Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования. Технологии и принципы образования в ДОО. Разнообразие подходов в выборе технологий в практике деятельности. Компьютер в дошкольном возрасте как средство воспитания и обучения.
Оценка 4.7

Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования. Технологии и принципы образования в ДОО. Разнообразие подходов в выборе технологий в практике деятельности. Компьютер в дошкольном возрасте как средство воспитания и обучения.

Оценка 4.7
docx
22.03.2024
Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования. Технологии и принципы образования в ДОО. Разнообразие подходов в выборе технологий в практике деятельности. Компьютер в дошкольном возрасте как средство воспитания и обучения.
сам раб 1.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная практическая работа

По дисциплине: «Методическое сопровождение  образовательного процесса»

на тему: «Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования. Технологии и принципы образования в ДОО. Разнообразие подходов в выборе технологий в практике деятельности. Компьютер в дошкольном возрасте как средство воспитания и обучения. Авторские подходы в дидактике ДОО к определению типов и видов занятий с детьми. Создание благоприятных условий в группе детского сада. Максимальное использование разнообразных видов деятельности в целях их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса».

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………

3

Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования …………………………………………………..

 

5

Технологии и принципы образования в ДОО………………………….…..

7

Разнообразие подходов в выборе технологий в практике деятельности…

11

Компьютер в дошкольном возрасте как средство воспитания и обучения.…………………………………………………………….………..

 

17

Авторские подходы в дидактике ДОО к определению типов и видов занятий с детьми.…………………………………………………………..…

 

20

Создание благоприятных условий в группе детского сада.…………….....

23

Максимальное использование разнообразных видов деятельности в целях их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса …………………………………………………

 

 

26

Заключение…………………………………………………………….……..

29

Список использованных источников……………………………………….

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной психолого-педагогической литературе последних лет довольно часто встречается понятие «инновация», «педагогические технологии», «технологии обучения» и т.п.

«Технология» как научный термин берет свое начало от греческого «tehne» (искусство, мастерство умение) и «logos» (наука).

В дальнейшем понятие «технология» стало достаточно широко использоваться и в других сферах деятельности, т.е. приобрело более широкое толкование. По выражению Э. де Боно, технология — это процесс производства чего-либо полезного на основе использования знания. В настоящее же время понятие «технология» используется не только в промышленности, но также в области науки и образования.

Технология, с одной стороны, связана с определенной системой деятельности, включающей те или иные нормативно зафиксированные способы деятельности, систему средств, обеспечивающих ее реализацию. С другой стороны, введение новой технологии ведет к изменению не только самой деятельности, но и вызывает существенную перестройку целевых установок, системы конкретных знаний, необходимых для ее реализации.

Изучение и анализ научно-педагогической литературы показали, что понятие «педагогическая технология» у многих авторов имеет разное толкование, например:

Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Технология обучения — это цепочка действий и операций направленных и ориентированных на результат.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. При этом под объектом педагогической технологии понимается структура и логика конструирования педагогического процесса, способы его организации по реализации педагогических целей в соответствии с теми или иными принципами и условиями.

Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. В нашем понимании технология — это цепочка действий и операций, ориентированных на результат.

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования

 

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. А педагогические технологии способствуют этому.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

-                    Концептуальность;

-                    Системность;

-                    Управляемость;

-                    Эффективность;

-                    Воспроизводимость.

Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологии и принципы образования в ДОО

 

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-                    здоровьесберегающие технологии;

-                    технологии проектной деятельности;

-                    технология исследовательской деятельности;

-                    информационно-коммуникационные технологии;

-                    личностно-ориентированные технологии;

-                    технология портфолио дошкольника и воспитателя;

-                    игровая технология;

-                    технология «ТРИЗ» и др.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

от типа дошкольного учреждения,

от продолжительности пребывания в нем детей,

от программы, по которой работают педагоги,

конкретных условий ДОУ,

профессиональной компетентности педагога,

показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Принципы дошкольного обучения.

Принцип научности.

Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления , знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе менее глубокого. Бесспорно, нелегко придерживаться этого принципа при объяснении дошкольникам самых простых вещей. Дидактика и призвана подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной Стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям.

Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико-материалнстического понимания окружающего мира.

Принцип наглядности.

Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым.

При этом не исключено, что в процессе развития ребенка, в нем формируют, качества, прямо противоположные тем, которые нам хотелось бы видеть.

