Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
2 «Б» класс
Учитель: Гребенникова Е.Б.
РАССМОТРЕНО: руководитель ПЦК начальных классов ______________
|
СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ____________ _____________ (дата)
|
УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБОУ АО «СКОШ №5» ____________ |
Новодвинск
2023 – 2024 учебный год
Альтернативная коммуникация
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)[1].
Цель образовательно-коррекционной работы заключается в коррекции индивидуальных отклонений младших школьников посредством формирования и развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
Основные задачи образовательно-коррекционной работы:
ü формировать представления о себе, осознание общности и различий с другими, представления о собственном теле;
ü формировать способность распознавания своих ощущений и обогащения сенсорного опыта;
ü развивать способности осознавать и выражать свои интересы;
ü формировать представления о возрастных изменениях; адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
ü формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
ü формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
ü формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
ü формировать умения обслуживать себя;
ü формировать умения следить за своим внешним видом;
ü формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
ü формировать положительное отношение ребенка к занятиям;
ü развивать собственную активность ребенка;
ü формировать устойчивую мотивацию к выполнению заданий;
ü формировать и развивать целенаправленность действий; способности к планированию и контролю деятельности;
ü развивать способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Методические задачи:
ü развивать зрительное восприятие;
ü развивать зрительное и слуховое внимание;
ü развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки;
ü формировать и развивать реципрокную координацию;
ü развивать пространственные представления;
ü развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» во втором классе рассчитан на 1 ч. в неделю, 34 ч. в год (34 учебные недели).
I (9 недель) |
II (7 недель) |
III (10 недель) |
IV (8 недель) |
Год (34 недели) |
9 |
7 |
10 |
8 |
34 |
Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение коррекционного курса " Коррекционно-развивающие занятия " включает:
ü массажные мячи;
ü наборы картинок по различным лексическим темам;
ü наборы карточек-пиктограмм;
ü комплекты развивающих игр по развитию мышления, внимания «Заселяем домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом» и др.;
ü игры на развитие мелкой моторики;
ü наборы кубиков разной сложности;
ü деревянные рамки - вкладыши «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры» и др.;
ü логические блоки Дьенеша;
ü игры на шнуровку «Грибочек», «Божья коровка», «Паучок» и др.;
ü магнитные лабиринты «Корова», «Лев»;
ü чудесный мешочек; тактильные наборы к нему;
ü детский планшет и набор тематических картинок к нему (бытовая культура, домашние, дикие животные, наша одежда, последовательность событий и др.;
ü наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д.;
ü наборы тематических игрушек: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии»;
ü наборы игрушек (куклы, машины, мягкие игрушки и т.д.);
ü игры на обогащение словарного запаса и коррекцию грамматического строя речи: «С какого дерева лист», «Кто как голос подаёт?» , «Животные и их детёныши», «Сладкое, горькое, кислое, солёное» и др.;
ü наглядный материал для развития связной речи: сюжетные картинки и серии сюжетных картинок для составления рассказов;
ü игровой набор с кубиками «Мир эмоций».
