ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.8

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.8
docx
01.08.2022
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
моя статья.docx

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Сафронова Асия Гайфулловна,

Учитель-логопед

МБОУ «Тарасинская СОШ »

с. Тараса, Иркутская область

 

Форма проведения: семинар-практикум.

Цель: оказание помощи родителям в  изготовлении  дидактического пособия для развития мелкой моторики ребенка в домашних условиях.

Задачи:

·                     активизировать знания родителей о значимости развития мелкой моторики;

·                     сформировать представление о некоторых приемах изготовления пособий  для выполнения  упражнений для пальцев рук;

·                     обучать игровым приемам развития подвижности и координации мелкой моторики, органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;

·                     познакомить с правилами организации упражнений дома;

·                      показать важность участия семьи в коррекционной  работе;

·                     расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Раздаточный материал: зеркала по количеству участников, памятка для развития артикуляционного аппарата, бусинки, нитка, прищепки, картон, ножницы.

1.                  Подготовительно-организационный момент. Приветствие родителей.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня наша встреча востребована тем, что рука первоклассника недостаточно подготовлена к письму,  а также недостаточно у него сформирована устная речь. В чем же проблема? Ребенок не может справиться с объемом письменных заданий, допускает ряд нарушений при произношение слов, звуков.

2.  Актуализация темы

Я обратилась к разным источникам для углубленного изучения данных проблем, потому что с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Растёт объём знаний, которые нужно им передавать. Каждый учитель хочет, чтобы усвоение знаний было осмысленным, а не механическим. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи, психических процессов таких как внимание, мышление, память. Это и есть  основные условия успешного обучения ребенка в школе.

По просьбе Вашего учителя, хочу показать некоторые предметы быта, которые помогут Вашему ребенку справиться с некоторыми проблемами в учении.

 Но в начале нашей творческой деятельности хочу познакомить Вас, уважаемые родители, со следующей информацией. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.  Давно доказано учеными, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

3. Основная часть - практическая.

Подготовка и  изготовление пособий для занятий.

Сегодня мы подготовим развивающие пособия, которые бы  не требовали больших  материальных затрат и понравились нашим  детям, с помощью которых будем  формировать  положительную мотивацию не только к учебе , но и  к логопедическим   занятиям.

Что у женщин, у наших девочек можем позаимствовать для наших занятий? (по очереди вынимаю из шкатулки предметы).

1) Ну конечно, это резинки для волос. Хорошо,  если они будут разноцветные.

2) Бусы, которые вышли, скажем, из моды, мама не применяет их как украшение.

3) Прищепки (цветные).

Как видите,  перед Вами все то,  что  всегда доступно, не требует больших финансовых затрат,  но поможет снять эмоциональное напряжение у ребенка, даст широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, которая будет проходить в игровой форме.

А также будут решены следующие задачи:

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи;

- воспитание  усидчивости.

Поэтапная  реализация темы.

1.На столе перед Вами бусинки, нить определенных длин. Возьмите в руки самую короткую нить, выберите  одну бусинку, которая по размеру крупнее остальных. Нанизываем на нитку бусинку эту, а  на концах нити делаем петлю, для удобства при работе с ним.

2.Теперь возьмите нить длиннее, чем  первая. Нам понадобятся 10 бусинок разного цвета. Также называем каждую бусинку на нить, чередуя цвета. Вот уже вторая работа выполнена Вами. Отложите в сторону их.

3. Перед Вами шкатулки. Открываем и видим что? Ответ родителя (резинки для волос). Выберите 5 резинок тех цветов, которые Вам понравились. Отложите в сторону их. Они нам тоже пригодятся.

4. А теперь следующее задание, уважаемые родители. На столе у Вас картонные листы, на которых нанесен рисунок. Ваша задача: вырезать по контуру рисунка предмет. Итак, у кого, что или кто получился, сейчас мы узнаем. Ответ родителей (ежик, солнышко, ствол дерева, жучок и т.д). Уважаемые родители, привели порядок на столе, убрали лишние предметы после вырезания.

Выносится черный ящик. Внимание, хотите узнать, что лежит в черном ящике? (ответ ). Да.

Загадывание загадки: 

а) Крокодильчики мои

Искусали все белье.

б) На веревке пальцы

Держат одеяльце.

