Практическая квалификационная работа
«Особенности социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками»
преподаватель
профессионального обучения
Аксенова.Г.И
Содержание
1. Введение ………………………………………………………. 3
2. Организационные и правовые основы социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками ………………… 6
3. Социально-педагогические условия реабилитации
подростков………………………………………………………. 12
4. Социально - педагогическая реабилитация в образовательном
учреждении……………………………………………………… 15
5. Заключение ……………………………………………………… 17
6. Список литературы …………………………………………....... 19
Введение
В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей - алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищённости семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания , стала востребована работа социального педагога. Это не только «помощь» или «перевоспитание», но и принятие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация работы с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нормального развития и жизни.
В 1990 году Россия ратифицировала принятую Генеральной Ассамблеей ООН «Конвенцию о правах ребёнка». Её положения сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Они должны найти адекватное отражение в социально-воспитательных технологиях, применяемых в работе с подрастающим поколением. В 20-30-е гг. кроме приютов и детских домов для беспризорных детей открывались трудовые колонии, детские коммуны, детские городки, пионерские дома. Общественно-педагогическое движение за всеобщее образование, обучение детей, за новый быт и культуру, воспитание нового человека в новом обществе охватило широкие массы.
История педагогики оставила нам блестящие образцы воспитания и обучения детей с проблемами : воспитательная система А.С. Макаренко, общественно- педагогическая система «Тимуровское движение», разработанная писателем А. Гайдаром, коммунарская система И.П. Иванова.
Существует также множество примеров локальных практик воспитания и перевоспитания детей с проблемами, основанных на применении личностных педагогических средств (заботы, уважения, доверия любви и т.п.). Проблема реабилитации подростков перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельством тому является принятие в 1998г. Федерального Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка» и в 1999г. Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Актуальность работы обусловлена тем, что принимая во внимание то, что в нашей стране за последние годы возросло количество пожаров в образовательных учреждениях, дети гибнут от рук террористов ,становятся заложникам, страдают от стихийных бедствий, от экономических преступлений, учитывая это, представляется интересным теоретически обосновать психолого-педагогические основы деятельности социального педагога по реабилитации подростков и совершенствовать деятельность социального педагога путём подбора методик и проведения диагностики с целью выявления дезадаптированных подростков с последующей коррекцией.
Целью исследования является , особенности социальной работы дезадаптации детей и подростков.
Объектом исследования работы являются дети и подростки, оказавшиеся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации.
Предметом исследования является социально - педагогическая реабилитация подростков, процесс оказания и виды социальной помощи, предоставляемой семье и дезадаптированным подросткам.
В качестве основных задач исследования выделены следующие:
Ø рассмотреть общие положения, организационную структуру, концепции службы социальной реабилитации детей и подростков в Российской Федерации.
Ø раскрыть сущность реабилитации дезадаптированных подростков и детей.
Ø раскрыть особенности социальной работы дезадаптированных подростков и детей.
Гипотеза: процесс социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков будет эффективен, если реализуются следующие условия:
ü она выявлена на начальной стадии;
ü осуществлять социально-педагогическую поддержку через группу сверстников.
ü формировать социальные навыки у подростков.
ü стимулировать познавательный интерес, внутренний творческий потенциал подростка;
ü планировать работу социально-психологической службы по результатам потребностей родителей
Структура и объем работы. Работа общим объемом 20 страницы : состоит из введения, трех глав, заключения, и приложений. Работа снабжена списком использованной литературы, содержащим 24 источника.
1.Организационные и правовые основы социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками.
В современной России существенными признаками стали значительное увеличение социального сиротства, появление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением её нравственных устоев и, как следствие, - изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, безнадзорность огромного количества детей и подростков во всех регионах страны.
Данные официальной статистики и социологических исследований позволяют сделать вывод о социальной, экономической, правовой незащищенности значительной части подростков и детей..
