Особенности семейного воспитания
Оценка 4.8

Особенности семейного воспитания

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
Междисциплинарный 3
08.11.2022
Особенности семейного воспитания
Вопрос влияния семьи и семейного воспитания на формирование базовых качеств личности ребенка в настоящее время достаточно актуален.
Семейное воспитание.docx

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания

1.1.          Понятие «семья» и особенности семейного воспитания……………………6

1.2.          Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной педагогики…………………………………………………………………………..13

Глава 2. Семейное воспитание в современном обществе

2.1. Современные проблемы семейного воспитания……………………………..19

2.2. Пути решения проблем семейного воспитания………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.

Процесс воспитания в семье – это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Можно сказать, что это фундамент, на котором строится вся жизнь. И от того насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.

Давно известно, что семья является ведущим фактором развития личности ребенка. Именно она на всем протяжении своего развития остается сложнейшим социальным образованием, в функционировании которого сходятся личностные, групповые и социальные интересы, предрассудки и противоречия.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Широкий спектр обращений к вопросам семейного воспитания рассматривается в трудах отечественных и зарубежных педагогов-классиков - П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, Д. Локка, В.А. Сухомлинского, А.Н. Острогорского, И.Г. Песталоцци, В.А. Стоюнина, К.Д. Ушинского и А.С. Макаренко: о культуре семейных отношений; о главенствующей роли родителей в формировании личности ребенка; о влиянии семейного уклада на детей; о пользе педагогической литературы для родителей в плане самообразования и расширения теоретических знаний в области семейного воспитания.

Вопросы семейного воспитания рассматриваются и современными педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, Т.П. Гаврилова, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских взаимоотношений и т.д.

Актуальность данной работы заключается в целесообразности более подробного и глубокого исследования современных и наиболее распространённых проблем воспитания детей в семье и средств, способствующих преодолению и по возможности даже предупреждению данных проблем. Каждый будущий родитель непременно должен обладать необходимыми теоретическими знаниями, касающимися воспитания ребёнка в семье, с целью их применения в своей практической воспитательной деятельности.

Объект исследования: семейное воспитание.

Предмет исследования: современные проблемы семейного воспитания.

Цель исследования: рассмотреть особенности воспитания детей в семье и современные проблемы семейного воспитания.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу;

2.   отметить специфику семейного воспитания и определить его значение;

3. рассмотреть особенности изучения основных вопросов семейного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике;

4. изучить современные проблемы семейного воспитания и пути их решения.

Для решения поставленных задач был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизацию научных представлений по проблеме воспитания в семье.

Практическое значение: в данной работе были проанализированы и рассмотрены наиболее распространённые и актуальные проблемы воспитания детей в семье и предложены пути их решения. Полученные результаты могут быть использованы в научных студенческих конференциях, научных проблемных группах, во время проведения лабораторных, практических и семинарских занятий.

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания

 

1.1.          Понятие «семья» и особенности семейного воспитания

 

Термин семья используем все мы и, несомненно, имеем четкое представление о том, что под ним подразумевается, это понятие поддается определению с огромным трудом. Многими из нас семья представляется как социальная ячейка, состоящая из женатой пары и их детей, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство. Однако такое определение весьма ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологами, в частности Ю.Г. Волковым [1], семья традиционно рассматривается как социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Тем не менее, не всех удовлетворяет это определение. Некоторыми учеными главная роль в семьях отводится психологическим связям; они определяют семью как тесно связанную группу людей, проявляющих заботу друг о друге и уважение друг к другу.

Современным социологом Энтони Гидденсом [14] было дано более широкое определение: семья – это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку. Поистине, семья не поддается полному академическому определению.

Анализ теоретических исследований показал, что традиционно понятие семья трактуется как социальный институт воспитания, где осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения (Л.С. Выготский, А.А. Крылов, С.Г. Вешловский). [4] Несмотря на это, необходимо уточнить и конкретизировать данное понятие.

В «Российской педагогической энциклопедии» понятие семья определяется как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. [30]

Н.И. Никитина определяет семью как социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.» [18].

А. С. Макаренко, в своей «Книге для родителей» приводит следующее определение семьи: «Семья есть коллектив, то есть, такая группа людей, которая объединяется общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем» [13].

В.А. Сухомлинский всю свою сознательную жизнь посвятил самому благородному делу на Земле - воспитанию человека. В его книге «Мудрость родительской любви» мы находим следующее определение семьи: «Семья в нашем обществе - первичная ячейка многогранных человеческих отношений - хозяйственных, нравственных, духовно-психологических, эстетических» [17].

Любопытное определение семьи предлагает нам в своей книге «Дела семейные» венгерский писатель Домокош Варга: «Любая семья, даже самая малочисленная, - это густое переплетение потаённых чувств, болезненных переживаний, привязанностей, индивидуальных устремлений» [8].

А знаменитый американский педиатр Бенджамин Спок, в своей книге «О воспитании детей», говорит так: «Семья похожа на сад, который надо постоянно возделывать, чтобы он приносил плоды» [8].

По определению Е.И. Холстовой, семья – это малая социальная общность, основанная на единой общественной деятельности людей, связанных узами супружества, родительства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи [20].

