Особенности реализации парциальной программы краеведческого образования «Новая Сибирь — мой край родной. Микрорайон «Стрижи»
В настоящее время одной из важнейших проблем развития системы отечественного образования является создание условий для нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Объединение обучения и воспитания дошкольного возраста в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества является одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта.
Одним из основных источников воспитания чувств патриотизма является краеведческое образование как основа формирования у дошкольников ценностного отношения к родному краю, городу, становления основ гражданственности, краеведческой компетентности в целом.
В федеральной образовательной программе дошкольного образования в каждой возрастной группе представлены задачи краеведческого содержания.
Парциальная программа «Новая Сибирь — мой край родной. Микрорайон «Стрижи» входит в часть ОП ДО МАОУ СОШ № 51 дошкольного отделения, формируемую участниками образовательных отношений. Срок реализации программы – 3 года. Целью программы является организация краеведческого образования детей дошкольного возраста как основы нравственно - патриотического воспитания.
В результате освоения данной программы на этапе завершения дошкольного образования у ребенка:
- сформированы представления о микрорайоне Стрижи, Заельцовском районе, городе Новосибирске, Новосибирской области, об их достопримечательностях, об истории, культурных и природных особенностях и знаменитых людях.
- преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, в центральных улицах родного населенного пункта. Знает и стремится выполнять правила поведения в общественных местах.
- проявляется интерес, любознательность по отношению к малой родине, ее природе, истории и культурным достопримечательностям; использует местоимение «мой» по отношению микрорайону Стрижи, Заельцовскому району, городу Новосибирску, новосибирской области.
- происходит включение в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование, создание мини-музеев.
- проявляется начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами земляков, стремится выразить позитивное отношение к окружающему.
- отражаются свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
В нашем детском саду созданы условия, необходимые для реализации программы «Новая Сибирь — мой край родной. Микрорайон «Стрижи». В первую очередь работа началась с повышения квалификации педагогов. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов в детском саду проводятся: мастер-классы, тренинги, педсоветы, консультации.
Еще одним условием реализации программы является планирование образовательной деятельности. Рабочей группой МАОУ СОШ №51 составлен перспективный план работы для каждого возраста детей.
Средняя возрастная группа (4 – 5 лет)
Вариативная часть. Микрорайон Стрижи. Заельцовский район.
№ |
Природа |
№ |
Культура, достопримечательности |
№ |
Знаменитые люди |
№ |
История |
сентябрь 1 неделя |
Тема: «Деревья нашего участка» Содержание: знакомство с некоторыми деревьями, растущими на территории МАОУ СОШ № 51 ДО, их особенностями. |
сентябрь 4 неделя |
Тема: «Традиции моей семьи» Содержание: беседа о том, как проводят выходные в семье, традиции семьи. Выставка детского творчества. Фотоматериал «Семейные ценности, традиции». |
октябрь 3 неделя |
Тема: «Труд каждого в почете» Содержание: знакомство с профессиями родных, их значением в жизни Микрорайона «Стрижи». |
ноябрь 2 неделя |
Тема: «Мой детский сад» Содержание: знакомство детей с историей возникновения МБОУ СОШ № 51 ДО «Теремок». |
сентябрь 2 неделя |
Тема: «Экологическая тропа» Содержание: путешествие по территории МБОУ СОШ № 51 ДО. Наблюдение за живой и неживой природой участка. Экологическая акция «Кормушка для птиц». |
октябрь 1 неделя |
Тема: «Улица Охотская» Содержание: знакомство детей с многообразием зданий, находящихся на улице, с историей её названия. |
октябрь 4 неделя |
Тема: «Художники Заельцовского района» Содержание: знакомство с творчеством художников, их значением в жизни родного района |
ноябрь 3 неделя |
Тема: «Откуда пришло название» Содержание: знакомство с историей названия «Микрорайон «Стрижи»». |
сентябрь 3 неделя |
Тема: «Путешествие в парк» Содержание: формирование у детей представлений о животном и растительном мире Микрорайона «Стрижи».
