Особенности системы оценивания по иностранному языку учащихся начальной школы

  • docx
  • 12.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Анализ система оценок.docx

 

Приложение 1

Справка по результатам получения и обобщения эмпирического материала

Особенности системы оценивания по иностранному языку учащихся начальной школы

Учить детей оцениванию необходимо с начальной школы, когда процесс оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения. Оценивание важно для всех участников учебного процесса:

·        родители хотят видеть успехи и неудачи ребенка;

·        учитель желает видеть прогресс ученика;

·        ученику необходимо чувствовать свою успешность;

·        администрация хочет знать результат обучения.

Пятибалльная оценочная система, принятая в нашей стране, не имеет пока серьезных альтернатив ни в педагогическом сознании, ни в педагогической практике.

Система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Конечно же учителя имеют некоторые рекомендации в отношении оценивания младших школьников, но этот процесс в корне отличается от того, что мы делаем в средней школе. Младшие школьники хотят быть положительно оцененными на каждом уроке, им необходимо видеть собственный прогресс и просто получить похвалу учителя.

Традиционное тестирование и формальная оценочная система (выставление оценок) не являются идеальными для младших школьников. Оценки могут негативно повлиять на их самооценку, мотивацию и отношение к изучению английского языка. Малышам нужна специальная система оценивания, которая бы принимала во внимание их способность к творчеству, любовь к играм, пению, заучиванию рифмовок, любовь к ролевым играм и жажду деятельности, система, которая была бы основана на их специфичных психологических особенностях, познавательном развитии и областях интересов. Такая система должна быть позитивной и направленной на ученика!

Оценивание – это длительный, регулярный и вариативный процесс.

Целями оценивания являются:

·        создать положительное впечатление от процедуры оценивания и мотивировать к дальнейшему успешному обучению;

·        оценить правильность использования языка и определить, что младший школьник знает и может сделать;

·        создать положительную мотивацию к изучению языка в будущем.

Функции оценивания в начальной школе следующие:

·        корректирование и закрепление изученного;

·        обеспечение, как учителей, так и детей сведениями о том, что необходимо улучшить и готов ли класс продолжить дальнейшее изучение;

·        оценивание методов, используемых учителем и изменение некоторых аспектов, относящихся к выставлению оценок;

·        выставление оценок детям.

Все участники учебного процесса оценивают свою деятельность или деятельность друг друга: учителя через наблюдение, игры, задания и др.; дети - через самооценку или групповую оценку; родители через беседу с учителями и детьми; администрация через посещение уроков и ознакомление с детскими работами.

Оценивая детей, необходимо использовать многообразие оценочных инструментов и подходов. Учитель должен быть достаточно квалифицирован, чтобы умело сочетать все виды оценивания самым эффективным образом. В старшей школе виды оценивания ранжируются следующим образом:

·        формальное оценивание (выставление отметок)

·        неформальное оценивание (поощрение)

·        самооценивание (или групповое оценивание)

Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами:

·        не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;

·        давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях и т.д.

Неформальное оценивание несёт скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.

Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех.

Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:

·        он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;

·        это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Самооценивание важно не только в стенах школы, но и для всей взрослой жизни.

Цели самооценивания следующие:

·        представить детям полную картину их достижений;

·        показать совпадают ли личностная и учительская оценки;

·        сформировать правильное отношение к оцениванию.

Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.

Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.

Выполняя такой вид оценивания,ученики:

·        учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;

·        учатся уважать и принимать мнение другого человека;

·        становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;

·        начинают доверять друг другу;

·        чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.

Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание индивидуальных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.

Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи. Последняя может быть проведена разными способами:

·        индивидуально с каждым ребёнком;

·        с группой детей;

·        с целым классом;

·        в краткой письменной форме;

·        в доброжелательной беседе.

Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребёнка.