СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Общее понятие о личности. 5
2. Особенности личностного развития младших школьников. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 21
ВВЕДЕНИЕ
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Каждая личность формируется как в соответствии с врождёнными качествами и способностями, так и при приобретении социального опыта.
Если мы говорим o младшем школьнике, то говорим o ребенке в возрасте 6-10 лет. Такого рода возраст именуют вершиной детства. Ребенок сохраняет большое количество детских качеств - беспечность, простота, взгляд на взрослого снизу вверх. Однако у него уже возникает другая закономерность мышления. Учение для него - важная деятельность. В школе он обретает не только новые познания и умения, но и определенный общественный статус. Изменяется круг интересов, ценности ребенка, весь порядок его жизни.
Младший школьный возраст – старт школьной жизни. Вступая в него, дошкольник обретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. В течение данного этапа у детей формируется абстрактное понимание, он приобретает новые знания, умения, навыки, формирует нужную основу для всего своего дальнейшего обучения. Но значение учебной деятельности на этом не ограничивается, от её результативности непосредственно зависит формирование личности младшего школьника. Школьная успеваемость является главным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и ровесников. Положение отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самовосприятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять любые задания приводит к становлению чувства компетентности [10].
Создаётся мировоззрение ребенка, формируется область нравственных, идеологических взглядов и понятий. Обогащается мир его эмоций,художественных переживаний, обширнее становится спектр его увлечений:трудовые, художественные, спорт.
Поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна, ведь жизнь общества накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Особенно значимы при этом те непосредственные взаимоотношения, в которые вступает дошкольник с окружающими его людьми: в семье, в школе, в классе, в каждой группе либо коллективе, членом которого он является. Актуальность выбранной темы связана с тем, что немаловажноисследовать развитие личности младшего школьника в процессе обучения. Важно для его оптимизации, диагностики и корректировки возникающих в этом возрасте нарушений.
Вопросы развития личности детей младшего школьного возраста Теоретические основы работы составляют труды ученых по проблемам развития личности (К.А. Абульханова, К.Р. Агаронян, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Бульгина), о возрастных и индивидуально-личностных свойствах формирования младших школьников (А.В. Мудрика, Н.М. Платоновой, М.И. Рожкова, Д.И. Фельдштейн и т.д.), о воздействии педагогического коллектива и семьи на формирование личности младшего школьника (В.А.Сухомлинский, Л.И. Божович, Н.М. Амосов).
1. Общее понятие о личности
В психологии категория личность принадлежит к числу базисных определений. Изучается такими науками как психология, философия,педагогика, социология и др. Под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретённых им в ходе социального развития.
Психологи давали различные определения понятию «личность»:
- Человексустойчивымипсихологическимихарактеристиками,которые проявляются в социальных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и играют значительную роль для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.) [7, с 470];
- субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев)[1,с252];
- человек равно как социальный индивид, субъект познания и объективного преображения общества, разумное создание, владеющее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский) [10, с 97];
- человек как носитель сознания (К.К. Платонов) и др.
Нередко в содержание понятия «личность» включают устойчивые качества человека, которые устанавливают ценные во взаимоотношении других людей действия.
Личность – это определённый человек, являющийся представителем конкретного общества, определённой общественной категории, занятый конкретным видом деятельности, понимающий собственный подход к окружающему и одарённый индивидуально-психологическими отличительными чертами. Личность - система общественно важных свойствиндивида, степень освоения им социальными ценностями и его умение к осуществлению данных ценностей[5].
Личность в самом широком представление - это то, что внутренне выделяет одного человека от другого, список абсолютно всех её психологических качеств. В такое представление «личность» включают характерные черты человека, которые считаются более или менее крепкими и говорят об особенности человека, устанавливая его важные для людей действия.
Обратимся к главным убеждениям на сущность определения «личность», указанных в работах выдающихся психологов.
Согласно взгляду А.Н. Леонтьева, «личность человека «производится»‑формируется социальными отношениями». В приведенном определении возникает значительное дополнение: «личность формируется социальными отношениями, в которые человек входит в собственной предметной деятельности». На первый план выдвигается категория деятельности субъекта, так как непосредственно деятельность субъекта считается начальной единицей эмоционального анализа личности, а никак не воздействия, не операции или конструкции данных функций; последние характеризуют деятельность, а никак не личность. А.Н. Леонтьеву получается провести разграничительную черту среди представлениями индивид и личность. Если индивид – это неразделённое, целое, с собственными личными характерными чертами генотипическое образование,то личность – также целое формирование, но не данное кем-то или чем-то, а образованное вследствие большого количества предметных деятельностей. Позиция о деятельности как единице психологического анализа личности - это первое сознательно значимое теоретическое утверждение А.Н. Леонтьева [10].