Период дошкольного детства — благоприятное время для постепенного формирования у ребенка основ научного миропонимания, что приобретаемые на этой возрастной ступени знания, опыт деятельности, отношении, поведения — все это, вместе взятое, подготавливает в ребенке тот качественный скачок, который происходит в процессе формирования мировоззрения на более поздней возрастной ступени — школьном обучении.

Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада — значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка уточнять его эмпирические знания.

В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности: предметная и изобразительная. Используя предметную наглядность, воспитатель показывает детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (чучела птиц, муляжи овощей, фруктов). При использовании изобразительной наглядности воспитатель показывает картины, схемы и другой иллюстративный материал.

В обучении детей на занятиях наглядность применяется прежде всего в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.

К наглядности, используемой на занятиях, предъявляются следующие требования: они должны в полной мере отражать все вокруг, соответствовать уровню развития дошкольников, быть высокохудожественными по содержанию и оформлению,

Принцип доступности.

То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

Чтобы овладеть грамотой, ребенок должен научиться различать фонетическую сторону текста. Кроме этого, у ребят в этом возрасте характерно физиологическое косноязычие (не умеют произносить шипящие, свистящие звуки и т. д.), а значит, их невозможно подготовить к непосредственному обучению грамоте.

Существенный признак принципа доступности — связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.

Принцип активности и сознательности.

Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.

Значение этого принципа и состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие.

Принципы систематичности, последовательности и постепенности.

Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

Принцип развивающего обучения.

В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое.

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении.

Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.

Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях садят ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала.

 

Разнообразие подходов в выборе технологий в практике деятельности

 

Выбор технологии обучения – один из важнейших и наиболее трудных элементов педагогической деятельности. Осуществляя его, следует исходить из того, что каждая из технологий обучения ориентирована на определенный круг дидактических задач, но не исключает при этом косвенного решения и других попутных задач, которые могут иметь собственное технологическое решение. Поэтому необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности конкретной технологии обучения, знать ее сильные и слабые стороны и выбирать на этой основе оптимальное сочетание технологий применительно к теме учебного предмета и к определенному занятию. В процессе обучения важно выбрать генеральные технологии, носящие конкретный характер, и частные, с помощью которых обучение осуществляется как целостный процесс. Первые определяют выбор вторых. Иерархия технологий выстраивается на длительное время и реализуется в повседневной педагогической работе в виде частных технологий и методических приемов.

Необходимо также иметь в виду, что сама процедура выбора и механизм ее осуществления очень индивидуальны и вариативны. Одни педагоги при выборе технологии обучения, прежде всего, исходят из цели, результатов обучения; другие – из содержания изучаемого материала и его возможностей; третьи – из анализа прогнозируемых учебных ситуаций, способов обучения, системы доказательств. При реализации замысла ряд преподавателей опирается преимущественно на житейский опыт, аналогии, непосредственно на интуицию. Иные соединяют опыт с анализом вариантов, используя педагогические принципы, законы и подходы.

Однако все преподаватели, добивающиеся успеха в работе, при выборе технологии обучения учитывают следующие факторы:

-                    ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела;

-                    содержание учебного занятия, степень сложности изучаемого материала, его образовательные и развивающие возможности;

-                    уровень развития учащихся, их интеллектуальные возможности;

-                    уровень базовой подготовки учащихся по предмету, степень интереса к изучаемому материалу;

-                    возможности и предпочтения преподавателя, уровень его методической компетентности;

-                    наличие оборудования и дидактических средств;

-                    лимит времени (продолжительность учебного занятия).

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

 Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении.

 В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую          модель образования, стала непродуктивной. Перед педагогами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процессе развития личности ребенка.      

