Исламов Павел Гильмитдинович, МОУ Аргаяшская СОШ №2
Особенности развития Российского Движения Школьников (РДШ) в сельской местности.
Аннотация
Статья раскрывает развитие и основные цели и направления Российского движения Школьников, проблемы развития РДШ в сельской местности и пути их решения.
Цель: особенности развития РДШ в сельской местности.
Введение.
Проблемы сельских территорий очевидны это депопуляция и социальная деградация сельской местности, кризис сельскохозяйственных предприятий, значительные контрасты между более благополучными пригородными районами и остальной сельской территорией, особенно депрессивными периферийными районами. Отток населения в городскую среду для более благоприятной и материально значимой жизнедеятельности.
Что касается несовершеннолетних жителей сёл, то особо стоит обратить внимание на их занятость вне школьных часов. К сожалению, не во всех сёлах имеется достаточная инфраструктура для содействия развития и досуга школьника. Нехватка специалистов доп.образования одна из главных проблем сёл в качестве развития сельских детей. Поэтому сельский школьник вынужден самостоятельно находить пути своего развития.
В данном случае, РДШ может послужить трамплином для развития талантов сельских школьников. И это очевидно как никогда.
Основная часть.
Одной из целей РДШ, согласно Уставы организации, является самопознание, саморазвитие и самореализации подрастающего поколения согласно возрастным потребностям и интересам (страница 3 Устав РДШ) [1]. Другими словами РДШ на протяжении 4 лет своей деятельности в разных уголках нашей страны, стремится помочь школьникам найти и реализовать, тот потенциал, который заложен в нём. Это осуществляется через различные конкурсы, форумы и обучающие программы. Данные мероприятия можно найти на сайте рдш.рф [2]и в социальных сетях региональных представительств РДШ. Анализ мероприятий РДШ говорит о том, что школьник может себя найти практически в любой сфере деятельности. Участие осуществляется в основном через доступ в сеть интернет. Школьник может нарисовать рисунок или сделать фото, сочинить стихотворение или создать видео ролик, а затем свою работу загрузить в интернет и отправить на указанный электронный адрес и ждать итоги конкурса. В принципе задача не сложная, всего то надо доступ в интернет, но есть ещё дополнительные нюансы, это заявления на обработку персональных данных, как от ребенка, так и от родителей или опекунов этого ребенка, где указываются паспортные данные. Если мероприятие выездного характера, то здесь уже целый ряд ситуаций, который необходимо решать - транспорт, сопровождающие, питание и соответствующие документы для этой поездки.
Итак, в данной статье мы хотим выделить несколько проблем участия школьников проживающих на территории сельской местности в мероприятиях проводимых РДШ:
1. Отсутствие и удаленный доступ сети интернет
2. Не понимание, родителей или опекунов школьника о дополнительных сопровождениях конкурсных материалов (заявление на обработку персональных данных)
3. Организация транспорта на выездные мероприятия
4. Отсутствие помощи со стороны школы
5. Отсутствие оборудования и дополнительных помещений для участия в мероприятиях РДШ
6. Малая осведомлённость или вообще не осведомленность школьников о деятельности РДШ
Отсутствие интерната, как бы кого не удивляло, но эта проблема остаётся в современном обществе ещё актуальной. Сёла, которые находятся дальше от центров муниципалитета или городской местности до сих пор испытывают в этом проблемы. По данным Омнибус GfK [3], 36% сельского населения не имеют доступа к сети интернет. А это несколько миллионов школьников проживающих в сельской местности не смогут, либо ни когда не узнают о деятельности РДШ.
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях" (с изменениями на 31 декабря 2014 года) [4] наносит свои отпечатки в плане участия в мероприятиях РДШ. Для участия в мероприятии РДШ, школьник должен заполнить бланк заявления на обработку персональных данных, а также его родитель или опекун. В заявлении указывается адрес, телефон и паспортные данные. Это вызывает не понимание родителей и приходится разъяснять эту необходимость. Бывают случаи, когда родитель или опекун отказываются, заполнять заявление и негативно настроены. Кроме того, эти заявления необходимо заполнять каждый раз, на каждое мероприятие. Возникают также проблемы с распечаткой этого заявления (отсутствие принтеров).
Выездные мероприятия, еще одна головная боль для большинства сельских школ. На сегодняшний день необходимо собрать достаточное количество документов, чтобы поездка состоялась. Дополнительно найти сопровождающих для поездки, как правило, это в выходной день. Ну и сам транспорт, на котором можно добраться. В сельской местности это один автобус в лучшем случаи, который может быть задействован по принципу "кто успел".
Заинтересованность школ сельской местности оставляет желать лучшего. Непонимание директоров школ в важности участия в мероприятиях РДШ находится на довольно низком уровне. Это исходит от того, что необходим человек в школе на данную работу, а это дополнительные ставки, которых и так не хватает в школах. Также, на данное утверждение влияет нагрузка учителей в школах и без того заваленными внутренними мероприятиями и отчетами.
От выше сказанного исходит и малая осведомленность школьников о мероприятиях проводимых РДШ.
Ну и наконец, оборудование в школах оставляет желать лучшего. Например, для организации школьного телевидения нужны достаточно хорошие камеры и техника для монтажа (тот же выход в сеть интернет), а так же помещение для работы с видео роликами. Чтобы организовать на достаточно хорошем уровне школьный слёт РДШ, необходим вместительный актовый зал, что очень большая редкость в сельских школах. А ещё звуковое оборудование для этого зала. В большинстве случаев это музыкальный центр и микрофон со шнуром для караоке.
Заключительная часть
Для развития РДШ в муниципалитете следует выдвинуть ряд предложений:
• Заинтересованность Глав районов и начальников управления отделами образования муниципалитетов в работе РДШ
• Организация круглых столов и совещаний с директорами школ муниципальных районов
• Форумы для учителей и школьников района о работе РДШ в Челябинской области на примере школ работающих с РДШ
• Переход школ на мероприятия и конкурсы РДШ
• Участие школьников на выездных форумах РДШ
• Назначить заинтересованных лиц за работу РДШ в муниципалитете, селах и школах
• Организация форумов для школьников внутри муниципалитета
• Гостевые встречи со школьниками из других школ Челябинской области реализующих себя в РДШ
• Форумы для родителей и детей о деятельности РДШ
• Осуществление совместной работы муниципального куратора с муниципальным координатором
Список литературы
1. Устав РДШ от 28 марта 2019 года, стр.3 https://xn--d1axz.xn--p1ai/uploads/fd/b87aa204c214dca42682d952695be7.pdf
2. Рдш.рф
3. Омнибус GfK https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-za-2015-god-internet-auditorija-v-rossii-uvelichilas-eshche-na-4-mln-chelovek/
4. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях" (с изменениями на 31 декабря 2014 года)
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.