Развитие личности представляется перед нами как процесс взаимодействий большого количества деятельностей,которые входят между собой в иерархические взаимоотношения. Личность представляет каксовокупность иерархических взаимоотношений деятельностей. Их отличительная черта состоит, согласно формулировке А.Н. Леонтьева, в «отвязанности» от состояний организма. Данные иерархии деятельностейпорождаются их своим формированием, они и создают основу личности.
Процесс развития личности согласно А.Н. Леонтьеву является процесс «развития связной системы индивидуальных смыслов».
Осмыслив себя как личность, установив собственное место в социуме, жизненный путь (судьбу), человек стаёт индивидуальностью, приобретает достоинство и независимость, которые дают возможность отличить его от любой другой личности.
2. Особенности личностного развития младших школьников
Начало обучения в школе ведет к основному изменению развития детей в обществе. Он стаёт «общественным» типом и владеет общественно значимыми прямые обязанности, осуществление которых обретает социальную оценку. Вся организация актуальных взаимоотношений перестраивается и значительно определяется тем, в какой степени благополучно он справляется с новыми условиями в школе.
Поступление ребенка в образовательное учреждение означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности – это кардинально влияет на развитие всей личности ребенка [4].
Целенаправленное, интенсивное формирование личности ребенка осуществляется лишь при условии педагогически точной организации всей жизни и деятельности детей, так как именно в реальной жизни и деятельности ребёнка формируется его личность. Для правильного многостороннего развития личности ребенка необходимо, по словам Макаренко, широкое политическое воспитание, общее образование, книга, газета, труд, социальная деятельность. Также – игра, развлечение, отдых.
Для того чтобы та либо другая деятельность стала ведущей в развитие психики, необходимо, чтобы она составила основное содержание жизни самих детей, считалась для них центром, вокруг которого сосредоточиваются их главные интересы и переживания [7].
Происходит равномерное физическое развитие вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость данных процессов различна у разных детей. Растут мышцы «сильные» и «ловкие», возрастает физическая сила, выносливость иловкость, как у мальчиков, так и у девочек.
Более эффективно работают лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психологическими процессами, что помогает включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность.
Весьма значимым условием физиологического формирования детей считается состояние здоровья, что даёт возможность детям наиболее стремительно заниматься физиологической (физкультура и труд) и интеллектуальной деятельностью. Отключенные из двигательной деятельности ребенка 4-5 часов, обязаны возмещаться специально организованными физиологическими упражнениями.
Физическое развитие школьника требует не только постоянного внимания учителя, но и регулярного наблюдения врача [5].
В учебной деятельности следует добавить новую персонально немаловажную мотивацию. Основная значимость учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник стремительно включен и в другие виды деятельности, в процессе которых улучшаются и закрепляются его новые достижения.
Развитие личности младшего школьника зависит не только от школьной успеваемости, но и оценки детей взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвергается внешнему влиянию. Для того чтобы формирование личности ребенка шло более результативно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценивающий подход взрослого к поступкам детей определяет становление его нравственных эмоций,индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни»[10]. Именно в этом возрасте ребенок переживает собственную индивидуальность, он осознает себя личностью, стремится к безупречности. Это находит свое отражение в абсолютно всех областях жизни ребенка, в том числе и в отношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стремятся по началу вести себя так, как принято в этой группе, покоряясь законам и правилам. Потом наступает желание к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте товарищеские взаимоотношения более активные, но менее крепкие.«Хотя предполагается, что способность к развитию близких дружескихотношений в некоторой степени определяется эмоциональными взаимосвязями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые установлены и ценятся в хорошей для него компании, чтобы выделиться в её среде, достичь преуспевания.
Отношения с взрослыми.
На действия и формирование детей оказывает наибольшее воздействие способ управления со стороны взрослых: влиятельный, демократичный либо попустительский. Успешнее формируются и чувствуют себя дети в обстоятельствах демократического руководства [9].
По отношению к сверстникам.
