Особенности социально-экономического и
политического развития Китая в 1950-е гг.
1. Политическая система КНР в 1950-е гг.:
В переходный период становления нового государства (1949–1954 гг.) государственно-политический строй определялся Временной конституцией, которую составляли политико-партийные акты НПКСК: Программа НПКСК, Органический статут и особый Закон об организации центрального народного правительства. Китай провозглашался государством народной демократии, основанной на диктатуре народа и социалистической организации общества. Народу в целом принадлежали политические права, статус граждан определялся прежде всего через их обязанности.
Согласно Программе, организация государства должна строиться на принципе демократического централизма (как строилась структура КПК). Высшим органом в стране провозглашалось Всекитайское собрание народных представителей, пока не функционировавшее. Реально в переходный период высшим органом власти был Центральный народный правительственный совет, образуемый сессией НПКСК. Это был законодательный орган, ему принадлежало право объявлять войну, заключать международные договоры, составлять бюджет. ЦНПС образовывал Народно-революционный военный совет. Верховный суд и Верховную прокуратуру. В совокупности ЦНПС и НРВС считались Центральным народным правительством, главой которого был Мао Цзедун. Собственно управление страной возлагалось на Главный Административный совет ЦНПС, который осуществлял свои функции посредством 4 руководящих комитетов (преемников прежних юаней): Политико-юридического, Финансово-экономического, Культуры и просвещения. Народного контроля. Важной особенностью правительственной организации было то, что армия сохранила полную самостоятельность и подчинялась непосредственно руководству КПК.
На местах номинально властью обладали народные собрания — провинциальные, окружные, уездные. Реально основными органами были военно-административные комитеты. Такая взаимная подмена органов в совокупности с расплывчатостью их статуса и полным произволом в формировании, основываясь на принципах «соблюдения диктатуры народа», создавала благоприятную базу для фактического сосредоточения власти — как в центре, так и на местах — в военно-партийных структурах. «Система конференций и собраний народных представителей, — отмечал в 1951 г. один из лидеров КПК Лю Шаоци, — это основа нашего государственного строя, это наилучшая и основная форма организации народно-демократической власти».
Первые социально-экономические мероприятия новой власти были направлены на формирование государственно-социалистического уклада хозяйства и ликвидацию частнокапиталистической экономики. В июне 1950 г. ЦНПС принял закон о земельной реформе, которым предусматривалась отмена помещичьей собственности на землю, конфискация земель, храмов, монастырей, а также всех, сдававшихся в аренду; земли передавались крестьянам в наследственное владение небольшими участками. К 1953 г. реформа охватила около 300 млн. крестьян, которым было роздано 47 млн. га земли (в среднем по 0,16 га). Такое псевдообеспечение землей естественно подтолкнуло к аграрной реорганизации на принудительно-кооперативных началах. Вытеснение частного капитала из промышленности, помимо общих конфискаций и национализации, проводилось путем борьбы с хищениями и коррупцией (т. н. кампании против «трех зол» и «пяти зол»), В несколько лет оказалось осужденными свыше 0,5 млн. частников. Распоряжение акциями частных предприятий передавалось государству, а бывшим владельцам госбанк обязывался выплачивать жесткий процент дохода (1–5 %). Важным политическим событием переходного периода стала аннексия Китаем в мае 1951 г. Тибета, фактически независимого с 1914 г.
Конституция 1954 г.
Завершенный государственный и правовой порядок нового, социалистического строя установился с принятием конституции КНР. Решение о ее разработке, с использованием опыта СССР и социалистических стран Восточной Европы, было принято ЦНПС в январе 1953 г. по указанию ЦК КПК. Одновременно Бюро Временного комитета НПКСК постановило созвать Всекитайское собрание народных представителей для утверждения важнейших политических постановлений. Созданная ЦНПС Конституционная комиссия подготовила к марту 1954 г. проект, который затем был обсужден в партийных комитетах. Проект был опубликован для всенародного обсуждения, по результатам которого комиссия предложила ряд поправок. 3 сентября 1954 г. ЦНПС по докладу Лю Шаоци принял и одобрил проект. 1-я сессия ВСНП (избранного в 1953–1954 гг. путем многостепенных и сложных по порядку определения депутатов выборов) утвердила первую Конституцию КНР 20 сентября 1954 г. В дополнение к ней было принято несколько органических законов: об организации ВСНП, Государственном совете, местных собраниях, о суде и прокуратуре. Все вместе они конституировали сложившийся государственный порядок и определили основы государственно-политической системы социалистического Китая.
