Содержание
Введение.........................................................................................................
Глава 1 Теоретические основы социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье в условиях образовательной организации.………………………………………….
1.1 Характеристика социально-психологического статуса детей, подвергшихся жестокому обращению в семье..................................................................……………………………..
1.2 Содержание социально-коррекционной работы с детьми подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации……………………………………………...
1. 3 Организация социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации………………………………………….......
Список литературы......................................................................................
Введение
Жестокое обращение с детьми – это действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Формы насилия над детьми:
Физическое насилие - действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.
Влияние физического насилия на ребенка.
1. Поведенческие и психологические индикаторы:
- задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.
2. Признаки физического насилия над ребенком:
Раны и синяки:
- разные по времени возникновения;
- в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);
- непонятного происхождения;
- имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);
Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:
- родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;
- следы травм различной давности;
- родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4
- обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;
- не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;
- отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);
- повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.
Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.
Влияние на ребенка:
- не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4
- ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;
- не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
- устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):
- обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
- принижение его успехов, унижение его достоинства;
- отвержение ребенка;
- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
- принуждение к одиночеству;
- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
- причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.
Влияние на ребенка:
- задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
- импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
- попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);
- уступчивость, податливость;
- ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
- депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность. [6, ст. 21]
И. В. Попова, Н. Ю. Волосов, Е. П. Агапов, А. С. Синельников, Е. И. Холостова и многие другие, рассматривают проблему домашнего насилия в своих исследовательских трудах.
Семейное насилие – явление, достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения, охватывающее людей разных уровней образования и любой национальности. «Согласно информационным данным органов внутренних дел ежегодно 30 – 40% насильственных преступлений совершается в семьях, 70% жертв насильственных посягательств, совершенных в семье - это женщины и дети».
Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, социально-экономических аспектов. Насилие в семье характеризуется широким кругом последствий, сказывающихся на детях. Многие из них проявляются только со временем. Федеральной службой государственной статистики было подсчитано, что каждый год около 1-го миллиона детей становятся свидетелями жестокого обращения в семьях.
Социально-педагогическая запущенность является одним из видов неправильного обращения с ребенком. Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными проблемами. Однако несмотря на то, что многие дети из таких семей страдают от нехватки одежды, еды, сладкого и т.п., во многих малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой, участием. [10, стр. 270]
Поэтому,
в настоящее время как никогда важно выявить проблемы пренебрежения нужд детей
со стороны родителей, продумать пути их решения для того, чтобы помочь детям в
борьбе с насилием.
Помощь таким детям оказывать очень трудно в силу переплетенности
разных проблем: сформированного у ребенка недоверия к окружающим, нарушенной
мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей
несостоятельности. Цель специалиста в работе с детьми, подвергшимися жестокому
обращению, состоит в том, чтобы помочь им «перешагнуть» через прошлое и самостоятельно
изменить свою жизнь.
Одним из методов социально-коррекционной работы является
методика арт-терапии. Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение
искусством». Для малышей и взрослых арт-терапия представляет собой некий
комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы.
Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния.
Основанием для использования арт-терапевтических технологий служит то, что
несмотря на наличие серьезных психологических проблем, ребенок не имеет
возможности рассказать о тревоге и боли. Проекция своих чувств на работу
является менее травматичным действием вследствие символизации, отстраненности
от травмирующего агента. Использование визуального канала коммуникации имеет
ряд достоинств. Изобразительное творчество помогает восстановить чувство
собственного достоинства и способствовать выражению подавленных чувств. Даже не
раскрывая психотравмирующих обстоятельств, пострадавшие от насилия могут
благодаря работе с изобразительными материалами получать разнообразные
положительные эффекты. [10, стр. 272]
Резюмируя вышеописанное, следует сделать вывод, что в последние годы возрастает интерес специалистов к определению графических индикаторов перенесенного насилия, что может иметь большое значение для диагностики вызванных им нарушений психической деятельности.
Однако данный опыт на сегодняшний день пока весьма ограничен и нуждается в дальнейших практических исследованиях, которые могли бы показать терапевтическую эффективность метода. Для этого создаются различные арт-студии, в том числе на базе образовательных организаций. На сегодняшний день на территории страны отсутствуют студии, конкретно направленные на поведение коррекционной работы с детьми, подвергшимися семейному насилию методом арт-терапии.
Исходя из вышеизложенного, темой исследования является: “Особенности социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации”
Объект: социально-коррекционная работа с детьми, подвергшимися домашнему насилию с использованием методики арт-терапии.
