Особенности воспитания современного поколения школьников
Чтобы понять, каким будет завтра, нужно уже сейчас серьезно отнестись к воспитанию младших школьников. Согласно теории поколений (основоположники американские исследователи Нейл Хоу и Уильям Штраус), каждые 20-25 лет появляется поколение, ценности и воззрения которого разнятся с взглядами родителей. Еще не так давно выделяли пять поколений: Z (c 2000г.), Y или миллениалы (1984-2004г.), Х или неизвестное поколение (1963-1984г.), Бэби-бумеров (1943-1963г.), молчаливое поколение (1923-1943г.).
Современный технический прогресс ускорил смену поколений (средний цикл – 20 лет). Не успели мы привыкнуть к новому поколению Z, как ему на смену пришло новое. Те, кто родился после 2010 года, уже принадлежат к новому поколению-альфа (А). Это название символично и подчеркивает, что старая хронология поколений обнулилась и человечество начинает новый алфавит: новый алфавит, новая буква, новое начало.
У каждого поколения есть свои характерные черты. Так, демографы считают, что миллениалов отличает одержимость к самовыражению, а поколение Z можно охарактеризовать словом «толерантность». Когда родятся последние представители поколения альфа (примерно в 2025-м), их будет почти 2 млрд. Что нам ждать от них?
Альфа в корне отличаются от предшественников по многим пунктам. По статистике, примерно 90 % современных детей уже к 2 годам умеют пользоваться планшетами, а каждый пятый имеет личный гаджет в 3–4 года. Они динамичные пользователи всемирной паутины. Обретают навык пользования ютубом раньше, чем начинают читать и писать. Неудивительно, что эти дети с ранних лет учатся выбирать сами, что и как им смотреть в интернете, поэтому для них крайне важна свобода выбора и персонализация.
Они выросли в окружении нескончаемого количества игрушек, одежды, технических устройств. Они быстро утрачивают интерес к чему-либо, их трудно поразить или осчастливить. Они осведомлены и компетентны во многих вопросах, не подвластных детскому восприятию еще 10 лет назад, таких как взаимоотношения родителей, причины финансовых проблем в семье и для чего, в принципе, нужны деньги.
Альфы очень быстро прогоняют информацию через себя и проводят ее детальный анализ. Но есть и обратная сторона медали: им очень тяжело дается удерживать в голове получаемые сведения. У некоторых бывает так, что они не могут запомнить даже адреса, где они живут. Их мышление кардинально отличается от всех предшественников: им важно не запоминать адреса, даты или имена, а знать, через какой источник лучше найти необходимые сведения, как их классифицировать и применить в дальнейшем. Есть проблемы с длительной концентрацией̆. В их мире картинка вытесняет текст, а среднее время концентрации на одном посте сократилось до 1 секунды, хотя даже у людей Z оно достигает порядка 8 секунд. Сегодня секунда — это то время, за которое человек научился понимать, интересен ему этот контент или нет. Благодаря этому у детей альфа очень хорошо развивается критическое мышление.
Поглощенность интернетом и технологиями современных детей влечет к их эмоциональной бедности. Сокращение реальных контактов с другими людьми делает набор чувств скудным: дети поколения альфа упрощают спектр эмоций, не умеют их выражать.
Кроме технического прогресса на формирование личности человека влияют и другие факторы такие, как внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей.
Вновь обратимся к теории поколений. Родителями детей альфа являются представители поколения Y - Миллениалы, а бабушками и дедушками – представители поколения Х.
Родители. Как считают специалисты, миллениалы — одно из самых тяжелых поколений для общественного восприятия. Миллениалов в России примерно 28,5% населения (годы рождения 1984 – 2000). Данная категория людей выросла в очень непростой период. Перестройка, «девяностые», появление зарубежных товаров, многочисленные возможности для личностного роста, дух свободы, пейджеры, сотовые телефоны, интернет и компьютерные игры — сформировали особенных людей. Они привыкли полагаться на себя, а не на государственные институты, и не стремятся участвовать в политических процессах. Они легко принимают новое, но не стремятся обзаводиться семьёй. Благодаря смартфонам игреков называли «поколением большого пальца», поскольку они были первыми людьми, кто набирал сообщения в телефоне пальцем одной руки. Миллениалы слишком доверчивы к сведениям, получаемым через Интернет-ресурсы. В большинстве случаев с игреками их обеспечивают родители до тех пор, пока те очень крепко не встанут на ноги. И они в свою очередь не спешат с трудоустройством, объясняя это тем, что работа должна приносить удовольствие.
Бабушки и дедушки. Поколение X — многочисленно, в России это примерно тридцать миллионов человек, родившиеся в промежуток с 1964 до 1984 года. Родители иксов прошли Великую Отечественную войну или появились на свет сразу же после ее завершения. Большинство времени они уделяли своей работе, а не воспитанию детей. Большая часть иксов была предоставлена самим себе в детстве и в подростковый период, то есть выросли самостоятельно. Дети, выращенные идейными патриотами, однако, в большинстве своём не унаследовали их ценности. Резкое изменение курса страны научило их полагаться только на себя и быстро перестраиваться. В то же время слабеют семейные связи: бум разводов пришёлся именно на это поколение. Иксы менее патриотичны, чем их предшественники и это легко объяснить, на их глазах прекратила существование страна.
Подведем итог. Вследствие каждого временного события меняется привычный уровень комфорта большинства людей, появляются или исчезают профессии и промышленные компании, потребности общества растут или падают. Каждое изменение в определенном хронологическом интервале воздействует на формирование взглядов подростков на жизнь. Однако, система ценностей предыдущего поколения остается, почти, неизменной.
Младшие школьники - это многообещающее поколение альфа, которое, будет двигать наш мир вперед. Из-за юного возраста пока рано делать какие-либо однозначные выводы об их особенностях. Но, уже сейчас можно выделить некоторые риски в их развитии – это эмоциональная неподготовленность детей к восприятию семейных и патриотических ценностей. Возникает вопрос: что является сдерживающей силой развития данных рисков?
Наш ответ – память, т.е. то, что объединяет все поколения и то, что выражается в историческом, культурном, духовном наследии народа. Наследие народа понимают, как нечто ценное, выдержанное испытанием времени и передаваемое из поколения в поколение. Выдающийся ученый и академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство».
Педагогам необходимо целенаправленно и планомерно приобщать как школьников, так и их родителей к ценностям народов России. И приоритет данного направления в школьном образовании не должен ограничиваться временными рамками и возрастом.
Интернет-ресурсы:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.