Особенности социально-психологической адаптации ребенка в школьном коллективе
Оценка 4.8

Особенности социально-психологической адаптации ребенка в школьном коллективе

Оценка 4.8
docx
12.12.2023
Особенности социально-психологической адаптации ребенка в школьном коллективе
Адаптация.docx

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Центр образования «Родник знаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на региональном семинаре по поддержке инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ

 

 

«Особенности социально-психологической адаптации ребенка в школьном коллективе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила педагог-психолог                

                          А.А. Ткаченко

 

 

 

 

 

 

Энгельс 2023 г.

 

 

 

 

 

Особенности психолого-педагогической адаптации

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я – Ткаченко Анна Александровна. Педагог – психолог «Центра образования «Родник Знаний». Сегодня хочу представить вашему вниманию актуальную тему: «Особенности социально-психологической адаптации ребенка в школьном коллективе».

Начало нового учебного года – это всегда стресс для ребенка: осень, смена режима дня, ежедневные умственные нагрузки, возрастание возлагаемой на ребенка ответственности… Особенно сложно тому, кто попадает в новый коллектив. От того, насколько успешно и легко ребенку удастся адаптироваться в новом коллективе, зависит во многом его дальнейшая социальная жизнь, его умение выстраивать отношения. Если у ребенка есть такие проблемы, как застенчивость, неуверенность в себе, сложности установления контакта со сверстниками, ребенок имеет какие-либо ограничения по здоровью – то необходимо начать над ними работу как можно раньше, еще до того, как ребенку предстоит войти в новый коллектив.

С какими сложностями сталкивается ребенок при поступлении в первый класс?

-  Изменяется режим дня ребенка (увеличиваются умственные нагрузки, увеличивается доля самостоятельного планирования и распределения времени).

-  Ужесточаются требования к дисциплине и саморегуляции поведения детей во время урока, требования к произвольности внимания.

-  Ограничивается двигательная активность детей на уроках, увеличивается статичная нагрузка на позвоночник.

-  Меняется социальное окружение ребенка.

-  Меняется социальная роль ребенка с дошкольника на ученика, повышаются требования к его самостоятельности и ответственности.

-  Игра, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве, заменяется на учебную деятельность.

С какими сложностями сталкивается пятиклассник при переходе в основную школу или другое образовательное учреждение?

-  Новый классный руководитель. (Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий успешной адаптации детей).

-  Меняются учителя, их становится гораздо больше (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

-  Непривычное расписание (новый режим, добавляются новые предметы);

-  Много новых кабинетов;

-  Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;

-  Необходимость самостоятельно выполнять домашнюю работу.

Как понять, что ваш ребенок находится в состоянии стресса? Узнать это несложно: у ребенка появляются нарушения сна, теряется аппетит, ребенок с большой неохотой садится за домашнее задание, перестает рассказывать о школе, начинают возникать проблемы и с поведением в школе. Ребенок может проявлять агрессию, на вопросы касательно школы начинает кричать, истерить, хлопать дверью. Ребенок замыкается.

 

 

Как помочь ребенку справиться со сложностями адаптации в первом классе?

Необходимо помочь адаптироваться к новому учителю. Для детей младшего школьного возраста учитель является несомненным авторитетом. Хвалите учителя при ребенке, расскажите, как она вам нравится! Какие у нее положительные качества.

Первое мнение о ребенке обуславливается не только его внешними данными и моральными качествами, но и успеваемостью. Именно учитель дает первые оценки детей в школьном коллективе, и, в соответствии с ними, меняется отношение одноклассников к тому или иному ученику. Исследования показали, что в самом начале обучения в школе наиболее популярными среди одноклассников оказываются дети, которых чаще всего хвалит и выделяет педагог. Именно с таким ребенком все хотят дружить. Постепенно оценочные суждения учителя становятся менее значимыми для одноклассников, и уже к концу первого полугодия дети объединяются по симпатиям и принципу общности интересов. Ребенок, которому не удалось сблизиться с кем-то из ровесников, оказывается, как бы исключенным из общественной жизни класса. В этом случае родители и учитель должны прийти ему на помощь. Но делать это нужно тонко, незаметно.

От того, как сложатся взаимоотношения вашего ребенка с одноклассниками, во многом зависит его дальнейшее отношение к школе и к учебе. Задача родителей – помочь ребенку адаптироваться в новом для него коллективе.

В начальной школе дети продолжают игровую деятельность, за счет которой им легче установить контакт друг с другом. Можно сформировать папку настольных игр, в которые ребята на переменах смогут играть тем самым лучше узнавать друг друга. Продумайте совместные внеурочные мероприятия. Это могут быть мастер-классы, театр, цирк игры на природе и т.д. Это будет хорошим поводом собрать детей вместе, познакомиться с их родителями и создать благоприятное пространство для общения и совместной деятельности детей. Спрашиваете ребенка о его одноклассниках. В разговоре вы сможете сформировать положительное отношение ребенка к одноклассникам.

