Особенности реализации парциальной программы краеведческого образования "Новая Сибирь - мой край родной. Микрорайон Стрижи"
Оценка 4.9

Особенности реализации парциальной программы краеведческого образования "Новая Сибирь - мой край родной. Микрорайон Стрижи"

Оценка 4.9
docx
31.10.2024
Особенности реализации парциальной программы краеведческого образования "Новая Сибирь - мой край родной. Микрорайон Стрижи"
публикация.docx

Особенности реализации парциальной программы краеведческого образования «Новая Сибирь — мой край родной. Микрорайон «Стрижи»

В настоящее время одной из важнейших проблем развития системы отечественного образования является создание условий для нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Объединение обучения и воспитания дошкольного возраста в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества является одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта.

Одним из основных источников воспитания чувств патриотизма является краеведческое образование как основа формирования у дошкольников ценностного отношения к родному краю, городу, становления основ гражданственности, краеведческой компетентности в целом.

 В федеральной образовательной программе дошкольного образования в каждой возрастной группе представлены задачи краеведческого содержания.

Парциальная программа «Новая Сибирь — мой край родной. Микрорайон «Стрижи» входит в часть ОП ДО МАОУ СОШ № 51 дошкольного отделения, формируемую участниками образовательных отношений. Срок реализации программы – 3 года. Целью программы является организация краеведческого образования детей дошкольного возраста как основы нравственно - патриотического воспитания.

В результате освоения данной программы на этапе завершения дошкольного образования у ребенка:

-       сформированы представления о микрорайоне Стрижи, Заельцовском районе, городе Новосибирске, Новосибирской области, об их достопримечательностях, об истории, культурных и природных особенностях и знаменитых людях.

-       преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, в центральных улицах родного населенного пункта. Знает и стремится выполнять правила поведения в общественных местах.

-       проявляется интерес, любознательность по отношению к малой родине, ее природе, истории и культурным достопримечательностям; использует местоимение «мой» по отношению микрорайону Стрижи, Заельцовскому району, городу Новосибирску, новосибирской области.

-       происходит включение в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование, создание мини-музеев.

-       проявляется начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами земляков, стремится выразить позитивное отношение к окружающему.

-       отражаются свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.

В нашем детском саду созданы условия, необходимые для реализации программы «Новая Сибирь — мой край родной. Микрорайон «Стрижи». В первую очередь работа началась с повышения квалификации педагогов. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов в детском саду проводятся: мастер-классы, тренинги, педсоветы, консультации.

Еще одним условием реализации программы является планирование образовательной деятельности. Рабочей группой МАОУ СОШ №51 составлен перспективный план работы для каждого возраста детей.

Средняя возрастная группа (4 – 5 лет)

Вариативная часть. Микрорайон Стрижи.  Заельцовский район.

 

Природа

Культура, достопримечательности

Знаменитые люди

История

сентябрь 1 неделя

Тема: «Деревья нашего участка»

Содержание: знакомство с некоторыми деревьями, растущими на территории МАОУ СОШ № 51 ДО, их особенностями.

сентябрь 4 неделя

Тема: «Традиции моей семьи»

Содержание: беседа о том, как проводят выходные в семье, традиции семьи. Выставка детского творчества. Фотоматериал «Семейные ценности, традиции».

октябрь 3 неделя

Тема: «Труд каждого в почете»

Содержание: знакомство с профессиями родных, их значением в жизни Микрорайона «Стрижи».

ноябрь 2 неделя

Тема: «Мой детский сад»

Содержание: знакомство детей с историей возникновения МБОУ СОШ № 51 ДО «Теремок».

сентябрь 2 неделя

Тема: «Экологическая тропа»

Содержание: путешествие по территории МБОУ СОШ № 51 ДО. Наблюдение за живой и неживой природой участка. Экологическая акция «Кормушка для птиц».

октябрь 1 неделя

Тема: «Улица Охотская»

Содержание: знакомство детей с многообразием зданий, находящихся на улице, с историей её названия.

