Особенности развития памяти у детей с РАС
Оценка 4.7

Особенности развития памяти у детей с РАС

Оценка 4.7
docx
22.05.2023
Особенности развития памяти у детей с РАС
особ памяти.docx

Память является одним из важнейших психических процессов. С ее помощью человек хранит воспринятую информацию, обогащает свой чувственный и эмоциональный опыт, расширяет имеющиеся знания, совершенствует навыки и умения, воспроизводит различные события.

         Нарушение процессов памяти является одной из особенностей познавательной сферы детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), это отмечено в исследованиях К.С. Лебединской, О.С. Никольской, С.А. Морозова и др. Имеются различия между памятью детей с РАС и памятью нормально развивающихся детей. Так, память детей с РАС существенно ослаблена: замедленный темп усвоения нового материала, сниженный объем запоминания, запоминание только значимых для себя событий и действий, зацикленность на них.

         Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

         Главным процессом считается запоминание – функциональная деятельность, направленная на усвоение новой информации, связывание ее с имеющимися знаниями и дальнейшее сохранение.

      Запоминание бывает двух видов: произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное).

    Исследователи отмечают у детей с РАС недостатки как произвольного, так и непроизвольного запоминания. Сниженная познавательная активность детей с РАС является одной из основных причин недостаточной продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания.

      Проведенные исследования показали, что дети с РАС хуже воспроизводят словесный материал, им нужно намного больше времени на его припоминание, чем нормально развивающимся сверстникам. Ребенок с РАС может запомнить большой объём материала, но он стремится пересказать его ровно так, как текст сформулирован в рабочей тетради  или книге, а вот пересказывание своими словами вызывает у него затруднение. 

         Снижение произвольной памяти детей с РАС является одной из главных причин трудности обучения в детском саду, а затем и в школе.

         Успешность запоминания также зависит от формы предъявления заучиваемого материала. У детей с РАС наблюдается преобладание наглядной памяти над словесной. Предъявляемый наглядный материал дети запоминают лучше, чем вербальный, при этом возможность им манипулировать создает наиболее благоприятные условия для запоминания.

         Процесс сохранения у детей с РАС так же имеет ряд специфических особенностей. Получаемая детьми, информация сохраняется на короткий срок, а в ряде случаев еще и частями. Сохранение информации связано со всеми видами памяти, а так как у детей с РАС большинство видов памяти нарушено, информация поступает в искаженной форме и в таком же виде сохраняется.

         На продуктивность произвольной памяти оказывает влияние активность ребенка при воспроизведении. Воспроизведение – процесс возобновления ранее воспринятых данных. К данному процессу относят и узнавание, которое осуществляется при повторной встрече с объектом.

         Как и в запоминании, выделяют два типа воспроизведения: произвольное и непроизвольное. При непроизвольном воспроизведении воспринятая ранее информация «всплывает» сама собой, в большинстве случаев по ассоциации. Произвольное воспроизведение представляет собой целенаправленный процесс припоминания каких-либо данных.

         У детей с РАС данный процесс характеризуется неточностью воссоздания полученной информации (воспроизведение отдельных деталей, которые могут быть второстепенными), трудностями воспроизведения данных даже с помощью ассоциаций. В процессе узнавания дети с РАС не узнают ранее встречавшиеся объекты и путают одни объекты с другими, если данный навык не был отработан.

         Процесс забывания у детей с РАС протекает неравномерно: часть информации забывается сразу после восприятия, в дальнейшем забывание идет медленнее. В целом у детей с РАС процесс забывания проходит гораздо быстрее, чем у нормально развивающихся детей.

     Дети с РАС  с сохранным интеллектом часто отличаются хорошей механической памятью. Некоторые ученые называют данный феномен островком способностей ребенка с аутизмом. К примеру, у детей может быть отличная музыкальная память, они способны в точности воспроизводить рисунки или сложные орнаменты, запоминать большой объём материала.

          Дети с аутизмом могут запоминать целые книги, огромное количество стихов, песен, газетных статей и пр. 

          Главной особенностью памяти детей с РАС является то, что они запоминают только значимые для себя события и действия, которые несут для них счастье либо, напротив, страх. Обычные, привычные явления не вызывают у них никаких эмоций, поэтому не запоминаются.

