Особенности социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации.
Оценка 5

Особенности социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации.

Оценка 5
docx
04.06.2020
Особенности социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации.
знанио.docx

Содержание

 

Введение.........................................................................................................

Глава 1 Теоретические основы социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье в условиях образовательной  организации.………………………………………….

1.1 Характеристика социально-психологического статуса детей, подвергшихся  жестокому обращению в семье..................................................................……………………………..

1.2  Содержание социально-коррекционной работы с детьми  подвергшихся жестокому обращению в семье,  в условиях образовательной организации……………………………………………...

1. 3  Организация социально-коррекционной работы с детьми,  подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации………………………………………….......

Список литературы......................................................................................

 

 

Введение

 

Жестокое обращение с детьми – это действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми:

Физическое насилие - действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка.

1. Поведенческие и психологические индикаторы:

 - задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2. Признаки физического насилия над ребенком:

Раны и синяки:

 - разные по времени возникновения;

 - в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);

 - непонятного происхождения;

 - имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

 - родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

 - следы травм различной давности;

 - родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4

 - обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

 - не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

 - отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

 - повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

Влияние на ребенка:

 - не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4

- ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

 - нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;

 - не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

 - устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):

 - обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

 - принижение его успехов, унижение его достоинства;

 - отвержение ребенка;

 - длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

 - принуждение к одиночеству;

 - совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

 - причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.

Влияние на ребенка:

 - задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

 - импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

 - попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);

 - уступчивость, податливость;

 - ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

 - депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность. [6, ст. 21]

И. В. Попова, Н. Ю. Волосов, Е. П. Агапов, А. С. Синельников, Е. И. Холостова и многие другие, рассматривают проблему домашнего насилия в своих исследовательских трудах.

Семейное насилие – явление, достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения, охватывающее людей разных уровней образования и любой национальности.  «Согласно информационным данным органов внутренних дел ежегодно 30 – 40% насильственных преступлений совершается в семьях, 70% жертв насильственных посягательств, совершенных в семье - это женщины и дети».

Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, социально-экономических аспектов. Насилие в семье характеризуется широким кругом последствий, сказывающихся на детях. Многие из них проявляются только со временем. Федеральной службой государственной статистики было подсчитано, что каждый год около 1-го миллиона детей становятся свидетелями жестокого обращения в семьях.

Социально-педагогическая запущенность является одним из видов неправильного обращения с ребенком. Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными проблемами. Однако несмотря на то, что многие дети из таких семей страдают от нехватки одежды, еды, сладкого и т.п., во многих малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой, участием. [10, стр. 270]

Поэтому, в настоящее время как никогда важно выявить проблемы пренебрежения нужд детей со стороны родителей, продумать пути их решения для того, чтобы помочь детям в борьбе с насилием.
Помощь таким детям оказывать очень трудно в силу переплетенности разных проблем: сформированного у ребенка недоверия к окружающим, нарушенной мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей несостоятельности. Цель специалиста в работе с детьми, подвергшимися жестокому обращению, состоит в том, чтобы помочь им «перешагнуть» через прошлое и самостоятельно изменить свою жизнь.
     Одним из методов социально-коррекционной работы является методика арт-терапии. Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение искусством». Для малышей и взрослых арт-терапия представляет собой некий комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния. Основанием для использования арт-терапевтических технологий служит то, что несмотря на наличие серьезных психологических проблем, ребенок не имеет возможности рассказать о тревоге и боли. Проекция своих чувств на работу является менее травматичным действием вследствие символизации, отстраненности от травмирующего агента. Использование визуального канала коммуникации имеет ряд достоинств. Изобразительное творчество помогает восстановить чувство собственного достоинства и способствовать выражению подавленных чувств. Даже не раскрывая психотравмирующих обстоятельств, пострадавшие от насилия могут благодаря работе с изобразительными материалами получать разнообразные положительные эффекты. [10, стр. 272]

Резюмируя вышеописанное, следует сделать вывод, что в последние годы возрастает интерес специалистов к определению графических индикаторов перенесенного насилия, что может иметь большое значение для диагностики вызванных им нарушений психической деятельности.

