Творческая мастерская"Приемы создания образа героев в художественном произведении с учетом жанровых особенностей "
Оценка 4.6

Творческая мастерская"Приемы создания образа героев в художественном произведении с учетом жанровых особенностей "

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
преподавание
4 кл
16.06.2022
Творческая мастерская"Приемы создания образа  героев в художественном произведении с учетом жанровых особенностей "
(форма - творческая мастерская) Изучение художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе нацелено на решение сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования перед учителем поставлены чёткие цели в данной предметной области, среди которых формирование в ребёнке умения « осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев». Как видим, раскрытие идеи произведения невозможно без выявления основных черт действующих лиц, мотивов их поступков, а работа над образом-персонажем занимает ведущее место в системе работы на уроках литературного чтения. В начальной школе работа над характеристикой героев произведения имеет свои особенности и сопряжена с целым рядом трудностей. В силу недостаточного жизненного опыта и относительно бедного словарного запаса, младшие школьники, пытаясь дать оценку тому или иному персонажу, ограничиваются понятиями «хороший – плохой», «добрый – злой », поэтому приходится тщательно простаивать работу над образом. Чтобы охарактеризовать персонажа, рассматриваем поступок, событие в совокупности, через содержание и форму (см. схему). Чтобы разобраться в мотиве поступка героя, ребенку начальной школы надо тщательно изучить текст, понять из контекста авторскую позицию и определится с личным отношением. Язык произведения и его жанр позволяют в голове ребенка создать образ персонажа.
Бахтина А. В..docx

Бахтина Анастасия Валерьевна, учитель начальных классов

МБОУ ШР « СОШ №2», г. Шелехов

 

Тема "Приемы создания образа  героев в художественном произведении с учетом жанровых особенностей " (форма - творческая мастерская)

 

      Изучение художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе нацелено на решение сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования перед учителем поставлены чёткие цели в данной предметной области, среди которых формирование в ребёнке умения « осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев». Как видим, раскрытие идеи произведения невозможно без выявления основных черт действующих лиц, мотивов их поступков, а работа над образом-персонажем занимает ведущее место в системе работы на уроках литературного чтения. В начальной школе работа над характеристикой героев произведения имеет свои особенности и сопряжена с целым рядом трудностей. В силу недостаточного жизненного опыта и относительно бедного словарного запаса, младшие школьники, пытаясь дать оценку тому или иному персонажу, ограничиваются понятиями «хороший – плохой», «добрый – злой », поэтому приходится тщательно простаивать  работу над образом. Чтобы охарактеризовать персонажа,  рассматриваем  поступок, событие в совокупности, через содержание и форму (см. схему).        Чтобы разобраться в мотиве поступка героя, ребенку начальной школы надо тщательно изучить текст, понять из контекста авторскую позицию и определится с личным отношением. Язык произведения и его жанр позволяют в голове ребенка создать образ персонажа.

  Наиболее часто используемые на уровне начального общего образования жанры литературных произведений - это рассказ, сказка и стихотворение. Каждый жанр требует своих методических приемов к изучению, в том числе и определении особенностей образов героев. Из личного опыта отдаю предпочтение следующим приемам и методам работы:

           Прием «Чтение с пометками». Он предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» это интересно; «?!» - надо подумать и т.д;

           Прием «Уголки». Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения;

         Прием «вживания». Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри;

           Прием «ключевых слов». Этот метод помогает учащимся актуализировать смыслы при работе с текстом. Учащимся предлагается текст, из которого они должны выписать ключевые слова (ключевые с точки зрения ученика).

         Прием «образного видения», который заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

        Мы постоянно стремимся к новым  формам и методам работы с учащимися на уроках. Организовать учебный процесс нужно так, чтобы каждый ученик на уроках работал увлеченно. Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, мы задумываемся о том, как построить урок так, чтобы каждый ученик продвинулся в развитии. Поэтому все уроки  должны внести свою частичку в развитие познавательного интереса ребёнка, и быть очередным шагом вперед. Из этого следует актуальность данной мастерской "Приемы создания образа  героев в художественном произведении с учетом жанровых особенностей "

        Сегодня у нас целая мастерская. А что такое мастерская? Это место, где происходит рождение чего-то нового. В мастерской работают настоящие мастера и подмастерья (их ученики). А в нашей мастерской мы попробуем творить. Каждому мастеру нужен материал для работы. Художнику нужны (…), гончару –( …), а нам.

Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Первый этап мастерской – индукция.

Притча. Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги. – Что вы здесь видите? – спросил Учитель. – Точку, – ответил один. Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку. – Приглядитесь внимательнее, – сказал Учитель. – Здесь черная точка, – сказал другой ученик. – Нет! – возразил третий ученик, – здесь маленькая черная точка. Так ведь? Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия, и посмотрели на Учителя в ожидании, что же он скажет: – Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа… И добавил, после долгой паузы: – Значит, мне есть еще чему вас учить.

2.  Деконструкция

            Следующий этап мастерской - работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.)

3. Социализация

            На третьем этапе осуществляется социализация, т.е. организуется работа в группах.            Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, оформление общего проекта, совместную корректировку гипотезы.

            Вместе с этим работа в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний других обучающихся, сопоставить точку зрения с их мнением, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.

Прием «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

 Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

Правила написания синквейна:

            В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

            Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

            Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

            Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть темы.

Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно.

Предлагаю определить значение слова листопадничек, характер героя, потом переходим к написанию.

·         Имя существительное, выраженное одним словом. Листопадничек.

·         Описание темы именами прилагательными. Смелый, любознательный.

·         Описание действия. Мечтает, интересуется, находит

·         Фраза, выражающая отношение автора к теме.   Листопадничек понял, что дома лучше.

·         Слово — синоним. Осенний.

Практическое задание.

    4.  Афиширование.

            Представление «произведений» - работ учеников и учителя (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними.

           

    5. «Разрыв» — кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов. У ученика может возникнуть информационный запрос, чтобы узнать больше по данной теме, и он обращается к различным источникам информации: книги, энциклопедии, словари, сеть интернет.

    6.  Рефлексия - отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской.

            Отсюда результат работы в мастерской описывается словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».

Это, в свою очередь, богатейший материал для самого учителя, т.к. внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников

            Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания, самоконтроля и формирования коммуникативных навыков.

Литература

1.Гинзбург Л. Я. О литературном герое. - Л.: Советский писатель, 1979. - 224 с.

2.Павлычева Е. Д. Характеристика особенностей понятия «речевой портрет» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. - 2015. - № 6. - С. 110-115

3. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2021/03/07/sposoby-raskrytiya-haraktera-literaturnogo-geroya-v

4.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/tiekhnologhiiatvorchieskikhmastierskikhvobuchieniimladshikhshkolnikov

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Бахтина Анастасия Валерьевна, учитель начальных классов

Бахтина Анастасия Валерьевна, учитель начальных классов

Прием «Уголки». Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения

Прием «Уголки». Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения

Притча. Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги

Притча. Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги

Описание темы именами прилагательными

Описание темы именами прилагательными

Klassi/meropriyatia/tiekhnologhiiatvorchieskikhmastierskikhvobuchieniimladshikhshkolnikov

Klassi/meropriyatia/tiekhnologhiiatvorchieskikhmastierskikhvobuchieniimladshikhshkolnikov
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2022