Особенности воспитания современного поколения школьников
Оценка 4.7

Особенности воспитания современного поколения школьников

Оценка 4.7
doc
11.02.2024
Особенности воспитания современного поколения школьников
Статья теория поколений.doc

Особенности воспитания современного поколения школьников

 

Чтобы понять, каким будет завтра, нужно уже сейчас серьезно отнестись к воспитанию младших школьников. Согласно теории поколений (основоположники американские исследователи Нейл Хоу и Уильям Штраус), каждые 20-25 лет появляется поколение, ценности и воззрения которого разнятся с взглядами родителей. Еще не так давно выделяли пять поколений: Z (c 2000г.), Y или миллениалы (1984-2004г.), Х или неизвестное поколение (1963-1984г.), Бэби-бумеров (1943-1963г.), молчаливое поколение (1923-1943г.).

Современный технический прогресс ускорил смену поколений (средний цикл – 20 лет). Не успели мы привыкнуть к новому поколению Z, как ему на смену пришло новое. Те, кто родился после 2010 года, уже принадлежат к новому поколению-альфа (А). Это название символично и подчеркивает, что старая хронология поколений обнулилась и человечество начинает новый алфавит: новый алфавит, новая буква, новое начало.

У каждого поколения есть свои характерные черты. Так, демографы считают, что миллениалов отличает одержимость к самовыражению, а поколение Z можно охарактеризовать словом «толерантность». Когда родятся последние представители поколения альфа (примерно в 2025-м), их будет почти 2 млрд. Что нам ждать от них?

Альфа в корне отличаются от предшественников по многим пунктам. По статистике, примерно 90 % современных детей уже к 2 годам умеют пользоваться планшетами, а каждый пятый имеет личный гаджет в 3–4 года. Они динамичные пользователи всемирной паутины.  Обретают навык пользования ютубом раньше, чем начинают читать и писать. Неудивительно, что эти дети с ранних лет учатся выбирать сами, что и как им смотреть в интернете, поэтому для них крайне важна свобода выбора и персонализация.

Они выросли в окружении нескончаемого количества игрушек, одежды, технических устройств. Они быстро утрачивают интерес к чему-либо, их трудно поразить или осчастливить. Они осведомлены и компетентны во многих вопросах, не подвластных детскому восприятию еще 10 лет назад, таких как взаимоотношения родителей, причины финансовых проблем в семье и для чего, в принципе, нужны деньги.

Альфы очень быстро прогоняют информацию через себя и проводят ее детальный анализ. Но есть и обратная сторона медали: им очень тяжело дается удерживать в голове получаемые сведения. У некоторых бывает так, что они не могут запомнить даже адреса, где они живут. Их мышление кардинально отличается от всех предшественников: им важно не запоминать адреса, даты или имена, а знать, через какой источник лучше найти необходимые сведения, как их классифицировать и применить в дальнейшем. Есть проблемы с длительной концентрацией̆. В их мире картинка вытесняет текст, а среднее время концентрации на одном посте сократилось до 1 секунды, хотя даже у людей Z оно достигает порядка 8 секунд. Сегодня секунда — это то время, за которое человек научился понимать, интересен ему этот контент или нет. Благодаря этому у детей альфа очень хорошо развивается критическое мышление.

Поглощенность интернетом и технологиями современных детей влечет к их эмоциональной бедности. Сокращение реальных контактов с другими людьми делает набор чувств скудным: дети поколения альфа упрощают спектр эмоций, не умеют их выражать.

Кроме технического прогресса на формирование личности человека влияют и другие факторы такие, как внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей.

Вновь обратимся к теории поколений. Родителями детей альфа являются представители поколения Y - Миллениалы, а бабушками и дедушками – представители поколения Х.

Родители. Как считают специалисты, миллениалы — одно из самых тяжелых поколений для общественного восприятия. Миллениалов в России примерно 28,5% населения (годы рождения 1984 – 2000). Данная категория людей выросла в очень непростой период. Перестройка, «девяностые», появление зарубежных товаров, многочисленные возможности для личностного роста, дух свободы, пейджеры, сотовые телефоны, интернет и компьютерные игры — сформировали особенных людей. Они привыкли полагаться на себя, а не на государственные институты, и не стремятся участвовать в политических процессах. Они легко принимают новое, но не стремятся обзаводиться семьёй. Благодаря смартфонам игреков называли «поколением большого пальца», поскольку они были первыми людьми, кто набирал сообщения в телефоне пальцем одной руки. Миллениалы слишком доверчивы к сведениям, получаемым через Интернет-ресурсы. В большинстве случаев с игреками их обеспечивают родители до тех пор, пока те очень крепко не встанут на ноги. И они в свою очередь не спешат с трудоустройством, объясняя это тем, что работа должна приносить удовольствие.

Бабушки и дедушки. Поколение X — многочисленно, в России это примерно тридцать миллионов человек, родившиеся в промежуток с 1964 до 1984 года. Родители иксов прошли Великую Отечественную войну или появились на свет сразу же после ее завершения. Большинство времени они уделяли своей работе, а не воспитанию детей. Большая часть иксов была предоставлена самим себе в детстве и в подростковый период, то есть выросли самостоятельно. Дети, выращенные идейными патриотами, однако, в большинстве своём не унаследовали их ценности. Резкое изменение курса страны научило их полагаться только на себя и быстро перестраиваться. В то же время слабеют семейные связи: бум разводов пришёлся именно на это поколение. Иксы менее патриотичны, чем их предшественники и это легко объяснить, на их глазах прекратила существование страна.

Подведем итог. Вследствие каждого временного события меняется привычный уровень комфорта большинства людей, появляются или исчезают профессии и промышленные компании, потребности общества растут или падают. Каждое изменение в определенном хронологическом интервале воздействует на формирование взглядов подростков на жизнь. Однако, система ценностей предыдущего поколения остается, почти, неизменной.

Младшие школьники - это многообещающее поколение альфа, которое, будет двигать наш мир вперед. Из-за юного возраста пока рано делать какие-либо однозначные выводы об их особенностях. Но, уже сейчас можно выделить некоторые риски в их развитии – это эмоциональная неподготовленность детей к восприятию семейных и патриотических ценностей. Возникает вопрос: что является сдерживающей силой развития данных рисков?

Наш ответ – память, т.е. то, что объединяет все поколения и то, что выражается в историческом, культурном, духовном наследии народа. Наследие народа понимают, как нечто ценное, выдержанное испытанием времени и передаваемое из поколения в поколение. Выдающийся ученый и академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство».

Педагогам необходимо целенаправленно и планомерно приобщать как школьников, так и их родителей к ценностям народов России. И приоритет данного направления в школьном образовании не должен ограничиваться временными рамками и возрастом. 

 

Интернет-ресурсы:

  1. Е. Леонова, статья «От Х до Z (и почему это важно)».
  2. Приднепровский государственный университет, статья «Теория поколений … X,Y,Z и A (альфа) – кто есть кто?».
  3. Образовательная платформа Умназия, статья «Дети поколения альфа: как их воспитывать?».
  4. Образовательная платформа SMART, статья «Бумеры, зуммеры и миллениалы: кто есть кто?».

 


Скачано с www.znanio.ru

Особенности воспитания современного поколения школьников

Особенности воспитания современного поколения школьников

Данная категория людей выросла в очень непростой период

Данная категория людей выросла в очень непростой период
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2024