Однако данный опыт на сегодняшний день пока весьма ограничен и нуждается в дальнейших практических исследованиях, которые могли бы показать терапевтическую эффективность метода. Для этого создаются различные арт-студии, в том числе на базе образовательных организаций. На сегодняшний день на территории страны отсутствуют студии, конкретно направленные на поведение коррекционной работы с детьми, подвергшимися семейному насилию методом арт-терапии.

Исходя из вышеизложенного, темой исследования является: “Особенности социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации”

Объект: социально-коррекционная работа с детьми, подвергшимися домашнему насилию с использованием методики арт-терапии.

Предмет: организация социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации

Цель: Теоретическое обоснование особенностей социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации и разработка социального проекта

Задачи:   

1. Изучить социально-психологическую и нормативно-правовую литературу по теме исследования;

2. Дать характеристику социально-психологического статуса детей, подвергшихся семейному насилию;

3. Рассмотреть   содержание социально-коррекционной работы с детьми   подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации

4.  Изучить организацию социально-коррекционной работы с детьми   подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации   

5. Провести социологическое исследование необходимости создания социального проекта по организации ИЗОстудии для детей, подвергшихся жестокому обращению в семье “Палитра” в условиях МБУДО «Детская школа искусств» г. Соликамск;

5. Разработать социальный проект ИЗОстудии для детей, подвергшихся жестокому обращению в семье “Палитра” в условиях образовательной организации.

Методы исследования: теоретические методы: изучение литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: социологический опрос, анкетирование, проектирование.

 

Глава 1. Теоретические основы социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье в условиях образовательной организации

1.1 Характеристика социально-психологического статуса детей, подвергшихся жестокому обращению в семье.

Во многих странах жестокое обращение в семье рассматривают как серьезную социальную проблему.
Термин «насилие», согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, может быть истолкован как:

1) принуждение, понуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы;

2)принудительное воздействие на кого-либо;

3) притеснение, беззаконие.

Жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Для объяснения механизмов и причин жестокого обращения в семье в различных научных дисциплинах используются следующие концептуальные подходы.
В рамках социологического подхода ведущим фактором считается социокультурная обусловленность, т.е. насилие является стереотипом семейных отношений, принятым в данной группе населения и воспитанным с детства, а также воздействие социальных факторов (социально-экономическое положение индивида, безработица, плохие жилищные условия и пр.) С позиции психологического подхода жестокое обращение в семье рассматривается как результат либо негативного личного жизненного опыта, «травмы детства», либо алкоголизма и психопатологии, либо как симптом дисфункционирования семьи. [10, стр. 194]

Жестокое обращение может также рассматриваться как результат деструктивного семейного взаимодействия, когда один из членов семьи (ребенок) независимо от наличия или отсутствия у него специфических психосоматических характеристик или особенностей поведения воспринимается как имеющий отклонения или как «трудный» (обуза), что вызывает риск плохого обращения.

Вообще жестокое обращение в семье часто становится орудием установления власти и неадекватного самоутверждения. В момент применения жестокого обращения человек ощущает всю полноту своей власти над другим. Под самоутверждением понимают желание повысить свою самооценку, уровень самоуважения, заявить о чувстве собственного достоинства, значимости своей личности для других. Таким образом, агрессивные и насильственные действия могут стать для человека средством преодоления своих внутренних психологических проблем, неуверенности в себе, субъективно ощущаемой слабости.

С позиций системной семейной психотерапии жестокое обращение в семье - показатель дисфункционирования семейной системы, структурный признак нарушения внутрисемейных отношений, попытка неадекватными средствами стабилизировать семейную систему (например, насилие может применяться в контексте борьбы за контроль, порядок и власть в семье). И если существующие проблемы внутрисемейных отношений (изначально не связанные с жестоким обращением) не устранить, то жестокое обращение принимает либо хронический, либо циклический характер.

Жестокое обращение с ребенком может приводить как к кратковременным, так и хроническим нарушениям в эмоциональной, познавательной и поведенческой сферах. У детей, подвергшихся жестокому обращению, часто формируется низкая самооценка, ухудшается эмоциональная и поведенческая саморегуляция, отмечаются нарушения пищевого поведения и школьной адаптации, симптомы посттравматического стрессового расстройства или депрессии. Вызванные жестоким обращением нарушения развития могут в дальнейшем вызвать также сексуальные проблемы и расстройства личности, приводить к криминальному и антисоциальному поведению. Во многих случаях эти нарушения сохраняются на протяжении длительного времени, вызывая состояния психосоциальной дезадаптации у взрослых. [13, стр.286]

 

1.2  Содержание социально-коррекционной работы с детьми,  подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации

Понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

Социальная коррекция – это деятельность социального педагога, направленная на исправление тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.