Главную значимость с целью формирования личности ребенка младшего школьного возраста имеет вхождение его в школьный коллектив. Безусловно, и дошкольник, особенно если он воспитывается в детском саду, развивается внутри коллектива сверстников. Однако и по характеру деятельности, на основе которой организуется коллектив, и по характеру тех отношений, которые составляют общественную жизнь коллектива, дошкольная группа значительно отличается от коллектива школьников [9].
Исследования демонстрируют, что уже к окончанию обучения в первом классе дети начинают принимать учебные задачи как задачи, стоящие перед всем классом, начинают проявлять интерес к учебным достижениям своих друзей и всего класса в целом. Со временем среди школьников появляется круг интересов, связанный c их внеклассной работой, с общественной жизнью школы,c теми взаимоотношениями, которые формируются в школьном коллективе. Иначе говоря, коллектив школьников начинает жить разнообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, увлечениями, радостями и печалями. Под влиянием коллектива y детей младшего школьного возраста постепенно создаётся тот, более высокий вид общественной ориентированности личности, который характерен для каждого, кто именно проживает осознанными коллективными интересами. Ребенок начинает активно стремиться к окружению других детей, начинает проявлять интерес к общественным делам своего класса, пытается сам определить свое место в коллективе сверстников. Конечно, вступление в коллектив и развитие общественной направленности личности школьника происходит далеко не сразу. Это - длительный процесс, проходящий подуправлением педагога, процесс, какой вполне вероятно отследить, наблюдая и анализируя поступки детей [8].
В первом классе дети зачастую так же, как и в детском саду, могут пожаловаться друг на друга педагогу, могут пожаловаться, не стыдясь и по пустякам: «Он меня пихнул», «Он ко мне в книжку смотрит», «Он резинку забрал» и т.п. Интересно, что при этом ребенок, на которого поступает жалоба - не обижается.
Эти жалобы у младшего школьника имеют особый смысл. В некоторых случаях это просто акт ограждения себя от внешних помех и неудобств. Когда ребенок жалуется учителю: «Он меня пихнул» или «Он мне мешает писать», то y него нет желания привлечь внимание учителя к отрицательному поведению товарища. Ребенок старается наилучшим образом выполнить задание учителя, он просто доводит до его сведения о том, что ему причиняют неудобства в его учебной работе.
Со временем модель взаимодействия детей друг на друга меняется, и претензии утрачивают свой первоначальный вид. Педагог обязан постоянно работать над организацией общественного мнения класса, и дети очень скоро привыкают влиять на товарищей не путем индивидуальных жалоб,a путем обсуждения их поступков, опираясь на коллектив. При неверной воспитательной работе здесь могут встретиться и вредные направленности, например, тенденция «покрывать» друга во что бы то ни стало, даже если он совершил, очевидно, нехороший поступок. Если в коллективе ведётся хорошая воспитательная работа, то учащиеся по собственной инициативе помогают друг другу в учебной работе, смотрят за дисциплиной, интересуются не только собственными успехами, но и успехами класса в целом. Очень показательным для появления общественной точки зрения коллектива является перемена отношения младших школьников к замечаниям, которые делает учитель. Для учащегося 1 класса практически неважно, получил ли он от педагога замечание один на один или в присутствии других детей; для ученика третьего,a тем более четвёртогокласса получить замечание перед коллективом дело более неприятное: «Я лучше получу десять замечаний один на один, чем одно перед всем классом»[7].
Характер дружеских отношений также меняется в течение младшего школьного возраста. В 1 классе у школьников еще нет ясно выраженного отношения к выбору друга. Дружеские отношения завязываются, в большей степени, на базе внешних факторов: дружат между собой те, кто сидит за одной партой, проживают на одной улице и т.п.
Желание к определенному положению в коллективе в условиях обучения и воспитания в школе является огромным стимулом в учебной работе. Младшие школьники начинают сознательно достигать звания отличника, так как в хорошо созданных школой и учителями коллективах именно это звание в первую очередь им предоставляет возможность на авторитет и уважение товарищей.
Приведенные сведения говорят о том, что на протяжении младшего школьного возраста, под управлением педагога, в течение жизни и деятельности ребенка в организованном школьном коллективе,y ребенка развивается и формируется новое направление личности, выражающееся как в его взаимоотношении к окружающим людям, так и во всём его поведении.
В школе ребенок в первый раз встречается c системой нравственных условий, выполнение которых контролируется. Дети младшего школьного возраста уже склонны к выполнению этих требований. Как уже говорилось,поступая в школу, они стараются занять новую социальную позицию,c которой и связывают эти требования к ним. Учитель выступает носителем социальных требований. Он же и главный знаток их поведения, поскольку формирование нравственных свойств учащихся проходит через учение, как ведущую деятельность на данном возрастном этапе.