октябрь 4 неделя

Тема: «Художники Заельцовского района»

Содержание: знакомство с творчеством художников, их значением в жизни родного района

ноябрь 3 неделя

Тема: «Откуда пришло название»

Содержание: знакомство с историей названия «Микрорайон «Стрижи»».

сентябрь 3 неделя

Тема: «Путешествие в парк»

Содержание: формирование у детей представлений о животном и растительном мире Микрорайона «Стрижи».

 

октябрь 2 неделя

Тема: «Памятники Микрорайона «Стрижи»»

Содержание: формирование представлений о достопримечательностях родного края, истории возникновения.

ноябрь 1 неделя

Тема: «Трудом славен человек»

Содержание: знакомство с трудом работников детского сада, почетными работниками образования Микрорайона «Стрижи».

 

 

 

 ноябрь 4 неделя Итоговое мероприятие «Моя малая Родина»

Содержание: уточнение и закрепление общих представления о Микрорайоне «Стрижи»; формирование у детей интереса к знакомству с малой родиной и воспитание уважительного отношения к ней.

 

Старшая возрастная группа (5 – 6 лет)

Вариативная часть. Микрорайон Стрижи. Заельцовский район

Природа

Культура, достопримечательности

Знаменитые люди

История

сентябрь 1 неделя

Тема: «Разнообразие природы Микрорайона «Стрижи»»

Содержание: знакомство с разнообразием растительного мира Микрорайона «Стрижи» (деревья, кустарники, травянистые растения).

сентябрь 4 неделя

Тема: «Достопримечательности Микрорайона «Стрижи». Дом культуры «Горняк»

Содержание: формирование представлений детей о том, что у каждого города, села есть свои достопримечательности, рассказ о «Горняке».

октябрь 3 неделя

Тема: «Почетные жители Заельцовского района

Содержание: знакомство детей с почетными жителями Заельцовского района Доска Почета.

 

ноябрь 2 неделя

Тема: «Геральдика Заельцовского района

Содержание: знакомство детей со значением символов изображенных на гербе Заельцовского района

сентябрь 2 неделя

 Тема: «Особенности животного мира Микрорайона «Стрижи»»

Содержание: развитие у детей интереса к животному миру, формирование бережного отношения к природе.

октябрь 1 неделя

Тема: «Праздники и традиции Микрорайона «Стрижи»»

Содержание: знакомство детей с традиционным праздником поселка, с историей его возникновения.

октябрь 4 неделя

Тема: «Знакомство с творчеством М. Д. Зверева»

Содержание: знакомство детей с творчеством, писателя – натуралиста, биолога Максима Дмитриевича Зверева. («Сказки бабушки Черепахи», «Мои четвероногие друзья»)

ноябрь 3 неделя

Тема: «Самый лучший он, Заельцовский наш район»

Содержание: знакомство с улицами Заельцовского района План Микрорайона «Стрижи»

сентябрь 3 неделя

 Тема: «Берегите воду!»

Содержание: знакомство детей с водными объектами района. Озеро Жемчужина Сибири. Рассказать о значении воды для жителей района, охране водных объектов

октябрь 2 неделя

Тема: «Памятники Микрорайона «Стрижи»»

Содержание: знакомство детей с достопримечательностями Микрорайона «Стрижи» на примере памятника паровозу. Воспитание желания беречь и охранять достопримечательности края.

ноябрь 1 неделя

Тема: «Герои моей семьи»

Содержание:

Проектная деятельность о героях семьи (бессмертный полк, дети войны, герои войны и т.д.).

 

 

 ноябрь 4 неделя Итоговое мероприятие «Люби и знай родной свой край. Экскурсия в музей.

Содержание: уточнение и закрепление общих представления о Микрорайоне «Стрижи»; формирование у детей интереса к знакомству с малой родиной и воспитание уважительного отношения к ней.