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

  Часто педагогическую технологию определяют как:

Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютер в дошкольном возрасте как средство воспитания и обучения

 

Применение компьютера в обучении детей дошкольного возраста одна из сравнительно новых и наиболее активно обсуждаемых тем в педагогическом сообществе. Статья посвящена особенно слабо изученной проблеме использования электронных средств в физическом воспитании старших дошкольников. Цель исследования, предпринятого автором, доказательство обоснованности и продуктивности внедрения компьютерных обучающих здоровьесберегающих и оздоровительных программ в образовательный процесс дошкольных учреждений (ДОУ). Вниманию предлагаются теоретические и практические материалы об информационных компьютерных технологиях в дошкольном образовании. Данные технологии имеют очевидные педагогические, методические и экономические преимущества по сравнению с традиционными формами воспитательно-образовательной работы. Однако их освоение требует реорганизации как сложившейся системы занятий, так и всего режима ДОУ в целом. Описаны приемы формирования у детей навыков сохранения здоровья и представлений о здоровом образе жизни. Перспективной в этом плане, по мнению автора, является, в частности, методика биологической обратной связи (БОС), основой которой является компьютерный тренажер «Дыхание». Статья ориентирована на преподавателей и студентов педагогических вузов и институтов физической культуры, научных работников, методистов и специалистов, сфера деятельности которых связана с разработкой и практикой использования электронных информационных средств в образовательных целях.

Компьютер значительно расширяет диапазон форм и способов предъявления учебной информации, позволяет усилить детскую мотивацию получения знаний. Применение мультимедиатехнологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Мульти-медиапродукт может содержать не меньше информации, чем большой музей или библиотека. Игровые компоненты, включенные в электронные программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют усвоению материала.

Обладающий огромным игровым и обучающим потенциалом, компьютер оказывает сильное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен. Положительного результата можно достичь лишь при разумном взаимодействии педагога (воспитателя), ребенка и компьютера. Цели, которые ставит перед собой педагог, пути, которыми он их добивается, определяют характер и силу влияния компьютера на ребенка.

В связи с компьютеризацией обучения возникло множество новых перспективных направлений педагогической деятельности и вместе с тем проблем, как общих, так и специфических, связанных с особенностями взаимодействия организма ребенка и компьютера. Среди них одной из основных является физиолого-гигиеническая проблема, включающая охрану здоровья пользователей ПК, профилактику снижения их работоспособности, предупреждение переутомления.

Сильная усталость или даже переутомление - следствия любой нерегламентированной длительной работы, какой бы легкой она ни была. Поэтому каждый вид деятельности должен нормироваться. При работе на компьютере организм человека может испытывать определенные негативные ощущения, вызванные умственным, зрительным и физическим напряжением. Уже давно хорошо известны основные факторы, вредно влияющие на здоровье пользователя ПК:

• фиксированная поза в положении сидя в течение длительного времени;

• воздействие электромагнитного излучения монитора;

• утомление глаз, нагрузка на зрение;

• перегрузка суставов кистей.

Изменения отмечаются в разных органах и системах организма, в первую очередь, страдают зрение и нервная система. Наряду с перечисленными явлениями многие переживают значительный мышечный дискомфорт. Симптомы его различны: боли в мышцах, скованность, чувство утомления, тремор, судороги. Устают и начинают болеть все мышцы тела, прежде всего мышцы верхнего плечевого пояса.

Вообще психологический аспект контактов детей с компьютером пока малоизучен. Нельзя забывать, что компьютер создан взрослыми людьми. Становясь пользователем, неокрепший и неопытный маленький человек окунается в непонятный, часто враждебный мир. Любые возрастные несоответствия контактов с электронными ресурсами могут привести к различным нежелательным психологическим последствиям.

Обычно общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Интерес же лежит в основе формирования таких важных качеств, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, что обеспечивает психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Становлению произвольного распределенного внимания содействует выработка точной согласованности движений глаз и рук.

Компьютер воспитывает и волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также обогащает спектр отношений ребенка с окружающим миром, учит активному сопереживанию во время ролевых игр.

Кроме интеллекта, компьютерные занятия помогают успешно развивать моторику, формировать необходимую зрительно-моторную реакцию и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

Операции управления компьютером достаточно сложны даже для взрослого человека, однако, овладев ими в детстве, можно в дальнейшем без затруднений справляться с еще более сложными действиями.

 

Авторские подходы в дидактике ДОО к определению типов и видов занятий с детьми

 

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.

Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский. Ян Амос Коменский в педагогическом труде «Великая дидактика» действительно охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное искусство обучения всех всему», разработал правила организации школы (понятия — школьный год, четверть, каникулы), четкое распределение и содержание всех видов работы, обосновал дидактические принципы обучения детей на уроках. Кроме того, он одним из первых выдвинул идею о том, что начало планомерного воспитания и обучения лежит в дошкольном возрасте, разработал содержание обучения детей дошкольного возраста и изложил их в педагогическом труде «Материнская школа».