Характерные особенности личности младшего школьника: доверчивость, исполнительность. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя безоговорочно, не вступают в споры,доверчиво принимают оценки и поучения учителя. Они не претендуют на независимость и самостоятельность.
Повышенная восприимчивость проявляется в том, что младший школьник c готовностью и заинтересованностью принимает всё без исключения новое, ему не терпится научиться писать, читать, считать. Высокая активность проявляется на уроках в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, желание отвечать самому.
Подражательность состоит в том, что учащиеся повторяют размышления педагога, друзей. Такое внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала, но может привести к поверхностному его восприятию.
В случае если ученики должны соперничать между собой за оценки, они работают друг против друга, стремятся к достижению цели, которая доступна, лишь немногим, иногда, лишь одному из них. Однако соревнование содержит крайне значительный минус: личный успех учащегося противопоставляется неудачам одноклассников. Ученик либо много работает, чтобы вырваться вперед, либо относится ко всему спустя рукава, так как он сомневается в собственной возможности, победить [6].
Если учащиеся работают персонально, они тянутся к достижению своей цели, не оглядываясь на то, что и как совершают их одноклассники. Для них значимы только собственные старания и личный успех; успехи и неудачи других не имеют для них никакого значения [6].
Направление личности младшего школьника проявляется в его нуждах и мотивах. У ребёнка данного возраста сохраняется ряд потребностей, которые были характерны для дошкольника:
- потребность в игровой деятельности;
- потребность в движениях;
- потребность во внешних впечатлениях.
Вместе c тем y младших школьников появляются и новые потребности:
- точно выполнять требования учителя;
- овладевать новыми знаниями, умениями и навыками;
- получать хорошие отметки, одобрение co стороны взрослых;
- быть лучшим учеником;
- выполнять общественную роль.
Каждый ребенок оценивает себя по-своему. Возможно отметить три группы детей, согласно сформированности y них понятия o себе.
Первая группа. Представления относительно адекватны и устойчивы. Дети умеют анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думают o себе. Они больше ориентируются на знание o себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.
Вторая группа. Представления о себе неадекватны и неустойчивы. Дети не умеют выделять y себя существенные качества, анализировать свои поступки, хотя оценивают себя, не опираясь на мнение других. Число осознаваемых ими собственных качеств невелико. Эти дети требуют особого руководства по формированию навыков самоконтроля.
Третья группа. Понятия о себе непостоянны, содержат свойства, данные им другими, в особенности взрослыми. Недостаточное понимание самих себя приводит этих ребят, к неумению определятся в практической деятельности на собственные конкретные возможности и силы.
Самооценка, представляя собой оценку своей личности: самого себя, своих возможностей, свойств и места из числа иных людей, считается значимым регулятором поведения. Это важное личностное свойство, позволяющее регулировать свою работу с точки зрения нормативных критериев, создавать собственное целостное действие в соответствии с общественными общепринятыми мерками.
Воспринимая личную учебную работу как общественно важную и социально расцениваемую, младшие школьники пытаются точно соблюдать указания педагога, копируют его манеру поведения и стиль общения. Это даёт возможность подчеркнуть в качестве значимого условия,воздействующего на формирование самооценки учащегося, индивидуальные свойства учителя и его профессиональную самооценку [3].
В школе учебная деятельность учащихся оценивается только по образовательному эффекту: по приобретенным знаниям и познавательным умениям, предусмотренным школьными программами. Воспитательный результат остается неучтенным. Согласно этой логике педагог, как правило,ставит в пример хорошо успевающих учащихся, хотя y некоторых из них может быть выраженная эгоистическая направленность личности. В то же время ученики, владеющие социальной направленностью личности, но не отличники, остаются в тени,o них обычно мало знают. Воспитательный эффект такого поведения учителя отрицательный. Во-первых,y«примерного» ученикаcэгоистической направленностью учитель своимотношением закрепляет эту направленность. Во-вторых, он дает неверный образец другим ученикам. В-третьих, это зачастую приводит к конфликтным взаимоотношениям «примерного» учащегося с классом. Из сказанного вытекает, что при организации каждой деятельности педагог обязан предусматривать ее мотивацию, предусмотреть воздействие этой деятельности на направленность личности ученика.