Среди множества определений семьи, характеристика, данная С. В. Дармодехиным, представляется наиболее полной: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении естественных, материальных и духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключён мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряжённости» [9].

Кроме всего прочего, семья является предметом изучения многих социальных наук. В каждой из них приводится своё определение данному понятию.

Социология рассматривает семью в качестве социального института, группы людей, связанных кровным родством и брачными узами.

Юридическая наука определяет семью как «круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в семью» [10].

Педагогика делает упор на воспитательной роли старшего поколения в развитии младшего.

Из приведённого выше перечня разнообразных определений семьи можно сделать логический вывод, что данное понятие является весьма многогранным и неоднозначным. Но, в целом, каждое определение сводится к тому, что семья является ячейкой общества, для которой характерны определённые отношения.

В связи с этим возникает необходимость выделения наиболее существенных отличительных признаков, определяющих семью в качестве общественной ячейки. Среди них наиболее весомыми являются следующие:

·          союз мужчины и женщины, имеющий законную основу;

·          добровольность вступления в брак;

·          брачные или кровнородственные связи между всеми членами семьи;

·          общность быта и ведения домашнего хозяйства;

·          моральное, психологическое и нравственное единство;

·          стремление к рождению, воспитанию и социализации детей;

·          совместное проживание в одном помещении.

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей.  Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе   и   в воспроизводстве населения.  В то же время, она удовлетворяет  личностные потребности  каждого  своего  члена,  а   также   общесемейные   (групповые) потребности. Из этого и вытекают  основные  функции  семьи.

Функциями семьи являются внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений, определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными.

К традиционным функциям относятся следующие:

·          Репродуктивная функция - деторождение;

·          Воспитательная функция - воздействие старшего поколение на младшее;

·          Хозяйственно - экономическая функция - быт и бюджет семьи;

·          Рекреативная функция - связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи;

·          Регенеративная функция - наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения;

·          Социально-статусная функция - регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности;

·          Эмоциональная функция - удовлетворять потребности в эмоциональной поддержке;

·          Функция духовного общения - внутреннее развитие членов семьи, духовное взаимообогащение;

·          Сексуально-эротическая функция - культура полового общения между супругами.

Воспитательная функция - важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению философа Н.Я. Соловьева, [7] «семья - воспитательная колыбель человека». Да, именно человека на всех его возрастных этапах, потому что в семье воспитываются и взрослые, и дети. Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами.

Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

1) формирование  личности  ребенка,  развитие его  способностей  и  интересов,  передача  детям  взрослыми  членами  семьи (матерью,  отцом,  дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта;    выработка    у    них    научного    мировоззрения, высоконравственного отношения к труду, привитие им чувства коллективизма и толерантности,     обогащение  их интеллекта,    эстетическое    развитие,    содействие    их     физическому совершенствованию,  укреплению  здоровья  и  выработке  навыков   санитарно-гигиенической   культуры;  

2) систематическое   воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни; 

3) постоянное влияние детей на родителей (и  других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Семья играет основную роль в развитии ребенка, в том числе формируя его нравственные начала и жизненные принципы. Семья может, как создать личность, так и разрушить ее, в возможностях семьи укрепление или же ослабление психического здоровья ее членов. Семьей производится поощрение одних личностных влечений и одновременное отрицание других, а также удовлетворение или же пресечение личных потребностей. Структурирование возможностей достижения безопасности, удовольствия и самореализации осуществляется также семьей. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».

От образа построения семейных отношений, от первоочередных ценностей и интересов ее старших представителей зависит, какими вырастут дети. От семейного климата напрямую зависят моральный климат всего общества, а также общественное здоровье. Ребенку свойственны чуткая реакция на поведение взрослых и быстрое усвоение уроков, полученных в процессе семейного воспитания. Именно в семье осуществляется подготовка ребенка к жизни, она представляет собой его первый и самый глубокий источник социальных идеалов, осуществляет закладку основ гражданского поведения.

Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий [5]. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Сама природа отдала им преимущество в воспитании детей. Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители ответственны за выбор ребенком жизненной позиции. Неизбежным последствием рождения ребенка и необходимости обеспечения ему условий для развития является определенная реорганизация домашней жизни. Однако, помимо заботы о детях, роли родителей распространены на такие аспекты, как формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребенка опирается не только на присутствие и активную деятельность в семье каждого из родителей, но и на согласованность их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей являются препятствием к пониманию и осмыслению ребенком того, что хорошо, а что – плохо. Взаимоотношения между членами семьи очень важны для ребенка. И особенно важно для него понимание того, каково отношение взрослых к нему.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется, прежде всего, благодаря заботам родителей. Маленький ребенок, глядя на своих родителей, обучается мышлению, речи, пониманию и контролю своих реакций. Воспринимая родителей как личностные образцы, ребенок учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым; кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Именно в семье происходит подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передача духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций, культуры своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, одновременно с этим он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. Происходит формирование мира ценностей у ребенка. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь.