Конституция 1954 г. провозглашала Китай «государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанном на союзе рабочих и крестьян» (ст. 1). Аналогично всем социалистическим конституциям, китайская не ограничивалась регулированием государственной и правовой системы, а устанавливала основы новой организации всего гражданского общества — по сути, ломая его, закрепляя определенное качество государственной политики и социальных отношений. В области аграрных отношений государственная политика предполагала ограничение и ликвидацию т. н. «кулачества» (частных хозяев), в сфере экономики вообще — ограничение и вытеснение буржуазии. Конституция наряду с государственной, кооперативной и собственностью «тружеников», допускала частную собственность (в 1950-е гг. частнособственническое хозяйство составляло до 30 % общего объема производства). Однако предусматривалась возможность ее реквизиций в «общественных интересах» без гарантий возмещения (ст. 13). Принципом экономики провозглашалось ее государственное регулирование в виде планирования (ст. 15).
Основы государственно-политической системы определялись господством КПК. Другие общественные организации и партии действовали только в союзе с ней в составе провозглашенного в 1948 г. Народно-демократического Единого фронта. Организационной структурой Фронта считалась НПКС. Согласно ее уставу (принятому в декабре 1954 г.), фронт поддерживает Конституцию КНР, политику государства, направляет свою деятельность к изучению марксизма-ленинизма. В провинциях и других местных объединениях создавались местные комитеты НПКС. Однако основная политическая деятельность осуществлялась черезсобрания народных представителей, объединившихся на принципах демократического централизма (почерпнутого из Устава КПК) в общегосударственную структуру власти и управления. После принятия Конституции эта структура (подобие советов в СССР) объединила до 5,6 млн. непостоянно действующих депутатов.
Провозгласив Китай «единым многонациональным государством» (ст. 3), Конституция закрепила унитарное строение республики. Для граждан разных национальностей (таких в КНР несколько десятков, но проживающих некомпактно) предусматривалась административная автономия на основе равноправия — свободы религии, языка, письменности. Автономия оформлялась в виде административного района — любого масштаба (всего таких стало 73). Наиболее крупные — Внутренняя Монголия и Синьцзян — получили статус автономных областей, хотя это мало что меняло в системе администрации.
Система органов государственной власти и управления была построена своеобразно, при переплетении полномочий разных институтов и на основе некоторых традиций переходного периода.
Высшим представительным органом было Всекитайское собрание народных представителей. Оно составлялось из депутатов, выдвигаемых разными общественными организациями и местными собраниями на разных основаниях (примерно 1 делегат на 0,8 млн. жителей). Конституция не содержала правоположений об избирательном праве. По специальным законам, избирательное право было не всеобщим (лишались его прежние помещики, «контрреволюционеры» и т. п.) и неравным (городские и сельские районы были представлены как 1:8 — женщины получили избирательные права в Китае в ходе выборов в Национальное собрание 1945 г.). Выборы проходили открыто и, как правило, были не голосованием, а делегацией. Предусматривались жесткие квоты для некоторых уровней администрации и, главное, для представительства Народной армии. ВСНП избиралось на 4 года, но его полномочия могли быть продлены. ВСНП осуществляло законодательную деятельность, контроль за соблюдением Конституции, решало важнейшие государственно-политические и хозяйственно-экономические вопросы. Все другие государственные институты и должностные лица формально подчинялись ВСНП. В составе ВСНП действовало несколько постоянных комиссий, но они не обладали самостоятельным значением и законодательной инициативой. Между сессиями (очень непродолжительными) ВСНП власть осуществлял Постоянный комитет ВСНП (в составе 79 чел.). Он обладал полномочиями коллективного главы государства: определял ход. выборов ВСНП, толковал законодательство, издавал указы, контролировал должностных лиц, заключал международные договоры и т. п. С 1955 г. ПК ВСНП получил конституционное право на самостоятельное издание законов.
Параллельно полномочиями главы государства пользовался единоличный Председатель КНР (пост, видимо, был учрежден персонально для Мао Цзедуна, уже тогда показавшего пристрастия к личной власти). Председателя избирало ВСНП — на 4 года, из граждан старше 35 лет. Он обладал некоторыми внешнеполитическими полномочиями, мог издавать распорядительные указы, а главное — был председателем Государственного комитета обороны (органа особого партийно-военного руководства НОА). Председатель был также вправе созвать Верховное государственное совещание высших должностных лиц страны.