Надо помнить, что y ребенка возникает целый ряд серьезных трудностей. Прежде всего,y него устанавливается новый распорядок жизни: вставать в конкретное время, на уроках сидеть тихо, выполнять разнообразные задания и в школе, и дома. Поэтому учитель должен не только предъявлять к детям необходимые требования, но и помогать им, поощрять и поддерживать их [7].
Говоря о психической готовности ребенка к учебной деятельности, необходимо рассмотреть мотивационную значимость. Важно понимать, имеется ли у ребенка необходимость в новой деятельности, стремится ли он заниматься ею, заинтересован ли он в получении знаний, которые и составляют цель учения.
Ребенок не каждый раз понимает мотивы, побуждающие его тянуться к школьной жизни. По сути эти мотивы возможно разбить на две группы:
Первая, основная, стремление завоевать новую позицию. Ребенок уже понимает, что позиция школьника содержит высокую оценку в глазах взрослых. В учении ребёнок видит деятельность, которая делает его более взрослым, и которая оценивается окружающими как важная, общественно значимая. Разумеется, к такому видению учебной деятельности ребенок подготовлен взрослыми.
Вторая категория мотивов, побуждающих детей тянуться к позиции школьника, связана c внешней атрибутикой: новым видом одежды, ранцем, учебниками и т.д. Как правило, вся семья принимает участие в «оснащении» будущего школьника. Первое сентября – праздничный день всей семьи. И ребенок трепетно ждет этого дня, торопит его приход.
При этом особенно важно заметить, что основная часть первоклашек поступают в класс как в новый мир, в котором им раскроется много увлекательных вещей. Задача педагога – оправдать эти ожидания, не потушить необходимость в познании.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Как разрешить вопрос о том, что ребёнок готов к школе, что он не только лишь желает, но и способен с успехом обучаться? Если обратиться к многочисленной школьной практике, то, как правило, при первом знакомстве с ребятами педагог спрашивает их, знают ли он стихотворения, могут ли их рассказать. Учителя интересуются также тем, умеет ли ребенок считать, читать. Такого рода подход к контролю готовности не может являться верным. Фактически педагог проверяет определённые индивидуальные умения, которые ребенок должен освоить, занимаясь отдельными предметами: математикой, чтением,письмом. Присутствие (как и отсутствие) данных умений не показывают этих значимых особенностей детей, которые свойственны при переходе его от дошкольного к школьному возрасту. Более того, если некоторые конкретные умения сформированы неверно, то они не только не будут помогать ребенку, а будут мешать ему. Так, дети обычно бойко считают до десяти, но y многих из них сложилось неверное понятие o числе, они путают порядковый и количественный счет. Учителю необходимо будет вначале разрушить ошибочные представления, и уже потом формировать правильные.
В первоначальный промежуток обучения учащимся первого класса необходима опора на внешние предметы, модели, картинки. Со временем они научаются замещать предметы словами (например, устный счет), сохранять в уме образы предметов. К завершению начальной школы ученики уже могут осуществлять действия про себя - в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку,y них сформировался внутренний план действий. Таким образом, психологическаяработа учащегося, окончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией,внутренним планом действий.
Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает, как требует его точка зрения ученика: слушает разъяснения, решает задачи и т.д. Постепенно он учится делать то, что надо,a не то, что ему хотелось бы. Таким образом, ученики научаются регулировать собственным поведением (в той или иной степени), справляться с проблемами, идти к установленной цели, находить наилучшие пути ее достижения.
Рефлексия. Учитель потребует от детей не только лишь решения задачи, но и обоснования её точности. Это постепенно формирует способность y ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал. Более того - оценить,a правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно. Таким образом, ученик постепенно учится смотреть на себя как бы глазами другого человека co стороны, оценивать свою деятельность. Способность человека осознавать то, что он совершает, и обосновывать, аргументировать собственную деятельность и называется рефлексией.
Новообразования, с какими ребенок пришел в среднее учебное заведение, развились в ходе его игровой деятельности и дали возможность ему перейти к учению. Участие в учебной деятельности, регулярное учение образовали новые характерные черты психологической деятельности младшего школьника. Эти новообразования, в свою очередь, подготовили учащихся к переходу на следующую ступень образования - в среднюю школу [10].
Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы: одни имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, третьи - двигательный и т.д. Игнорирование индивидуальными характерными чертами учащихся при обучении ведет к появлению у них разного рода трудностей, затрудняет подход к свершению поставленных целей.