Предмет: организация социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации
Цель: Теоретическое обоснование особенностей социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации и разработка социального проекта
Задачи:
1. Изучить социально-психологическую и нормативно-правовую литературу по теме исследования;
2. Дать характеристику социально-психологического статуса детей, подвергшихся семейному насилию;
3. Рассмотреть содержание социально-коррекционной работы с детьми подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации
4. Изучить организацию социально-коррекционной работы с детьми подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации
5. Провести социологическое исследование необходимости создания социального проекта по организации ИЗОстудии для детей, подвергшихся жестокому обращению в семье “Палитра” в условиях МБУДО «Детская школа искусств» г. Соликамск;
5. Разработать социальный проект ИЗОстудии для детей, подвергшихся жестокому обращению в семье “Палитра” в условиях образовательной организации.
Методы исследования: теоретические методы: изучение литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: социологический опрос, анкетирование, проектирование.
Глава 1. Теоретические основы социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье в условиях образовательной организации
1.1 Характеристика социально-психологического статуса детей, подвергшихся жестокому обращению в семье.
Во многих странах
жестокое обращение в семье рассматривают как серьезную социальную проблему.
Термин «насилие», согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова,
может быть истолкован как:
1) принуждение, понуждение, притеснение, давление, нажим, применение физической силы;
2)принудительное воздействие на кого-либо;
3) притеснение, беззаконие.
Жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.
Для
объяснения механизмов и причин жестокого обращения в семье в различных научных
дисциплинах используются следующие концептуальные подходы.
В рамках социологического подхода ведущим фактором считается
социокультурная обусловленность, т.е. насилие является стереотипом семейных
отношений, принятым в данной группе населения и воспитанным с детства, а также
воздействие социальных факторов (социально-экономическое положение индивида,
безработица, плохие жилищные условия и пр.) С позиции психологического подхода
жестокое обращение в семье рассматривается как результат либо негативного
личного жизненного опыта, «травмы детства», либо алкоголизма и психопатологии,
либо как симптом дисфункционирования семьи. [10, стр. 194]
Жестокое обращение может также рассматриваться как результат деструктивного семейного взаимодействия, когда один из членов семьи (ребенок) независимо от наличия или отсутствия у него специфических психосоматических характеристик или особенностей поведения воспринимается как имеющий отклонения или как «трудный» (обуза), что вызывает риск плохого обращения.
Вообще жестокое обращение в семье часто становится орудием установления власти и неадекватного самоутверждения. В момент применения жестокого обращения человек ощущает всю полноту своей власти над другим. Под самоутверждением понимают желание повысить свою самооценку, уровень самоуважения, заявить о чувстве собственного достоинства, значимости своей личности для других. Таким образом, агрессивные и насильственные действия могут стать для человека средством преодоления своих внутренних психологических проблем, неуверенности в себе, субъективно ощущаемой слабости.
С позиций системной семейной психотерапии жестокое обращение в семье - показатель дисфункционирования семейной системы, структурный признак нарушения внутрисемейных отношений, попытка неадекватными средствами стабилизировать семейную систему (например, насилие может применяться в контексте борьбы за контроль, порядок и власть в семье). И если существующие проблемы внутрисемейных отношений (изначально не связанные с жестоким обращением) не устранить, то жестокое обращение принимает либо хронический, либо циклический характер.
Жестокое обращение с ребенком может приводить как к кратковременным, так и хроническим нарушениям в эмоциональной, познавательной и поведенческой сферах. У детей, подвергшихся жестокому обращению, часто формируется низкая самооценка, ухудшается эмоциональная и поведенческая саморегуляция, отмечаются нарушения пищевого поведения и школьной адаптации, симптомы посттравматического стрессового расстройства или депрессии. Вызванные жестоким обращением нарушения развития могут в дальнейшем вызвать также сексуальные проблемы и расстройства личности, приводить к криминальному и антисоциальному поведению. Во многих случаях эти нарушения сохраняются на протяжении длительного времени, вызывая состояния психосоциальной дезадаптации у взрослых. [13, стр.286]
1.2 Содержание социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации
Понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.
Социальная коррекция – это деятельность социального педагога, направленная на исправление тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Социально-коррекционная работа направлена на поправку, частичное изменение или исправление недостатков и связанна, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, люди в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус. Исходя из вышеуказанного, можно определить социальную коррекцию как деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения. Компенсирование в усилении тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений. Стимулирование направленно на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, но формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме.
Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные. Коррекционная работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств.
Коррекционная работа с детьми - это сложный вид деятельности, успех которой часто зависит от взаимодействия и сотрудничества взрослых. Именно поэтому программы коррекции и развития обычно включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть программы планируется и осуществляется психологом, педагогическая часть - совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и другими взрослыми.
