Особенности возраста в период адаптации пятиклассника
Оценка 4.9

Особенности возраста в период адаптации пятиклассника

Оценка 4.9
pptx
27.10.2020
Особенности возраста в период адаптации пятиклассника
Особенности возраста в период адаптации пятиклассника, рекомендации родителям.pptx

Адаптация младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы

Адаптация младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы

Адаптация младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы

Период адаптации в 5 классе считается одним из труднейших периодов школьного обучения
ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ МОГУТ БЫТЬ РАЗЛИЧНЫ: от состояния физического здоровья пятиклассника, связанного с возрастными изменениями в организме до учебных трудностей, вызванных пробелами в знаниях за предшествующие периоды обучения
Все переживания этого возраста естественны и неизбежны, помогают ученику взрослеть, поэтому родителям необходимо быть внимательнее и заботливее к детям в новом периоде их школьной жизни

В чём особенность адаптации пятиклассников?

В чём особенность адаптации пятиклассников?

В чём особенность адаптации пятиклассников?

Причины психологических трудностей


Всеобуч для родителей и педагогов подготовила Е.А. Харламова

Переход от одного привычного учителя к взаимодействию с несколькими предметниками

Переход от одного привычного учителя к взаимодействию с несколькими предметниками

Переход от одного привычного учителя к взаимодействию с несколькими предметниками

Ломаются привычные стереотипы и самооценка ребёнка – ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько
Ребёнок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны
Проблемы с разнообразием требований, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками
Первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному!
ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ НА ДАННОМ ЭТАПЕ – ПОЗНАКОМИТЬСЯ СО ВСЕМИ УЧИТЕЛЯМИ, КОТОРЫЕ БУДУТ РАБОТАТЬ В КЛАССЕ. Попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста, как в учебной, так и во внеучебной деятельности

Трудности могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций –анализа, синтеза, с плохим речевым развитием…

Трудности могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций –анализа, синтеза, с плохим речевым развитием…

Трудности могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций –анализа, синтеза, с плохим речевым развитием… Недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные или несформированные знания, умения и навыки приводят к недостаткам развития памяти, внимания, мышления и соответственно к трудностям понимания и восприятия нового потока информации в виде разнообразия предметов и учителей, к трудностям адаптации в пятом классе.

Повышение уровня ситуативной тревожности, изменение целостного образа «Я ученика», снижение самооценки

Повышение уровня ситуативной тревожности, изменение целостного образа «Я ученика», снижение самооценки

Повышение уровня ситуативной тревожности, изменение целостного образа «Я ученика», снижение самооценки

Трудности могут быть связаны с определённой деиндивидуализацией, с обезличиванием подхода к школьнику
Слабая произвольность поведения

Умение замечать детали, наблюдательность являются теми свойствами, которые подростки очень ценят в себе и других
Эмоциональное отношение к любой деятельности

Основной опасностью периода является фактор изменения личностного смысла учения

Основной опасностью периода является фактор изменения личностного смысла учения

Основной опасностью периода является фактор изменения личностного смысла учения

Постепенное снижение интереса к учебной деятельности

Обязательно надо контролировать ребёнка, особенно в первые два месяца обучения в средней школе. Но ни в коем случае не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший человек», не оценивать личные достижения подростка только достижениями в учёбе.

Нежелание, «невозможность» постоянно заниматься

И в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

Для пятиклассников характерно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету

Для пятиклассников характерно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету

Для пятиклассников характерно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету

Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане…
Поэтому в учебных и во всех других занятиях важно помочь подростку выработать объективные критерии своей собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить ( с помощью взрослых)пути их совершенствования.

