена семантика речи, то есть понимание значения тех слов, которые используют окружающие. Это связано с нарушением словесно-логического мышления.
В силу недоразвития коры головного мозга у ребенка медленно развивается словарь, для него характерен ограниченный словарный запас.
Речь ребенка характеризуется бедностью содержания, недостаточной развернутостью, фрагментарностью.
Нарушен грамматический строй речи. Употребляемые ими предложения примитивны по своей конструкции.
Часто речевая продукция умственно отсталых сводится к использованию заученных речевых штампов. Отмечаютсятрудности восприятия и понимания речи, в результате чего наблюдаются различные виды расстройств письма, трудности овладения техникой чтения.
Умственно отсталые дети проявляют пассивность в общении, они редко бывают инициаторами беседы.

Общение У детей с нарушениями интеллекта общение развивается с большим опозданием

Общение У детей с нарушениями интеллекта общение развивается с большим опозданием

Общение

У детей с нарушениями интеллекта общение развивается с большим опозданием
Дети не умеют общаться между собой
не имеют потребности в таком общении. Так как у них совсем не развиты коллективные виды деятельности.
Дети не умеют пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам.
В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить:
быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;
отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
непонимание собеседника - дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.
Умственно отсталые дети мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произношением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий.

Особенности эмоционально-волевой сферы

Особенности эмоционально-волевой сферы

Особенности эмоционально-волевой сферы

На основании исследований М.С. Певзнер всех умственно отсталых детей можно условно разделить на три группы:
1. Для  детей характерны вялые, заторможенные стереотипные эмоциональные реакции. Дети оказываются как бы безразличными к воздействующим на них раздражителям.
2 группа – у этих детей реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим причинам, а в ряде случаев просто неадекватные.
3 группа детей у которых  не прослеживаются грубые нарушения эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдается отклонения и не всегда объяснимые поступки.
Всем детям свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости неожиданно может смениться печалью, смех – слезами и т.п. переживания их неглубокие, поверхностные.
Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов.
Дети не способны контролировать свои отношения, переживания, эмоциональные реакции. Они не оценивают возможных последствий и поэтому нередко совершают необдуманные, импульсивные поступки.
Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.( Самооценка)
Нарушена целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.
Наблюдается недоразвитие мотивации -дети мало инициативны, отличаются не самостоятельностью, повышенной внушаемостью.

Особенности поведения наиболее значительные трудности у детей с умственной отсталостью вызывает формирование правильного поведения

Особенности поведения наиболее значительные трудности у детей с умственной отсталостью вызывает формирование правильного поведения

Особенности поведения

наиболее значительные трудности у детей с умственной отсталостью вызывает формирование правильного поведения. В процессе общения этим детям присущи  немотивированные колебания настроения: раздражительность, озлобленность, агрессивность с разрушительными действиями,  двигательная расторможенность.
Склонны:
- побеги из дома, школы;
- отказ от учебы,
- нарушение дисциплины и поведения в общественных местах, в образовательном учреждении;
- воровство;
- злоупотребление алкоголем;
- наркомания;
- суицидальное поведение;
- нарушения влечений.
Интеллектуальное снижение, ограниченный  жизненный опыт затрудняют понимание и оценивание ситуаций, в которых они порой оказываются в неадекватной их психическому развитию социальной среде, где такие дети и подростки, как правило, подвергаются «отрицательной социализации».

О методах и способах коррекции нарушенных высших психических функций мы поговорим на следующей встрече

О методах и способах коррекции нарушенных высших психических функций мы поговорим на следующей встрече









О методах и способах коррекции нарушенных высших психических функций мы поговорим на следующей встрече.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2024