Психолого-педагогическая коррекция направлена на выявление и устранение затруднений, решение возникших проблем прежде всего у детей, подростков, юношей и взрослых, взаимодействующих с ними. В осуществлении психолого-педагогической коррекции принимают участие не только психологи, но и социальные педагоги, педагоги, родители и другие специалисты. [12, стр.272]
Укажем ряд факторов неблагополучия развития, наличие которых позволяет говорить о целесообразности коррекционной работы. К ним относятся:
– нарушение коммуникации в системе отношений «ребёнок - взрослый» и «ребёнок - сверстник»;
– низкий уровень социальных достижений ребёнка;
– поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований;
– переживание ребёнком состояния эмоционального неблагополучия;
– наличие экстремальных, кризисных жизненных ситуаций;
– аномальные кризисы развития, которые в отличие от нормативных возрастных кризисов, не связанных с завершением кризиса развития, и не содействуют формированию психологических новообразований.
Наличие этих факторов позволяет положительно решать вопрос о целесообразности коррекционного воздействия. [5, стр.65]
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию и тактику их разработки, т.е. определяют цели и задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия на ребёнка. Ведущими принципами коррекционных программ являются: принцип систематичности коррекционных, развивающих и профилактических задач; единства диагностики и коррекции; приоритетности коррекции казуального типа; учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка; комплексности методов психологического воздействия; активного привлечения ближайшего социального окружения ребёнка к участию в коррекционной программе; деятельностной принцип коррекции.
Разработаны направления и организационные формы работы специалистов с семьей, способствующие формированию у родителей положительного отношения к ребенку и обеспечивающие освоение эффективных и доступных форм взаимодействия в бытовых, эмоциональных и игровых ситуациях. Совместная работа социального педагога и родителей определяет общий успех коррекционного обучения. Преподаватель, психолог, социальный педагог обязаны систематически встречаться с ними, информировать об успехах и неудачах детей. Родители становятся полноправными участниками процесса.
Ребенок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием его развития. [5, стр. 68]
Способы оказания помощи семье, в которой дети являются объектом жестокого обращения многочисленны. Их применение обусловлено особенностями внутрисемейной ситуации, личностными качествами членов семьи и специалиста, оказывающего помощь. При этом важно учитывать, что не все семейные проблемы могут быть разрешены социальным работником. Важным условием оказания помощи семье является готовность ее членов к изменению себя и отношения к окружающим, без чего помощь, оказанная семье, будет неэффективной.
1. 3 Организация социально-коррекционной работы с детьми, подвергшихся жестокому обращению в семье, в условиях образовательной организации
К техникам проективного рисунка относятся:
1. Рисунок но свободную тему.
Используя эту технику, терапевт просит ребенка рисовать то, что он сам захочет, и рассказывать про все мысли и чувства, которые он будет испытывать во время работы. Основная ценность этой техники — в спонтанности творческого акта, который может привести к катарсису.
2. Рисунок на заданную тему.
Специалист дает задание
нарисовать картинку в которой отражалось бы отношение ребенка к самому себе, к
внешнему миру и окружающим его людям. Примеры: Я, (в прошлом, настоящем,
будущем), «Мое любимое занятие., «Мои любимые места прогулок», «Портреты людей,
которых я люблю» и т. п. В работе с детьми-жертвами домашнего насилия следует с
особой осторожностью использовать такую распространенную тему проек4ивного
рисунка, как «Моя семья» (в прошлом, настоящем и будущем). Гораздо безопаснее
придать этой теме образно-символическую, проективную форму. Например: «Птицы в
гнезде’ и т. п. Темой рисования также может быть какое-либо абстрактное
понятие, эмоциональное состояние и чувство, для которого необходимо придумать
образ. Примеры: добро, зло, счастье, печаль, гнев, удивление и пр.
3. Игра вырисовывание историй.
Этот метод объединяет метод рисунка и рассказа. Он чаще
используется в работе с детьми. Специалист первым рисует на бумаге линию и
просит клиента дополнить ее таким образом, чтобы возникла картинка. Когда
первый рисунок закончен, терапевт спрашивает «Что это?» и тем самым инициирует
рассказ ребенка. На следующем этапе ребенок должен нарисовать первую линию, и
терапевт развивает этот знак в рисунок, возникает серия рисунков и
комментирующая ее развернутая история. На протяжении всей работы терапевт
придерживается определенной логики вмешательства: от следования эмоциональному
настрою ребенка к предложению альтернативных эмоциональных состояний.