Это проявляется в следующем:
Ø ухудшение психического и физиологического здоровья детей и подростков;
Ø фактическое отсутствие общегосударственной системы трудоустройства подростков;
Ø выпускники коррекционных (специальных) школ и школ- интернатов для детей с ограниченными умственными и физическими возможностями лишены гарантии трудоустройства;
Ø в подростковой и детской среде практически беспрепятственно распространяются стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, насилием и жестокостью.
Очевидно, что указанные выше негативные тенденции требуют безотлагательных мер, направленных на оздоровление социальной жизни детей и подростков, их внутреннего мира.
В Конституции Российской Федерации 1993г. провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права (ст.17,ч.1). Материнство и детство, семья согласно Конституции находятся под защитой государства (ст.38), которое создаёт социально-экономические и правовые предпосылки для нормального воспитания, развития и образования детей. Государственная политика в данной области, закреплённая в Конституции Российской Федерации, соответствует положениям международно-правовых актов, в частности Конвенции о правах ребёнка. Конвенция о правах ребёнка нацелена на изменение, обновление, усовершенствование национального законодательства в соответствии с её принципами и нормами. О пристальном внимании законодательных и исполнительных органов власти России к реализации Конвенции свидетельствуют многочисленные нормативные акты последних лет, в которых находит конкретное .
Существенно расширилась деятельность структур, занимающихся проблемами семьи и детства в органах государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Мощным импульсом для реализации новых подходов к решению различных проблем жизнедеятельности детей служат целевые программы федерального, регионального и местного значения.
Особо важное значение для обеспечения прав ребёнка с учётом положений Конвенции о правах ребёнка имело принятие в 1995г. Семейного кодекса Российской Федерации. Кодекс содержит специальную главу «Права несовершеннолетних детей», которая устанавливает право ребёнка жить и воспитываться в семье, право ребёнка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, защиту интересов ребёнка в случае ненадлежащего с ним обращения, а также на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает процедуры выявления и устройства таких детей, включая судебную, вводит новый институт семейного воспитания этой категории детей – приёмную семью. Включению норм Конвенции о правах ребёнка в национальное законодательство России способствовало принятие Федеральных законов от 19 мая 1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Перечень мер по защите прав детей значительно расширился в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (1994 г., 1996 г., 2001 г.).24 июля 1998 г. был принят Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка». Законом устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребёнка, вводятся понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «социальная адаптация ребёнка», «социальные службы для детей», «социальная инфраструктура для детей» (ст.1). В Законе определены цели государственной политики в интересах детей, в частности формирование правовых основ гарантий прав ребёнка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества, а также принципы государственной политики в интересах детей (ст.4).
В целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения ежегодно разрабатывается и представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации Государственной доклад о положении детей в Российской Федерации (ст.22).
Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. №942 были утверждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей»). Общей целью государственной политики в этой области были определены стабилизация положения детей, а также создание реальных предпосылок для положительной динамики процессов их жизнеобеспечения. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; обеспечение воспитания, развития и образования детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. Этот документ стал основой практических действий по улучшению положения детей. В настоящее время федеральными органами исполнительной власти прорабатывается соответствующий план действий в данной сфере на период до 2010 г.
На современном этапе развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних ведущую роль играет Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Законом определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основные направления их деятельности в данной сфере, установлена ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в сфере организации профилактики детской безнадзорности и беспризорности.
В целом анализ федерального и регионального законодательства, направленного на защиту прав и интересов детей, свидетельствует о том, что основные усилия государства в настоящее время направлены на преодоление последствий серьёзного кризиса семейных отношений, возникшего в начале 90-х годов в связи с резким изменением системы экономических и как следствие социальных отношений в обществе в целом, создание благоприятных условий для жизнедеятельности и развития детей. Важное значение для реализации принятых нормативных правовых актов в данной сфере имеет создание эффективного организационного механизма, одним из элементов которого является система социальных служб для работы с несовершеннолетними.
Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также отдельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Их деятельность основывается на следующих принципах: служение клиенту, добровольность, конфиденциальность, открытость, своевременность, полезность.
