Рабочая программа курса Альтернативная коммуникация
Оценка 4.7

Рабочая программа курса Альтернативная коммуникация

Оценка 4.7
Аудио +1
docx
дефектология
7 кл—9 кл
20.11.2023
Рабочая программа курса Альтернативная коммуникация
Рабочая программа разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2 класс
альт. ком.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

 

2 «Б» класс

 

 

 

 

 

Учитель: Гребенникова Е.Б.

 

РАССМОТРЕНО:

руководитель ПЦК

начальных классов

______________

 

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

____________

_____________

        (дата)

 

УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБОУ АО «СКОШ №5»

____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новодвинск

2023 – 2024 учебный год

 

Альтернативная коммуникация

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)[1].

Цель образовательно-коррекционной работы заключается в коррекции индивидуальных отклонений младших школьников посредством формирования и развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.

Основные задачи образовательно-коррекционной работы:

ü  формировать представления о себе, осознание общности и различий с другими, представления о собственном теле;

ü  формировать способность распознавания своих ощущений и обогащения сенсорного опыта;

ü  развивать способности осознавать и выражать свои интересы;

ü  формировать представления о возрастных изменениях; адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

ü  формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

ü  формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

ü  формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

ü  формировать умения обслуживать себя;

ü  формировать умения следить за своим внешним видом;

ü  формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

ü  формировать положительное отношение ребенка к занятиям;

ü  развивать собственную активность ребенка;

ü  формировать устойчивую мотивацию к выполнению заданий;

ü  формировать и развивать целенаправленность действий; способности к планированию и контролю деятельности;

ü  развивать способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Методические задачи:

ü  развивать зрительное восприятие;

ü  развивать зрительное и слуховое внимание;

ü  развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки;

ü  формировать и развивать реципрокную координацию;

ü  развивать пространственные представления;

ü  развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Описание места учебного предмета в учебном плане

 В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» во втором классе рассчитан на 1 ч. в неделю, 34 ч. в год (34 учебные недели).

I (9 недель)

II (7 недель)

III (10 недель)

IV (8 недель)

Год (34 недели)

9

7

10

8

34

 

Материально-техническое оснащение

Материально-техническое оснащение коррекционного курса " Коррекционно-развивающие занятия " включает:

ü  массажные мячи;

ü  наборы картинок по различным лексическим темам;

ü  наборы карточек-пиктограмм;

ü  комплекты развивающих игр по развитию мышления, внимания «Заселяем домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом» и др.;

ü  игры на развитие мелкой моторики;

ü  наборы кубиков разной сложности;

ü  деревянные рамки - вкладыши «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры» и др.;

ü  логические блоки Дьенеша;

ü  игры на шнуровку «Грибочек», «Божья коровка», «Паучок» и др.;

ü  магнитные лабиринты «Корова», «Лев»;

ü  чудесный мешочек; тактильные наборы к нему;

ü  детский планшет и набор тематических картинок к нему (бытовая культура, домашние, дикие животные, наша одежда, последовательность событий и др.;

ü  наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д.;

ü  наборы тематических игрушек: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии»;

ü  наборы игрушек (куклы, машины, мягкие игрушки и т.д.);

ü  игры на обогащение словарного запаса и коррекцию грамматического строя речи: «С какого дерева лист», «Кто как голос подаёт?» , «Животные и их детёныши», «Сладкое, горькое, кислое, солёное» и др.;

ü  наглядный материал для развития связной речи: сюжетные картинки и серии сюжетных картинок для составления рассказов;

ü  игровой набор с кубиками «Мир эмоций».

Календарно-тематическое планирование

Альтернативная коммуникация

34 часа, 1 час в неделю

 

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата/ план

Дата/ факт

I четверть – 9 часов

1

«Посмотри на меня».

1

Учится фиксировать и удерживать взгляд на лице человека, откликаться на своё собственное имя поворотом головы. Знакомится с пиктограммами улыбка, грусть, учится соотносить пиктограмму со своей мимикой.

01.09

 

2

«Чего не стало?».

1

Манипулирует с игрушками: ставит игрушку на стол, убирает со стола.

Учится запоминать и выбирать игрушку из двух пред­ложенных взрослым.

Видит и определяет из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.

04.09

 

3

«Поставь игрушки на своё место».

1

Запоминает и раскладывает игрушки в заданной последовательности (2 игрушки).

11.09

 

4-5

«Куда полетела бабочка?». «Куда поехала машина?».

2

Прослеживает взглядом за движущим предметом. Называет предмет, показывает предмет на картинке. Показывает руками действия (летит, машет, едет).

18.09

25.09

 

6-7

«Чья тень?».

2

Учится совмещать предметные и силуэтные изображения, подбирать пазлы-вкладыши.

02.10

 

8-9

«Машинка, мишка, кукла, бабочка».