 

Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)

Вариативная часть. Микрорайон Стрижи. Заельцовский район

 

Природа

Культура, достопримечательности

Знаменитые люди

История

сентябрь 1 неделя

Тема: «Красная книга Заельцовского района

Содержание: беседа о растениях и животных, занесённых в «Красную книгу». Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.

сентябрь 4 неделя

Тема: Достопримечательности Микрорайона «Стрижи». Сквер Памяти»

Содержание: знакомство детей с уникальными местами района. Рассказ о памятниках историко-культурного наследия Микрорайона «Стрижи». Сквер Памяти

октябрь 3 неделя

 Тема: «Знакомство с творчеством поэтов и писателей Заельцовского района

Содержание: знакомство детей с творчеством поэтов и писателей Микрорайона «Стрижи»

ноябрь 2 неделя

Тема: «Заельцовский район на карте города Новосибирска»

Содержание: знакомство детей с расположением района на карте города, с соседними районами города.

сентябрь 2 неделя

Тема: «Кладовая нашего района»

Содержание: исследование полезных ископаемых, их свойств, и их применение в жизни человека (карьер Мочище).

октябрь 1 неделя

Тема: «Праздники и традиции нашего района. День строителя»

Содержание: знакомство детей с праздником День строителя, с историей возникновения, с традициями их проведения.

октябрь 4 неделя

Тема: «Герои спорта Заельцовского района

Содержание: знакомство детей с победителями международных соревнований Микрорайона «Стрижи»

ноябрь 3 неделя

Тема: «Путешествие по страницам истории»

Содержание:

Знакомство детей с историей образования Микрорайона «Стрижи».

 

сентябрь 3 неделя

.

октябрь 2 неделя

Тема: «Памятники нашего района. Сквер Поколений»

Содержание: продолжать знакомство детей с достопримечательностями родного края на примере дома-сквера Поколений

ноябрь 1 неделя

Тема: «Ими можно гордиться»

Содержание: знакомство детей с героями Великой Отечественной войны Микрорайона «Стрижи»

 

Тема: «Заельцовский район в годы ВОВ»

Содержание: знакомство детей с вкладом тружеников тыла в победу. Воспитание уважения к героическому прошлому своего народа.

 ноябрь 4 неделя Итоговое мероприятие «Люби и знай родной свой край. Экскурсия в музей школы.

Содержание: уточнение и закрепление общих представления о Заельцовском районе формирование у детей интереса к знакомству с малой родиной и воспитание уважительного отношения к ней.

 

Одним из важных условий для реализации программы является создание развивающей предметно-пространственной среды. К таким условиям относятся: 1) создания развивающей предметно-пространственной среды для ознакомления детей с историей родного края; 2) создания необходимой атмосферы психологического комфорта (пробуждение эмоционального отклика на предметы искусства и исторические события, который «действует в механизме нравственной оценки, и выбор, который формирует нравственную позицию»); 3) применения интегрированных видов деятельности по изучению народной культуры, традиций и праздников; 4) взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по краеведческому образованию детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В дошкольном отделении СОШ № 51 создана РППС в соответствии с программой программы «Новая Сибирь – мой край родной. в группах, в холлах и на территории дошкольного отделения:

·        Центр краеведения дошкольного отделения, где хранится одежда, игрушки, посуда, изделия народных промыслов. Макет русская изба. Макеты города Новосибирска и микрорайона Стрижи. Продукты детского творчества;

·        В холлах имеются стенды «Новосибирская область и ее достопримечательности», «Город Новосибирск. Достопримечательности», «Микрорайон Стрижи»;

·        На территории дошкольного отделения организованы: метеостанция, огород, цветник, экологическая тропа;

·        В группах организованны «Уголки краеведения»;

·        Тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям микрорайона Стрижи, Заельцовского района, города Новосибирска, Новосибирской области, транспорту, архитектуре, профессиям жителей и его знаменитым жителям;

·        Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья», «Мой детский сад», «Где мы с мамами гуляем», «Виды родного района», «Растения на территории нашего детского сада», «Животный мир рядом с нами», «Люди, которыми мы гордимся»;