Функциями социальной службы являются:
· социальная помощь и поддержка;
· консультирование;
· социальное корректирование и реабилитация;
· информирование и др.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995) современная система социальных служб включает в себя государственные, муниципальные и негосударственные службы.
К системе социальных служб относятся:
- государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;
- государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
- муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;
- предприятия и учреждения иных форм собственности, занимающиеся деятельностью по социальному обслуживанию.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ ввел определение понятия «социальные службы для детей». Ими являются организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижению ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.
Социальное обслуживание и социальную помощь семье и детям осуществляют:
- комплексные центры социального обслуживания населения;
- территориальные центры социальной помощи семье и детям;
- центры социального обслуживания;
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- социальные приюты для детей и подростков;
- центры психолого-педагогической помощи населению;
- центры экстренной психологической помощи по телефону;
- центры (отделения) социальной помощи на дому;
- дома ночного пребывания;
- стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
- иные учреждения, предоставляющие населению социальные услуги.
Главными принципами социального обслуживания являются: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.
Формирование сети учреждений социального обслуживания семьи и детей началось 1993-1994 годах. Вначале постановление Совета Министров РСФСР[21], указ Президента РФ[22], в котором органам исполнительной власти на местах рекомендовалось создавать сеть учреждений нового типа, а затем федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения» (1995 г.) создали нормативные правовые основы, устанавливающие правовые основы социального обслуживания семьи и детей.
2. Социально-педагогические условия реабилитации подростков.
Прогрессирующая тенденции непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов, и технологий работы с дезадаптированными подростками , концентрацию усилий , направленных на реабилитацию подростков , так и , что более необходимо предупреждение отклонений от социальных норм , т.е. устранение условий прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения: профилактическая и реабилитационная. Мы остановимся в своём исследовании на 2-й.
Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность её определений.
Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до интеграции человека в обществе.
Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, её отдельные психические и физические функции.
В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма. реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему.
Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребёнка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Реабилитация включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в развитии ребёнка.
Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности.
Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена прежде всего на самого ребенка.
Восстановление ребёнка в правах предполагает учёт основных положений Конвенции ООН о правах ребёнка: его право на жизнь и выживание и обучение, защиту прав и свобод личности, обеспечение для благоприятного развития, активное участие в жизни общества.
Следует различать различного вида реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую, социально- педагогическую.
Виды реабилитации:
Ø Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребёнка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.
Ø Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчёмности как личности.
Ø Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегчёнными условиями труда и сокращённым рабочим днём.
Ø Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.
Ø Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение причитающимися денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.
Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким либо причинам.
Педагогическая реабилитация - это педагогическое воздействие на труднообучаемого и трудновоспитуемого ребёнка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния. интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности. Путём реабилитации, коррекции и компенсации происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов ребёнка.
Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе: на получение необходимого образования.
Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков, находящихся в конфликтных воспитательных ситуациях осуществляется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами, в домах - ребёнка, детских -домах, школах - интернатах, детских приёмниках - распределителях, спецшколах, приютах, хосписах, центрах социальной помощи. Таким образом, основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении .
3.Социально - педагогическая реабилитация в образовательном учреждении.
В процессе реабилитационной социально - педагогической деятельности социальный педагог выполняет следующие функции:
- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;
- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путём включения его в общественно- полезную деятельность, значимую для подростков: активизации потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определённых нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;
- стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приёмы - внушение, убеждение, пример и др.
В зависимости от личностных особенностей подростка и условий, в которых он находится, при построении реабилитационной работы мы учитываем в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения. Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог владеет приёмами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный подросток - в семье, школе, коллективе; выявление причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.
Основными видами деятельности являются:
ü индивидуальное консультирование;
ü включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций;
ü индивидуальная работа с системой ценностей ребёнка;
ü обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.
Кроме того необходима работа с семьёй с целью установления значимых взаимоотношений между ребёнком и родителями, которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребёнком.