Сделайте так, чтобы ребёнок ощутил

Сделайте так, чтобы ребёнок ощутил

Сделайте так, чтобы ребёнок ощутил Вашу поддержку и помощь:

Обеспечьте ему спокойную обстановку, чёткий режим;
Давайте возможность ему выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит или огорчает;
Воодушевляйте подростка на рассказ о своих школьных делах, каждый день выделяйте время для беседы с ребёнком о том, что произошло за день, проявляя живой интерес ко всем деталям и событиям;
Регулярно интересуйтесь успехами вашего ребёнка у учителей, его поведением и взаимоотношениями с другими детьми;

Необходима смена учебной деятельности дома

Необходима смена учебной деятельности дома

Необходима смена учебной деятельности дома

Создайте условия для двигательной активности подростка между выполнением домашних заданий;
Наблюдайте за правильной позой туловища во время выполнения домашних заданий, соблюдением светового режима (следите за нагрузкой на глаза);
Организуйте разминки между занятиями (домашними заданиями по предметам) в виде физ-минуток, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику для снятия нервно-мышечного напряжения ( можно создать спортивный уголок дома и приучить к регулярной физической активности);
Заботьтесь о закаливании ребёнка, о рационе и режиме питания, включая фрукты, овощи, витамины, укрепляющие здоровье и физическое состояние;
Давайте указания по бытовым домашним делам, приучайте к уборке, самостоятельности и аккуратности.

Исключите такие меры наказаний, как физические и психические:

Исключите такие меры наказаний, как физические и психические:

Исключите такие меры наказаний, как физические и психические:

Не допускайте такие меры воздействия как крики, лишение чего-то значимого, важного для ребёнка, избегайте запугиваний и унизительных оскорблений, критики, особенно в присутствии других людей (сверстников, бабушек, дедушек…);
Выражая своё недовольство или возмущение, выражайте только в отношении конкретных действий, но не в отношении личности в целом, избегая оскорбительных фраз и навешивания ярлыков, типа «ты плохой, дурак, ни на что не годишься» и т.п.;
Осуждайте действия, но не чувства ребёнка;
Позволяйте подростку сталкиваться с отрицательными последствиями его действий или бездействий, только тогда он будет «взрослеть», становиться сознательным.

Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка

Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка

Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка

Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела подростка: пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение;
О своих чувствах говорите ребёнку от первого лица, сообщайте ему о своих переживаниях, а не о нём и его поведении;
Не оценивайте личные достижения подростка лишь достижениями в учёбе;
Конечно, надо контролировать ребёнка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но ни в коем случае не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший человек». Если у подростка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать её на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чём-то другом. Сильная «зацикленность» на учебных проблемах, провоцирование скандалов из-за двоек может ухудшить вашу эмоциональную связь и взаимоотношения, привести к отчуждению подростка.

Общайтесь с подростком на «положительном подкреплении»

Общайтесь с подростком на «положительном подкреплении»

Общайтесь с подростком на «положительном подкреплении»

При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех, подчеркните. И вознаграждайте за его успехи, за его труд – это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, кафе… иначе ребёнок может подумать, что нет смысла стараться, ведь никто не заметит его успеха.

Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?», не требуйте от ребёнка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчён.
Двойка для слабого ученика и четвёрка для отличника – уже достаточное наказание. Не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки, ведь дома он ждёт от родителей помощи, сочувствия и поддержки. Если при трудностях ребёнка с двух сторон наказывают и учителя, и родители, то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда.

Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами

Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами

Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами

Установите вместе с ребёнком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к домашним заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть всё необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако, при возникновении вопросов по домашним заданиям, помогите ребёнку найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
При совместной работе наберитесь терпения, умейте сдерживаться, спокойно объяснять и повторять одно и то же несколько раз, без упрёков и раздражения.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения

При любой возможности пытайтесь избежать изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение таких важных школьных событий, как начало и окончание учебного года, переход из начальной школы в среднюю, переход в старшую школу, первые два месяца адаптационного периода. Спокойствие домашней жизни вашего ребёнка (комфортный психологический климат внутри семьи) поможет ему более эффективно решать проблемы в школе

В течение адаптационного периода (1-е полугодие) у пятиклассника должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявится в новой личностной позиции:

В течение адаптационного периода (1-е полугодие) у пятиклассника должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявится в новой личностной позиции:

В течение адаптационного периода (1-е полугодие) у пятиклассника должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявится в новой личностной позиции:

По отношению к учебной деятельности;
По отношению к школьным предметам;
По отношению к одноклассникам;
В новом отношении к внутреннему миру собственного «Я»

Основные изменения, происходящие с младшими подростками (10-12 лет), касаются • учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию • сферы общения с…

Основные изменения, происходящие с младшими подростками (10-12 лет), касаются • учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию • сферы общения с…

Основные изменения, происходящие с младшими подростками (10-12 лет), касаются

• учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию
• сферы общения с товарищами, которое становится «особой формой жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе
• взросления как новообразования младшего подросткового
периода – специфической формы самосознания, социального по своей природе и проявляющегося в «чувстве взрослости»
• овладения этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого. Это также указывает
на новый этап в становлении самосознания подростков.

Новообразования этого возраста •

Новообразования этого возраста •

Новообразования этого возраста
• Чувство взрослости. С его помощью подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, находит образцы для усвоения поведения и способов общения
• Рационально структурированная внутренняя позиция. Целостность восприятия окружающего и самого себя, осмысленность переживаний, что вызывает и новое отношение к себе.
• Осознание и обоснованность самооценки. Ее адекватность оценкам подростка сверстниками и значимыми взрослыми.
• Стремление экспериментировать. Если не предоставлять возможность культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей внешностью
• Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего – также отличительная особенность этого возраста.
• Полоролевая идентификация. Полоролевые эталоны являются «идеальным планом жизнедеятельности» и усваиваются младшим подростком благодаря рефлексивному обороту на себя
• Согласованная Я-концепция. Осмысливается с помощью понятия потребность

Особенности развития в младшем подростковом возрасте (10-12 лет)

Особенности развития в младшем подростковом возрасте (10-12 лет)

Особенности развития в младшем подростковом возрасте (10-12 лет)

Детям этого возраста очень тяжело усидеть в здании. Порой даже интересное занятие не сможет их заинтересовать, если на улице благоприятная погода для прогулки. Как можно чаще организовывайте разнообразные экскурсии, прогулки, походы, игры на природе, семейные выезды - викэнды.

• переполнены
энергией,
• быстро растут,
• любят действовать:
сначала делают, потом думают.

Планируйте
разнообразные занятия: ручной труд, ремесла, активные игры и
сценки
Поощряйте размышления
о последствиях своих поступков

Превращаются из ребёнка во взрослого и приобретают способности, присущие полу

Превращаются из ребёнка во взрослого и приобретают способности, присущие полу

Превращаются из ребёнка во взрослого и приобретают способности, присущие полу

В этот момент подростки нуждаются в особой поддержке и понимании. Помогите ребёнку почувствовать, что он по-своему привлекателен

Никогда не акцентируйте внимание на их физическом развитии. Мальчики и девочки этого возраста часто боятся, что кто-то увидит их тело. Уважайте их чувства. Рассказ о сходных чувствах может помочь ребенку чувствовать себя свободней.

Подростковый возраст связан прежде всего с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане, дети осваивают окружающую среду за порогом класса и школы

Подростковый возраст связан прежде всего с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане, дети осваивают окружающую среду за порогом класса и школы

Подростковый возраст связан прежде всего с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане, дети осваивают окружающую среду за порогом класса и школы. Поэтому задача родителей – помочь в этом сложном деле, интересоваться кругом его друзей и знакомств. Хорошо бы больше знакомиться с его друзьями, одноклассниками, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. Позволяйте общаться с ребятами после школьных занятий.

Учатся в активной деятельности

Учатся в активной деятельности

Учатся в активной деятельности. Очень критичны, особенно со взрослыми.

