Приложение 1
Справка по результатам получения и обобщения эмпирического материала
Особенности системы оценивания по иностранному языку учащихся начальной школы
Учить детей оцениванию необходимо с начальной школы, когда процесс оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения. Оценивание важно для всех участников учебного процесса:
· родители хотят видеть успехи и неудачи ребенка;
· учитель желает видеть прогресс ученика;
· ученику необходимо чувствовать свою успешность;
· администрация хочет знать результат обучения.
Пятибалльная оценочная система, принятая в нашей стране, не имеет пока серьезных альтернатив ни в педагогическом сознании, ни в педагогической практике.
Система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Конечно же учителя имеют некоторые рекомендации в отношении оценивания младших школьников, но этот процесс в корне отличается от того, что мы делаем в средней школе. Младшие школьники хотят быть положительно оцененными на каждом уроке, им необходимо видеть собственный прогресс и просто получить похвалу учителя.
Традиционное тестирование и формальная оценочная система (выставление оценок) не являются идеальными для младших школьников. Оценки могут негативно повлиять на их самооценку, мотивацию и отношение к изучению английского языка. Малышам нужна специальная система оценивания, которая бы принимала во внимание их способность к творчеству, любовь к играм, пению, заучиванию рифмовок, любовь к ролевым играм и жажду деятельности, система, которая была бы основана на их специфичных психологических особенностях, познавательном развитии и областях интересов. Такая система должна быть позитивной и направленной на ученика!
Оценивание – это длительный, регулярный и вариативный процесс.
Целями оценивания являются:
· создать положительное впечатление от процедуры оценивания и мотивировать к дальнейшему успешному обучению;
· оценить правильность использования языка и определить, что младший школьник знает и может сделать;
· создать положительную мотивацию к изучению языка в будущем.
Функции оценивания в начальной школе следующие:
· корректирование и закрепление изученного;
· обеспечение, как учителей, так и детей сведениями о том, что необходимо улучшить и готов ли класс продолжить дальнейшее изучение;
· оценивание методов, используемых учителем и изменение некоторых аспектов, относящихся к выставлению оценок;
· выставление оценок детям.
Все участники учебного процесса оценивают свою деятельность или деятельность друг друга: учителя через наблюдение, игры, задания и др.; дети - через самооценку или групповую оценку; родители через беседу с учителями и детьми; администрация через посещение уроков и ознакомление с детскими работами.
Оценивая детей, необходимо использовать многообразие оценочных инструментов и подходов. Учитель должен быть достаточно квалифицирован, чтобы умело сочетать все виды оценивания самым эффективным образом. В старшей школе виды оценивания ранжируются следующим образом:
· формальное оценивание (выставление отметок)
· неформальное оценивание (поощрение)
· самооценивание (или групповое оценивание)
Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.
Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами:
· не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
· давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях и т.д.
Неформальное оценивание несёт скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.
Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех.
Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:
· он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
· это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Самооценивание важно не только в стенах школы, но и для всей взрослой жизни.
Цели самооценивания следующие:
· представить детям полную картину их достижений;
· показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
· сформировать правильное отношение к оцениванию.
Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.
Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.
Выполняя такой вид оценивания,ученики:
· учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
· учатся уважать и принимать мнение другого человека;
· становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
· начинают доверять друг другу;
· чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.
Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание индивидуальных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.
Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи. Последняя может быть проведена разными способами:
· индивидуально с каждым ребёнком;
· с группой детей;
· с целым классом;
· в краткой письменной форме;
· в доброжелательной беседе.
Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.