Бахтина Анастасия Валерьевна, учитель начальных классов
МБОУ ШР « СОШ №2», г. Шелехов
Тема "Приемы создания образа героев в художественном произведении с учетом жанровых особенностей " (форма - творческая мастерская)
Изучение художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе нацелено на решение сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования перед учителем поставлены чёткие цели в данной предметной области, среди которых формирование в ребёнке умения « осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев». Как видим, раскрытие идеи произведения невозможно без выявления основных черт действующих лиц, мотивов их поступков, а работа над образом-персонажем занимает ведущее место в системе работы на уроках литературного чтения. В начальной школе работа над характеристикой героев произведения имеет свои особенности и сопряжена с целым рядом трудностей. В силу недостаточного жизненного опыта и относительно бедного словарного запаса, младшие школьники, пытаясь дать оценку тому или иному персонажу, ограничиваются понятиями «хороший – плохой», «добрый – злой », поэтому приходится тщательно простаивать работу над образом. Чтобы охарактеризовать персонажа, рассматриваем поступок, событие в совокупности, через содержание и форму (см. схему). Чтобы разобраться в мотиве поступка героя, ребенку начальной школы надо тщательно изучить текст, понять из контекста авторскую позицию и определится с личным отношением. Язык произведения и его жанр позволяют в голове ребенка создать образ персонажа.
Наиболее часто используемые на уровне начального общего образования жанры литературных произведений - это рассказ, сказка и стихотворение. Каждый жанр требует своих методических приемов к изучению, в том числе и определении особенностей образов героев. Из личного опыта отдаю предпочтение следующим приемам и методам работы:
Прием «вживания». Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри;
Прием «ключевых слов». Этот метод помогает учащимся актуализировать смыслы при работе с текстом. Учащимся предлагается текст, из которого они должны выписать ключевые слова (ключевые с точки зрения ученика).
Прием «образного видения», который заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
Мы постоянно стремимся к новым формам и методам работы с учащимися на уроках. Организовать учебный процесс нужно так, чтобы каждый ученик на уроках работал увлеченно. Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, мы задумываемся о том, как построить урок так, чтобы каждый ученик продвинулся в развитии. Поэтому все уроки должны внести свою частичку в развитие познавательного интереса ребёнка, и быть очередным шагом вперед. Из этого следует актуальность данной мастерской "Приемы создания образа героев в художественном произведении с учетом жанровых особенностей "
Сегодня у нас целая мастерская. А что такое мастерская? Это место, где происходит рождение чего-то нового. В мастерской работают настоящие мастера и подмастерья (их ученики). А в нашей мастерской мы попробуем творить. Каждому мастеру нужен материал для работы. Художнику нужны (…), гончару –( …), а нам.
Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Первый этап мастерской – индукция.
Притча. Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги. – Что вы здесь видите? – спросил Учитель. – Точку, – ответил один. Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку. – Приглядитесь внимательнее, – сказал Учитель. – Здесь черная точка, – сказал другой ученик. – Нет! – возразил третий ученик, – здесь маленькая черная точка. Так ведь? Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия, и посмотрели на Учителя в ожидании, что же он скажет: – Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа… И добавил, после долгой паузы: – Значит, мне есть еще чему вас учить.
2. Деконструкция
Следующий этап мастерской - работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.)
3. Социализация
На третьем этапе осуществляется социализация, т.е. организуется работа в группах. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, оформление общего проекта, совместную корректировку гипотезы.
Вместе с этим работа в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний других обучающихся, сопоставить точку зрения с их мнением, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.
Прием «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть темы.
Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно.
Предлагаю определить значение слова листопадничек, характер героя, потом переходим к написанию.
· Имя существительное, выраженное одним словом. Листопадничек.
· Описание темы именами прилагательными. Смелый, любознательный.
· Описание действия. Мечтает, интересуется, находит
· Фраза, выражающая отношение автора к теме. Листопадничек понял, что дома лучше.
· Слово — синоним. Осенний.
Практическое задание.
4. Афиширование.
Представление «произведений» - работ учеников и учителя (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними.
5. «Разрыв» — кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов. У ученика может возникнуть информационный запрос, чтобы узнать больше по данной теме, и он обращается к различным источникам информации: книги, энциклопедии, словари, сеть интернет.
6. Рефлексия - отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской.
Отсюда результат работы в мастерской описывается словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».
Это, в свою очередь, богатейший материал для самого учителя, т.к. внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников
Литература
1.Гинзбург Л. Я. О литературном герое. - Л.: Советский писатель, 1979. - 224 с.
2.Павлычева Е. Д. Характеристика особенностей понятия «речевой портрет» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. - 2015. - № 6. - С. 110-115
3. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2021/03/07/sposoby-raskrytiya-haraktera-literaturnogo-geroya-v
4.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/tiekhnologhiiatvorchieskikhmastierskikhvobuchieniimladshikhshkolnikov
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.