Правительственные функции исполнял Государственный совет. Его образовывало ВСНП, перед ним он был и ответственен. Возглавлял правительство премьер. Госсовет был коллективный орган, управлявший текущей государственной деятельностью министерств. Образование и реорганизация министерств осуществлялась ВСНП.
На местах органами управления были местные собрания народных представителей и соответствующие исполкомы. Провинциальные избирались населением на тех же принципах, что и ВСНП, на 4 года, низовые — на 2 года с правом отзыва депутатов. Собрания и исполкомы ведали исполнением и соблюдением законов, составляли местные бюджеты (за счет общегосударственных средств), ведали назначением председателей местных судов.
Права граждан были определены в основном на уровне прежних республиканских китайских конституций. Как в социалистическом государстве, важнейшее место отдавалось провозглашению прав на труд, отдых, социальную помощь государства, образование. Охранялась собственность на трудовые доходы и жилой дом (ст. 12). Кроме общедемократических свобод слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища, закреплялось традиционно важное для китайцев право на подачу жалоб в государственные органы (ст. 97). За гражданами закреплялись и обязанности: соблюдать Конституцию, платить налоги, беречь общественную собственность.
2. Социально-экономические преобразования в Китае
в годы I пятилетки (1953–1957 гг.)
К 1949 г. экономические показатели развития Китая далеко отставали по сравнению с высшим уровнем, достигнутым в середине 1930-х гг. Значительно сократилось производство зерна, хлопка, угля, металла и других основных видов продукции. Хозяйство, истощенное многолетней войной, было дезорганизовано, в стране господствовали инфляция, коррупция, спекуляция, безработица. К этому следует добавить нищету и поголовную неграмотность населения, а также средневековые и даже патриархальные представления, предрассудки и обычаи.
В таких условиях начались преобразования в Китайской Народной Республике. Основную массу населения страны составляли крестьяне, поэтому им было уделено первостепенное внимание. В 1950 г. принимается Закон о земельной реформе, согласно которому за два с половиной года 300 млн крестьян безвозмездно получили землю. Был принят ряд других законов, направленных на улучшение жизни населения, на ликвидацию неграмотности. Постепенно шло воссоздание кустарного производства, восстанавливались и реконструировались промышленные предприятия. Следует отметить, что огромную помощь Китаю в восстановлении экономики оказывал Советский Союз, с которым 14 февраля 1950 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи сроком на 30 лет. В результате к концу 1952 г. восстановление народного хозяйства было в основном завершено. Большинство отраслей превысило максимальные показатели, достигнутые до 1949 г., была преодолена инфляция, налажено денежное обращение, стабилизировались цены.
В начале 1953 г. Центральный Комитет Компартии Китая первоочередной задачей определил индустриализацию страны, а основными направлениями экономической политики — обобществление средств производства и создание материально-технической базы социализма. На решение этой задачи отводилось три пятилетки (1952—1967 гг.).
Одновременно началось строительство новой китайской государственности. В 1953—1954 гг. прошли выборы в собрания народных представителей низового уровня, а в 1954 г. было образовано Всекитайское собрание народных представителей, принявшее 20 сентября этого же года Конституцию КНР.
В ходе реализации первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1953—1957) экономика страны развивалась быстрыми темпами: продукция промышленности ежегодно возрастала в среднем на 19,6%, сельского хозяйства — на 4,8%, что можно объяснить низким исходным уровнем экономики, а также масштабной поддержкой со стороны СССР.
Высокие темпы экономического развития порождали в руководстве страны преувеличенные представления о возможностях страны, что толкало его на принятие поспешных, волюнтаристских решений, направленных на то, чтобы за 2—3 года добиться существенного прогресса во всех областях, в том числе в уровне потребления. Однако все это было ничем иным как иллюзиями в силу отсутствия в стране внутренних возможностей, даже невзирая на то, что политическая система была представлена прежде всего военно-административными органами и построена на принципах сверхцентрализма, позволявшего сосредоточить в руках КПК и государственного аппарата мощные рычаги воздействия на всю экономическую жизнь страны. В то же время у нового руководства страны отсутствовал опыт хозяйственного строительства в масштабах всей страны. В совокупности власть и отсутствие опыта порождали иллюзию всесилия военизированных, административных, насильственных методов управления и вели к игнорированию объективных экономических законов.