·        Фотоальбомы о достопримечательностях микрорайона Стрижи, Заельцовского района: «Наши традиции», «Природа родного края», «Промышленность Заельцовского района», «Культурные центры Заельцовского района», «Спортивная жизнь Заельцовского района, микрорайона Стрижи», «Героям отечества посвящается», «Лента времени (история Заельцовского района)» и т.д.;

·        Фотоальбомы: «Путешествуем по Заельцовскому району, микрорайону Стрижи: интересные места», «История жизни наших предков», «Памятники воинской славы»;

·        Символика родного города, района, микрорайона, области (флаг, герб);

·        Карта участка дошкольного отделения МАОУ СОШ №51. Карта родного города, района, микрорайона, области;

·        Макет дошкольного отделения МАОУ СОШ №51, микрорайона Стрижи, Заельцовского района;

·        Куклы в народном костюме;

·        Дидактические игры краеведческого содержания;

·        Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки, стихи, загадки о городе Новосибирске, Новосибирской области, микрорайоне Стрижи, Заельцовского района);

·        Мини-музей («Предметы русского быта»; «Прошлое и настоящее посуды» «Символика», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.);

·        Аудио- и видеоматериалы о городе Новосибирске, Новосибирской области, микрорайоне Стрижи, Заельцовском районе.

·        тематические выставки фотографий, поделок, рисунков.

 

Одним из важных принципов технологии реализации Программы является совместное с родителями краеведческое образование дошкольников.

Семья и детский сад составляют целостную социокультурную образова-тельную среду для наиболее успешного развития и социализации детей. В лице педагогического коллектива родители обретают важную опору для реализации своего воспитательного потенциала и становления компетентного родительства в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения средствами краеведения.

Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада. Рабочей группой МАОУ СОШ №51 составлен план работы с семьями воспитанников.

 

 

 

 

План работы с семьями воспитанников

Первый год реализации программы

 

Месяц

Мероприятие

Цели.

Сентябрь

 Детско-родительский проект «Как я провел лето!» Нарисовать рисунок и составить по нему рассказ.

 

 

Принять участие в выставке рисунков «Мой любимый микрорайон Стрижи».

Цель: развитие кругозора и познавательного интереса к предметному миру на примере темы «Как я провел лето». Вызвать интерес детей к совместной с родителями деятельности – сбору информации, составление рассказа о летнем оздоровительном периоде, красочном, позитивном оформлении своего плаката

Цель: развитие творческого воображения

Октябрь

Принять участие в выставке осенних поделок «Дары осени».

Цель: развитие воображения, умения составлять композиции из природного материала.

Ноябрь

Детско-родительский проект «Домашний любимец»

 

 

 

Цель: формирование интереса детей к совместной с родителями деятельности – сбору информации, составление рассказа о домашнем животном, красочном, позитивном оформлении своего плаката. Закреплять связанное рассказывание.

Январь

Экскурсия по улице «Охотская»

Библиотека им. В.Я. Шишкова

«Пернатые родного края»

Участие в творческом конкурсе

Цель: оказание помощи в проведении экскурсии; подготовке поделок для участия детском творческом конкурсе

Февраль

Оказать помощь в организации   экскурсия в «Музей Заельцовского района»

Цель: привлечение родителей к помощи в организации экскурсий.

Март

Совместный мастер-класс «Подарки для мамы»

Цель: привлечение родителей к совместной творческой деятельности.

Май

Создание уголков памяти в группах: сбор информации, музейных экспонатов, изготовление лепбуков, альбомов о ветеранах ВОВ, транспарантов с фотографиями родственников, воевавших в годы войны для акции «Бессмертный полк»

Цель: привлечение родителей к помощи в создании уголков памяти, наполнению их атрибутами военно – патриотической тематики, альбомами, изготовление лепбуков, игр и пособий по теме.