Роль семьи в обществе по своей силе нельзя сравнить ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье происходит формирование и развитие личности человека. Семье принадлежит роль первого воспитательного института, связь с которым человеком ощущается в течение всей его жизни. Именно в семье происходит зарождение основ нравственности человека, формирование норм поведения, раскрытие внутреннего мира ребенка и его индивидуальных качеств. Человек становится ценным для общества только после становления его как личности, для чего необходимо целенаправленное, систематичное воздействие. Именно семья ввиду ее постоянного и естественного характера воздействия призвана формировать личность ребенка, его черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение [19].

Таким образом, главным «воспитательным институтом» является семья, формирующая и развивающая ребенка как личность с теми качествами, которые необходимы для дальнейшей жизни в обществе, различных контактов с людьми, возможности быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям и ситуациям, правильно вести себя. То, что ребенок получил в семье, он привнесет в дальнейшем в детский сад, в школу и это будет влиять на всю его жизнь.

     

1.2.   Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной педагогики

 

Воспитание ребёнка в семье — очень важный вопрос, обсуждение и попытки решения которого имеют богатую историю. Очевидно, что единого мнения по данной проблеме не существовало. Однако, несмотря на то, что к вопросу о семейном воспитании обращалось и обращается большое количество ученных и педагогов, он остается актуальным и по сегодняшний день. И это неудивительно, ведь семья закладывает в ребенка основу, от прочности которой зависит всё дальнейшее существование ребёнка.

Одним из учёных-педагогов, который уделял большое внимание воспитанию в семье, был А. С. Макаренко. Педагог осознавал уровень ответственности, которая ложится на плечи родителей в воспитании детей и призывал отнестись к этому со всей серьезностью. Учёный говорил, что подготовку к воспитанию детей необходимо начинать ещё до появления их на свет. А. С. Макаренко считал, что правильное и полноценное воспитание ребёнок может получить только в семье [13]. Родители должны продемонстрировать чаду, что семья — это, прежде всего коллектив, а ребёнок — его часть. Для детей родители должны обладать авторитетом и иметь над ним власть, но не допускать беспредельности в своих действиях и методах воспитания. Авторитет перед детьми необходимо заслужить, а не подменять его обманчивым положением, основанном на терроре и запугивании. Находясь в таком положении, родители растят забитого ребёнка, который не сможет стать полноценной личностью. Так же к обманчивому авторитету А. С. Макаренко относил авторитет любви: резкой критике подвергались те семьи, в которых баловали дитя ласками и поцелуями, ничего от него не требуя, и не отказывая ни в чем. Именно такому воспитанию педагог противопоставил свой труд о требовательной любви к ребёнку. Более всего А. С. Макаренко осуждал подкуп ребенка. Он считал это безнравственной формой воспитания, которая приведёт в итоге к моральному развращению личности. А семья должна осознавать, что ребёнок — это не только член семьи, но и гражданин своего Отечества. Если же родители сумеют представить свой авторитет перед детьми, постоянно будут его подтверждать своими поступками и поведением, то они смогут создать условия для их достойного воспитания.

А. С. Макаренко в своих трудах часто обращался к вопросу о коллективе детей в семье. Педагог считал, что ребёнок, который растет один, обладает эгоистическими наклонностями. Если же в семье двое и более детей, то они приучаются к взаимопомощи, жизни в коллективе, умению прислушиваться к другим людям и уважать чужое мнение.

Таким образом, А. С. Макаренко сумел обозначить необходимые условия для воспитания ребенка, которыми могут пользоваться и современные родители. Во-первых, наличие полной семьи — полноценного коллектива, в котором отец и мать должны любить и уважать друг друга, любить и уважать своих детей, любить и уважать своих родителей. Во-вторых, родители ни на секунду не должны забывать о том, что они — главный пример для их ребёнка. Педагог дал ценные советы, касающиеся трудового воспитания детей. Родителям они необходимы на стадии приучения ребёнка к труду и привитии ему трудолюбия [13].

Вопрос о семейном воспитании занимал особое место в педагогических трудах великого русского учёного К. Д. Ушинского. Особенность его позиции относительно семейного воспитания заключалась в неотделении его от общей системы воспитания. Большое внимание К. Д. Ушинский уделял проблемам женского образования, так как именно мать является первой и важной воспитательницей [8].

По мнению педагога, для дошкольника главной воспитывающей средой является семья. Здесь ребёнок получает первые представления об окружающем мире и элементарные знания, формирует определённые привычки и навыки. И естественно, что родители — это пример, ориентир, маяк, освещающий трудный путь для ребенка. Учёный-педагог писал, что главная задача любой семьи воспитать детей, полезных для общества.

Таким образом, делая вывод, необходимо заметить, что труды о семейном воспитании К. Д. Ушинского достойны соответствующего внимания не только учёных-педагогов, но и родителей, которые должны очень серьёзно подходить к воспитанию и формированию достойной личности.

Практически каждый человек в нашей стране знаком с творчеством великого русского писателя Л. Н. Толстого, но не все знают, что автор монументальных произведений русской классической литературы был и выдающимся педагогом. Его педагогическая деятельность началась в XIX столетии с открытия для крестьянских детей школы в имении Ясная Поляна. Педагогические труды писателя пользуются авторитетом в кругу учёных-педагогов. Следовательно, будет справедливым обращение к мнению писателя о семейном воспитании. Л. Н. Толстой считал, что воспитание ребёнка — главная обязанность родителей. Как и многие педагоги, Толстой видел залог правильного и качественного воспитания во внутрисемейных отношениях, взаимном уважении, внимании и терпимости членов семьи друг к другу. Родители должны обладать нравственным воспитанием, служить примером для своих детей и как можно больше общаться с ними.