В работе с детьми, пережившими насилие, проявляющими тревогу и
страх, часто применяется метод психодраммы. Суть его в том, что дети сочиняют
спектакль, все действующие лица в котором звери. дети распределяют между собой
роли животных и в проективной форме проигрывают тяжелые жизненные ситуации. На
данном этапе специалисту не надо структурировать этот процесс, дети обязательно
сами предложат сюжетные ходы и ситуации, в форме проекций повторяющие их личный
жизненный опыт. Терапевт активно подключается к процессу уже тогда, когда дети
начинают «входить» в свою роль. Переживания, реализуемые через образы животных,
помогают в безболезненной для ребенка форме столкнуться с психотравмирующим
событием и прожить его по - другому, тем самым освобождаясь от болезненного
эмоционального опыта. [17, стр.197]
Основанием для
использования арт-терапевтических технологий работы с детьми, пострадавшими от
внутрисемейного насилия, являются следующие психологические проблемы детей:
1) трудности эмоционального развития;
2) актуальный стресс, депрессия;
3) импульсивность эмоциональных реакций;
4) эмоциональная депривация детей, переживание ребенком отвержения
и чувства одиночества;
5) наличие конфликтных межличностных ситуаций;
6) неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;
7) повышенная тревожность, фобические реакции, другие
невротические симптомы;
8) негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень
самопринятия.
Ребенок, подвергшийся насилию, переполнен чувствами и мыслями по поводу случившегося и зачастую негативно относится к встрече со специалистом. Он утратил доверие к миру и окружающим людям, не верит в то, что кто-то сможет ему помочь. Делиться со взрослыми и даже вспоминать о случившемся ребенок не хочет из-за негативных чувств и эмоций, возникающих во время рассказа. Это может привести к нарушению адаптации в социуме, к трудностям во взаимоотношениях со сверстниками и ярко выраженным посттравматическим симптомам. В работе с детьми, пострадавшими от насилия, психологу необходимо использовать методы, которые позволят наладить контакт с ребёнком, создать атмосферу безопасности и мотивировать ребенка на дальнейшие встречи со специалистом. Для того чтобы достичь положительных результатов и минимизировать риск повторной травматизации ребенка, пострадавшего от насилия, комбинируются различные методы, техники и приемы. Опыт работы показывает, что арт-терапевтические техники эффективны в работе с пострадавшими детьми, т. к. позволяют эмоционально отреагировать состояние в доступной для ребенка форме. [11, стр.239]
К группе арт-терапевтических
методов, основанных на использовании различных изобразительных средств,
относится рисование, лепка, создание коллажей. Одним из наиболее эффективных
методов в работе с людьми, пережившими глубокие психотравмы, считается метод
проективного рисунка.
Рисунки, создаваемые в процессе терапии, рассматриваются как
проекции определенных аспектов внутренней жизни человека. Прежде всего, это
проекции недоступных рациональному пониманию самого клиента содержаний психики,
вытесненных в бессознательную ее часть, а также тех мыслей и чувств, которые он
осознает, но стыдится выразить открыто. Основная задача метода состоит в
выявлении, осознании и проработке трудно вербализуемых проблем, переживаний
детей-жертв насилия. Рисуя, ребенок дает выход своим подавленным чувствам,
желаниям, мечтам, а также соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными,
травмирующими образами и выражает отношение к ним. Это позволяет преобразовать
психотравмирующий опыт и связанные с ним эмоциональные состояния.
Работа с родителями в форме очного психологического
консультирования предполагает развитие воспитательных умений и навыков,
формирование адекватной родительской самооценки, обучение приемам саморегуляции
и совладающего поведения. [15, стр.253]
Список литературы
1. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение
личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65-74.
2.Копытин А.И. Арт-терапия жертв насилия. Учебное пособие. Издательство «Психотерапия», М, 2009.
3. Копытин А.И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001.
4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.
5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.
6. Золотарёва Т. Ф. Социальная работа с жертвами домашнего насилия. // Ученые записки Российского социального университета. — 2009, № 11. — С. 272–276
7. Попов, Г.Н., Шевелева, Н. В. Особенности коррекционно-реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье // Вестник томского государственного педагогического университета. — 2015, № 5(158). — С.239–24
8. Технология социальной работы с различными группами населения. / Отв. ред.: Павленок П. Д. Руднева М. Я. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М — 2010. — 272 с.
9. Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (издание второе исправленное и дополненное) — М: РБФ НАН, 2010. — 286 с.
10. Александров, А.А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений: Учебное пособие / А.А. Александров. - СПб.: СпецЛит, 2014. - 232 c.
11. Воронова, А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 253 c.
12. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие / А.И. Копытин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 526 c.
13. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 c.
14. Ляшенко, В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия / В.В. Ляшенко. - М.: Психотерапия, 2014. - 160 c.
15. Никитин, В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие / В.Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2014. - 328 c.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.