 

Второй год реализации программы

 

Месяц

Мероприятие

Цели

Сентябрь

 Детско-родительский проект «Как я провел лето!» Нарисовать рисунок и составить по нему рассказ.

 

Оказать помощь в организации посещение музея «Сибирская береста», «Музей Заельцовского района», Зоопарка

Принять участие в выставке рисунков «Мой любимый микрорайон Стрижи».

Цель: развитие кругозора и познавательного интереса к предметному миру на примере темы «Как я провел лето». Формирование интереса детей к совместной с родителями деятельности – сбору информации, составление рассказа о летнем оздоровительном периоде, красочном, позитивном оформлении своего плаката

Цель: развитие творческого воображения

Октябрь

Принять участие в выставке осенних поделок «Дары осени».

 Оказать помощь в организации экскурсии в Областной центр русского фольклора и этнографии

Цель: развитие воображение, умение составлять композиции из природного материала.

Цель: привлечение родителей к помощи в организации экскурсий.

Ноябрь

Детско-родительский проект «Домашний любимец»

Помощь в организации экскурсии Музей Заельцовского района. Интерактивная игра «Изба»

 

 

 

 

Цель: формировние интереса детей к совместной с родителями деятельности – сбору информации, составление рассказа о домашнем животном, красочном, позитивном оформлении своего плаката. Закрепление связанного рассказывания.

Воспитывать любовь и уважение к животным.

Оказание помощи в посещении Музея Заельцовского района.

Декабрь

Экскурсия по улице «Охотская»

Библиотека им. В.Я. Шишкова

«Пернатые родного края»

Участие в творческом конкурсе

Оказание помощи в проведении экскурсии.

Январь

Встречи в гостиной «Рождественские встречи»

Цель: Вызвать интерес родителей  детей с традициями русского народа – празднику Рождества Христова; Обогащать представления детей о традициях, расширять словарный запас: святки, колядовать, гадание – как культурный обряд; печенье – козюльки, коровки;

Воспитывать познавательный интерес и гордость за свой народ

Февраль

Оказать помощь в организации   экскурсия в «Музей истории Западно – Сибирской железной дороги», Новосибирский областной театр кукол

Цель: привлекать родителей к помощи в организации экскурсий.

Март

Совместный мастер-класс «Подарки для мамы»

Цель: привлекать родителей к совместной деятельности.

 

Апрель

Детско-родительский проект «Достопримечательности города Новосибирска»

Цель: Участие родителей в тематической проектной деятельности. Предложить использовать в работе над плакатом любые материалы для творчества; развивать фантазию, воспитывать интерес к городу Новосибирску.

Май

Экскурсия на Монумент Славы.

Создание уголков памяти в группах: сбор информации, музейных экспонатов, изготовление лепбуков, альбомов о ветеранах ВОВ, транспарантов с фотографиями родственников, воевавших в годы войны для акции «Бессмертный полк»

Цель: привлекать родителей к помощи в организации экскурсий

 

 

Третий год реализации программы

 

Месяц

Мероприятие

Цели

Сентябрь

  - Детско-родительский проект «Как я провел лето!» Нарисовать рисунок и составить по нему рассказ.

 - Оказать помощь в организации посещение музея «Сибирская береста», «Музей Заельцовского района», Зоопарка

Принять участие в выставке рисунков «Мой любимый микрорайон Стрижи».

Цель: развитие кругозора и познавательного интереса к предметному миру на примере темы «Как я провел лето». Вызвать интерес детей к совместной с родителями деятельности – сбору информации, составление рассказа о летнем оздоровительном периоде, красочном, позитивном оформлении своего плаката

Цель: развитие творческого воображения

Октябрь

 - Принять участие в выставке осенних поделок «Дары осени».

  - Оказать помощь в организации экскурсии в Областной центр русского фольклора и этнографии

Цель: развивать воображение, умение составлять композиции из природного материала.