Трудовое воспитание, по мнению Л. Н. Толстого, является неотъемлемой частью семейного. Именно родители должны привить ребенку любовь к труду, которая в дальнейшем позволит воспитать самостоятельного и ответственного человека [1].

На плечи родителей ложится и формирование основы нравственного воспитания у детей. Л. Н. Толстой считал, что родителям необходимо с особой строгостью отбирать и оценивать информацию, которая поступает детям. Сегодня этот вопрос встал во главе современного нравственного воспитания. Родители должны как можно быстрее осознать, что из всего потока информации средств СМИ и интернет — ресурсов для ребёнка может быть полезной лишь 1–2 % от её количества. Мамам и папам необходимо самостоятельно предоставлять ребенку информацию либо рекомендовать ее источник, а не доверять это посторонним людям, незаинтересованным в воспитании их любимого чада. Несмотря на то, что совет по отбору информации был дан Л. Н. Толстым в XIX веке, он оказался важным и в современном мире [8].

Таким образом, занимаясь вопросами современного семейного воспитания, нельзя игнорировать советы двухвековой давности. Большинство из них, в том числе и советы Л. Н. Толстого, не имеют принадлежности к определенному временному отрезку.

Достойна особого внимания современных родителей «Материнская школа» — руководство по воспитанию дошкольников чешского педагога Я. А. Коменского, который сумел разработать и представить программу, включающую методические рекомендации по воспитанию маленьких детей. Коменский считал, что период дошкольного воспитания — это первая и важная ступень к целостной системе воспитания. Одним из первых чешский педагог посоветовал учитывать возрастные и индивидуальные особенности, призывал серьёзнее относиться к физическому воспитанию детей. Родители должны заботиться о здоровье своего чада, обеспечивать ему должное питание, организовывать двигательный режим. Игра, по мнению Я. А. Коменского, — это необходимая форма деятельности для ребёнка. Педагог советовал родителям обеспечить детей подвижными и, в то же время, полезными играми [8, 20].

Рекомендации Я. А. Коменского, касающиеся нравственного воспитания, имели религиозную основу. Но некоторые из них были новыми и достаточно полезными для того временного периода, а теперь и для современности. С раннего возраста родители должны воспитывать в ребёнке трудолюбие, смелость, аккуратность, честность, вежливость, уважение к старшему поколению.

Умственное воспитание, как считал Коменский, а точнее его основа, должна быть заложена матерью. Современные родители часто думают, что умственное развитие большей частью принадлежит школе. Знакомство же с трудами чешского педагога, предоставило бы родителям возможность узнать тот минимум знаний, который они должны передать ребёнку.

Ценными для родителей, в частности для матерей, окажутся советы Я. А. Коменского по развитию речи ребёнка, так как они построены в соответствии с возрастными особенностями.

Особую роль в семейном воспитании отводил матери известный швейцарский педагог Песталоцци. По его мнению, мать на инстинктивном уровне лучше всех знает, что её дитя чувствует, что ему необходимо, на что он способен. Песталоцци разработал свою методику семейного воспитания на его начальном этапе. Педагог считал, что воспитание в семье должно быть направлено на гармоническое формирование и развитие всех качеств детей. И именно мать должна с раннего возраста прививать ему трудолюбие, способствовать развитию физических данных, воспитывать в нём терпимость, гуманность, чувство уважения к другим людям, знакомить его с окружающей действительностью [8, 22, 24].

Немаловажную ценность имеет пособие «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить», составленное Песталоцци. В данной книге можно найти специальные упражнения, выполняя которые ребёнок учится разговаривать. Нельзя не отметить тот факт, что всё упражнения построены на основе знакомства ребенка со своим телом. Постепенно чадо станет не только называть части тела, но и путём его собственных размышлений определять их предназначение или функцию. Однако данные упражнения для современных матерей могут показаться утомительными, а, может, в какой-то степени и сложными. Но знакомство с ними будет весьма полезным для родителей.

Подводя итог сказанному о педагогической деятельности Песталоцци, необходимо отметить следующие факты. Мысль педагога о гармонически организованном воспитании в семье оказала значительное положительное влияние на последующее развитие многих теорий в данной области педагогики. Песталоцци выдвигал всем матерям, независимо от их принадлежности к социальным слоям, овладеть наиболее важными методами и средствами воспитания ребёнка в семье.

В современном мире изменились многие ценности, нормы, требования. Но есть вопросы, которые были и остаются актуальными, которые требуют серьёзных подходов для их решения. Одним из них является вопрос о семейном воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Семейное воспитание в современном обществе

 

2.1. Современные проблемы семейного воспитания

 

Будущее любого общества зависит от подрастающего поколения. Именно дети будут определять то, что будет в нем цениться и порицаться, какие традиции будут сохранены, а какие забудутся. Именно поэтому современные проблемы семейного воспитания ребенка касаются не только его родителей, но всего социума в целом.