|
октябрь 2 неделя |
Тема: «Памятники Микрорайона «Стрижи»» Содержание: формирование представлений о достопримечательностях родного края, истории возникновения. |
ноябрь 1 неделя |
Тема: «Трудом славен человек» Содержание: знакомство с трудом работников детского сада, почетными работниками образования Микрорайона «Стрижи». |
|
|
ноябрь 4 неделя Итоговое мероприятие «Моя малая Родина» Содержание: уточнение и закрепление общих представления о Микрорайоне «Стрижи»; формирование у детей интереса к знакомству с малой родиной и воспитание уважительного отношения к ней. |
Старшая возрастная группа (5 – 6 лет)
Вариативная часть. Микрорайон Стрижи. Заельцовский район
№ |
Природа |
№ |
Культура, достопримечательности |
№ |
Знаменитые люди |
№ |
История |
сентябрь 1 неделя |
Тема: «Разнообразие природы Микрорайона «Стрижи»» Содержание: знакомство с разнообразием растительного мира Микрорайона «Стрижи» (деревья, кустарники, травянистые растения). |
сентябрь 4 неделя |
Тема: «Достопримечательности Микрорайона «Стрижи». Дом культуры «Горняк» Содержание: формирование представлений детей о том, что у каждого города, села есть свои достопримечательности, рассказ о «Горняке». |
октябрь 3 неделя |
Тема: «Почетные жители Заельцовского района Содержание: знакомство детей с почетными жителями Заельцовского района Доска Почета.
|
ноябрь 2 неделя |
Тема: «Геральдика Заельцовского района Содержание: знакомство детей со значением символов изображенных на гербе Заельцовского района |
сентябрь 2 неделя |
Тема: «Особенности животного мира Микрорайона «Стрижи»» Содержание: развитие у детей интереса к животному миру, формирование бережного отношения к природе. |
октябрь 1 неделя |
Тема: «Праздники и традиции Микрорайона «Стрижи»» Содержание: знакомство детей с традиционным праздником поселка, с историей его возникновения. |
октябрь 4 неделя |
Тема: «Знакомство с творчеством М. Д. Зверева» Содержание: знакомство детей с творчеством, писателя – натуралиста, биолога Максима Дмитриевича Зверева. («Сказки бабушки Черепахи», «Мои четвероногие друзья») |
ноябрь 3 неделя |
Тема: «Самый лучший он, Заельцовский наш район» Содержание: знакомство с улицами Заельцовского района План Микрорайона «Стрижи» |
сентябрь 3 неделя |
Тема: «Берегите воду!» Содержание: знакомство детей с водными объектами района. Озеро Жемчужина Сибири. Рассказать о значении воды для жителей района, охране водных объектов |
октябрь 2 неделя |
Тема: «Памятники Микрорайона «Стрижи»» Содержание: знакомство детей с достопримечательностями Микрорайона «Стрижи» на примере памятника паровозу. Воспитание желания беречь и охранять достопримечательности края. |
ноябрь 1 неделя |
Тема: «Герои моей семьи» Содержание: Проектная деятельность о героях семьи (бессмертный полк, дети войны, герои войны и т.д.). |
|
|
ноябрь 4 неделя Итоговое мероприятие «Люби и знай родной свой край. Экскурсия в музей. Содержание: уточнение и закрепление общих представления о Микрорайоне «Стрижи»; формирование у детей интереса к знакомству с малой родиной и воспитание уважительного отношения к ней. |
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
Вариативная часть. Микрорайон Стрижи. Заельцовский район
№ |
Природа |
№ |
Культура, достопримечательности |
№ |
Знаменитые люди |
№ |
История |
сентябрь 1 неделя |
Тема: «Красная книга Заельцовского района Содержание: беседа о растениях и животных, занесённых в «Красную книгу». Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру. |
сентябрь 4 неделя |
Тема: Достопримечательности Микрорайона «Стрижи». Сквер Памяти» Содержание: знакомство детей с уникальными местами района. Рассказ о памятниках историко-культурного наследия Микрорайона «Стрижи». Сквер Памяти |
октябрь 3 неделя |
Тема: «Знакомство с творчеством поэтов и писателей Заельцовского района Содержание: знакомство детей с творчеством поэтов и писателей Микрорайона «Стрижи» |
ноябрь 2 неделя |
Тема: «Заельцовский район на карте города Новосибирска» Содержание: знакомство детей с расположением района на карте города, с соседними районами города. |
сентябрь 2 неделя |
Тема: «Кладовая нашего района» Содержание: исследование полезных ископаемых, их свойств, и их применение в жизни человека (карьер Мочище). |
октябрь 1 неделя |
Тема: «Праздники и традиции нашего района. День строителя» Содержание: знакомство детей с праздником День строителя, с историей возникновения, с традициями их проведения. |
октябрь 4 неделя |
Тема: «Герои спорта Заельцовского района Содержание: знакомство детей с победителями международных соревнований Микрорайона «Стрижи» |
ноябрь 3 неделя |
Тема: «Путешествие по страницам истории» Содержание: Знакомство детей с историей образования Микрорайона «Стрижи».