Проявляйте интерес к школьным делам ребенка для него это не просто важно, но необходимо. Лишь на первый взгляд вопросы «Чем вы сегодня занимались на уроках?», «Какие оценки ты сегодня получил?» кажутся простыми и банальными, повторяясь изо дня в день.

 

Например: «Со мной не хотят дружить! Там все чужие, не хочу больше в школу!».

Если вы услышали от своего первоклашки подобную исповедь, не впадайте в панику: ваш ребенок вступает в новую фазу самостоятельной жизни, в которой нужно будет научиться строить отношения, искать и беречь друзей, уметь учитывать мнение других, одновременно оставаясь при своих интересах.

Если в «разговоре по душам» ваш первоклассник озвучил конкретную проблему (с ним не дружат его одноклассники), не пропускайте это мимо ушей. Как уже было сказано, отсутствие дружбы может быть одним из симптомов стресса, испытываемого маленьким учеником.

Для начала попробуйте расспросить ребенка об его одноклассниках. Пусть он попытается их описать, расскажет об их поведении, о том, кто ему нравится и с кем бы он хотел дружить. Поинтересуйтесь, как ваш ребенок понял, что с ним не хотят дружить, что произошло: ссора, конфликт, или его просто не пригласили для совместных игр. В зависимости от того, что вы узнаете, предпринимайте дальнейшие шаги.

Также, вы можете поговорить с педагогом, поинтересоваться тем, что он видит во всей этой ситуации. Попросите понаблюдать специально за вашим ребенком, обратить внимание на его отношения с одноклассниками. Пусть учитель сообщает обо всех своих наблюдениях вам, а также по мере возможностей попытается ввести вашего школьника в круг общения. Есть много способов инициировать дружбу: посадить за одну парту с предполагаемым другом, дать совместное задание, включить в общую игру и т.п.

Как помочь ребенку справиться со сложностями адаптации в пятом классе?

Например: Ребенок сменил школу/класс и вы видите в глазах ребенка страх, переживания связанные с началом учебного года.

Во-первых, необходимо понять, в чем конкретно ребенок испытывает трудности: сложности установления контакта с незнакомыми людьми, страх быть непринятым в коллективе, боязнь новых учителей, неумение представить себя в коллективе и т.д. Самый простой способ понять это – поговорить с ребенком, продемонстрировав свое желание и готовность помочь ему. Поделитесь с ребенком своим опытом. Наверняка вы сами сталкивались с такой же проблемой при переходе в новую школу, при поступлении в университет или другое учебное заведение, при устройстве на работу. Расскажите ребенку о своих переживаниях и страхах, которые вы испытывали, когда оказывались в новом коллективе, и о том, как вы справлялись с этой ситуацией.

Во-вторых, попробуйте организовать неформальное мероприятие вне школы с одноклассниками вашего ребенка. Это может быть праздник осени, поход в парк с родителями, пикник на природе. В таких условиях ребенку легче начать общение со сверстниками, завести друзей, почувствовать себя более уверенно в коллективе.

Важно тщательно собирать ребенка в школу, чтобы не возникало неловких ситуаций из-за забытых вещей или чего-то подобного, ведь чтобы начать общаться с новыми людьми, надо чувствовать себя достаточно комфортно. Можно заранее поговорить с учителем и попросить его представить ребенка классу или, наоборот, не делать этого, если вы знаете, что для вашего чадо это будет только лишним стрессом. С ребенком тоже важно поговорить, настроить его, что, возможно, с первого дня будет не так просто с кем-то подружиться, и попробовать обсудить, как ребенок может завязать знакомство, что сказать и как реагировать.

Например: Ребенок возвращается в класс, где отношения не ладились. 

Важно настроить ребенка, что за лето многое могло измениться, ребята выросли, появились новые интересы, и в этом году отношения могут сложиться иначе. Помните, что очень многое зависит от настроя: если ребенок будет бояться и закрываться от общения, то шансов почти нет, если же будет позитивен, то многое может получиться намного легче. В этом случае тоже можно поговорить с педагогом и попросить его помочь вашему ребенку в налаживании отношений с ребятами. 

Рассмотрим ситуацию, когда ребенок возвращается после длительного промежутка времени (например, каникул) в коллектив, где его не принимают по тем или иным причинам. Самая первая реакция, которую ребенок, скорее всего, продемонстрирует, – это нежелание идти в школу, то есть избегание неприятной ситуации. Это самый простой способ выхода из стресса, и пользуются им не только дети, но и взрослые. Представьте, если при этом вы будете насильно возвращать в эту ситуацию ребенка. Как минимум, он будет испытывать сильный дискомфорт и станет хуже учиться. И совсем нехорошо, если на этом фоне у него появится психосоматическая симптоматика.

Чтобы этого не допустить, важно прежде всего выяснить суть конфликта у самого ребенка и у учителя. Учитель, как мы помним, является главной фигурой в коллективе младших школьников, поэтому здесь ему необходимо проявить педагогическую мудрость и помочь детям разобраться в ситуации конструктивно. Если учителю удастся переформулировать ситуацию, например, в контексте помощи (сравните: «Ребята, Ваня дерется/ворует, а драться/воровать нехорошо. Он поступает плохо!» и «Ребята, Ваня дерется/ворует, потому что ему не всегда удается справляться с тем, что на него находит злость/хочется что-то взять у другого. Давайте ему в этом поможем!»), то конфликт будет решить проще.