О вопросах семейного воспитания подрастающего поколения написано огромное количество литературных и научных трудов, статей. Это столь же бесконечная, сколь и многогранная тема, требующая постоянной корректировки в зависимости от реалий дня сегодняшнего [32].

Семья изменяется вместе с развитием культурного социума, шагает вперед и развивается по новым, современным технологиям. Заботясь о благе каждой семьи, наше общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. История семьи доказала: чем современнее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Еще недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура родителей, тем больше у них возможности правильно воспитывать своих детей. В настоящее время это, к сожалению, не всегда является таковым. У большинства родителей происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается и на воспитании детей.

Каковы же реальные проблемы современного семейного воспитания?  [25] В основном они концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи. Высокая занятость родителей, карьерный рост, стремление к наибольшим материальным благам, приводит к печальному факту. Как показывает практика, многие дети предоставлены бабушкам и дедушкам, тетям и дядям, старшим братьям и сестрам. Дети испытывают дефицит внимания со стороны родителей, которые все реже интересуются успехами своих детей. Поэтому чаще всего, вырастая, дети возвращают родителям гораздо меньше, чем получают от них. Одни родители воспринимают этот факт с горечью, другие – как само собой разумеющееся, третьи – с надеждой, что это не типично. Нет однозначного ответа на вопрос, как воспитать нравственно и духовно богатую личность.

Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень культуры которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, - одна из самых актуальных проблем современной педагогики. Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой, современными гаджетами или внутреннюю духовную культуру? Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело. Путь к этому – через воспитание в родителях умения любить. Оказывается, это совсем не просто: научиться любить своих деток. В любви к ребенку заложена необходимость постоянного совершенствования личности самого родителя.

Растут дети, и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Родители – это первые и главные учителя в жизни каждого ребенка и то, какую школу жизни получат наши дети, зависит только от нас.

Одним из важнейших условий воспитания детей Герцен считал установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу. Он полагал, что со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства - в любовь к людям, к Родине.

 «Семейное воспитание - дело величайшей важности», - писал А.И. Герцен. Он особенно выделял роль матери, которой принадлежит «величайшее дело начального воспитания» [27].

Таким образом, семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Положение женщины в современном обществе вызывает противоречие между ее социальными ролями, которое зачастую порождает напряженность и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается на воспитании детей. Занятость женщины ведет к ослаблению контроля за поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию.

Кроме того, противоречие между профессиональной и семейной ролями женщины наряду с некоторыми другими обстоятельствами выступает одной из причин снижения рождаемости. В связи с этим возникает проблема воспитания в семье одного ребенка. Известно предупреждение А. С. Макаренко о том, что воспитание единственного сына или дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей [13].

Как правило, родители концентрируют на одном ребенке максимум внимания, оберегают его от всевозможных трудностей, излишне опекают, находясь во власти слепой, неразумной любви. Трудность воспитания одного ребенка в семье, по словам А. С. Макаренко, заложена в отсутствии коллективного воздействия на его личность. К тому же отсутствие сестер и братьев в семье обедняет жизнь ребенка, неблаготворно сказывается на развитии его эмоциональной сферы, формировании чувств.

Единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры.

Рассматривая современную семью, нельзя не обозначить такую проблему, как возрастание количества разводов. Это явление отражает ломку старых и развитие новых основ семейных отношений, моральных норм. Причины разводов разные: противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми [32, 21]

В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Отсутствие одного из родителей затрудняет воспитание детей. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения. По результатам социологического опроса 57% респондентов сочли, что в семье без отца мальчик не может развиваться нормально [24], но, к сожалению, и в полных семьях дети часто обделены родительским вниманием.

Современные реалии таковы, что даже полная семья имеет очень ограниченное время, чтобы встретиться всем вместе. Это происходит либо вечером, когда оба родителя приходят с работы усталыми, либо ранним утром, когда полусонная семья собирается за завтраком.

В такой ситуации советы из умных книжек по педагогике или все те же рекомендации из интернета «поговорите с ребенком, поучаствуйте в его проблемах, вместе ищите решения» становятся практически невыполнимыми.

Когда оба родителя сосредоточены исключительно на добывании денег, чтобы обеспечить потомство едой и одеждой, общение с ребенком превращается в пустую формальность. Максимум, что могут спросить родители, как дела в школе, и лениво поругать за плохие отметки.

Дети чутко реагируют на подобный формализм, а к ругани вырабатывают иммунитет. Особенно, когда достигают «бунтарского» возраста 13-14 лет, начиная отрицать авторитеты. И отсутствие свободного времени – еще одна большая проблема воспитания детей в современной семье [28].

Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. Неуклонный рост материального благосостояния семьи требует пристального педагогического внимания к формированию у детей разумных потребностей, умения управлять своими желаниями, воспитанию ответственности перед семьей и обществом за свое поведение.

В связи с этим, нельзя не затронуть проблему техносферы, в которой живет современное общество. Через CМИ (интернет, телевидение) идет большой объем информации. Зачастую информация агрессивная. Родители проводят время в социальных сетях и завлекают туда детей. Ведь ребенок воспитывается на примере своего родителя. Все время взрослых проходит у компьютера, и ребенок не имеет представления о том, что можно вместо сидения за компьютером шить, рисовать, печь и т.п.