Социально-коррекционная работа направлена на поправку, частичное изменение или исправление недостатков и связанна, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, люди в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус. Исходя из вышеуказанного, можно определить социальную коррекцию как деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.

Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения. Компенсирование в усилении тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений. Стимулирование направленно на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, но формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме.

Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные. Коррекционная работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств.

Коррекционная работа с детьми - это сложный вид деятельности, успех которой часто зависит от взаимодействия и сотрудничества взрослых. Именно поэтому программы коррекции и развития обычно включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть программы планируется и осуществляется психологом, педагогическая часть - совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и другими взрослыми.

Психолого-педагогическая коррекция направлена на выявление и устранение затруднений, решение возникших проблем прежде всего у детей, подростков, юношей и взрослых, взаимодействующих с ними. В осуществлении психолого-педагогической коррекции принимают участие не только психологи, но и социальные педагоги, педагоги, родители и другие специалисты. [12, стр.272]

Укажем ряд факторов неблагополучия развития, наличие которых позволяет говорить о целесообразности коррекционной работы. К ним относятся:

– нарушение коммуникации в системе отношений «ребёнок - взрослый» и «ребёнок - сверстник»;

– низкий уровень социальных достижений ребёнка;

– поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований;

– переживание ребёнком состояния эмоционального неблагополучия;

– наличие экстремальных, кризисных жизненных ситуаций;

– аномальные кризисы развития, которые в отличие от нормативных возрастных кризисов, не связанных с завершением кризиса развития, и не содействуют формированию психологических новообразований.

Наличие этих факторов позволяет положительно решать вопрос о целесообразности коррекционного воздействия. [5, стр.65]

Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию и тактику их разработки, т.е. определяют цели и задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия на ребёнка. Ведущими принципами коррекционных программ являются: принцип систематичности коррекционных, развивающих и профилактических задач; единства диагностики и коррекции; приоритетности коррекции казуального типа; учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка; комплексности методов психологического воздействия; активного привлечения ближайшего социального окружения ребёнка к участию в коррекционной программе; деятельностной принцип коррекции.

Разработаны направления и организационные формы работы специалистов с семьей, способствующие формированию у родителей положительного отношения к ребенку и обеспечивающие освоение эффективных и доступных форм взаимодействия в бытовых, эмоциональных и игровых ситуациях. Совместная работа социального педагога и родителей определяет общий успех коррекционного обучения. Преподаватель, психолог, социальный педагог обязаны систематически встречаться с ними, информировать об успехах и неудачах детей. Родители становятся полноправными участниками процесса.

Ребенок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием его развития. [5, стр. 68]

Способы оказания помощи семье, в которой дети являются объектом жестокого обращения многочисленны. Их применение обусловлено особенностями внутрисемейной ситуации, личностными качествами членов семьи и специалиста, оказывающего помощь. При этом важно учитывать, что не все семейные проблемы могут быть разрешены социальным работником. Важным условием оказания помощи семье является готовность ее членов к изменению себя и отношения к окружающим, без чего помощь, оказанная семье, будет неэффективной.

 

1. 3  Организация  социально-коррекционной работы с детьми,  подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации

К техникам проективного рисунка относятся:

1. Рисунок но свободную тему.

Используя эту технику, терапевт просит ребенка рисовать то, что он сам захочет, и рассказывать про все мысли и чувства, которые он будет испытывать во время работы. Основная ценность этой техники — в спонтанности творческого акта, который может привести к катарсису.

2. Рисунок на заданную тему.