 

Ноябрь

 - Детско-родительский проект «Домашний любимец» Музей Заельцовского района. Интерактивная игра «Изба»

 - Изготовление плакатов «Генеологическое древо моей семьи»

 

 

 

Цель: вызвать интерес детей к совместной с родителями деятельности – сбору информации, составление рассказа о домашнем животном, красочном, позитивном оформлении своего плаката.

Воспитывать любовь и уважение к животным.

Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях; о ближнем окружении; проявлять творчество при создании презентаций, плакатов, альбомов о семье.

Декабрь

 Экскурсия по улице «Охотская»

Библиотека им. В.Я. Шишкова

«Пернатые родного края»

Участие в творческом конкурсе

Цель: оказать помощь в проведении экскурсий, расширять представления о достопримечательностях города Новосибирска.

Январь

Встречи в гостиной «Рождественские встречи»

 

Цель: вызвать интерес родителей детей с традициями русского народа – празднику Рождества Христова; Обогащать представления детей о традициях, расширять словарный запас: святки, колядовать, гадание – как культурный обряд; печенье – козюльки, коровки;

Воспитывать познавательный интерес и гордость за свой народ

Февраль

Оказать помощь в организации экскурсия в «Музей истории Западно – Сибирской железной дороги», Новосибирский областной театр кукол

Цель: привлекать родителей к помощи в организации экскурсий.

Март

Совместный мастер-класс «Подарки для мамы»

Цель: привлекать родителей к совместной деятельности.

Апрель

Детско-родительский проект «Достопримечательности города Новосибирска»

Цель: Участие родителей в тематической проектной деятельности. Предложить использовать в работе над плакатом любые материалы для творчества; развивать фантазию, воспитывать интерес к городу Новосибирску.

Май

 - Помощь в организации экскурсии на Монумент Славы.

 - Создание уголков памяти в группах: сбор информации, музейных экспонатов, изготовление лепбуков, альбомов о ветеранах ВОВ, транспарантов с фотографиями родственников, воевавших в годы войны для акции «Бессмертный полк»

- Создание информационных альбомов о почетных жителях города Новосибирска (сбор информации, фотографий)

Цель: привлекать родителей к помощи в организации экскурсий, мини – музеев и уголков, тематических альбомов и лепбуков

 

 

Реализация программы краеведческого образования невозможна без организации эффективного взаимодействия детского саду с социумом. С целью выполнения этого условия, МАОУ СОШ №51 заключены двухсторонние договора с организациями города; районной библиотекой, краеведческим музеем, с соседним детским садом. В результате социального партнерства нам удается в полной мере реализовать программу «Новая Сибирь — мой край родной. Микрорайон «Стрижи», сформировать гармонически развитую личность, любящую свой край, уважительно относящуюся к обычаям и традициям своих земляков.

Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основали и прославили его. В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.


 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности реализации парциальной программы краеведческого образования «Новая

Особенности реализации парциальной программы краеведческого образования «Новая

В нашем детском саду созданы условия, необходимые для реализации программы «Новая

В нашем детском саду созданы условия, необходимые для реализации программы «Новая

Тема: «Путешествие в парк» Содержание: формирование у детей представлений о животном и растительном мире

Тема: «Путешествие в парк» Содержание: формирование у детей представлений о животном и растительном мире

Тема: «Берегите воду!» Содержание: з накомство детей с водными объектами района

Тема: «Берегите воду!» Содержание: з накомство детей с водными объектами района

Тема: «Памятники нашего района

Тема: «Памятники нашего района

Фотоальбомы о достопримечательностях микрорайона

Фотоальбомы о достопримечательностях микрорайона

План работы с семьями воспитанников

План работы с семьями воспитанников

Цель: формировние интереса детей к совместной с родителями деятельности – сбору информации, составление рассказа о домашнем животном, красочном, позитивном оформлении своего плаката

Цель: формировние интереса детей к совместной с родителями деятельности – сбору информации, составление рассказа о домашнем животном, красочном, позитивном оформлении своего плаката

Ноябрь - Детско-родительский проект «Домашний любимец»

Ноябрь - Детско-родительский проект «Домашний любимец»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2024