От родителей в этой ситуации требуется удерживание баланса между ожиданием и включенностью в решение вопроса. Не стоит брать на себя слишком много, активно решая ситуацию с привлечением родителей, всевозможных служб, директора и вызывая на очную ставку детей (мы не говорим сейчас о ситуации, когда, например, есть реальная угроза здоровью ребенка). Но и не стоит обесценивать чувства ребенка и насильно «заталкивать» его в школу («Придумываешь», «Не обращай внимания», «Будь умнее их, промолчи»). Так вы рискуете отбить охоту учиться на все оставшиеся годы. Здоровое участие в решении вопроса в кооперации с педагогом (и по возможности со школьным психологом) будет гораздо эффективнее.

Помните, что в адаптации ребенка к новым условиям, новому коллективу, новым требованиям, которые предъявляются извне, важнее всего – родительская любовь и поддержка. Именно благодаря родительской поддержке, принятию, у ребенка повышается уверенность в себе, и ему легче справиться со всеми «сюрпризами», которые преподносит взрослая жизнь. Ведь именно сейчас ребенок, как объект социального взаимодействия, впервые осознает, что жизнь в обществе строится по определенным законам, кто-то хочет с ним дружить, а кто-то нет, в любом коллективе есть лидеры, а кто-то оказывается на нижней ступеньке иерархии, за успех и свое «место под солнцем» необходимо бороться. Чаще всего это открытие оказывается неожиданным и непростым для школьника, поскольку родители, как правило, к этому не готовят.

 

Как родителям помочь ребенку в период адаптации?

1. Читайте детям о школьной жизни. (Для будущих первоклассников можно использовать следующие книги:

1. Юз Алешковский «Кыш, Двапортфеля и целая неделя»

2. Тимо Парвела «Элла в первом классе»

3. Мария Бершадская «Большая маленькая девочка. История 4. Семь с половиной крокодильских улыбок»

4. Софья Могилевская «Марка страны Гонделупы»

5. Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь»

 

2. Полезная литература для родителей первоклассников.

1. Екатерина Мурашова «Ваш непонятный ребёнок»

2. Людмила Евдокимова «Большие заботы маленького школьника»

3. Марианна Лукашенко «Тайм-менеджмент для школьника»

4. Макико Накамуро «Как сделать, чтобы ребенок учился с удовольствием? Японские ответы на неразрешимые вопросы»

5. Лутковская Е. «Школа Все получится! Навигатор для родителей от детского психолога»

6. Аудмайер К. «Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе»

7. Ким Джон Пейн «Родители-путеводители. Как проложить маршрут счастливого детства»

8. Дансмьюир СандраДьюи ДжессикаБерч Сьюзен «Дружелюбные. Как помочь детям найти друзей и избежать травли»

3. Смотрите добрые мотивирующие мультики о школе:

«В стране невыученных уроков», «Остров ошибок», «Проделкин в школе», «На задней парте», «Наследство волшебника Бахрама»!, «Опять двойка», «Приключения точки и запятой», «Баранкин, будь человеком!», «Вовка в тридевятом царстве», «Пантелей и пугало», «Наш друг Пишичитай № 3», «Зеленая пилюля», «История с единицей», «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Слоненок пошел учиться», «Про Петрушку», «Друзья-товарищи», «Девочка в цирке», «Эволюция Петра Сенцова»

Этот список каждый может дополнить по-своему. Но, главное, нужно помнить, что вы для ребенка всегда должны оставаться поддержкой и опорой, тем человеком, к которому он может прийти и всё-всё рассказать, поплакать и посмеяться. И, конечно, родителю самому необходимо быть примером поведения. Быть открытым, чтобы делиться своим опытом совладения с теми или иными трудностями учебы, отношений и жизни. Быть достаточно терпеливым к себе и первоклашке в это переходное время. И помните, что детские проблемы не проще взрослых.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Саратовской области

Министерство образования Саратовской области

Особенности психолого-педагогической адаптации

Особенности психолого-педагогической адаптации

Как помочь ребенку справиться со сложностями адаптации в первом классе?

Как помочь ребенку справиться со сложностями адаптации в первом классе?

Также, вы можете поговорить с педагогом, поинтересоваться тем, что он видит во всей этой ситуации

Также, вы можете поговорить с педагогом, поинтересоваться тем, что он видит во всей этой ситуации

Если учителю удастся переформулировать ситуацию, например, в контексте помощи (сравните: «Ребята,

Если учителю удастся переформулировать ситуацию, например, в контексте помощи (сравните: «Ребята,

Смотрите добрые мотивирующие мультики о школе: «В стране невыученных уроков», «Остров ошибок», «Проделкин в школе», «На задней парте», «Наследство волшебника

Смотрите добрые мотивирующие мультики о школе: «В стране невыученных уроков», «Остров ошибок», «Проделкин в школе», «На задней парте», «Наследство волшебника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2023