|
сентябрь 3 неделя |
. |
октябрь 2 неделя |
Тема: «Памятники нашего района. Сквер Поколений» Содержание: продолжать знакомство детей с достопримечательностями родного края на примере дома-сквера Поколений |
ноябрь 1 неделя |
Тема: «Ими можно гордиться» Содержание: знакомство детей с героями Великой Отечественной войны Микрорайона «Стрижи» |
|
Тема: «Заельцовский район в годы ВОВ» Содержание: знакомство детей с вкладом тружеников тыла в победу. Воспитание уважения к героическому прошлому своего народа. |
ноябрь 4 неделя Итоговое мероприятие «Люби и знай родной свой край. Экскурсия в музей школы. Содержание: уточнение и закрепление общих представления о Заельцовском районе формирование у детей интереса к знакомству с малой родиной и воспитание уважительного отношения к ней. |
Одним из важных условий для реализации программы является создание развивающей предметно-пространственной среды. К таким условиям относятся: 1) создания развивающей предметно-пространственной среды для ознакомления детей с историей родного края; 2) создания необходимой атмосферы психологического комфорта (пробуждение эмоционального отклика на предметы искусства и исторические события, который «действует в механизме нравственной оценки, и выбор, который формирует нравственную позицию»); 3) применения интегрированных видов деятельности по изучению народной культуры, традиций и праздников; 4) взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по краеведческому образованию детей среднего и старшего дошкольного возраста.
В дошкольном отделении СОШ № 51 создана РППС в соответствии с программой программы «Новая Сибирь – мой край родной. в группах, в холлах и на территории дошкольного отделения:
· Центр краеведения дошкольного отделения, где хранится одежда, игрушки, посуда, изделия народных промыслов. Макет русская изба. Макеты города Новосибирска и микрорайона Стрижи. Продукты детского творчества;
· В холлах имеются стенды «Новосибирская область и ее достопримечательности», «Город Новосибирск. Достопримечательности», «Микрорайон Стрижи»;
· На территории дошкольного отделения организованы: метеостанция, огород, цветник, экологическая тропа;
· В группах организованны «Уголки краеведения»;
· Тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям микрорайона Стрижи, Заельцовского района, города Новосибирска, Новосибирской области, транспорту, архитектуре, профессиям жителей и его знаменитым жителям;
· Фотоальбомы из ближайшего окружения: «Моя семья», «Мой детский сад», «Где мы с мамами гуляем», «Виды родного района», «Растения на территории нашего детского сада», «Животный мир рядом с нами», «Люди, которыми мы гордимся»;
· Фотоальбомы о достопримечательностях микрорайона Стрижи, Заельцовского района: «Наши традиции», «Природа родного края», «Промышленность Заельцовского района», «Культурные центры Заельцовского района», «Спортивная жизнь Заельцовского района, микрорайона Стрижи», «Героям отечества посвящается», «Лента времени (история Заельцовского района)» и т.д.;
· Фотоальбомы: «Путешествуем по Заельцовскому району, микрорайону Стрижи: интересные места», «История жизни наших предков», «Памятники воинской славы»;
· Символика родного города, района, микрорайона, области (флаг, герб);
· Карта участка дошкольного отделения МАОУ СОШ №51. Карта родного города, района, микрорайона, области;
· Макет дошкольного отделения МАОУ СОШ №51, микрорайона Стрижи, Заельцовского района;
· Куклы в народном костюме;
· Дидактические игры краеведческого содержания;
· Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки, стихи, загадки о городе Новосибирске, Новосибирской области, микрорайоне Стрижи, Заельцовского района);
· Мини-музей («Предметы русского быта»; «Прошлое и настоящее посуды» «Символика», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.);
· Аудио- и видеоматериалы о городе Новосибирске, Новосибирской области, микрорайоне Стрижи, Заельцовском районе.
· тематические выставки фотографий, поделок, рисунков.
Одним из важных принципов технологии реализации Программы является совместное с родителями краеведческое образование дошкольников.
Семья и детский сад составляют целостную социокультурную образова-тельную среду для наиболее успешного развития и социализации детей. В лице педагогического коллектива родители обретают важную опору для реализации своего воспитательного потенциала и становления компетентного родительства в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения средствами краеведения.
Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада. Рабочей группой МАОУ СОШ №51 составлен план работы с семьями воспитанников.
План работы с семьями воспитанников
Первый год реализации программы
Месяц |
Мероприятие |
Цели. |
Сентябрь |
Детско-родительский проект «Как я провел лето!» Нарисовать рисунок и составить по нему рассказ.
Принять участие в выставке рисунков «Мой любимый микрорайон Стрижи». |
Цель: развитие кругозора и познавательного интереса к предметному миру на примере темы «Как я провел лето». Вызвать интерес детей к совместной с родителями деятельности – сбору информации, составление рассказа о летнем оздоровительном периоде, красочном, позитивном оформлении своего плаката Цель: развитие творческого воображения |
Октябрь |
Принять участие в выставке осенних поделок «Дары осени». |
Цель: развитие воображения, умения составлять композиции из природного материала. |
Ноябрь |
Детско-родительский проект «Домашний любимец»
|
Цель: формирование интереса детей к совместной с родителями деятельности – сбору информации, составление рассказа о домашнем животном, красочном, позитивном оформлении своего плаката. Закреплять связанное рассказывание. |
Январь |
Экскурсия по улице «Охотская» Библиотека им. В.Я. Шишкова «Пернатые родного края» Участие в творческом конкурсе |
Цель: оказание помощи в проведении экскурсии; подготовке поделок для участия детском творческом конкурсе |
Февраль |
Оказать помощь в организации экскурсия в «Музей Заельцовского района» |
Цель: привлечение родителей к помощи в организации экскурсий. |
Март |
Совместный мастер-класс «Подарки для мамы» |
Цель: привлечение родителей к совместной творческой деятельности. |
Май |
Создание уголков памяти в группах: сбор информации, музейных экспонатов, изготовление лепбуков, альбомов о ветеранах ВОВ, транспарантов с фотографиями родственников, воевавших в годы войны для акции «Бессмертный полк» |
Цель: привлечение родителей к помощи в создании уголков памяти, наполнению их атрибутами военно – патриотической тематики, альбомами, изготовление лепбуков, игр и пособий по теме.
|
Второй год реализации программы
Месяц |
Мероприятие |
Цели |
Сентябрь |
Детско-родительский проект «Как я провел лето!» Нарисовать рисунок и составить по нему рассказ.
Оказать помощь в организации посещение музея «Сибирская береста», «Музей Заельцовского района», Зоопарка Принять участие в выставке рисунков «Мой любимый микрорайон Стрижи». |
Цель: развитие кругозора и познавательного интереса к предметному миру на примере темы «Как я провел лето». Формирование интереса детей к совместной с родителями деятельности – сбору информации, составление рассказа о летнем оздоровительном периоде, красочном, позитивном оформлении своего плаката Цель: развитие творческого воображения |
Октябрь |
Принять участие в выставке осенних поделок «Дары осени». Оказать помощь в организации экскурсии в Областной центр русского фольклора и этнографии |
Цель: развитие воображение, умение составлять композиции из природного материала. Цель: привлечение родителей к помощи в организации экскурсий. |
Ноябрь |
Детско-родительский проект «Домашний любимец» Помощь в организации экскурсии Музей Заельцовского района. Интерактивная игра «Изба»
|
Цель: формировние интереса детей к совместной с родителями деятельности – сбору информации, составление рассказа о домашнем животном, красочном, позитивном оформлении своего плаката. Закрепление связанного рассказывания. Воспитывать любовь и уважение к животным. Оказание помощи в посещении Музея Заельцовского района. |
Декабрь |
Экскурсия по улице «Охотская» Библиотека им. В.Я. Шишкова «Пернатые родного края» Участие в творческом конкурсе |
Оказание помощи в проведении экскурсии. |
Январь |
Встречи в гостиной «Рождественские встречи» |
Цель: Вызвать интерес родителей детей с традициями русского народа – празднику Рождества Христова; Обогащать представления детей о традициях, расширять словарный запас: святки, колядовать, гадание – как культурный обряд; печенье – козюльки, коровки; Воспитывать познавательный интерес и гордость за свой народ |
Февраль |
Оказать помощь в организации экскурсия в «Музей истории Западно – Сибирской железной дороги», Новосибирский областной театр кукол |
Цель: привлекать родителей к помощи в организации экскурсий. |
Март |
Совместный мастер-класс «Подарки для мамы» |
Цель: привлекать родителей к совместной деятельности.