Вскоре, однако, выявилось острое противоречие между потребностями индустриализации и скромными возможностями сельского хозяйства как поставщика продовольствия и сырья для легкой промышленности. Выход китайское руководство увидело в ускоренном кооперировании сельского хозяйства. В результате форсированного объединения основной массы крестьянства в производственные кооперативы, где обобществлялась земля и орудия производства, было вовлечено к концу 1956 г. более 90% крестьянских хозяйств. Таким образом, планируемое на 15 лет было осуществлено за 4 года, что отрицательно сказалось на дальнейшем развитии Китая. В этом же ряду можно упомянуть и решение о сплошном преобразовании частнокапиталистической промышленности (как правило мелкой) и торговли в государственные предприятия.
На VIII съезде КПК (сентябрь 1956 г.) были проанализированы итоги развития КНР за предшествующий период. Отмечая достигнутые успехи, съезд признал ошибкой форсирование преобразований и темпов промышленного развития, высказался за постепенность в решении проблем, призвал основные усилия, как и ранее, сосредоточивать на развитии тяжелой промышленности, но в то же время уделять большее внимание легкой промышленности и сельскому хозяйству. Кроме того, съезд осудил бюрократизм, администрирование, беззаконие и произвол в принятии решений, выступил против культа личности.
На съезде были приняты предложения по второму пятилетнему плану экономического и социального развития КНР, достаточно обоснованные и учитывавшие реальные возможности государства. Генеральным секретарем ЦК КПК был избран один из сподвижников Мао Цзэдуна (сам он продолжал оставаться Председателем ЦК КПК) — теоретик и практик революции, реалист и прагматик Дэн Сяопин.
Решения съезда противоречили воззрениям Мао Цзэдуна, поэтому им был выдвинут лозунг «силы освобожденного народа безграничны и неисчерпаемы». Под это подводилась соответствующая идеологическая база, в результате чего в КПК постепенно стало преобладать убеждение, что все проблемы могут быть решены при их соответствующем политическом и организационном обеспечении. Стали говорить, что успех любого дела на 50% обеспечивается овладением идеями Мао Цзэдуна, а на 50% — напряжением всех сил.
Но и 1957 г. Китай по производству основных видов продукции продолжал оставаться на одном из последних мест в мире. Сказались и «сверхтемпы» в преобразовании частной промышленности и торговли, и насильственное кооперирование крестьян.
Необходимо было искать выход из сложившегося положения, тем более что для изъятия и деления уже ничего не осталось. Следуя советским образцам, китайское руководство заявило, что «в области политики и идеологии продолжается ожесточенная борьба между пролетариатом и буржуазией», и приняло решение о переносе центра тяжести работы партии с экономики в сферу идеологии и политики. В стране была развернута «борьба с правыми элементами», в результате которой пострадало много представителей науки, искусства, литературы, демократических кругов.
3. Особенности политики «трех красных знамен».
Политика «трех красных знамен» проводилась в период с 1958 по 1960 годы. Главной целью политики «трёх красных знамён» было построение коммунизма, ускоренными темпами по собственному рецепту; не ориентируюсь на пример СССР, а также без какой-либо помощи со стороны последнего. Для этого в рамках Большого скачка предполагалось выполнить следующие задачи:
· значительное повышение уровня сельскохозяйственного производства;
· значительный рост производства стали, как основы для тяжёлой промышленности.
Методы проведения.
Крестьянские относительно
небольшие кооперативы объединялись в огромные народные коммуны по 20-30 тысяч
человек. Это должно было увеличить сельскохозяйственное
производство, благодаря лучшему контролю за ним со стороны руководства, а
также стать основой для будущего коммунизма; всё имущество в таких коммунах
было обшим.
Заводы в городах также превращались в такие коммуны с обобществлением
имущества. Для увеличения урожая началась борьба с пожиравшими якобы
значительную . его часть вредителями (а в азиатских странах значительным вред
от них — правда, особенно относительно крыс). Наиболее беспощадная война была
объявлена воробьям, крысам, мухам и комарам. Особенно эффективной оказалась
борьба с птицами, потому что она не требовала высокотехнологичных или
интеллектуальных решений. Крестьяне собирались на полях большими толпами, кричали
и шумели разными способами, пугая пернатых. Последние в панике часами метались
воздухе, пока не умирали от усталости налету. Для роста производства стали, её
призвали выплавлять буквально всю страну, включая крестьян. Естественно, такого
количества промышленных .доменных печей не было. Потому население использовало
кустарные почти средневековые методы. Получился соответствующий
технологическому процессу качество готового продукта — неудовлетворительное для
использования в промышленном производстве.