         Кроме того, моторные навыки у таких детей вырабатываются очень трудно. Однако, если они всё-таки выработались, то удерживаются достаточно прочно. Ребёнок запоминает их только касательно той конкретной ситуации, где они были применены. Но перенести этот навык на другую, даже подобную, ситуацию представляет для ребёнка большую трудность. Примером может служить один и тот же вопрос, заданный в различных вариантах. К примеру: ребёнок может ответить на вопрос: как тебя зовут, но если перефразировать его иначе (какое у тебя имя) – это вызовет определённые затруднения.

       Высокие показатели механической памяти у детей с аутизмом, вероятнее всего, обусловлены двумя факторами:

          Первая причина состоит в нарушении межфункциональных взаимодействий, которое проявляется в автономном развитии отдельных психических функций. Вторая — в том, что у детей с аутизмом слово находится за пределами семантического поля и не связано с конкретным предметом. Особенно наглядно это проявлялось в экспериментах на опосредованное запоминание.

         Пример. К двенадцати предъявляемым словам девочка по смыслу отобрала только восемь картинок, однако, она правильно вспомнила все слова. Например, к слову небо девочка отобрала картинку лошадь, хотя можно было отобрать картинки по смыслу, например воздушный шар, самолет, космический корабль.

          Т. Питерс пишет, что у здоровых детей таких особенностей не наблюдается: каждый ребенок соотносит запоминаемое слово с предметом по смыслу. У детей с аутизмом вербальная память развита недостаточно.

       У детей с сохранным интеллектом при РАС могут быть хорошо развиты непроизвольная слуховая и зрительная память на различные логические формулы и знаки. Произвольное логическое запоминание формируется в зависимости от интересов ребенка и его способности к развитию целенаправленной мотивации на запоминание.

      Иногда наблюдается необычно развитая слуховая память (запоминание стихов, других текстов, необычная зрительная память (запоминание маршрутов, расположения знаков на листе, грампластинке, ранняя ориентация в географических картах).

        Негативное влияние на развитие памяти у детей с аутизмом оказывает также общий дефицит психической активности, что проявляется в нарушении динамики мнестических процессов. Отмечается слабая образная память. Некоторые авторы отмечают слабую память детей с аутизмом на лица, однако опыт работы с такими детьми показывает, что дети с аутизмом хорошо запоминают лица ранее знакомых людей, особенно эмоционально для них значимых.

      Несмотря на обширный спектр нарушений у детей с РАС есть достаточно высокие потенциальные возможности интеллектуального развития. Осуществляя целенаправленную коррекцию, у детей можно развить необходимые навыки мнемической деятельности, которые будут компенсировать недоразвитие процессов памяти. Основные коррекционные мероприятия должны быть направлены на формирование у детей с РАС специальных приемов запоминания, которые будут связаны с актуальными и сильными стимулами для каждого конкретного ребенка. Другое направление работы должно быть посвящено, организации повседневной деятельности, следованию четким схемам и расписаниям. Это позволит преодолеть свойственные детям с РАС неумение сосредоточить своё внимание, импульсивность и поведение.

         Таким образом, процессы памяти у детей с расстройствами аутистического спектра существенно отличаются от процессов памяти нормально развивающихся детей. Нарушения памяти имеют сложный и специфический характер. Для коррекции недостатков, следует обратить внимание на индивидуальные возможности ребенка и подобрать правильную коррекционно-образовательную программу.


 

Память является одним из важнейших психических процессов

Память является одним из важнейших психических процессов

На продуктивность произвольной памяти оказывает влияние активность ребенка при воспроизведении

На продуктивность произвольной памяти оказывает влияние активность ребенка при воспроизведении

Высокие показатели механической памяти у детей с аутизмом , вероятнее всего, обусловлены двумя факторами:

Высокие показатели механической памяти у детей с аутизмом , вероятнее всего, обусловлены двумя факторами:

Основные коррекционные мероприятия должны быть направлены на формирование у детей с

Основные коррекционные мероприятия должны быть направлены на формирование у детей с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2023