Проявляется сильное осознание истории, географии, интерес к
фактическому изучению.
В этом возрасте дети ищут лидера, на которого в то же
время можно положиться.
Поэтому будьте примером осмысленности и правоты.
Умейте выслушивать подростков и чаще
говорите с ними на интересующие их темы.

Активно развивается логическое мышление, преобладает конкретное мышление

Активно развивается логическое мышление, преобладает конкретное мышление

Активно развивается логическое мышление, преобладает конкретное мышление

Дайте возможность детям высказываться, делать
свой выбор в поступках.
Учите их разумно обосновывать поступки. Всегда оценивайте различные точки зрения. Дайте понять детям, что вы не безразличны к их мнению.
Трудно воспринимают абстракции: избегайте использования примеров, которые скорее запутывают, нежели проясняют мысли. Объясняйте просто и ненавязчиво, не используйте замысловатые фразы и символы.

Желают делать все хорошо, но теряют интерес, если оказывается давление

Желают делать все хорошо, но теряют интерес, если оказывается давление

Желают делать все хорошо, но теряют интерес, если оказывается давление

Привлекайте и поощряйте попытки новых видов деятельности, помогите им развиваться и одновременно учите доводить дело до конца.
Чаще хвалите и поддерживайте идеи подростков, учитывая его возрастные потребности:

Потребность в положительной оценке себя во взаимодействии со сверстниками и значимыми взрослыми.
Потребность эмоционального самовыражения и взаимодействия.




Переход в среднюю школу совпадает с подростковым периодом (10-15 лет)

Переход в среднюю школу совпадает с подростковым периодом (10-15 лет)

Переход в среднюю школу совпадает с подростковым периодом (10-15 лет). Возрастные особенности периода могут осложнять процесс адаптации к среднему звену.

Данный период открывается кризисом 13-ти лет.

Особенности кризиса: Снижение продуктивности в учебной и творческой деятельности;

Особенности кризиса: Снижение продуктивности в учебной и творческой деятельности;

Особенности кризиса:

Снижение продуктивности в учебной и творческой деятельности;
Переход от конкретного к абстрактному мышлению;
Проявляется взросление ребёнка (негативизм, беспокойство, стремление к одиночеству, защита личных границ )
Повышение тревожности;
На первое место по значимости выходит общение со сверстниками.

Перепады настроения, эмоциональное напряжение у подростка всегда сопровождается мышечным напряжением

Перепады настроения, эмоциональное напряжение у подростка всегда сопровождается мышечным напряжением

Перепады настроения, эмоциональное напряжение у подростка всегда сопровождается мышечным напряжением

Нервное напряжение влечёт за собой напряжение мускулатуры всего тела: лица, шеи, спины и т.д.
Для снятия нервного напряжения используются релаксационные приёмы и упражнения как профилактика и лечение детских неврозов.
Релаксация – освобождение от мышечного напряжения, расслабление.
Расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению.
Чем больше расслаблены мышцы тела, тем глубже состояние общего покоя.

Главное условие успеха пятиклассника – безусловное принятие подростка,

Главное условие успеха пятиклассника – безусловное принятие подростка,

Главное условие успеха пятиклассника – безусловное принятие подростка,

НЕСМОТРЯ НА ТЕ НЕУДАЧИ, С КОТОРЫМИ ОН УЖЕ СТОЛКНУЛСЯ ИЛИ СТОЛКНЁТСЯ!
Важно не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учёбе.

Главная рекомендация: больше любви, доброты в общении с ребёнком

Главная рекомендация: больше любви, доброты в общении с ребёнком

Главная рекомендация: больше любви, доброты в общении с ребёнком

БОЛЬШЕ ТЕРПЕНИЯ И ВЫДЕРЖКИ, больше понимания и чуткого отношения к подростку, и тогда адаптация пройдёт успешно.
Родителям и педагогам следует помнить, что здоровая нервная система – залог успешного обучения в школе.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание

Возьмите на заметку:
в МОАУ «СОШ №52» работают специалисты, к которым Вы можете обратиться за консультацией в сложной ситуации –
педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2020