ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Оценка 4.9

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Оценка 4.9
docx
дефектология +1
3 кл—7 кл
16.01.2024
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
вопросы социализации детей – инвалидов с нарушением слуха в дошкольном образовательном учреждении, раскрываются вопросы о создании необходимых условий для успешной адаптации детей в коллективе сверстников
Статья 1.docx

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

                                                                

                                                                     Матушкина О.Д., учитель – дефектолог,                                                       МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 376»  г. Екатеринбург

 

В статье рассматриваются вопросы социализации детей – инвалидов с нарушением слуха в дошкольном образовательном учреждении, раскрываются вопросы о создании необходимых условий для успешной адаптации детей в коллективе сверстников.

 

Протяни руку помощи «особым детям», чтобы у детей с ограниченными возможностями возможности стали безграничными.

Почему мы часто отводим взгляд, когда встречаем человека в инвалидном кресле? Почему  запрещаем своему чаду дружить с ребенком, у которого синдром иммунодефицита? Почему  убегаем, если видим приступ эпилепсии у незнакомого человека? Почему? Ответ, на наш взгляд, очевиден – мы просто боимся таких людей, боимся, потому что не знаем, как вести себя с ними.

Именно обучение и воспитание в группах комбинированной направленности помогает нашим ребятам с нарушенным слухом успешно проходить процесс социализации, чувствовать себя равноправными членами общества, становиться успешными, открыто, без опасений стараться шагнуть во взрослую жизнь.

Главным отличием сенсорной организации неслышащего ребенка от таковой слышащего является выключение из анализаторных систем слухового анализатора – одного из важнейших источников получения информации. В чувственном отражении окружающего мира слуховые ощущения и восприятия играют важную роль, т. к. на человека постоянно воздействуют самые различные звуки: шумы; звуки, присущие различным объектам и явлениям; музыкальные звуки; речь.

Принятие интеграции населением, каждым человеком – это длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого интеграция станет частью мировоззрения.

Ключевым моментом этой точки зрения должна стать убежденность в том, что люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности не приспосабливаются  к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество понимает и учитывает.

С середины 70-х годов XX века за рубежом (США, Канаде, Великобритании и других странах) на смену понятию «интеграция» приходит понятие «включение» (inclusion). Этому способствовало распространение декларации ЮНЕСКО о мерах в социальной политике, способствующих «включающему образованию».

Смысл включения, на мой  взгляд, не в вопросе: «Можем ли быть друзьями?», а в вопросе: «Можем ли мы все научиться в одном пространстве ладить друг с другом, не испытывая чувства неловкости от общения?». Мы не сможем ладить, если будем просто избегать других, тех, кто отличается от нас, и будем включать только тех, с кем мы чувствуем себя комфортно и кто похож на нас.

Итак, понятие «включающее образование» представляет собой такую форму обучения, при которой воспитанники с особыми потребностями: посещают те же детские сады и школы, что и их братья, сестры  и соседи; находятся в группах и классах вместе с детьми одного с ними возраста; имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели; дети обеспечиваются необходимой поддержкой.

Воспитывать и обучать детей с особыми возможностями здоровья нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании таких детей заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода.

Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные учебные заведения.

Образование детей – инвалидов дошкольного возраста в нашем регионе осуществляется в общеобразовательных, дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, где реализуются адаптированные общеобразовательные программы, действует система индивидуального сопровождения ребенка в психолого – педагогических, специализированных медицинских  центрах.

Деятельность групп комбинированной направленности направлена на создание необходимых условий для коррекционно – развивающего обучения, осуществления комплексной реабилитации, на решение вопросов социальной адаптации обучающихся в сообщество слышащих сверстников, воспитанников и интеграции их в самостоятельную жизнь.

Базовые принципы инклюзивного образования:

-               Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

-               Каждый человек способен чувствовать и думать; 

-               Каждый ребенок имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

-               Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

-               Все дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

-               Для всех воспитанников достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

-               Дети с особыми образовательными возможностями посещают детский сад (группу) совместно со здоровыми детьми;

-               Все дети участвуют во всех мероприятиях детского сада, где группа и  среда дошкольного учреждения  являются инклюзивными;

-               Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ, общества в целом;

-               Инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь;

-               Инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.

Особенности содержания образовательной и коррекционной работы:

-               систематическое наблюдение детей у  врача – сурдолога;

-               настройка индивидуальных слуховых аппаратов, изготовление индивидуальных вкладышей для индивидуальных слуховых аппаратов, настройка процессоров кохлеарных имплантов;

-               корректировка коррекционной работы в соответствии с  результатами  диагностики и  проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для детей, имеющих нарушения слуха в соответствии с картой ИПРА и Протокола ТПМПК.

 

 

Задачи ДОУ в условиях интегрированного  обучения:

-               Обеспечение социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

-               Расширение круга общения детей с ОВЗ.

-               Обеспечение качественного образования в соответствии с Законом «Об образовании в РФ».

Воспитанники комбинированной  группы для детей с нарушениями слуха представляют ДОУ в конкурсных мероприятиях города, региона и России: в 2017 году  воспитанники стали участниками Районного этапа Городского праздника поэзии «Звездочки»,  лауреатами за  I и II место на   V Всероссийской олимпиаде для детей дошкольного возраста «Мир профессий»; в 2020 году участники конкурса для детей с ОВЗ «Островок» III место; 2022 год II место в конкурсе «Маленькие буквоеды».

Хочется отметить, что в нашем учреждении создаются все необходимые условия для неслышащего ребенка, позволяющие открыть многообразие звуков окружающего мира!


 

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Воспитывать и обучать детей с особыми возможностями здоровья нужно с самых ранних лет

Воспитывать и обучать детей с особыми возможностями здоровья нужно с самых ранних лет

Задачи ДОУ в условиях интегрированного обучения: -

Задачи ДОУ в условиях интегрированного обучения: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2024