Специалист дает задание нарисовать картинку в которой отражалось бы отношение ребенка к самому себе, к внешнему миру и окружающим его людям. Примеры: Я, (в прошлом, настоящем, будущем), «Мое любимое занятие., «Мои любимые места прогулок», «Портреты людей, которых я люблю» и т. п. В работе с детьми-жертвами домашнего насилия следует с особой осторожностью использовать такую распространенную тему проек4ивного рисунка, как «Моя семья» (в прошлом, настоящем и будущем). Гораздо безопаснее придать этой теме образно-символическую, проективную форму. Например: «Птицы в гнезде’ и т. п. Темой рисования также может быть какое-либо абстрактное понятие, эмоциональное состояние и чувство, для которого необходимо придумать образ. Примеры: добро, зло, счастье, печаль, гнев, удивление и пр.
3. Игра вырисовывание историй.
Этот метод объединяет метод рисунка и рассказа. Он чаще используется в работе с детьми. Специалист первым рисует на бумаге линию и просит клиента дополнить ее таким образом, чтобы возникла картинка. Когда первый рисунок закончен, терапевт спрашивает «Что это?» и тем самым инициирует рассказ ребенка. На следующем этапе ребенок должен нарисовать первую линию, и терапевт развивает этот знак в рисунок, возникает серия рисунков и комментирующая ее развернутая история. На протяжении всей работы терапевт придерживается определенной логики вмешательства: от следования эмоциональному настрою ребенка к предложению альтернативных эмоциональных состояний.
В работе с детьми, пережившими насилие, проявляющими тревогу и страх, часто применяется метод психодраммы. Суть его в том, что дети сочиняют спектакль, все действующие лица в котором звери. дети распределяют между собой роли животных и в проективной форме проигрывают тяжелые жизненные ситуации. На данном этапе специалисту не надо структурировать этот процесс, дети обязательно сами предложат сюжетные ходы и ситуации, в форме проекций повторяющие их личный жизненный опыт. Терапевт активно подключается к процессу уже тогда, когда дети начинают «входить» в свою роль. Переживания, реализуемые через образы животных, помогают в безболезненной для ребенка форме столкнуться с психотравмирующим событием и прожить его по - другому, тем самым освобождаясь от болезненного эмоционального опыта. [17, стр.197]

Основанием для использования арт-терапевтических технологий работы с детьми, пострадавшими от внутрисемейного насилия, являются следующие психологические проблемы детей:
1) трудности эмоционального развития;
2) актуальный стресс, депрессия;
3) импульсивность эмоциональных реакций;
4) эмоциональная депривация детей, переживание ребенком отвержения и чувства одиночества;
5) наличие конфликтных межличностных ситуаций;
6) неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;
7) повышенная тревожность, фобические реакции, другие невротические симптомы;
8) негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Ребенок, подвергшийся насилию, переполнен чувствами и мыслями по поводу случившегося и зачастую негативно относится к встрече со специалистом. Он утратил доверие к миру и окружающим людям, не верит в то, что кто-то сможет ему помочь. Делиться со взрослыми и даже вспоминать о случившемся ребенок не хочет из-за негативных чувств и эмоций, возникающих во время рассказа. Это может привести к нарушению адаптации в социуме, к трудностям во взаимоотношениях со сверстниками и ярко выраженным посттравматическим симптомам. В работе с детьми, пострадавшими от насилия, психологу необходимо использовать методы, которые позволят наладить контакт с ребёнком, создать атмосферу безопасности и мотивировать ребенка на дальнейшие встречи со специалистом. Для того чтобы достичь положительных результатов и минимизировать риск повторной травматизации ребенка, пострадавшего от насилия, комбинируются различные методы, техники и приемы. Опыт работы показывает, что арт-терапевтические техники эффективны в работе с пострадавшими детьми, т. к. позволяют эмоционально отреагировать состояние в доступной для ребенка форме. [11, стр.239]

К группе арт-терапевтических методов, основанных на использовании различных изобразительных средств, относится рисование, лепка, создание коллажей. Одним из наиболее эффективных методов в работе с людьми, пережившими глубокие психотравмы, считается метод проективного рисунка.
Рисунки, создаваемые в процессе терапии, рассматриваются как проекции определенных аспектов внутренней жизни человека. Прежде всего, это проекции недоступных рациональному пониманию самого клиента содержаний психики, вытесненных в бессознательную ее часть, а также тех мыслей и чувств, которые он осознает, но стыдится выразить открыто. Основная задача метода состоит в выявлении, осознании и проработке трудно вербализуемых проблем, переживаний детей-жертв насилия. Рисуя, ребенок дает выход своим подавленным чувствам, желаниям, мечтам, а также соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами и выражает отношение к ним. Это позволяет преобразовать психотравмирующий опыт и связанные с ним эмоциональные состояния.
Работа с родителями в форме очного психологического консультирования предполагает развитие воспитательных умений и навыков, формирование адекватной родительской самооценки, обучение приемам саморегуляции и совладающего поведения. [15, стр.253]

 

Список литературы

1. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение

личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65-74.

