Особенности ударения в некоторых русских словах
Оценка 4.8

Особенности ударения в некоторых русских словах

Оценка 4.8
docx
09.11.2021
Особенности ударения в некоторых русских словах
Особенности ударения в некоторых русских словах.docx

Особенности ударения в некоторых русских словах.

    

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение

это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах

 И что совершается ныне...

произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

Словесное ударение (или просто ударение)

 это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый слог.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

•отличать одно слово от другого;

Ср.: а́тлас – атла́с.

•быть показателем грамматической формы слова.

Ср.: ру́ки – руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.

 6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

Ударение в русском языке

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).

Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

 

 

 

 

Ударение в словах. Особенности ударения

 

 

 

 

В статье описаны особенности ударения в русском языке. Словесное ударение, безударные, слабоударяемые слова.

Ударение - важнейший элемент устной речи. В русском языке его значение очень велико, т. к. оно служит средством различения слов (лЕкарство - лекАрство, мЕтчик - метчИк, консервАторский - консерватОрский, рефлЕкторный - рефлектОрный) и грамматических форм (струнЫ - стрУны, стеклА - стЁкла, водЫ - вОды).

 

Существует огромное количество колебаний, которые возникают под влиянием местных говоров, просторечия,  под влиянием родного языка, если говорящий нерусский. Область ударения в большей степени, чем другие области речи, привлекает к себе внимание. Выработка навыков правильной постановки словесного ударения обязательна для каждого диктора.

 

Итак, словесное ударение в русском языке. Каждое слово состоит из одного или нескольких слогов. Если в слове более двух слогов, они произносятся неодинаково. Один слог будет выделяться. Это выделение и есть  словесное ударение.

 

В китайском, японском, вьетнамском ударяемый слог выделяется с помощью изменения высоты тона. Это музыкальное, или тоническое ударение. В древних языках - греческом и латинском ударяемый слог выделялся благодаря большей длительности гласного. Это количественное ударение. Также есть динамическое, или силовое, удар., когда ударяемый слог выделяется большей произносительной силой. Этот тип удар. свойствен русскому, английскому, французскому,  и другим языкам. Однако динамическое удар. не выступает в чис-том виде. Словесное ударение обладает несколькими признаками одновременно. Например, удар. в русском языке - в основном динамическое, предполагает также большую длительность гласного в ударяемом слоге.

 

В русском языке - разноместное ударение, т.е. свободное. Оно не закреплено за каким-то определённым слогом или частью слова. Удар. может падать на любой слог слова. Ударными могут быть разные морфологические части слова: корень, суффикс, приставка, окончание.

 

Разноместность ударения является причиной того, что на практике могут параллельно существовать два и более акцентных варианта. Они различаются между собой в лексическом, либо в грамматическом, или в стилистическом отношении. Когда мы говорим о лексическом различии, то имеется в виду семантика слов, т.е. появление самостоятельных значений с изменением места удар. в слове. Сравнивая такие слова, как харАктерный и характЕрный, безОбразный и безобрАзный, видно, что разница в ударении делает их разными словами. Поэтому диктору необходимо точно знать место ударения

Разноместность ударения также является средством различения грамматических форм. Иногда это формы одного и того же слова: струнЫ - родительный падеж единственного числа слова струнА и стрУны - именительный падеж множественного числа этого слова; то же самое при сопоставлении форм сестрЫ - сЁстры. Глаголы насыпАть и насЫпать, разрезАть и разрЕзать, рассыпАть и рассЫпать различаются по видовой принадлежности: первые - глаголы несовершенного вида, вторые - глаголы совершенного вида. В других случаях это формы двух слов, например, пАли - прошедшее время глагола пасть и палИ - повелительное наклонение глагола палИть, мОю - 1-е лицо единственного числа настоящего времени глагола мыть и мою - притяжательное местоимение моя в винительном падеже. Бывает, что акцентные варианты не различаются ни в лексическом, ни в грамматическом отношении. Тогда один из вариантов признают соответствующим норме, а другой отвергают как диалектный, просторечный, профессиональный, архаичный и т.д.

