Адаптация младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы
Период адаптации в 5 классе считается одним из труднейших периодов школьного обучения
ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ МОГУТ БЫТЬ РАЗЛИЧНЫ: от состояния физического здоровья пятиклассника, связанного с возрастными изменениями в организме до учебных трудностей, вызванных пробелами в знаниях за предшествующие периоды обучения
Все переживания этого возраста естественны и неизбежны, помогают ученику взрослеть, поэтому родителям необходимо быть внимательнее и заботливее к детям в новом периоде их школьной жизни
Переход от одного привычного учителя к взаимодействию с несколькими предметниками
Ломаются привычные стереотипы и самооценка ребёнка – ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько
Ребёнок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны
Проблемы с разнообразием требований, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками
Первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному!
ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ НА ДАННОМ ЭТАПЕ – ПОЗНАКОМИТЬСЯ СО ВСЕМИ УЧИТЕЛЯМИ, КОТОРЫЕ БУДУТ РАБОТАТЬ В КЛАССЕ. Попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста, как в учебной, так и во внеучебной деятельности
Трудности могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций –анализа, синтеза, с плохим речевым развитием… Недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные или несформированные знания, умения и навыки приводят к недостаткам развития памяти, внимания, мышления и соответственно к трудностям понимания и восприятия нового потока информации в виде разнообразия предметов и учителей, к трудностям адаптации в пятом классе.
Повышение уровня ситуативной тревожности, изменение целостного образа «Я ученика», снижение самооценки
Трудности могут быть связаны с определённой деиндивидуализацией, с обезличиванием подхода к школьнику
Слабая произвольность поведения
Умение замечать детали, наблюдательность являются теми свойствами, которые подростки очень ценят в себе и других
Эмоциональное отношение к любой деятельности
Основной опасностью периода является фактор изменения личностного смысла учения
Постепенное снижение интереса к учебной деятельности
Обязательно надо контролировать ребёнка, особенно в первые два месяца обучения в средней школе. Но ни в коем случае не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший человек», не оценивать личные достижения подростка только достижениями в учёбе.
Нежелание, «невозможность» постоянно заниматься
И в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.
Для пятиклассников характерно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету
Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане…
Поэтому в учебных и во всех других занятиях важно помочь подростку выработать объективные критерии своей собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить ( с помощью взрослых)пути их совершенствования.
Сделайте так, чтобы ребёнок ощутил Вашу поддержку и помощь:
Обеспечьте ему спокойную обстановку, чёткий режим;
Давайте возможность ему выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит или огорчает;
Воодушевляйте подростка на рассказ о своих школьных делах, каждый день выделяйте время для беседы с ребёнком о том, что произошло за день, проявляя живой интерес ко всем деталям и событиям;
Регулярно интересуйтесь успехами вашего ребёнка у учителей, его поведением и взаимоотношениями с другими детьми;
Необходима смена учебной деятельности дома
Создайте условия для двигательной активности подростка между выполнением домашних заданий;
Наблюдайте за правильной позой туловища во время выполнения домашних заданий, соблюдением светового режима (следите за нагрузкой на глаза);
Организуйте разминки между занятиями (домашними заданиями по предметам) в виде физ-минуток, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику для снятия нервно-мышечного напряжения ( можно создать спортивный уголок дома и приучить к регулярной физической активности);
Заботьтесь о закаливании ребёнка, о рационе и режиме питания, включая фрукты, овощи, витамины, укрепляющие здоровье и физическое состояние;
Давайте указания по бытовым домашним делам, приучайте к уборке, самостоятельности и аккуратности.
Исключите такие меры наказаний, как физические и психические:
Не допускайте такие меры воздействия как крики, лишение чего-то значимого, важного для ребёнка, избегайте запугиваний и унизительных оскорблений, критики, особенно в присутствии других людей (сверстников, бабушек, дедушек…);
Выражая своё недовольство или возмущение, выражайте только в отношении конкретных действий, но не в отношении личности в целом, избегая оскорбительных фраз и навешивания ярлыков, типа «ты плохой, дурак, ни на что не годишься» и т.п.;
Осуждайте действия, но не чувства ребёнка;
Позволяйте подростку сталкиваться с отрицательными последствиями его действий или бездействий, только тогда он будет «взрослеть», становиться сознательным.
Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка
Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела подростка: пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение;
О своих чувствах говорите ребёнку от первого лица, сообщайте ему о своих переживаниях, а не о нём и его поведении;
Не оценивайте личные достижения подростка лишь достижениями в учёбе;
Конечно, надо контролировать ребёнка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но ни в коем случае не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший человек». Если у подростка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать её на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чём-то другом. Сильная «зацикленность» на учебных проблемах, провоцирование скандалов из-за двоек может ухудшить вашу эмоциональную связь и взаимоотношения, привести к отчуждению подростка.
Общайтесь с подростком на «положительном подкреплении»
При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех, подчеркните. И вознаграждайте за его успехи, за его труд – это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, кафе… иначе ребёнок может подумать, что нет смысла стараться, ведь никто не заметит его успеха.
Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?», не требуйте от ребёнка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчён.
Двойка для слабого ученика и четвёрка для отличника – уже достаточное наказание. Не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки, ведь дома он ждёт от родителей помощи, сочувствия и поддержки. Если при трудностях ребёнка с двух сторон наказывают и учителя, и родители, то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда.
Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами
Установите вместе с ребёнком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к домашним заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть всё необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако, при возникновении вопросов по домашним заданиям, помогите ребёнку найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
При совместной работе наберитесь терпения, умейте сдерживаться, спокойно объяснять и повторять одно и то же несколько раз, без упрёков и раздражения.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения
При любой возможности пытайтесь избежать изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение таких важных школьных событий, как начало и окончание учебного года, переход из начальной школы в среднюю, переход в старшую школу, первые два месяца адаптационного периода. Спокойствие домашней жизни вашего ребёнка (комфортный психологический климат внутри семьи) поможет ему более эффективно решать проблемы в школе
В течение адаптационного периода (1-е полугодие) у пятиклассника должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявится в новой личностной позиции:
По отношению к учебной деятельности;
По отношению к школьным предметам;
По отношению к одноклассникам;
В новом отношении к внутреннему миру собственного «Я»
Основные изменения, происходящие с младшими подростками (10-12 лет), касаются
• учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию
• сферы общения с товарищами, которое становится «особой формой жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе
• взросления как новообразования младшего подросткового
периода – специфической формы самосознания, социального по своей природе и проявляющегося в «чувстве взрослости»
• овладения этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого. Это также указывает
на новый этап в становлении самосознания подростков.
Новообразования этого возраста
• Чувство взрослости. С его помощью подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, находит образцы для усвоения поведения и способов общения
• Рационально структурированная внутренняя позиция. Целостность восприятия окружающего и самого себя, осмысленность переживаний, что вызывает и новое отношение к себе.
• Осознание и обоснованность самооценки. Ее адекватность оценкам подростка сверстниками и значимыми взрослыми.
• Стремление экспериментировать. Если не предоставлять возможность культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей внешностью
• Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего – также отличительная особенность этого возраста.
• Полоролевая идентификация. Полоролевые эталоны являются «идеальным планом жизнедеятельности» и усваиваются младшим подростком благодаря рефлексивному обороту на себя
• Согласованная Я-концепция. Осмысливается с помощью понятия потребность
Особенности развития в младшем подростковом возрасте (10-12 лет)
Детям этого возраста очень тяжело усидеть в здании. Порой даже интересное занятие не сможет их заинтересовать, если на улице благоприятная погода для прогулки. Как можно чаще организовывайте разнообразные экскурсии, прогулки, походы, игры на природе, семейные выезды - викэнды.
• переполнены | Планируйте |
Превращаются из ребёнка во взрослого и приобретают способности, присущие полу
В этот момент подростки нуждаются в особой поддержке и понимании. Помогите ребёнку почувствовать, что он по-своему привлекателен
Никогда не акцентируйте внимание на их физическом развитии. Мальчики и девочки этого возраста часто боятся, что кто-то увидит их тело. Уважайте их чувства. Рассказ о сходных чувствах может помочь ребенку чувствовать себя свободней.
Подростковый возраст связан прежде всего с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане, дети осваивают окружающую среду за порогом класса и школы. Поэтому задача родителей – помочь в этом сложном деле, интересоваться кругом его друзей и знакомств. Хорошо бы больше знакомиться с его друзьями, одноклассниками, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. Позволяйте общаться с ребятами после школьных занятий.
Учатся в активной деятельности.Очень критичны, особенно со взрослыми.
Проявляется сильное осознание истории, географии, интерес к
фактическому изучению.
В этом возрасте дети ищут лидера, на которого в то же
время можно положиться.
Поэтому будьте примером осмысленности и правоты.
Умейте выслушивать подростков и чаще
говорите с ними на интересующие их темы.
Активно развивается логическое мышление, преобладает конкретное мышление
Дайте возможность детям высказываться, делать
свой выбор в поступках.
Учите их разумно обосновывать поступки. Всегда оценивайте различные точки зрения. Дайте понять детям, что вы не безразличны к их мнению.
Трудно воспринимают абстракции: избегайте использования примеров, которые скорее запутывают, нежели проясняют мысли. Объясняйте просто и ненавязчиво, не используйте замысловатые фразы и символы.
Желают делать все хорошо, но теряют интерес, если оказывается давление
Привлекайте и поощряйте попытки новых видов деятельности, помогите им развиваться и одновременно учите доводить дело до конца.
Чаще хвалите и поддерживайте идеи подростков, учитывая его возрастные потребности:
Потребность в положительной оценке себя во взаимодействии со сверстниками и значимыми взрослыми.
Потребность эмоционального самовыражения и взаимодействия.
Особенности кризиса:
Снижение продуктивности в учебной и творческой деятельности;
Переход от конкретного к абстрактному мышлению;
Проявляется взросление ребёнка (негативизм, беспокойство, стремление к одиночеству, защита личных границ )
Повышение тревожности;
На первое место по значимости выходит общение со сверстниками.
Перепады настроения, эмоциональное напряжение у подростка всегда сопровождается мышечным напряжением
Нервное напряжение влечёт за собой напряжение мускулатуры всего тела: лица, шеи, спины и т.д.
Для снятия нервного напряжения используются релаксационные приёмы и упражнения как профилактика и лечение детских неврозов.
Релаксация – освобождение от мышечного напряжения, расслабление.
Расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению.
Чем больше расслаблены мышцы тела, тем глубже состояние общего покоя.
Главная рекомендация:больше любви, доброты в общении с ребёнком
БОЛЬШЕ ТЕРПЕНИЯ И ВЫДЕРЖКИ, больше понимания и чуткого отношения к подростку, и тогда адаптация пройдёт успешно.
Родителям и педагогам следует помнить, что здоровая нервная система – залог успешного обучения в школе.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание
Возьмите на заметку:
в МОАУ «СОШ №52» работают специалисты, к которым Вы можете обратиться за консультацией в сложной ситуации –
педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.