О пагубном влиянии электроники на неокрепшие молодые умы исписаны километры компьютерных экранов. К сожалению, проблема заключается в том, что далеко не у каждого родителя хватает силы запретить пользоваться детям планшетами или смартфонами, или жестко ограничить время их нахождения у детей.

Часто происходит наоборот. Ребенок с головой погружается в виртуальный мир, используя гаджеты, с молчаливого согласия родителей. Родители же в это время наслаждаются обществом друг друга или образовавшимся свободным временем, которое можно потратить на себя. Они понимают, что могут спровоцировать у ребенка компьютерную зависимость, но это понимание находится в умозрительной плоскости, потому что обычный родитель вряд ли всерьез считает, что компьютерная зависимость может возникнуть именно у его ребенка. И это – еще одна проблема воспитания детей в современной семье.

Еще один не менее важный вопрос – цели и проблемы семейного воспитания ребенка в семье. Некоторые семьи проявляют полное бездумье в данном вопросе – дети и родители просто живут совместно под одной крышей, и думают, что ребенок сам воспитается. Такие родители не проявляют определенной цели, и у них нет четкой программы воспитания. Естественно, что в таком случае и результаты будут соответствующими, а родители потом искренне удивляются тому, почему у них дети выросли такими плохими. Ни одно дело, в том числе и воспитание детей, не гарантирует хороших результатов, если неизвестна цель, которую необходимо достичь. 

В последние годы российское государство обратило серьезное внимание на проблемы воспитания подрастающего поколения и в связи с этим были сделаны существенные шаги для ее решения, однако, в этой области предстоит сделать еще очень многое. Россия должна выстроить самобытную систему воспитания с учетом успешного опыта, накопленного предыдущими поколениями России и зарубежных стран.

 

2.2. Пути решения проблем семейного воспитания

 

Существует много проблем воспитания современных детей. К счастью, практически все они вполне решаемы. Родители должны понимать, что какие бы трудности им не встречались на пути взросления и развития их ребенка, — это все временно. Многие ситуации, которые кажутся в данный момент неразрешимыми, спустя годы останутся всего лишь воспоминаниями, часто довольно смешными и забавными [26].

Тем не менее, в связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Каждая семья живет по своим правилам. У каждой семьи они свои. Но есть несколько общих правил для всех, которые позволят избежать серьезных проблем в воспитании детей.

Во-первых, ребенок обязательно должен слушаться своих родителей. У них есть уже жизненный опыт, они направляют ребенка в нужное русло, помогают ему стать достойным человеком. В конце концов, они знают намного больше, чем он. Родители советуют своему ребенку, как поступать, что делать. Хорошее поведение – это своего рода благодарность ребенка родителям.

Во-вторых, нужно создать максимальные условия для роста и развития ребенка.

В-третьих, обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.

В-четвертых, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим.

В-пятых, научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

В-шестых, воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я» [20].

Ребенок должен уважать своих родителей. Ценить их заботу о нем. Эти качества тоже нужно постараться привить ребенку. Но, прежде всего ребенка надо любить. Так же нужно прислушиваться к его мнению, узнавать, что его интересует, что он хочет. Ребенок – это маленький человечек, который очень серьезно реагирует на отношение родителей к нему. Нельзя слишком строго относиться к ребенку. Это будет вызывать постоянные страхи, а в дальнейшем вызовет комплексы.

Нельзя допускать, чтобы ребенок «садился родителям на шею». Тогда вырастет капризный, избалованный, никому не нужный (кроме мамы и папы) член общества.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотёк.

При возникновении конфликтной ситуации между родителями, первое, что необходимо сделать – это найти общее решение, убедить друг друга. Если придётся идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, то есть обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Родители должны оказывать помощь своему ребенку, должны быть готовы отвечать на вопросы. Тогда у ребенка появится чувство, что с ним хотят общаться, ему уделяют должное внимание. Добродушные взаимоотношения в семье умножают любовь, привязанность друг к другу. У ребенка будет всегда хорошее настроение, не будет чувства вины, если на него вдруг беспричинно накричали и наказали. Доверительные отношения в семье – главный признак хорошей, крепкой семьи.

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи – это одно из условий понимания детей и родителей. Дети чувствуют, что они не «чужие» в семье, что к их мнению прислушиваются. Любовь творит чудеса. Поэтому нельзя забывать об этом.

Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Таким образом мы можем сказать, что счастье современной семьи в руках родителей, как хранителей семейных ценностей, правильных устоев общества и воспитания. Необходимо помогать детям в правильной социализации, гармоничном развитии, учитывать их внутренние силы, способности, характер. Важно, чтобы родители стали для детей справедливыми наставниками и хорошими друзьями, собеседниками, учились их слушать и слышать, и тогда удастся решить, а возможно и избежать, проблемы в воспитании детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведя теоретический анализ по проблеме семейного воспитания детей на современном этапе, мы выяснили, что вопрос влияния семьи и семейного воспитания на формирование базовых качеств личности ребенка в настоящее время достаточно актуален.

Семья - это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Так как в семье закладываются основы личности ребенка, она считается первым, и основным социальным институтом.