2

Находит по требованию учителя игрушку, манипулирует ею. Узнает предмет по отдельной детали, показывает предмет, сопоставляет с недостающей деталью.

16.10

23.10

 

II четверть – 7 часов

10

«Зелёная травка, желтое солнышко».

1

Показывает на картинке солнышко, обводит солнышко указательным пальцем (рука в руке с помощью учителя). Различает цвета, соотносит цвет: солнышко-жёлтое, травка-зелёная.

13.11

 

11

«Большие и маленькие предметы».

1

Манипулирует с предметами, строит башню из больших и маленьких кубиков. Видит разницу, где большая, а где маленькая башня.

20.11

 

12

«Разбери пирамидку».

1

Воспринимает речь учителя, слышит его голос и интонацию (шёпот, полголоса). Умеет последовательно собирать и разбирать пирамидку из 3-х колец.       

27.11

 

13-14

«Чей звук?», «На чем играет Петрушка?».

2

Определяет голоса животных. Умеет соотносить музыкальный инструмент со звуком, который он издает (барабан, дудка).

04.11

11.11

 

15-16

«Как говорят животные?».

2

Учится по требованию учителя воспроизводить звуки животных (опираясь на картинки с этими животными), произносить звукоподражания и названия игрушек в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей.

18.12

25.12

 

III четверть – 10 часов

17-18

«Какой звучит инструмент?».

2

Учится играть на музыкальном инструменте, извлекать звуки (барабан, дудочка), соотносить инструмент с пиктограммами.

 

 

19-20

«Меховой мишка и бумажный мишка».

2

Формирование понятия о свойствах предметов.

Использование в речи слов: меховой-мягкий, пушистый, теплый, бумажный рвется, мнется.

 

 

21-22

«Рвём бумагу и складываем в коробочку».

«Смешай краски».

«Мыльные пузыри».

2

Знакомится со свойства бумаги, учится смешивать краски, называть полученный цвет (красная+зеленая =желтая, желтая+синяя =зеленая).

Проявляет эмоциональный отклик от игры с мыльным пузырями

 

 

23-24

«Пересыпь горох».

«Открой баночку, заполни её фасолью».

 

2

Складывает в банку природный материал, достаёт его из банки ложкой (пальцами), зачерпывает, пересыпает горох с помощью ложки. Учится открывать и закрывать баночки с разными крышками, не рассыпая содержимого.

 

 

25-26

«Собери бусинки».

«Заведи машинку».

2

Учится захватывать бусины двумя пальцами, нанизывать их на шнурок,

протаскивать бусины по шнурку, использовать в речи слова би-би, машина,

большая. Производит манипуляции с игрушкой.

 

 

IV четверть – 8 часов

27-28

«Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку».

«Открой баночку, сложи бусины».

2

Формирование предметных действий: учится брать предмет по одному, перекладывать на другое место, складывать обратно, строить башню, ставя кубик на кубик.

 

 

 

29-30

«Матрешка».

«Найди предметы в песочнице».

2

Учится пользоваться простейшим приемом установления тождества и различия объектов по величине. Понимает слова «такая», «не такая», «большая», «маленькая».

 

 

31-32

«Рисование красками-лучики солнца».

2

Учится брать кисть в правую руку, удерживать, набирать краску, производить мазки, наносить прямые линии способом примакивания, акцентировать момент прикладывания, проведения и отрыва кисти.

 

 

33-34

«Бросай, поймай мячик».

«Прокати мяч по дорожке».

2

Знает геометрическую форму мяча, находит мяч в окружающей обстановке.

Учится бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке.

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);

- стремится помогать окружающим;

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.);

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.);

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно-бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Планируемые результаты коррекционной работы:

- повторяет движения тела по примеру взрослого;

- достаёт из воды различные по размеру и форме предметы;

- выкладывает с помощью палочек простые изображения;

- застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах;

- находит одинаковые по звуку предметы;

- собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке;

- строит из кубиков башню;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

- скатывает из бумаги шарики;

- раскладывает кусочки ткани на столе;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами.

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Альтернативная коммуникация

Альтернативная коммуникация

Описание места учебного предмета в учебном плане

Описание места учебного предмета в учебном плане

Мир эмоций». Календарно-тематическое планирование

Мир эмоций». Календарно-тематическое планирование

Разбери пирамидку». 1

Разбери пирамидку». 1

Матрешка». «Найди предметы в песочнице»

Матрешка». «Найди предметы в песочнице»

Мотивационно – личностный блок - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне); - стремится помогать окружающим;

Мотивационно – личностный блок - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне); - стремится помогать окружающим;

Планируемые результаты коррекционной работы: - повторяет движения тела по примеру взрослого; - достаёт из воды различные по размеру и форме предметы; - выкладывает с помощью…

Планируемые результаты коррекционной работы: - повторяет движения тела по примеру взрослого; - достаёт из воды различные по размеру и форме предметы; - выкладывает с помощью…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2023