Особенности урока письма
Письмо проводится непосредственно за уроком обучения грамоте. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма, а урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения. В последнее время распространяется практика интегрированных уроков обучения грамоте и письму.
Урок обучения письму проводится по следующей схеме.
1. Оргмомент. Упражнения для пальцев.
2. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; знакомство с письменной буквой, сравнение её с печатной.
3. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ зрительных элементов буквы.
4. Показ учителем с одновременным объяснением; анализ двигательных элементов.
5. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.
6. Чтение и звукобуквенный анализ соединений (слогов).
7. Письмо соединений (слогов).
8. Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений.
9. Письмо слов, предложений; выполнение различных заданий.
10. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись
В течение урока нужно 2-3 раза проводить физпаузы как сидя за партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса). Упражнения в письме следует чередовать с устной работой, чтобы предотвратить утомляемость детей. Необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы.
Уроки обучения письму, приемы, используемые на этих уроках, будут эффективными лишь в тех случаях, когда вся деятельность учителя направлена на преодоление трудностей, испытываемых отдельными учениками. В связи с этим большое значение приобретает индивидуальная работас детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого ученика к письму и оказывать индивидуальную помощь тем, кто испытывает наибольшие трудности
Урок письма«Строчная буква н»
(по Сторожевой Н.А.)
Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Скучать не-когда»:
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
— Что ты ищешь там?
— Нектар!
— А тебе не надоело,
Не наскучило искать?
— Нет!
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать.
Слово нектар проговаривается по слогам (не-ктар). Уточняется его значение. Учитель предлагает детям помочь пчеле отыскать растения, в названии которых есть звук [н] или [н'| (цветы: ноготки, настурция, незабудки, пион, ландыш, тюльпан, анютины глазки, львиный зев, медуница; цветущие кустарники: сирень, жасмин, шиповник, калина, бузина; цветущие деревья: яблоня, вишня, черешня, рябина, каштан, клен, ясень, апельсиновое дерево, магнолия). Желательно использовать предметные картинки, иллюстрации.
— Сегодня, — говорит учитель, — у буквы н новоселье, Согласные (а их много) решили пропустить букву н вперед «Иди первой, заселяй свою улицу, ты чаще других встреч! ешься в словах. Тебе предоставляется право научить ребят] писать первые слоги».
Показ строчной буквы н, сравнение печатной и письменной букв н.
Подготовка к чтению слогов СГ. Игра «Эхо». Учитель держит на уровне своих губ карточку с письменной буквой н и протяжно произносит каждую из пяти гласных. Дети хором вторят ему (а-а-а — на-а-а, и-и-и — ни-и-и и т. д.). Игра продолжается у доски, где письменными буквами (в стм бик) записаны пять гласных. Учитель показывает гласную — мальчики протяжно читают ее. Учитель быстро приставляет к ней букву н — девочки произносят получившийся слог. Затем мальчики и девочки меняются ролями.
Работа в прописи. Чтение письменных слогов-слияний, сравнение их с печатными.
Рисование и закрашивание узора «Цветы».
Минута отдыха: «песенка» колокольчика. Дети быстро-ыстро встряхивают кулачками, кистями, пальчиками («песенка» звучит то тише, то громче).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.