В семье вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Целью семейного воспитания является подготовка детей к “взрослой” жизни, привитие гигиенических навыков, бытовых умений; культуры общения; физического, интеллектуального, экспрессивного, личностного развития; культивирование отдельных способностей; подготовка к определенной профессии или сфере деятельности. Не маловажным фактором семейного воспитания является выбор стиля взаимоотношений (авторитарный, демократический, попустительский). Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от социального статуса семьи, ценностных ориентаций, уровня притязаний и т.п.

В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых граждан общества.

Для полноценного развития личности ребенка родителям необходимо знать некоторые психолого-педагогические основы семейного воспитания, чтобы грамотно решать проблемы, возникающие в процессе воспитания.

Проблемы семейного воспитания многоплановы и разнообразны. Нарушение функций семьи, воспитания, неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям при развитии детей.

Эта тема привлекает потому, что проблемы, связанные с неправильным воспитанием в семье, рано или поздно, по мере взросления ребенка, перерастают из частных, внутрисемейных, в проблемы общественные, поскольку общество состоит из конкретных людей. Чем больше среди нас воспитанных, здоровых, трудолюбивых, самостоятельных людей, тем выше потенциал, уровень культуры и проч.

Всех сложностей внутрисемейных отношений невозможно избежать. Процесс воспитания здоровой и полноценной личности сложен и непрост. Но целенаправленная, продуманная программа воспитания ребенка в семье, понимание его проблем, учет личных качеств конкретного маленького человека, забота о его физическом и нравственном здоровье, сочетание в процессе воспитания разумной требовательности с любовью и взаимопониманием помогут вырастить достойного члена общества с меньшими усилиями, чем при стихийном течении событий.

Подводя итог, можем утверждать, что мы выполнили поставленные задачи, определили основы семейного воспитания, специфику семейного воспитания и значение семьи в воспитании ребенка; рассмотрели современные проблемы семейного воспитания, а также пути их решения.

Определенный педагогический опыт есть у каждого родителя, так как на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства. Каждый ребенок невольно повторяет своих родителей, копирует своих мам и пап, бабушек и дедушек. Разные судьбы, разные биографии, и все это незримыми тонкими нитями соединяется с душой ребенка, отражается на его судьбе.

Исследование проблем семейного воспитания детей не может считаться завершенным и предполагает дальнейшее изучение данной проблемы в различных психолого-педагогических аспектах.

 

 

Список литературы

 

Психолого-педагогическая литература:

1.            Азаров, Ю. П. Семейная педагогика: - Питер, 2011 г. – 400 с.

2.            Баркан, А. Рядовые семейных войн, или как мы создаем проблемы своим детям: - АСТ; 2014 г. – 416 с.

3.            Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография / Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров - М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. – 337 с.

4.            Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский - М.: Академия, 2012. – 512 с.

5.            Государев, Н. А. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / Н. А. Государев – М.: «Ось-89», 2016. – 144 с.

6.            Зайцев, С.М. Все о воспитании детей/ С.М Зайцев. - Мн.: Книжный Дом, 2011. – 576 с.

7.            Зверева, О. Л., Ганичева, А. Н., Кротова, Т. В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: - Сфера; 2013 г. – 256 с.

8.            Кулаченко, М. В. Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной педагогики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. – 211 с.

9.            Кулик, Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: Просвещение, 2014. – 175 с.

10.        Лазарев, А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А. Лазарев - М.: Академия, 2015. – 314 с.

11.        Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение, 2014.  – 200 с.

12.        Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: - Либроком; 2010 г. – 218 с.

13.        Макаренко, А.С. Педагогические работы 1936-1939. - М.: Директ- медиа. 2014. – 566с.

14.        Прокопьева, М.М., Гермогенова, М.Д. Основы семейного воспитания: монография. /М.М.Прокопьева - Якутск: Изд-во «Бичик», 2013. – 312 с.

15.        Российская семья [Текст]: энциклопедия / под ред. В. И. Жукова. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 624 с.

16.        Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2013. – 705 с.

17.        Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2014. – 224 с.

18.        Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 576 с. — Раздел IV, Глава 15.

19.        Современная российская семья: противоречия функционирования и развития: монография/ по ред. Ф.А Мустаевой - Магнитогорск, МаГУ, 2013. – 435 с.

20.        Шубович, М.М., Еремина, Л.И., Дюльдина, Ж.Н., Белоногова, Л.Н., Белухина, Н.Н. Теоретико-методологические основы педагогики семьи. Ульяновск, 2015. – 348 с.

 

Периодические издания:

21.        Гуркина, С.В. Особенности семейного воспитания в современном мире // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11

22.        Ильина, Н.А., Шубович, М.М. Основы социально-педагогической деятельности с семьей в социальной работе // Казанская наука. 2012. № 3. С. 283-286.

23.        Игнатова, И. Как помочь родителям организовать конструктивное взаимодействие с ребёнком / И. Игнатова // Восп. шк. - 2016 - № 4 - с. 22-28.

24.        Кугдарова, А. В., Андросова, М. И. Актуальные проблемы семейного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 71–74.

25.        Миронова М.Н., Ворошилова О.С. Проблемы семейного воспитания // Современная педагогика. 2016. № 11

26.        Новикова, Л.И. Повседневность и семья как воспитательное пространство (философ. - пед. кредо Розанова В.В.) / Л.И. Новикова // Педагогика. - 2013. - № 6. - с. 67.