Других подходов требует ребёнок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным состоянием подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную . неразрешимую для него ситуацию. Следовательно ,в работе с данной категорией детей мы используем: экстренную диагностику эмоционального состояния: выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над позитивной «Я- концепцией». Чаще всего это подростки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворённость своими поступками, повышенную потребность с социальном одобрении, высокую тревожность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная социально-экономическая ситуация порождает негативные процессы во всех слоях общества. Особенно ярко они проявляются в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей и подростков, их семей. Актуальны такие проблемы, как возрастание количества семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья населения, социальное сиротство, преступность, наркомания, алкоголизм, рост количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Рыночные отношения приводят к тому, что дети и подростки предоставлены сами себе: большинство родителей (по разным оценкам, до 80%) посвящают воспитанию детей менее 1 часа в день. Особенно сильно это проявляется в условиях неполной семьи. На фоне общего снижения ее собственного потенциала отмечается устойчивая тенденция падения уровня социального здоровья и, соответственно, ее воспитательных возможностей
В таких семьях, в силу специфики их жизнедеятельности, особенно обострились проблемы социально-педагогического характера. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений искажают условия социализации детей и подростков, являются причиной развития нервно-психических расстройств, фактором риска увеличения случаев асоциального поведения, личностной деформации, вызывают возникновение проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением.
Следовательно , анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней (первичной) социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребёнка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.
В последние годы государство принимает усиленные меры, направленные на изменение возникшей ситуации. Интенсивное развитие в России системы социальной работы способствует усилению социально-педагогической поддержки детей и подростков. Президентом и Правительством Российской Федерации принято более 190 законов и подзаконных актов, в которых получили отражение различные аспекты социально-педагогической деятельности и зашиты детства.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
Ø рассмотрены общие положения, организационную структуру, концепции службы социальной реабилитации детей и подростков в Российской Федерации.
Ø раскрыта сущность реабилитации дезадаптированных подростков и детей.
Ø раскрыть особенности социальной работы дезадаптированных подростков и детей.
Данное исследование ещё раз подтвердило, что многие родители испытывают затруднения в обучении и воспитании своих детей и нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, психологов и социальных педагогов. Исходя из вышесказанного мы сделали вывод, что нужно продолжить групповую работу с родителями по налаживанию контакта с детьми в форме индивидуального консультирования, продолжить работу по формированию и развитию коммуникативных, организаторских, креативных склонностей. Спланировать дальнейшую работу с учащимися по формированию лидерских навыков. Так как в настоящее время реабилитация подростков в условиях образовательного учреждения остаётся актуальной проблемой, считаю необходимым продолжить работу над совершенствованием средств и методов диагностики и коррекции дезадаптированных подростков.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Семейный Кодекс Российской Федерации.
4. Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989г.// Сборник международных договоров СССР.
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ.
7. Постановление Правительства РФ «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ» от 27.07.1996г. №906
8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних детей, нуждающихся в социальной реабилитации » от 27.11.2000г. №896
9. Федеральная Целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
10. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
11. Догавлевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. – М.,1978.
12. Информационный вестник Министерства социального развития Саратовской области №1, 2008
13. Лангмайер И. «Психическая депривация в детском возрасте», М., 2002.
14. Лешли Д. Работа с маленькими детьми. – М., 2005
15. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы методологии и методики. М.,1989.
16. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2005
17. Муратова С.А.Семейное право: Схемы и комментарии: Учебное пособие - М.: Юриспруденция, 2005.
18. Рейн В.А. Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попеченияродителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. – Самара., 2003.
19. Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. – М., 1999
20. Семин Г.В. Дети-сироты в России. - М.., 2006.
21. Социология: словарь-справочник. – М., 1990
22. Социальная работа с семьей и детьми в РФ. – М., 2008
23. Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации. – М., 1994г. Вып.2.
24. Холостова Е.И. Теория социальной работы. – М., 2006
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.