Результаты.
Политика «трёх красных знамен», и особенно Большой скачок обернулись для Китая страшными бедствиями. Основные результаты следующие. Огромные объёмы выплавленной кустарными методами стали оказалась непригодной для промышленного использования, потому пользы инициатива не принесла. Огромная масса крестьян в коммунах без должной механизации не привела к росту сельскохозяйственного производства, их количество скорее ухудшило контроль, потому что за каждым в такой толпе уследить не возможно.
Гораздо более катастрофическими были последствия борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Уничтожение воробьев привело к резкому росту численности других вредителей, прежде всего, гусениц и насекомых. Они принесли гораздо более значительный вред урожаю, потому что съели большую его часть на корню. Всё это привело к Великому китайскому голоду, который был еще страшнее от того, что как раз в это время помощь из СССР поступать прекратила. Во многих районах дело доходило до каннибализма. Чиновники пытались, скрыть масштабы бедствия. Для этого чаще всего использовалось сокрытие трупов с большой изобретательностью и гораздо большей бесчеловечностью. По некоторым данным число жертв достигло 36 млн, официально властями признано 15 млн смертей. Страшнее всего то, что такое число жертв не было платой за хоть сколь-нибудь значительные успехи. Ни одна из целей не была достигнута.
Роль Мао Цзэдуна в преобразованиях 1950-х гг.
Главным достижением Мао Цзэдуна является превращение слабой, разрозненной, социально неравной, культурно и экономически отсталой, и колонизированной, измученной войной страны в независимую, обеспеченную в военном отношении, более равную в социальном аспекте, культурно модернизирующуюся и экономически быстро развивающуюся страну.
Несмотря на изначальные благие намерения, «Великий скачок» и «Культурная революция» Мао Цзэдуна привели его народ к голоду и культу личности. Бесчисленное количество граждан Китайской Народной Республики было вынуждено умереть или жить в ужасных условиях. Развитие внутренней экономики, культуры, образования, политики было почти полностью нарушено. Между пятидесятым и семьдесят шестым годом, КНР потеряла шанс догнать другие зарубежные страны, вовлеченные в третью промышленную революцию.
В 1958 году началась новая волна реорганизации страны под названием «Большой скачок в пропасть вперед». Индустриальную отрасль великий вождь решил поднять силами неграмотных крестьян, которые должны были выправлять чугун в маленьких печках на задних дворах, без отрыва от сельского хозяйства. А в довесок организовали компанию по уничтожению четырех «вредителей» крестьян: мух, воробьев, крыс и комаров. И все это сопровождалось максимальной утрамбовкой населения в коммуны, где даже сопли были общими.
Какие же выводы были сделаны впоследствии? Во-первых, крестьяне, как оказалось, не умеют выплавлять чугун и производили непригодный мусор, в то время как поля простаивали; Во-вторых, воробьи не такие уж и плохие, а практически полное исключение этого элемента из экосистемы привело к ужасному голоду с десятками миллионов смертей в 1959-1961 годах. Но чиновники докладывали лидеру, что все в порядке по всем показаниям и «большой скачок» скачет, Мао – гений менеджмента, а критиков текущей политики надо посадить, чем верхушка и занималась. Не забыли также поссориться с СССР в 1959 году, из на «мягкой» политики Хрущева.
В целом, оценка политической и государственной деятельности Мао в указанный период не может быть однозначной. Несмотря на тяжелые последствия его правления для Китая (глубокий экономический кризис, разгром интеллектуальной и культурной жизни, искалеченные судьбы десятков миллионов людей, пострадавших от бессмысленных и жестоких кампаний), нельзя не признать, что он, получив в 1949 г. малоразвитую, погрязшую в коррупции и общей разрухе аграрную страну, за малые сроки сделал из неё достаточно мощную, независимую державу. Ему удалось объединить Китай, а также включить в него Внутреннюю Монголию, Тибет и Восточный Туркестан.