Глагольные формы с ударением на первом слоге: дАришь, вЕртишь - современные, с ударением на втором: дарИшь, вертИшь - устарелые. Формы страдательных причастий прошедшего времени: Избранный, Изгнанный, пОпранный, сОтканный, вЕнчанный употребляются сейчас, а формы избрАнный, изгнАнный, попрАнный, соткАнный, венчАнный вышли из широкого употребления.

 

Другую стилистическую окраску имеют слова: мОлодец, дЕвица, богАтырь, сЕребро, шелкОвый. Их фольклорное происхождение служит причиной присущего им народно-поэтического колорита. Соответствующие им нейтральные слова - молодЕц, девИца, богатЫрь, серебрО, шЁлковый. Наряду с литературными вариантами: портфЕль, доцЕнт, медикамЕнты, хозЯева, срЕдства, свЁкла, красИвее, звонИшь существуют просторечные: пОртфель, дОцент, медикАменты, хозяевА, средствА, свеклА, красивЕе, звОнишь.

 

Только привычное ударение сможет облегчить слушателям понимание  смысла. Стоит изменить место удар., как понимание будет затруднено. Произнесение слова с непривычным для слушателя удар. привлекут его внимание и помешают восприятию дальнейшей информации. Вот почему знание акцентных вариантов, принятых в качестве нормативных, необходимо каждому человеку, выступающему перед аудиторией, - диктору, радио и

 

тележурналисту, артисту, юристу, политическому или общественному деятелю. Сложность в усвоении законов ударения  связана с тем, что оно подвижное. Т.е. при образовании разных грамматических форм  ударение может перемещаться с одного слога на другой. Иногда это не наблюдается. Например, кнИга во всех падежных формах единственного и множественного числа сохраняет удар. на основе: кнИги, кнИге, кнИгу, кнИгой, кнИгам, кнИгами, о кнИгах. Но при склонении слова ногА удар. падает и на окончание: ногА, ногИ, ногЕ, нОгу, ногОй, о ногЕ; нОги, ногАм, ногАми, о ногАх.

 

Грамматически однородные слова не имеют общих законов движения ударения, и это вызывает затруднения.

Во многих односложных именах существительных мужского рода в родительном падеже единственного числа удар. ставится на окончании: бинт-бинтА; блин-блинА; винт- винтА; жгут - жгутА; зонт - зонтА; ковш - ковшА; крюк - крюкА; шест - шестА. В других существительных ударение остаётся на основе: воз - вОза; долг - дОлга; мир - мИра; род - рОда; стог - стОга; фронт - фрОнта; штаб - штАба. У некоторых существительных, имеющих в родительном падеже единственного числа ударение на основе, при сочетании с числительными 2, 3, 4 ударение переходит на окончание: ряд, рЯда, но 2, 3, 4 рядА; шаг, шАга, но 2, 3, 4 шагА; шар, шАра, но 2, 3, 4 шарА.

 

Нет единообразия и при изменении двусложных и трехсложных существительных мужского рода. В косвенных падежах часто происходит перенос ударного гласного с основы на окончание: багАж - багажА; валУн - валунА; весельчАк - весельчакА; карандАш - карандашА; миндАль - миндалЯ; секретАрь - секретарЯ; соловЕй - соловьЯ; тирАж - тиражА.

 

Но во многих словах этот перенос не наблюдается: вопрОс - вопрОса; оскОлок - оскОлка; перехОд - перехОда; прИгород - прИгорода; прицЕл - прицЕла; пролИв - пролИва; раздЕл - раздЕла. Часто вызывает затруднение постановка удар. в винительном падеже единственного числа имён существительных женского рода.