Ответ: Прищепки

 Берем в руки первый  наш подручный материал - бусинку на ниточке.  Ставим перед собой зеркало для контроля выполнения данного  упражнения. Уважаемые родителибусинку с ниточкой после каждого занятия  нужно будет тщательно промывать теплой водой с детским мылом, просушивать салфеткой. Бусинка должна быть строго индивидуальной. Данное приспособление нам понадобится для укрепления мышц языка. Для чего нам нужно данное пособие?  Нашим детям бывает очень  сложно выполнить такое упражнение, как поднять язычок наверх «Дотянись до носика». Сейчас мы выполним упражнения в следующей последовательности:

1. Двигаем бусинку по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук ниточке  языком вправо - влево.

2. Двигаем бусинку по вертикально натянутой ниточке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкаем языком бусинку вверх-вниз, нитка натянута горизонтально.

4. Покрутим нашу  бусинку лакательными движениями языка.

5. Поймать бусинку губами. Сомкнуть губы и покатать бусинку от щеки к щеке (10 раз).

6. Следующие  упражнения нужно  выполнять лежа на спине. Просим ребенка   языком дотянуться до бусинки, которую над его ртом держит взрослый, и
толкнуть бусинку, приподняв кончик языка.  Данное упражнение выполняется 10 раз. А теперь постарайся поймать бусинку губами, вытянутыми в «трубочку», пытаясь ее «поцеловать».  В том же количестве следует выполнять упражнение, т.е 10 раз.

7.Расскажи  скороговорку с бусинкой во рту (ниточку держим руками).

Молодцы, справились все с заданиями.  Отложите в сторону зеркальце и ниточку.

Теперь берем ниточку  с бусами. Как вы думаете, для чего они нам понадобятся?

Верно. Мы закрепим навыки счета до десяти (прямой, обратный), сможем определить соседей числа, например: какая бусинка является соседом числа  3?

Тут же закрепляем названия цветов. При счете  бусинок манипулируя пальцами, развиваем мелкую моторику. Можно использовать нанизанные на нитку разные геометрические фигуры: квадратики, прямоугольники, треугольники, ромбики, которые будут направлены  не только на восприятие цветов, но и на ориентировку геометрических форм, изучение и закрепление знания о цвете, получать понятия о геометрических фигурах.

- Что же будем делать разноцветными резинками для волос? Во-первых,  вести счет до пяти и обратно. Знать название каждого пальца: это палец - большой, это указательный, средний, безымянный, а этот маленький - мизинец. 

Заучим небольшой стишок, который называется «Перстенек».
На пальце- перстенек. 
Он блестит, как огонек. 
Крутился, искрился, 
С пальчика свалился – 
назад возвратился. 
Надеваем и снимаем резинку на большой палец, 
На указательный, 
На средний, 
На безымянный, 
На мизинец.

Прекрасным инструментом  для развития пальцев, кисти рук будут служить наши обыденные хозяйственные прищепки. На сегодня они изготавливаются из разного материала, цвета.  Как можем применить их на занятиях? Во-первых закрепляем навык открывания прищепки. Взяли в руки прищепку: открыли прищепку, а теперь прикрепим  к своим раннее изготовленным фигуркам, формам. Давайте посмотрим у кого что получилось. (еж, жучок, елочка, солнышко). Молодцы. В дальнейшем можете составить предложение, рассказ о них.  Также можно применить прищепки при изучении гласных, закрепление темы «Гласные»: определи сколько гласных в словах: лиса, лев, сын, дом, кит, пила, мишка и т.д. (сколько гласных столько красных прищепок крепим).

Афиширование - представление выполненных работ. Рефлексия

Вот закончился наш мастер-класс,

Наступил прощанья час,

Вы скажите откровенно

Вам понравилось у нас?

Перед Вами «Волшебные облака». Возьмите себе любую из них. Прочитайте что написано:  

1.Что я сегодня узнала нового?

2. Что для меня было интересно?

3.  Я приобрела… 

4. Я поняла, что…

5. Теперь я могу…

6. Что меня удивило?

7.  Что я возьму для себя?

Уважаемые родители, большое спасибо за совместную работу.  Совместными усилиями мы поможем нашему ребенку учиться. До свидания, до следующих встреч.

(Раздать памятки для родителей по развитию артикуляционного аппарата).


 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Здравствуйте, уважаемые родители

Здравствуйте, уважаемые родители

Подготовка и изготовление пособий для занятий

Подготовка и изготовление пособий для занятий

П оэтапная реализация темы

П оэтапная реализация темы

Берем в руки первый наш подручный материал - бусинку на ниточке

Берем в руки первый наш подручный материал - бусинку на ниточке

Теперь берем ниточку с бусами

Теперь берем ниточку с бусами

Давайте посмотрим у кого что получилось

Давайте посмотрим у кого что получилось
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2022