Коммуникативные технологии в работе учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
Оценка 4.9

Коммуникативные технологии в работе учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Оценка 4.9
docx
15.09.2024
Коммуникативные технологии в работе учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
Коммуникативные технологии в работе логопед.docx

Коммуникативные технологии в работе учителя-логопеда с детьми

старшего дошкольного возраста

 

Зеленкова Антонина Владимировна,

учитель-логопед

 

 

 

Одним из важных условий обновления является использование современных образовательных технологий, в том числе и коммуникативных.

Для решения задач  по развитию речи дошкольников педагогу необходимо использовать в практике разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применять современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, которые помогают  эффективно осуществить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками. Давайте остановимся на игровых, информационно-коммуникативных и ТРИЗ технологиях.

Итак, рассмотрим, игровые технологии,  которые включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной образовательной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые, могут быть, обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности.

Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на 4 большие группы:

1. развитие артикуляционного аппарата;

2. развитие моторики;

3. театрализованная деятельность;

4. пальчиковая гимнастика.

Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
  • развивающий материал используется в качестве ее средства;
  • в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Такие игры способствуют «выращиванию» детской речевой инициативы, а именно: обращению ребенка к взрослому с вопросом.

Таким образом, комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.

 

Что такое ИКТ?

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально  - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Требования (условия):

-  наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет, который предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях,

-    умение педагогом пользоваться ЭОР,

- умение педагогов создавать свои ЭОР (презентации, консультации, интерактивные игры и т.д.)

Ожидаемые результаты (при использовании ИКТ):

 

·         повышение педагогической компетенции родителей;

·         обновление форм и методов взаимодействия детского сада и семей;

·         публичность и открытость образовательного процесса ДОУ;

·         функционирование информационно – коммуникативной службы.

Можно использовать ИКТ и в работе с дошкольниками: развивающие и обучающие игры, например, «Планета Земля», «Полезные ископаемые», «Послушный карандаш» и т.д. Накопленные фото- и видеоматериалы можно использовать в мультимедийных презентациях. С использованием средств ИКТ дети могут совершать различные путешествия на море, в другие города, планеты, острова. Имеют возможность прослушивать голоса животных и звуки мира природы, наслаждаться красотой родного края.

 

Использование ИКТ в работе с родителями

Напомним вам приоритетные задачи взаимодействия с семьями воспитанников:

– повышение педагогической культуры родителей.

– приобщение родителей к участию в жизни детского сада.

 

·Сайт ДОУ может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

·       Подбор иллюстративного материала для оформления родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

        Создание презентаций в программе РowerРoint для проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.

        Использование фоторамки для ознакомления родителей с насыщенной и интересной садовской жизнью детей.

        Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе MovieMarker). Особенно нравится это направление работы родителям.

        Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;

        Создание медиатек, которые отражают интерес родителей.

Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит их внимание.

o   Знакомство с ссылками на информационные ресурсы (сайт МБУ, страничка воспитателя, мини-сайт учителя-логопеда, мини-сайт учителя дефектолога), статьи и прочее.

o   Обсуждение вопросов, связанных с трудностями в выполнении заданий для детей с ОВЗ, с использованием ИКТ.

Со стороны педагогов:

o   Представление презентации специалистов ДОУ «Мы рады вас видеть»;

o   Предоставление ссылок на информационные ресурсы(сайт МБУ,

o   страничка воспитателя, мини-сайт учителя-логопеда), статьи и прочее.

o   Обсуждение общих вопросов, связанных с трудностями в выполнении заданий для детей с ОВЗ, с использованием ИКТ.

o   Индивидуальные опросы по выявлению трудностей в выполнении заданий для детей.

Предполагается развитие  у детей интереса к познаниям, выполнению домашнего задания с участием родителей.

Совместная деятельность родителей и педагогов в воспитательном и коррекционно-развивающем процессах (например):

-Закрепление домашнего задания по лексической теме

«Домашние животные»: (Игры «Назови животное и его семью»,

«Назови ласково», «Выучи загадку нарисуй отгадку» )

-Речевой материал на автоматизацию поставленных звуков «Тише мыши», «Кошка на окошке…», «Два щенка…», ;

-Участие в конкурсе книжки-малышки своими руками («Домашние питомцы»), в фотовыставке детского сада («Мой домашний любимец»),

-Просмотр видеофрагмента образовательной деятельности («Бабушкино подворье»).

-Размещение игр на мини-сайте учителя-логопеда на закрепление домашнего задания по лексическим темам, например:

«Домашние животные» («Назови животное и его семью»,

«Назови ласково», «Выучи загадку нарисуй отгадку»)

-Размещение речевого материала на автоматизацию поставленных звуков на мини-сайте учителя-логопеда («Тише мыши», «Кошка на окошке…», «Два щенка…»)

-Размещение информации в группе и на сайте детского сада об организации  конкурса по изготовлению книжки-малышки своими руками «Домашние питомцы», о фотовыставке детского сада «Мой домашний любимец»,

-Оформление электронного портфолио группы: детское творчество «Рисование цветным песком домашних животных (лошадь, корова, кошка)».

Дети    совместно с родителями делают книжки-малышки своими руками «Домашние питомцы», составляют рассказ о своем питомце по фотографии «Мой домашний любимец»,разучивают потешки, скороговорки, чистоговорки, пальчиковую гимнастику по теме.

Использование  ИКТ позволяет решить несколько психолого-педагогических задач:

информационно- коммуникативные технологии ставят родителей в активную позицию;

ИКТ  ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают результаты работы, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием;

их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами (специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес);

применение  ИКТ  позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей (они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков).

Они способны повысить эффективность взаимодействия педагогов и родителей при обучении и воспитании дошкольников, дают возможность сформировать у родителей интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Можно использовать в работе с детьми и  ТРИЗ — теорию решения изобретательных задач.

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного — без множества пустых проб — решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. 
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления и речи.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

     Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

     Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра “Черное-белое”

     Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

 

Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).

     Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...)

   

     Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: “Что лишнее?”, “Что вначале, что потом?”, “Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”

Игры: “Логический поезд”.

Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.

Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.

 

 

 Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что:

 

1.     Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.

2.     Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. 

3.     Качество работы зависит от слаженности всех субъектов образовательного процесса «воспитанник-педагог- родитель»

4.      В ДОУ должны быть созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.

 

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:, 2008. – 144 с.

3. Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 666-669.]

 


 

Коммуникативные технологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Коммуникативные технологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Такие игры способствуют «выращиванию» детской речевой инициативы, а именно: обращению ребенка к взрослому с вопросом

Такие игры способствуют «выращиванию» детской речевой инициативы, а именно: обращению ребенка к взрослому с вопросом

ДОУ; · функционирование информационно – коммуникативной службы

ДОУ; · функционирование информационно – коммуникативной службы

Знакомство с ссылками на информационные ресурсы (сайт

Знакомство с ссылками на информационные ресурсы (сайт

Использование ИКТ позволяет решить несколько психолого-педагогических задач: информационно- коммуникативные технологии ставят родителей в активную позицию;

Использование ИКТ позволяет решить несколько психолого-педагогических задач: информационно- коммуникативные технологии ставят родителей в активную позицию;

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое?

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое?

Список литературы: 1. Алексеева

Список литературы: 1. Алексеева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2024