 

У некоторых существительных, которые имеют удар. на окончании, ударение сохраняется там и в этой форме: веснА - веснУ; избА - избУ; норА - норУ; овцА - овцУ; полыньЯ - полыньЮ; соснА - соснУ; статьЯ - статьЮ.

У другой группы существительных такого типа в винительном падеже удар. переносится на основу: водА - вОду; головА - гОлову; горА - гОру; зимА - зИму; ногА - нОгу; стенА - стЕну; ценА - цЕну.

Некоторые односложные имена существительные мужского и женского рода, когда они в сочетании с предлогами В и НА приобретают обстоятельственное значение, произносятся с ударением на последнем слоге:

 

бор - о бОре, но: в борУ;

печь - о пЕчи, но: в печИ, на печИ;

ряд - о рЯде, но: в рядУ;

снег - о снЕге, но: в снегУ, на снегУ;

степь - о стЕпи, но: в степИ;

тень - о тЕни, но: в тенИ;

цепь - о цЕпи, но: в цепИ, на цепИ.

 

В родительном падеже множественного числа существительные женского рода произносятся иногда с ударной гласной на основе: гАваней, мЕстностей, Отраслей, пОчестей, прИбылей, прОписей; иногда с ударением на окончании: должностЕй, крепостЕй, новостЕй, повестЕй, скатертЕй, скоростЕй, четвертЕй.

 

Различаются по значению и произношению формы слова ступЕнь. По нормам орфоэпии, нужно говорить несколько ступЕней лестницы и несколько ступенЕй развития. Многие краткие прилагательные без суффиксов в основе или с суффиксами -Н-, -Л-, -К-, -ОК- обычно имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме единственного числа женского рода, где ударение переходит на окончание:

 

вЕсел, веселА, вЕсело, вЕселы;

врЕден, вреднА, врЕдно, врЕдны;

гОлоден, голоднА, гОлодно, гОлодны;

гОрек, горькА, гОрько, гОрьки;

крЕпок, крепкА, крЕпко, крЕпки.

 

Иногда варианты удар. в кратких формах множественного числа связаны с различием в значении. Например, велИки - множественное число от прилагательного велИкий в значении "выдающийся, имеющий большую ценность": они велИки своими делами. Форма великИ употребляется в значении "больше, чем нужно": ботинки великИ, комнаты великИ.

 

ВажнЫ имеет значение "существенны", вАжны - "напыщенны, горды". Семантическая разница есть и между формами вИдны - виднЫ. ВиднЫ - хорошо различимы, вИдны - статны, рослы, представительны. Возникают трудности при постановке ударения в формах прошедшего времени многих глаголов. Одни из них имеют удар. на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переносится на окончание:

 

гнал, гналА, гнАло, гнАли;

зАдал, задалА, зАдало, зАдали;

нАчал, началА, нАчало, нАчали;

Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;

прИдал, придалА, прИдало, прИдали.

 

В других - ударная гласная последовательно переходит на окончание:

 

брАлся, бралАсь, бралОсь, бралИсь;

вёл, велА, велО, велИ;

запрЯг, запряглА, запряглО, запряглИ;

нёс, неслА, неслО, неслИ;

плёл, плелА, плелО, плелИ.

 

В третьих - ударение полностью сохраняется на основе:

 

водИл, водИла, водИло, водИли;

говорИл, говорИла, говорИло, говорИли;

носИл, носИла, носИло, носИли;

писАл, писАла, писАло, писАли;

читАл, читАла, читАло, читАли.

 

Аналогичное явление наблюдается и при образовании кратких форм страдательных причастий прошедшего времени:

 

взят, взятА, взЯто, взЯты;

нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;

прИнят, принятА, прИнято, прИняты.