«Педагогика-писал Л.С. Выготский-должна ориентироваться не навчерашний,a на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» [5].
К личностному развитию достаточно серьёзно относятся на уровне федеральных документов, касающихся образования, а именно федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Стандарт устанавливает требования к личностным результатам учащихся начальной школы: готовность и способность детей к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности [6].
В структуре есть ориентировка на становление личностных характеристик выпускника:
- любящий свой народ, свой край, свою Родину;
- уважающий и получающий ценности семьи и сообщества;
- любознательный, стремительно и увлечённо познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации своей деятельности;
- готовый без помощи других действовать и отвечать за собственные поступки перед семьёй и обществом;
- доброжелательный, способный выслушивать и слышать собеседника, аргументировать собственную позицию, излагать своё мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Подводя итог, можно сказать, что важным обстоятельством индивидуального формирования ребенка является переход на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе развертывания рефлексивных возможностей. На занятиях максимально применяются личностные потенциалы учащегося, которые выявляются им как самостоятельно, так и при участии и помощи учителя и одноклассников.
Проблема соответствия процесса обучения ожиданиям ребенка, природе его формирования беспокоит многих педагогов. Согласно суждению В.Ф. Шаталова, «...самое основное - учитель обязан помочь ученику осознать себя личностью, пробудить необходимость в познании себя, жизни, мира». Он требует «...создать на занятие ситуацию общего взаимоуважения, нравственного спокойствия и эмоционального комфорта» [10]
«Для того чтобы гарантировать предельное развитие всех задатков иличности в целом, следует, чтобы направленность и характер преподавания соответствовали потребностям созревших психических сил и стимулировали их последующее усовершенствование»,- утверждает гениальный педагог Ш.А. Амонашвили. Он предложил своевременно, начиная с шести лет, реализовать способности детей: «Педагогический процесс следует строить таким образом, чтобы он активизировал действие внутренних сил и потенциальных возможностей ребенка и способствовал доведению их развития и становления до оптимального уровня» [10]
На самом деле, современный ребенок приходит в школу с большими потенциальными способностями, и чтобы они преобразились в реальные силы,в личностные качества,необходим целенаправленный, воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий образовательный процесс. Для этого первоклассника необходимо научить способам учебной деятельности, коллективному труду, общению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-экономические условия формирования общества заставляют пересмотреть требования к современному образовательному процессу. Одна из важных задач, стоящих перед образованием – формирование личности, создание условий для полноценной реализации природного потенциала. Среди условий, характеризующих успешность решения данной задачи, одно из основных мест принадлежит включению школьников в личностно-ориентированный образовательный процесс, начиная с первых лет обучения.
Младший школьный возраст – это ценный период, на протяжении которого развиваются важнейшие качества личности ребёнка. Характерные особенности этого возраста – узнавать новый мир, получать новые впечатления. И всё же главное место в их жизнедеятельности принадлежит эмоциям. Представление о себе, своих товарищах, сверстниках, одноклассниках, героев каких-то фильмов, строятся на основе оценки взрослого. Следует помнить, что негативные ситуации, которые наблюдаются во взрослой среде, сказываются и на детях.
Младший школьный возраст является основой для развития личности человека, так как в этот период наблюдается самая высокая сензитивность, повышенная реактивность, готовность к действию. Поэтому в этом возрасте не обходимо создать условия, способствующие обогащению индивидуального навыка, раскрытию способностей и открытию путей для самораскрытия и самореализации младшего школьника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. –СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: ПИТЕР, 2008. – 400 с.
3. Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Б81 Основы психологии и педагогики. Курс лекций. 3-е изд. [Текст] / Е.И.Бондарчук. – стереотип.К.: МАУП, 2002. – 168 с
4. Васильева З.И., Ахаян Т.В., Казакина М.Г., Радионова Н.Ф. Изучение личности школьника учителем [Текст] / З.И. Васильева. – М., 1991.– 136 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
6. Казанская В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе[Текст] / В.Г. Казанская. – СПб.: КАРО, 2004. – 208 с.
7. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
8. Мухина B.C. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: ОООАпрель Пресс, ЗАО ЭКСМО – Пресс, 2000.
9. Немов Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. // Учебник для студентов высших учебных заведений: Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
10. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] /А.В. Петровский. // Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
11. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст]/Д.Б. Эльконин. // Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт Практическойпсихологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 416 с.
12. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.