Календарно-тематическое планирование
Альтернативная коммуникация
34 часа, 1 час в неделю
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Дата/ план |
Дата/ факт |
I четверть – 9 часов |
|||||
1 |
«Посмотри на меня». |
1 |
Учится фиксировать и удерживать взгляд на лице человека, откликаться на своё собственное имя поворотом головы. Знакомится с пиктограммами улыбка, грусть, учится соотносить пиктограмму со своей мимикой. |
01.09 |
|
2 |
«Чего не стало?». |
1 |
Манипулирует с игрушками: ставит игрушку на стол, убирает со стола. Учится запоминать и выбирать игрушку из двух предложенных взрослым. Видит и определяет из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. |
04.09 |
|
3 |
«Поставь игрушки на своё место». |
1 |
Запоминает и раскладывает игрушки в заданной последовательности (2 игрушки). |
11.09 |
|
4-5 |
«Куда полетела бабочка?». «Куда поехала машина?». |
2 |
Прослеживает взглядом за движущим предметом. Называет предмет, показывает предмет на картинке. Показывает руками действия (летит, машет, едет). |
18.09 25.09 |
|
6-7 |
«Чья тень?». |
2 |
Учится совмещать предметные и силуэтные изображения, подбирать пазлы-вкладыши. |
02.10 |
|
8-9 |
«Машинка, мишка, кукла, бабочка». |
2 |
Находит по требованию учителя игрушку, манипулирует ею. Узнает предмет по отдельной детали, показывает предмет, сопоставляет с недостающей деталью. |
16.10 23.10 |
|
II четверть – 7 часов |
|||||
10 |
«Зелёная травка, желтое солнышко». |
1 |
Показывает на картинке солнышко, обводит солнышко указательным пальцем (рука в руке с помощью учителя). Различает цвета, соотносит цвет: солнышко-жёлтое, травка-зелёная. |
13.11 |
|
11 |
«Большие и маленькие предметы». |
1 |
Манипулирует с предметами, строит башню из больших и маленьких кубиков. Видит разницу, где большая, а где маленькая башня. |
20.11 |
|
12 |
«Разбери пирамидку». |
1 |
Воспринимает речь учителя, слышит его голос и интонацию (шёпот, полголоса). Умеет последовательно собирать и разбирать пирамидку из 3-х колец. |
27.11 |
|
13-14 |
«Чей звук?», «На чем играет Петрушка?». |
2 |
Определяет голоса животных. Умеет соотносить музыкальный инструмент со звуком, который он издает (барабан, дудка). |
04.11 11.11 |
|
15-16 |
«Как говорят животные?». |
2 |
Учится по требованию учителя воспроизводить звуки животных (опираясь на картинки с этими животными), произносить звукоподражания и названия игрушек в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей. |
18.12 25.12 |
|
III четверть – 10 часов |
|||||
17-18 |
«Какой звучит инструмент?». |
2 |
Учится играть на музыкальном инструменте, извлекать звуки (барабан, дудочка), соотносить инструмент с пиктограммами. |
|
|
19-20 |
«Меховой мишка и бумажный мишка». |
2 |
Формирование понятия о свойствах предметов. Использование в речи слов: меховой-мягкий, пушистый, теплый, бумажный рвется, мнется. |
|
|
21-22 |
«Рвём бумагу и складываем в коробочку». «Смешай краски». «Мыльные пузыри». |
2 |
Знакомится со свойства бумаги, учится смешивать краски, называть полученный цвет (красная+зеленая =желтая, желтая+синяя =зеленая). Проявляет эмоциональный отклик от игры с мыльным пузырями |
|
|
23-24 |
«Пересыпь горох». «Открой баночку, заполни её фасолью».
|
2 |
Складывает в банку природный материал, достаёт его из банки ложкой (пальцами), зачерпывает, пересыпает горох с помощью ложки. Учится открывать и закрывать баночки с разными крышками, не рассыпая содержимого. |
|
|
25-26 |
«Собери бусинки». «Заведи машинку». |
2 |
Учится захватывать бусины двумя пальцами, нанизывать их на шнурок, протаскивать бусины по шнурку, использовать в речи слова би-би, машина, большая. Производит манипуляции с игрушкой. |
|
|
IV четверть – 8 часов |
|||||
27-28 |
«Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку». «Открой баночку, сложи бусины». |
2 |
Формирование предметных действий: учится брать предмет по одному, перекладывать на другое место, складывать обратно, строить башню, ставя кубик на кубик.
|
|
|
29-30 |
«Матрешка». «Найди предметы в песочнице». |
2 |
Учится пользоваться простейшим приемом установления тождества и различия объектов по величине. Понимает слова «такая», «не такая», «большая», «маленькая». |
|
|
31-32 |
«Рисование красками-лучики солнца». |
2 |
Учится брать кисть в правую руку, удерживать, набирать краску, производить мазки, наносить прямые линии способом примакивания, акцентировать момент прикладывания, проведения и отрыва кисти. |
|
|
33-34 |
«Бросай, поймай мячик». «Прокати мяч по дорожке». |
2 |
Знает геометрическую форму мяча, находит мяч в окружающей обстановке. Учится бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке. |
|
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
- стремится помогать окружающим;
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.);
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.);
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно-бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- повторяет движения тела по примеру взрослого;
- достаёт из воды различные по размеру и форме предметы;
- выкладывает с помощью палочек простые изображения;
- застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах;
- находит одинаковые по звуку предметы;
- собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке;
- строит из кубиков башню;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.