 

В этих случаях ударение, по нормам орфоэпии, сохраняется на основе во всех формах, кроме формы женского рода. Однако многочисленны примеры перенесения удар. на окончание во всех кратких формах (кроме формы мужского рода, где окончание - нулевое):

 

введён, введенА, введенО, введенЫ;

обводнён, обводненА, обводненО, обводненЫ;

сооружён, сооруженА, сооруженО, сооруженЫ.

 

В иных причастиях ударение сохраняется на основе во всех кратких формах:

 

гарантИрован, гарантИрована, гарантИровано, гарантИрованы;

оборУдован, оборУдована, оборУдовано, оборУдованы;

прочИтан, прочИтана, прочИтано, прочИтаны.

 

В последние годы наблюдается тенденция к сдвигу удар. ближе к началу слова в формах женского рода кратких прилагательных и кратких страдательных причастий прошедшего времени. Существуют колебания в произношении глаголов на -ировать. Большинство глаголов такого типа имеет удар. на первом гласном суффикса. Таковы:

 

асфальтИровать дебатИровать инвентаризИровать

баллотИровать дирижИровать информИровать

блокИровать дискутИровать констатИровать

гарантИровать иллюстрИровать планИровать

 

Некоторые глаголы имеют ударение на -ировать в инфинитиве и на -иру- в личных формах настоящего времени. Например:

 

бомбардировАть - бомбардирУю;

гравировАть - гравирУю;

гримировАть - гримирУю.

 

К этой группе относятся такие глаголы, как: группировАть, лакировАть, маршировАть, маскировАть, нормировАть, пломбировАть, премировАть.

 

Ударение в страдательных причастиях прошедшего времени на -ированный обычно подчиняется такому правилу: от глаголов на -Ироватъ образуются причастия на -Ированный; от глаголов на - ировАть - причастия на -ирОванный. Например:

 

блокИровать - блокИрованный;

информИровать - информИрованный;

квалифицИровать - квалифицИрованный;

 

но: гофрировАть - гофрирОванный;

гравировАть -гравирОванный;

нормировАть - нормирОванный.

 

Исключением являются образования: газИровать - газирОванный, дистиллИровать- дистиллирОванный

 

 

Особенности ударения в русском языке (продолжение)

Отдельного разговора требуют безударные слова. Служебные слова и частицы, как правило,  не имеют на себе ударения в русском языке. Одни из них - односложные предлоги и союзы, бывают предударными словами, так называемыми проклитиками. Они примыкают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на водЕ, при дорОге, от лЕса, по путИ. Другие - односложные частицы, являются энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющему на себе удар.: пришел ктО-то, скажИ-ка, Я ведь обещал, тЫ же открыл дверь, придУт ли они. В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками.

 

Бывает, предлог принимает удар. на себя, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя удар. предлоги НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ.

НА - нА воду, нА гору, нА руку, нА ухо, нА зиму, нА год, нА дом, нА пол. Но такой перенос ударной гласной не всегда происходит. Мы говорим выйти на мОл (но не нА мол), взобраться на хОлм (но не нА холм), указать на двЕрь (но не нА дверь), сесть на мЕль (но не нА мель).

 

Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возможен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого оборота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случае, когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существительное выступает в роли дополнения, удар. на предлог не переходит. Например:

 

поверить нА слово, но: обратить внимание на слОво "преобразование";

спустить корабль нА воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на вОду;

этот человек нечист нА руку, но: на рУку была наложена повязка;

взвалить груз нА плечи, но: он положил ладони ей на плЕчи;

сдвинуть шапку нА нос, но: жонглёр поставил на нОс картонный цилиндр;

старик туг нА ухо, но: мать посмотрела на Ухо мальчика.

 

Мы скажем взять грех нА душу. Это устойчивый оборот, и удар. в нем закреплено. Но нельзя говорить: столько-то продукции приходится нА душу населения. Мы говорим свалиться как снег нА голову. Это тоже фразеологизм, в котором ударение традиционно ставится на предлог. Но нельзя говорить: он бросил конфетти нА головы друзей.