|
Апрель |
Детско-родительский проект «Достопримечательности города Новосибирска» |
Цель: Участие родителей в тематической проектной деятельности. Предложить использовать в работе над плакатом любые материалы для творчества; развивать фантазию, воспитывать интерес к городу Новосибирску. |
Май |
Экскурсия на Монумент Славы. Создание уголков памяти в группах: сбор информации, музейных экспонатов, изготовление лепбуков, альбомов о ветеранах ВОВ, транспарантов с фотографиями родственников, воевавших в годы войны для акции «Бессмертный полк» |
Цель: привлекать родителей к помощи в организации экскурсий
|
Третий год реализации программы
Месяц |
Мероприятие |
Цели |
Сентябрь |
- Детско-родительский проект «Как я провел лето!» Нарисовать рисунок и составить по нему рассказ. - Оказать помощь в организации посещение музея «Сибирская береста», «Музей Заельцовского района», Зоопарка Принять участие в выставке рисунков «Мой любимый микрорайон Стрижи». |
Цель: развитие кругозора и познавательного интереса к предметному миру на примере темы «Как я провел лето». Вызвать интерес детей к совместной с родителями деятельности – сбору информации, составление рассказа о летнем оздоровительном периоде, красочном, позитивном оформлении своего плаката Цель: развитие творческого воображения |
Октябрь |
- Принять участие в выставке осенних поделок «Дары осени». - Оказать помощь в организации экскурсии в Областной центр русского фольклора и этнографии |
Цель: развивать воображение, умение составлять композиции из природного материала.
|
Ноябрь |
- Детско-родительский проект «Домашний любимец» Музей Заельцовского района. Интерактивная игра «Изба» - Изготовление плакатов «Генеологическое древо моей семьи»
|
Цель: вызвать интерес детей к совместной с родителями деятельности – сбору информации, составление рассказа о домашнем животном, красочном, позитивном оформлении своего плаката. Воспитывать любовь и уважение к животным. Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях; о ближнем окружении; проявлять творчество при создании презентаций, плакатов, альбомов о семье. |
Декабрь |
Экскурсия по улице «Охотская» Библиотека им. В.Я. Шишкова «Пернатые родного края» Участие в творческом конкурсе |
Цель: оказать помощь в проведении экскурсий, расширять представления о достопримечательностях города Новосибирска. |
Январь |
Встречи в гостиной «Рождественские встречи»
|
Цель: вызвать интерес родителей детей с традициями русского народа – празднику Рождества Христова; Обогащать представления детей о традициях, расширять словарный запас: святки, колядовать, гадание – как культурный обряд; печенье – козюльки, коровки; Воспитывать познавательный интерес и гордость за свой народ |
Февраль |
Оказать помощь в организации экскурсия в «Музей истории Западно – Сибирской железной дороги», Новосибирский областной театр кукол |
Цель: привлекать родителей к помощи в организации экскурсий. |
Март |
Совместный мастер-класс «Подарки для мамы» |
Цель: привлекать родителей к совместной деятельности. |
Апрель |
Детско-родительский проект «Достопримечательности города Новосибирска» |
Цель: Участие родителей в тематической проектной деятельности. Предложить использовать в работе над плакатом любые материалы для творчества; развивать фантазию, воспитывать интерес к городу Новосибирску. |
Май |
- Помощь в организации экскурсии на Монумент Славы. - Создание уголков памяти в группах: сбор информации, музейных экспонатов, изготовление лепбуков, альбомов о ветеранах ВОВ, транспарантов с фотографиями родственников, воевавших в годы войны для акции «Бессмертный полк» - Создание информационных альбомов о почетных жителях города Новосибирска (сбор информации, фотографий) |
Цель: привлекать родителей к помощи в организации экскурсий, мини – музеев и уголков, тематических альбомов и лепбуков
|
Реализация программы краеведческого образования невозможна без организации эффективного взаимодействия детского саду с социумом. С целью выполнения этого условия, МАОУ СОШ №51 заключены двухсторонние договора с организациями города; районной библиотекой, краеведческим музеем, с соседним детским садом. В результате социального партнерства нам удается в полной мере реализовать программу «Новая Сибирь — мой край родной. Микрорайон «Стрижи», сформировать гармонически развитую личность, любящую свой край, уважительно относящуюся к обычаям и традициям своих земляков.
Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основали и прославили его. В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.