К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей играя, учение — это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, была поднята проблема существования различий между обучением детей на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе.

А.П. Усова разработала основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрыла сущность обучения в детском саду; обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети.

При этом А.П. Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать поставленных целей. При этом она подчеркивала, что первого уровня дети достигают не сразу, а только к концу дошкольного детства, под влиянием целенаправленного и систематического обучения.

Систематическое обучение на занятиях — важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе.

В процессе проведения занятия педагог использует целесообразные методы и приемы обучения с целью проведения эффективного образовательного процесса. В.И. Ядэшко предлагает следующую классификацию методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.

Наглядные методы включают организацию наблюдений; показ предметов, картин, иллюстраций; использование ТСО и дидактических пособий.

Словесные методы используют в тесной связи со словом, пояснением. С развитием наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением, и педагог чаще пользуется приемом объяснения, рассказа, беседы, чтения.

Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений.

Игровые методы - дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Наряду с принципами отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста в учебнике «Дошкольная педагогика» В.И. Ядэшко дана трактовка умственного воспитания как целенаправленного воздействия взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Интеллектуальное развитие, под которым понимается сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизация, развитие познавательных способностей, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, требует опоры на принципы организации воспитательно-образовательной деятельности, т.е. дидактические принципы.

М.В. Крулехт отмечает, что образовательная ситуация как структурная единица образовательного процесса предполагает: вариативные формы организации, охватывающие все виды детской деятельности (занятия, экскурсии, экспериментирование, игры, коллективный труд и т.д.); включение в ситуацию разного количества участников (как детей, так и взрослых); гибкое изменение тактики субъект-субъектного взаимодействия воспитателя с ребенком, обеспечивающее постепенное развитие самостоятельности, на основе чего и происходит целенаправленное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста и их личностное становление.

Введение в детских садах систематического обучения детей на занятиях как основной формы организации умственного воспитания дошкольников явилось важнейшим этапом развития отечественной дошкольной дидактики. А.П. Усова подчеркивала ошибочность утверждений тех педагогов, кто считал, что дошкольное обучение протекает только «во всей жизни», что ребенок-дошкольник «учится на каждом шагу», придавая тем самым занятию статус «формы организации обучения», «дидактического процесса», «организованного обучения».

 

 

Создание благоприятных условий в группе детского сада

 

Необходимо создание таких условий, при реализации которых дошкольник проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, имеющего собственный опыт, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, мы относим:

– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

– реструктуризацию содержания образовательной деятельности;

– рациональную организацию предметно-пространственной среды;

– эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом, – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны. Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, собрать коллекцию, создать временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных уголков, мастерских и др.

Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий, например, внедрение и реализация краткосрочного проекта «Парад шляп!».

С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры. В нашей группе есть стенд «Наше настроение», «Уголок именинника», «Мы выбираем» и т.д.

Пользуются популярностью игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем. Например, в группе прошел конкурс «Вторая жизнь коробки», где наши воспитанники совместно со своими родителями изготовили своими руками множество мобильных игровых форм.

Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях.

Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ". В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Мы помогаем с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, они вызывают у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.

Помимо создания коллекций, дети могут поочередно оформлять свои мини-музеи по интересующей теме. В подготовке и оформлении материалов принимают участие родители. Постоянно действующая выставка ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за свою семью.

Организованная таким образом личностно-ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Применение информационно-коммуникационных технологий в нашей группе позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности. Используя возможности программы PowerPoint, нами были разработаны презентации на различные темы. Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на экране, тем самым дает возможность использовать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимальное использование разнообразных видов деятельности в целях их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса

 

На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей дошкольного возраста целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. В связи с введением новых Федеральных государственных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач:

‒ сохранение здоровья ребёнка;

‒ развитие базовых качеств личности;

‒ построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными стандартами – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу.

Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаем такие задачи:

‒ формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве;

‒ интеграция способствует формированию обобщённых представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

‒ интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная творческая работа даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом при проведении образовательной деятельности педагог решает несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.

При планировании и проведении образовательной деятельности с детьми, использую такие методы как:

‒ сюрпризный, игровой моменты;

‒ рассмотрение, наблюдение, сравнение, обследование;

‒ сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

‒ проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребёнку найти ответ;

‒ разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции.

Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Форма проведения образовательной деятельности нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности позволяют ребёнку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребёнка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками. Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при её проведении для развития детских способностей.

 

Заключение

 

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. В этих, меняющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий, методов и приемов. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, применять разнообразные формы и методы, формирующие активную роль ребенка, обмениваться опытом между педагогами.

Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта деятельности — это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, общении, игре и посильном труде. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.                 Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 363 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07619-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471266 (дата обращения: 12.12.2021).

2.                 Макаренко, А. С.  Методика воспитательной работы. Избранные труды / А. С. Макаренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 323 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08066-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471073 (дата обращения: 12.12.2021).

3.                 Плаксина, И. В.  Интерактивные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / И. В. Плаксина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07623-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470657 (дата обращения: 12.12.2021).

4.                 Подласый, И. П.  Педагогика : учебник для среднего профессионального образования / И. П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 576 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10295-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475577 (дата обращения: 12.12.2021).

5.                 Сарычев, С. В.  Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 228 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01697-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472349 (дата обращения: 12.12.2021).

6.                 Ситаров, В. А.  Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров / В. А. Ситаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 447 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3059-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488263 (дата обращения: 12.12.2021).

7.                 Теория обучения и воспитания, педагогические технологии : учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, М. И. Рожков, А. П. Чернявская ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08189-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471107 (дата обращения: 12.12.2021).

8.                 Шмачилина-Цибенко, С. В.  Образовательные технологии в дополнительном образовании детей : учебное пособие для вузов / С. В. Шмачилина-Цибенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 134 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13925-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477245 (дата обращения: 12.12.2021).

9.                 Щуркова, Н. Е.  Педагогические технологии : учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 232 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07402-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472236 (дата обращения: 12.12.2021).


 

10.             Скачано с www.znanio.ru

Самостоятельная практическая работа

Самостоятельная практическая работа

Содержание Введение……………………………………………………………………… 3

Содержание Введение……………………………………………………………………… 3

Введение В современной психолого-педагогической литературе последних лет довольно часто встречается понятие «инновация», «педагогические технологии», «технологии обучения» и т

Введение В современной психолого-педагогической литературе последних лет довольно часто встречается понятие «инновация», «педагогические технологии», «технологии обучения» и т

При этом под объектом педагогической технологии понимается структура и логика конструирования педагогического процесса, способы его организации по реализации педагогических целей в соответствии с теми или…

При этом под объектом педагогической технологии понимается структура и логика конструирования педагогического процесса, способы его организации по реализации педагогических целей в соответствии с теми или…

Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования

Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования

Концептуальная часть – это научная база технологии, т

Концептуальная часть – это научная база технологии, т

Технологии и принципы образования в

Технологии и принципы образования в

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: 1

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: 1

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и…

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и…

Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий

Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий

Стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям

Стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям

Принцип доступности. То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка

Принцип доступности. То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка

Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала

Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала

Разнообразие подходов в выборе технологий в практике деятельности

Разнообразие подходов в выборе технологий в практике деятельности

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика

Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся

Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся

Компьютер в дошкольном возрасте как средство воспитания и обучения

Компьютер в дошкольном возрасте как средство воспитания и обучения

Игровые компоненты, включенные в электронные программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют усвоению материала

Игровые компоненты, включенные в электронные программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют усвоению материала

Наряду с перечисленными явлениями многие переживают значительный мышечный дискомфорт

Наряду с перечисленными явлениями многие переживают значительный мышечный дискомфорт

Авторские подходы в дидактике

Авторские подходы в дидактике

При этом А.П. Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать…

При этом А.П. Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать…

Наряду с принципами отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста в учебнике «Дошкольная педагогика»

Наряду с принципами отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста в учебнике «Дошкольная педагогика»

Создание благоприятных условий в группе детского сада

Создание благоприятных условий в группе детского сада

Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды

Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды

В подготовке и оформлении материалов принимают участие родители

В подготовке и оформлении материалов принимают участие родители

Максимальное использование разнообразных видов деятельности в целях их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса

Максимальное использование разнообразных видов деятельности в целях их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаем такие задачи: ‒ формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаем такие задачи: ‒ формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире

Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции

Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции

Заключение В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности

Заключение В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Ситаров, В. А. Теория обучения

Ситаров, В. А. Теория обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024