2.Копытин А.И. Арт-терапия жертв насилия. Учебное пособие. Издательство «Психотерапия», М, 2009.

3. Копытин А.И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001.

4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.

5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.

6. Золотарёва Т. Ф. Социальная работа с жертвами домашнего насилия. // Ученые записки Российского социального университета. — 2009, № 11. — С. 272–276

7. Попов, Г.Н., Шевелева, Н. В. Особенности коррекционно-реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье // Вестник томского государственного педагогического университета. — 2015, № 5(158). — С.239–24

8. Технология социальной работы с различными группами населения. / Отв. ред.: Павленок П. Д. Руднева М. Я. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М — 2010. — 272 с.

9. Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (издание второе исправленное и дополненное) — М: РБФ НАН, 2010. — 286 с.

10. Александров, А.А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений: Учебное пособие / А.А. Александров. - СПб.: СпецЛит, 2014. - 232 c.

11. Воронова, А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 253 c.

12. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие / А.И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 526 c.

13. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 c.

14. Ляшенко, В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия / В.В. Ляшенко. - М.: Психотерапия, 2014. - 160 c.

15.  Никитин, В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие / В.Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2014. - 328 c.

 


 

Содержание Введение ......

Содержание Введение ......

Физическое насилие - действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения

Физическое насилие - действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре

И. В. Попова, Н. Ю. Волосов, Е

И. В. Попова, Н. Ю. Волосов, Е

Поэтому, в настоящее время как никогда важно выявить проблемы пренебрежения нужд детей со стороны родителей, продумать пути их решения для того, чтобы помочь детям в…

Поэтому, в настоящее время как никогда важно выявить проблемы пренебрежения нужд детей со стороны родителей, продумать пути их решения для того, чтобы помочь детям в…

Однако данный опыт на сегодняшний день пока весьма ограничен и нуждается в дальнейших практических исследованиях, которые могли бы показать терапевтическую эффективность метода

Однако данный опыт на сегодняшний день пока весьма ограничен и нуждается в дальнейших практических исследованиях, которые могли бы показать терапевтическую эффективность метода

Провести социологическое исследование необходимости создания социального проекта по организации

Провести социологическое исследование необходимости создания социального проекта по организации

Для объяснения механизмов и причин жестокого обращения в семье в различных научных дисциплинах используются следующие концептуальные подходы

Для объяснения механизмов и причин жестокого обращения в семье в различных научных дисциплинах используются следующие концептуальные подходы

С позиций системной семейной психотерапии жестокое обращение в семье - показатель дисфункционирования семейной системы, структурный признак нарушения внутрисемейных отношений, попытка неадекватными средствами стабилизировать семейную систему…

С позиций системной семейной психотерапии жестокое обращение в семье - показатель дисфункционирования семейной системы, структурный признак нарушения внутрисемейных отношений, попытка неадекватными средствами стабилизировать семейную систему…

Социальная коррекция – это деятельность социального педагога, направленная на исправление тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам

Социальная коррекция – это деятельность социального педагога, направленная на исправление тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам

Коррекционная работа с детьми - это сложный вид деятельности, успех которой часто зависит от взаимодействия и сотрудничества взрослых

Коррекционная работа с детьми - это сложный вид деятельности, успех которой часто зависит от взаимодействия и сотрудничества взрослых

Наличие этих факторов позволяет положительно решать вопрос о целесообразности коррекционного воздействия

Наличие этих факторов позволяет положительно решать вопрос о целесообразности коррекционного воздействия

При этом важно учитывать, что не все семейные проблемы могут быть разрешены социальным работником

При этом важно учитывать, что не все семейные проблемы могут быть разрешены социальным работником

Игра вырисовывание историй. Этот метод объединяет метод рисунка и рассказа

Игра вырисовывание историй. Этот метод объединяет метод рисунка и рассказа

Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия

Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия

Рисунки, создаваемые в процессе терапии, рассматриваются как проекции определенных аспектов внутренней жизни человека

Рисунки, создаваемые в процессе терапии, рассматриваются как проекции определенных аспектов внутренней жизни человека

Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми:

Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми:

Ляшенко, В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия /

Ляшенко, В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2020