27.        Потапова, О.В. Семейное воспитание как ценность в педагогическом наследии М.И. Демкова / О.В. Потапова // Восп. шк. - 2011. - № 6. - с. 70-74.

28.        Холматов, Э.С. Роль семьи в воспитании молодёжи / Э.С. Холматов // Пед. науки. - 2014. - № 4. - с. 78-80.

29.        Шубович, М.М. Семейная педагогика П.Ф. Каптерева и ее потенциал в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 5. С. 245-255.

 

Интернет-ресурсы:

30.        https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/

31.        https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/09/05/statya-problemy-semeynogo-vospitaniya-v-sovremennoy

32.        https://vospitanie.guru/semejnoe/problemy-3

33.        http://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6261

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

Введение Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности

Введение Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности

Сухомлинского, А.Н. Острогорского,

Сухомлинского, А.Н. Острогорского,

Для решения поставленных задач был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизацию научных представлений по проблеме воспитания в семье

Для решения поставленных задач был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизацию научных представлений по проблеме воспитания в семье

Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания 1

Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания 1

В «Российской педагогической энциклопедии» понятие семья определяется как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и…

В «Российской педагогической энциклопедии» понятие семья определяется как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и…

Среди множества определений семьи, характеристика, данная

Среди множества определений семьи, характеристика, данная

В связи с этим возникает необходимость выделения наиболее существенных отличительных признаков, определяющих семью в качестве общественной ячейки

В связи с этим возникает необходимость выделения наиболее существенных отличительных признаков, определяющих семью в качестве общественной ячейки

Регенеративная функция - наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения; ·

Регенеративная функция - наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения; ·

Семья играет основную роль в развитии ребенка, в том числе формируя его нравственные начала и жизненные принципы

Семья играет основную роль в развитии ребенка, в том числе формируя его нравственные начала и жизненные принципы

Однако, помимо заботы о детях, роли родителей распространены на такие аспекты, как формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я»

Однако, помимо заботы о детях, роли родителей распространены на такие аспекты, как формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я»

Человек становится ценным для общества только после становления его как личности, для чего необходимо целенаправленное, систематичное воздействие

Человек становится ценным для общества только после становления его как личности, для чего необходимо целенаправленное, систематичное воздействие

Для детей родители должны обладать авторитетом и иметь над ним власть, но не допускать беспредельности в своих действиях и методах воспитания

Для детей родители должны обладать авторитетом и иметь над ним власть, но не допускать беспредельности в своих действиях и методах воспитания

Вопрос о семейном воспитании занимал особое место в педагогических трудах великого русского учёного

Вопрос о семейном воспитании занимал особое место в педагогических трудах великого русского учёного

Трудовое воспитание, по мнению

Трудовое воспитание, по мнению

Педагог советовал родителям обеспечить детей подвижными и, в то же время, полезными играми [8, 20]

Педагог советовал родителям обеспечить детей подвижными и, в то же время, полезными играми [8, 20]

Постепенно чадо станет не только называть части тела, но и путём его собственных размышлений определять их предназначение или функцию

Постепенно чадо станет не только называть части тела, но и путём его собственных размышлений определять их предназначение или функцию

Глава 2. Семейное воспитание в современном обществе 2

Глава 2. Семейное воспитание в современном обществе 2

Дети испытывают дефицит внимания со стороны родителей, которые все реже интересуются успехами своих детей

Дети испытывают дефицит внимания со стороны родителей, которые все реже интересуются успехами своих детей

Семейное воспитание - дело величайшей важности», - писал

Семейное воспитание - дело величайшей важности», - писал

Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя…

Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя…

Максимум, что могут спросить родители, как дела в школе, и лениво поругать за плохие отметки

Максимум, что могут спросить родители, как дела в школе, и лениво поругать за плохие отметки

И это – еще одна проблема воспитания детей в современной семье

И это – еще одна проблема воспитания детей в современной семье

Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение

Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение

Нельзя допускать, чтобы ребенок «садился родителям на шею»

Нельзя допускать, чтобы ребенок «садился родителям на шею»

Любовь творит чудеса. Поэтому нельзя забывать об этом

Любовь творит чудеса. Поэтому нельзя забывать об этом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведя теоретический анализ по проблеме семейного воспитания детей на современном этапе, мы выяснили, что вопрос влияния семьи и семейного воспитания на формирование базовых качеств…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведя теоретический анализ по проблеме семейного воспитания детей на современном этапе, мы выяснили, что вопрос влияния семьи и семейного воспитания на формирование базовых качеств…

Эта тема привлекает потому, что проблемы, связанные с неправильным воспитанием в семье, рано или поздно, по мере взросления ребенка, перерастают из частных, внутрисемейных, в проблемы…

Эта тема привлекает потому, что проблемы, связанные с неправильным воспитанием в семье, рано или поздно, по мере взросления ребенка, перерастают из частных, внутрисемейных, в проблемы…

Список литературы Психолого-педагогическая литература: 1

Список литературы Психолого-педагогическая литература: 1

Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: -

Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: -

Игнатова, И. Как помочь родителям организовать конструктивное взаимодействие с ребёнком /

Игнатова, И. Как помочь родителям организовать конструктивное взаимодействие с ребёнком /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022