 

Часто ударение в русском языке переносится  на предлог НА при сочетании его с числительными: нА два, нА три, нА пять, нА десять, нА сто, нА двое, нА трое. Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения удар. не происходит: уехать на двА-трИ дня, на пЯть-шЕсть месяцев, на двОе-трОе суток. Произнесение нА два-три, нА три-пять - неверное. Предлог остается безударным и в том случае, когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на двА или трИ дня, на пЯть или шЕсть месяцев, на двОе или трОе суток.

 

Не переносится ударение в русском языке на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравните: уехать нА два месяца - уехать на двА месяца и десять дней; командировка нА год - командировка на гОд и три месяца; встреча назначена нА три часа - встреча назначена на трИ часа тридцать минут.

 

Наконец, следует сказать, что иногда содержание текста подсказывает необходимость сохранить удар. на знаменательном слове, а не переносить его на предлог. В беседе о творчестве известного русского композитора речь шла о сюите на двЕ русские темы (а не нА две). Ведущий специально выделил слово две, чтобы обратить на это внимание аудитории.

 

ЗА - зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА город, зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА сорок.

 

Но и здесь те же ограничения:

 

спрятать руки зА спину - спрятаться за спИну матери;

схватить зА руки - схватить за рУки и нОги;

туда можно добраться зА два часа - за двА часа сорок минут.

 

ПО - пО лесу, пО полю, пО полу, пО носу, пО два, пО три, пО сто, пО двое, пО трое.

 

Не переносится удар. на предлог при сочетании его с числительными пять, шесть, семь, восемь, девять, десять... сорок и сложными числительными одиннадцать, двенадцать, пятьсот, шестьсот и т.д.: по пЯть часов, по шЕсть дней, по дЕвять рублей, по сОрок копеек.

 

Ударение не переносится и в описанных выше случаях:

 

по двЕ-трИ тарелки, по пЯть-шЕсть человек;

по двОе-трОе суток, по двА или трИ дня;

по двОе ши трОе суток, по трОе с половиной суток;

пО два центнера, но по двА и три десятых центнера.

 

ПОД - пОд ноги, пОд руки, пОд гору, пОд нос, пОд вечер.

ИЗ - Из дому, Из лесу, Из виду, Из носу.

БЕЗ - бЕз вести, бЕз году неделя, бЕз толку.

ОТ- час От часу, год От году, От роду.

 

Некоторые двусложные предлоги всегда бывают безударными. Таковы ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и предлоги с беглым О: ПОДО, НАДО, ОБО, ОТО, ИЗО - из-за лЕса, из-под столА, подо мнОй, обо мнЕ, ото всЕх, изо всЕх.

 

Слабоударяемые слова - это те слова, которые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов. Такое ударение называют побочным. Слабоударяемыми словами бывают многие наречные предлоги, такие, как ПОСЛЕ, КРУГОМ, МИМО, ВОКРУГ, НАПРОТИВ, ПОПЕРЕК, ОКОЛО и другие. То, что на эти слова падает лишь ослабленное удар., ясно ощущается при сопоставлении с фразами, в которых слова эти, употребленные в качестве наречий, становятся носителями нормального удар.:

 

мать стояла сзади детЕй - река осталась сзАди;

поезд мчался мимо полЕй - машина проехала мИмо;

он помахал вслед автОбусу - люди что-то кричали вслЕд;

мы придём после чАса - мы придём к вам пОсле;

около дОма был родник - довольно ходить вокруг да Около.

 

Побочное ударение (или второстепенное) обозначается знаком "гравис", в отличие от основного удар., обозначаемого знаком "акут". Побочное удар. имеет обычно предлог СКВОЗЬ: пробираться сквозь чАщу, сквозь зАросли, сквозь тумАн. Всегда несёт на себе побочное удар. и предлог КРОМЕ: собрались все, кроме негО; ничего не надое собой брать, кроме кнИг; кроме берЁз, здесь были и липы. Слабоударяемыми бывают некоторые глагольные формы и вводные слова БЫЛО, БЫВАЛО, СТАЛО БЫТЬ: я хотЕл было взяться за чтение; сидЕли мы, бывало, вечерами вместе и беседовали; Он, стало быть, собрался уехать?

