Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь.
Публичная речь произноситься с целью информирования слушателей и оказание на них желаемого воздействия( убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д. ). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.
Устная форма общения
Публичная речь представляет собой живой непосредственный разговор со слушателями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличии от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Ученые установили, что при восприятии письменной речи воспроизводиться лишь 50% полученной информации. То же сообщение, изложенное устно и воспринятое на слух, воспроизводиться до 90%.
ПОДГОТОВКАРЕЧИ
ДОКОММУНИКАТИВНЫЙ
КОММУНИКАТИВНЫЙ
ПОСТКОММУНИКАТИВНЫЙ
1. Определение темы и цели выступления
2. Оценка аудитории и
обстановки
(образовательный уровень,
направление образования
(гуманитарное, техническое),
познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и оратору).
3. Подбор материала.
4. Создание текста
5. Репетиция.
1. Произнесение речи.
(состоит из вступления,
доказательства и заключения).
2. Ответы на вопросы,
ведение полемики.
3. Манеры поведения
4. Учитывать
сложившиеся ритуалы и
субординацию
1. Анализ речи
(анализ проведенного
выступления;
совершенствование подбора
материалов к выступлению;
прогнозирование вопросов
аудитории).
Использование различных средств общения.
Поскольку публичная речь – это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, хотя язык – это главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой. Важную роль в процессе выступления играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации (интонация, громкость голоса, тембр речи, ее темп, особенности произношения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.)
Слово «оратор» (от лат. orare – «говорить») применяется в двух значениях:
1) человек, произносящий речь, выступающий публично;
2) человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.
Ораторское искусство
Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Подобное определение ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения каждого данного предмета». Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, М. В. Ломоносов в своем труде « Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».
Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык – это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие:
навык отбора литературы;
навык изучения отобранной литературы;
навык составления плана;
навык написания текста речи;
навык самообладания перед аудиторией;
навык ориентации во времени.
Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:
- самостоятельно подготовить выступление;
- доходчиво и убедительно излагать материал;
- отвечать на вопросы слушателей;
- устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;
- применять технические средства, наглядные пособия и т. д.
Важнейшими знаниями оратора являются:
знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;
умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;
умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;
безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;
умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.
Особым моментом в ораторском искусстве является аудитория. Человек, который выступает, должен учитывать, что в начале лекции или собрания люди, сидящие перед ним, еще не аудитория. Оратор должен привлечь к себе внимание не одного десятка людей, чтобы из отдельных слушателей они сложились в социально-психологическую общность людей с особенными коллективными переживаниями.
Вывод
Все описанные признаки современной публичной речи дают основание говорить о ней , как о сложном стилевом явлении, которое занимает особое место в функционально-стилевой системе языка.
Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.