Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Центр образования «Родник знаний»
Выступление на региональном семинаре по поддержке инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ
«Роль педагога-психолога в профессиональном самоопределении подростка с ОВЗ и инвалидностью.»
Подготовила педагог-психолог
А.А. Ткаченко
Энгельс 2023 г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Хочу представить вашему вниманию опыт работы педагогов-психологов в профессиональном самоопределении подростка с ОВЗ и инвалидностью.
Профессиональное самоопределение является важной составляющей личностного самоопределения, одной из сторон социализации, жизненного становления любого человека. Особенно значимы вопросы самоопределения для молодых людей с нарушенным слухом, оканчивающих специальные школы и вступающих в самостоятельную жизнь. Им необходимо осознать свои жизненные цели, определить профессиональные планы, занять соответствующее место в системе общественных отношений, приобрести определенный социальный статус. От того насколько правильно и осознанно учащимися будет сделан выбор профессии, зависит успешность их самоопределения в жизни.
Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к трудовой и начальной профессиональной подготовке выпускников школ с нарушением слуха. В связи с этим нынешние выпускники учебных заведений с нарушенным слухом должны не только получить образование, но и быть морально, психологически и практически подготовленными к труду, к профессиональной и социальной адаптации в современном обществе, в трудовых коллективах.
В нашем учреждении психологическое сопровождение строится в рамках адаптированной программы по профориентации для обучающихся с нарушением слуха «Кем быть?»
Данная программа предназначена для обучающихся 1-11 классов.
Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
- Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда.
- Отсутствием ясной жизненной перспективы.
- Неадекватной самооценкой и несформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии.
- Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению профессиональных трудностей.
Цель: помочь обучающимся правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда, и в результате сформировать информационную готовность к профессиональному выбору.
Задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- оказать помощь обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей;
- научить обучающихся навыкам ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования;
- развивать познавательные способности и творческую активность обучающихся;
- формировать умение ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации;
- создать условия для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Основными этапами психологического сопровождения в рамках программы «Кем быть?» являются:
1 этап – Профессиональное просвещение.
2 этап – Профессиональная диагностика.
3 этап – Профессиональная консультация.
4 этап – Профессиональная подготовка.
Давайте рассмотрим подробнее данные этапы.
1 этап – Профессиональное просвещение.
В рамках профориентационной программы «Кем быть?» для обучающихся начальной школы мы организуем знакомство ребят с основными видами профессий. В ходе дидактических, сюжетно-ролевых игр, рассказов, экскурсий формируем добросовестное отношение к труду, развиваем интерес к различным видам труда и профессиям на основе практического включения.
В 5-8 классах делается акцент на формирование и осознание детьми своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Здесь мы используем экскурсии, встречи, беседы. А также деловые, ролевые, профориентационные игры. С удовольствием ребята учувствуют в играх «задача-ситуация», где они примеряют на себя роль того или иного специалиста. Решают самостоятельно возникшие проблемы и тд.
В 9-11 классах начинается рациональная оценка профессий учащимися с нарушением слуха. В это время проводится углублённое изучение ряда профессий. Учащиеся готовят творческие работы, пишут мини-сочинения на тему «Кем я хочу стать?». Проводится обучение работы с информацией.
На данном этапе проводится информационная работа и с родителями.
2 этап – Профессиональная диагностика
Одним из основных методов работы педагога – психолога является диагностика, которая предполагает использование комплекса социально-педагогических методик, обеспечивающих возможность получения каждым обучающимся информации о своих индивидуальных качествах личности и степени их соответствия той или иной профессии.
Диагностические методы представлены опросниками, анкетами, тестами. Результаты диагностики обсуждаются педагогом–психологом совместно с подростком и его родителями.
Надо отметить, что диагностика проводится индивидуально.
Одними из основных методик являются «Карта интересов», разработанная А.Е. Голомшток, «Матрица выбора профессий», «Дифференциального-диагностический опросник», «Тест интеллектуального потенциала». Это базовые методики, адаптированные для обучающихся с нарушение слуха.
В ходе данных исследований мы собираем данные интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика. Используем результаты для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности. Ведем учет результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.
3 этап – Профессиональная консультация.
Важным звеном профориентации является такая форма работы, как профконсультация. На данном этапе педагоги-психологи дают научно обоснованный совет о выборе профессии каждому ребенку, рекомендуют ему профессию, соответствующую его склонностям и здоровью. В выборе профессии учитываются факторы производственной среды и трудового процесса.
Также на данном этапе проводятся индивидуальные консультации родителей обучающихся с нарушение слуха.
4 этап – Профессиональная подготовка.
Здесь педагоги-психологи активно используют психологические практикумы, в виде тренинга. В данную работу мы включаем профориентационные сюжетно–ролевые игры («Торг», «Профконсультация», «Кто есть кто?», «Цепочка профессий», «Человек-профессия», «Знаток профессий», «Семь нот», «Пантомима» и т. д.), неоконченные предложения, творческая работа, коллективная и индивидуальная, создаются соревновательные моменты.
Также проводятся игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Ребята учавствуют в психогимнастике, конструировании, наглядном и практическом методе. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Работа построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную.
В конце учебного года мы подводим итог профориентационной работе и проводим деловую игру «Ярмарка профессий» с учащимися 10-х, 11-х классов. В этой игре дети демонстрируют, полученные знания, которые они усвоили в течение учебного года (умение написать резюме, составить заявление о приеме на работу, умение презентовать себя, опираясь на свои внутренние качества).
Целью данной игры – демонстрация рисков при поиске работы, тренировка навыков поиска информации о работе, заполнение анкет и резюме при приеме на работу, прохождения собеседования, активизация коммуникативных навыков, развитие творческих навыков.
Ребята активно принимают участие в занятиях по профориентации. Из них они получают новые знания, повышают самооценку, понимают важность данной проблемы и стараются друг другу помочь в выборе, опираясь на полученные знания. Обучающиеся учатся сопоставлять свои желания и возможности с актуальным рынком труда. В игровых ситуациях каждому доводилось примерять на себя ту или иную профессию, а после анализировать свою степень готовности к ней.
В заключении еще раз хочется подчеркнуть необходимость целенаправленного профессионального сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью как одного из приоритетных направлений трудового обучения. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, даст положительные результаты.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.