 

Однако не следует увлекаться побочными ударениями. Если речь диктора выдержана в умеренном темпе, произношение безударных слов - с второстепенным удар., а слабоударяемых слов - с нормальным удар. будет создавать избыточную акцентуацию, которая лишь утяжеляет восприятие речи и мешает слушателям.

 

Слова с побочным ударением привлекают к себе особое внимание. В большинстве своём каждое самостоятельное слово имеет всего одно удар. Но есть слова с большим количеством слогов и сложные по составу, которые имеют еще и побочное удар. Это главным образом:

 

слова, образованные путем сложения двух основ: цельнометаллИческий, черепно- мозговОй, бессрочноотпускнОй;

слова с некоторыми префиксами иноязычного происхождения: антиклерикАльный, ультрареакциОнный, супероблОжка, ремилитаризАция;

сложносокращенные слова: земснарЯд, райсовЕт, обллИт, энергосбЫт, партконферЕнция.

 

Если в слове два ударения, то основное ударение будет располагаться ближе к концу слова, а ближе к началу находится побочное. Также имеет значение и удалённость основного удар. от начала слова: человеконенавИстник, времяпрепровождЕние, хлопкоочистИтельный.

 

Широко употребляемые сложные слова, если они невелики, обычно не имеют побочного ударения: пылесОс, водостОк, садовОд, водопровОд, чернозЁм, благодАрный, дальнозОркий, землемЕр, многовековОй. Без побочного удар. произносятся и такие распространённые слова, как землетрясЕние, сельскохозЯйственный и другие.

 

Побочные ударения чаще появляются в книжных по стилистической окраске словах: (клятвопреступлЕние, книгохранИлище) и в специальных словах: (электронновАкуумный, гальваноакУстика, радиорепортАж, киносценАрий, фотокорреспондЕнт, шахтоподъЁмник).

 

Бывает, при образовании сложного слова путем словосложения основное удар. перемещается ближе к центру слова и оказывается не на том слоге, на который падает в слове, употребленном самостоятельно. Так, мы говорим:

 

боЕц - но молотобОец, сваебОец;

волновОй - но коротковолнОвый, длинноволнОвый;

заводскОй - но электрозавОдский;

леснОй - но малолЕсный;

привознОй - но дальнепривОзный;

проводнОй - по электропровОдный;

продавЕц - но книгопродАвец;

сплавнОй - но лесосплАвный;

творЕц - но стихотвОрец;

ушнОй - но околоУшный;

цветнОй - но одноцвЕтный.

 

Сложные прилагательные и сложные порядковые числительные, в первой части которых есть 3, 4, от 11 до 20, а также 30, 40, 50, 60... 100, нередко произносятся с двумя ударениями (побочное - на числительном): одиннадцатиметрОвый, пятнадцатилитрОвый, семидесятикилометрОвый, девяностолЕтний, стотЫсячный.

 

С двумя побочными удар. на первой части и с основным ударением на второй части произносятся сложные слова четырёхсотрублЁвый, электромашиностроЕние, автомотогОнщик.

Всегда имеют побочное удар. сложные слова, пишущиеся через дефис: контр-адмирАл, кают-компАния, плащ-палАтка, яхт-клУб.

 

Побочное ударение  может падать на некоторые приставки: СВЕРХ-, ПОСЛЕ-, МЕЖ-. Но и здесь играет роль степень употребительности слова. Например, с побочным удар. произносятся слова послеубОрочный, послеоперациОнный, послеродовОй. Но оно отсутствует у слов послезАвтрашний, послеобЕденный, послеслОвие. А в словах с приставками МЕЖ- к СВЕРХ- побочное удар. ставится всегда: межнационАльный, межотраслевОй, межпланЕтный; сверхглубИнный, сверхмобИльный сверхскоростнОй.