Рядовые китайцы до сих пор видят в нём героя гражданской войны, сильного правителя, харизматическую личность; ностальгируют (особенно люди старшего поколения) по уверенности в завтрашнем дне, равенству и отсутствию коррупции, существовавшим, по их мнению, в эпоху Мао. С другой стороны, многие люди не могут простить Мао жестокости и ошибок его массовых кампаний, особенно культурной революции. Сегодня в Китае достаточно свободно ведётся дискуссия о роли Мао в современной истории страны, публикуются произведения, где политика «Великого кормчего» подвергается резкой критике. В КНР официальной формулой оценки его деятельности остается цифра, данная самим Мао как характеристика деятельности Сталина (как ответ на разоблачения в тайном докладе Хрущева): 70 процентов побед и 30 процентов ошибок.
Таким образом, Мао Цзэдун стал одной из наиболее противоречивых фигур XX века. До сих пор его имя в Китае вызывает большие споры и противоречия, и тем не менее, все сходятся в одном – он сыграл огромную роль не только в истории Китая, но и во всей мировой истории.
Причины политики «скачков» в КНР в 1950-е гг.
Начиная с конца XIX в. и вплоть до прихода в 1949 г. коммунистов к власти огромный Китай был одним из самых бедных и слабых государств, колониальным плацдармом для Англии, Германии и Японии. Местные чиновники отличались беспредельным взяточничеством, армия была морально разложена, промышленное производство и минеральные ресурсы контролировались иностранным капиталом. Китай был похож на СССР после Гражданской войны в 1922 г.
Придя к власти в 1949 г., руководство Китая во главе с Мао Цзэдуном взяло курс на национализацию собственности и коллективизацию сельского хозяйства, создание основ советской модели социализма: было устранено вопиющее социальное неравенство, национализирована значительная часть промышленности, недра, банки, уничтожены безграмотность, коррупция, воровство, проституция, наркомания. Национализация промышленности привела к концентрации сил и освобождению от власти иностранного капитала.
Свою роль сыграли о нарождавшееся соперничество с Советским Союзом. После осуждения культа личности Сталина на XX съезде КПСС в 1956 году пути Москвы и Пекина расходились все больше. И если Никита Хрущев выдвигал лозунг "догнать и перегнать Америку", то Мао Цзэдун призвал догнать и перегнать Великобританию. Был отведен срок в 15 лет за это время китайцы должны были опередить британцев.
После окончания Второй мировой войны многие государства долго не могли прийти в себя. Так, в Китае в конце сороковых развернулась борьба между двумя политическими партиями: Гоминьдан и КПК (Коммунистическая партия Китая). А в 1950 году не без военной и финансовой помощи Советского Союза КПК победила. У руля Китайской Народной Республики встал Мао Цзэдун. И практически сразу же наметил глобальные индустриальные реформы.
С точки зрения экономики в послевоенные годы КНР представляла собой поистине жалкое зрелище. Ни о каком развитии экономики в Китае не шло и речи. Все имеющиеся в стране на тот момент предприятия сильно отставали от своих зарубежных «коллег» в плане производительности и мощности. Около 90% всей производимой продукции приходилось на сельское хозяйство. Ситуацию срочно нужно было менять. Тогда Мао Цзэдун — ярый последователь марксистской теории решил пойти по стопам СССР. Был разработан план по быстрой коллективизации населения в Китае, необходимый для подъёма экономики и названный «Большим скачком». Этот план входил в курс «трёх красных знамён» наряду с «новой генеральной линией» и организацией народных коммун. Так в Китае началась вторая китайская пятилетка или «Большой скачок», обернувшийся страшной трагедией. Причём основным средством модернизации считались не экономически обусловленные факторы, а энтузиазм масс, проявляемый в процессе строительства коммунизма. Главным образом эта политика сводилась к тому, что предприятиям давались завышенные производственные планы по всем показателям. Одним из главнейших показателей считалось формальное достижение высокого уровня выплавки чугуна и стали. Достигалось это тем, что каждый человек должен был в своём дворе устроить маленькую доменную печь и варить чугун и сталь. Эта цель, безусловно, была достигнута, но качество продукции было таким низким, что использовать её было нельзя. Советские специалисты, находившиеся в Китае, предупреждали руководителей китайских предприятий, что нарушение технологии приведёт к самым плачевным последствиям. Но они не были услышаны. В результате в 1960 г. Советский Союз отозвал всех своих специалистов из Китая, что нанесло довольно серьёзный урон китайской экономике.
В конечном итоге политика «большого скачка» провалилась, потому что имела место попытка достичь формальных плановых показателей, без учёта особенностей, экономических и ресурсных факторов. Начались аварии на производстве, массовый выпуск некачественной продукции и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.