 

Побочное ударение необходимо, чтобы правильно произносить соответствующие гласные в слове. Если произнести слово хозмАг без второстепенного удар., то оно будет звучать так: хазмАк. Слушатель может не догадаться о значении такого слова. Следовательно, побочное удар. выполняет важную смысловую функцию. Кроме того, оно играет и существенную стилистическую роль. Появление второстепенного удар. там, где оно не обязательно, свидетельствует о просторечном стиле, например: общежИтие, восемьсОт, девятьсОт. Кроме недопустимой просторечной окраски, такая избыточная ударность придаёт речи утомительность и трудна для восприятия.

 

Изобразительно-выразительные возможности ударения широко используются в публицистических и художественных произведениях. Автор даёт персонажу яркую характеристику, показав своеобразие его удар. и произношения. Проявляются социальная, национальная, профессиональная принадлежность персонажа и степень его образованности. Но, в стилистически нейтральной речи отступление от литературных норм недопустимо. Нормативное словесное ударение способствует правильному восприятию и действенности звучащего слова.


 

Особенности ударения в некоторых русских словах

Особенности ударения в некоторых русских словах

Именно ударение может: •отличать одно слово от другого;

Именно ударение может: •отличать одно слово от другого;

Ударение в словах. Особенности ударения

Ударение в словах. Особенности ударения

Разноместность ударения является причиной того, что на практике могут параллельно существовать два и более акцентных варианта

Разноместность ударения является причиной того, что на практике могут параллельно существовать два и более акцентных варианта

Например, кнИга во всех падежных формах единственного и множественного числа сохраняет удар

Например, кнИга во всех падежных формах единственного и множественного числа сохраняет удар

Яде, но: в рядУ; снег - о снЕге, но: в снегУ, на снегУ; степь - о стЕпи, но: в степИ; тень - о тЕни, но:…

Яде, но: в рядУ; снег - о снЕге, но: в снегУ, на снегУ; степь - о стЕпи, но: в степИ; тень - о тЕни, но:…

А, гнАло, гнАли; зАдал, задалА, зАдало, зАдали; нАчал, началА, нАчало, нАчали;

А, гнАло, гнАли; зАдал, задалА, зАдало, зАдали; нАчал, началА, нАчало, нАчали;

В этих случаях ударение, по нормам орфоэпии, сохраняется на основе во всех формах, кроме формы женского рода

В этих случаях ударение, по нормам орфоэпии, сохраняется на основе во всех формах, кроме формы женского рода

К этой группе относятся такие глаголы, как: группировАть, лакировАть, маршировАть, маскировАть, нормировАть, пломбировАть, премировАть

К этой группе относятся такие глаголы, как: группировАть, лакировАть, маршировАть, маскировАть, нормировАть, пломбировАть, премировАть

Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возможен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого оборота или когда оно выступает в обстоятельственном…

Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возможен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого оборота или когда оно выступает в обстоятельственном…

ЗА - зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА город, зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА…

ЗА - зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА город, зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА…

Слабоударяемые слова - это те слова, которые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов

Слабоударяемые слова - это те слова, которые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов

Если в слове два ударения, то основное ударение будет располагаться ближе к концу слова, а ближе к началу находится побочное

Если в слове два ударения, то основное ударение будет располагаться ближе к концу слова, а ближе к началу находится побочное

С двумя побочными удар. на первой части и с основным ударением на второй части произносятся сложные слова четырёхсотрублЁвый, электромашиностроЕние, автомотогОнщик

С двумя побочными удар. на первой части и с основным ударением на второй части произносятся сложные слова четырёхсотрублЁвый, электромашиностроЕние, автомотогОнщик
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021