«Особенности Я-концепции в подростковом возрасте
в зависимости от возраста родителей»
Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. Родители осуждают, критикуют и не понимают своих детей, а те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, при этом целиком отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением.
Современная социальная ситуация развития задает и отражает неизбежную проблему: с одной стороны, сегодня семья перестала быть единственным фактором социализации, формирующей исходные модели поведения ребенка. С другой, обстановка, в которой воспитывается ребенок, отношение к нему его родителей и детское восприятие этого отношения могут быть как ресурсом социально-личностного роста ребенка, так и блокировать его естественное развитие.
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Периодом возникновения сознательного «я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый возраст - наиболее сложный период в воспитании ребенка. Становление личности подростка осуществляется на фоне постоянно усложняющейся как системы социальных отношений в целом, так и системы его отношений со значимыми людьми. В это время взаимоотношения подростков с их родителями переходят на качественно новый этап – подросток и родитель ежедневно вносят в эти взаимоотношения новые черты.
Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции, в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.
В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.
Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – Я-концепцию. У части детей Я-концепция может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. В любом случае – это важнейший этап в развитии самосознания. Происходит второе рождение личности.
Наиболее важными и наиболее напряженными являются в этот период отношения подростка с родителями. Тяжесть положения здесь обусловлена, с одной стороны, экономической зависимостью и прочими формами зависимости от родителей, и с другой – желанием получить самостоятельность, возрастающей потребностью в независимости. В отношениях с родителями подросток поставлен в довольно сложные условия: с одной стороны, он «занимается формированием собственной индивидуальности», с другой – в связи с новым своим положением «налаживает новые связи с родителями». Это противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого характерно именно для подросткового возраста.
В исследованиях отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.
Существуют научные данные, что влияние родителей в подростковом возрасте смещается на второй план, но, на мой взгляд, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства подростков родители, и особенно мать, остаются эмоционально близкими лицами и являются образцом для подражания.
На основе вышеперечисленных фактов, я провела исследование, основной целью которого являлось проанализировать особенностей Я - концепции в подростковом возрасте.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Новосибирска Средняя общеобразовательная школа № 103. Эмпирическую выборку составили 100 испытуемых подросткового возраста, учащиеся 7х классов, из них 42 мальчика и 58 девочек. Диапазон возрастных границ испытуемых варьировался от 12 до 13 лет.
Исходя из полученных результатов, можно сделать выводы, что для Я -концепции испытуемых данной группы характерны следующие особенности:
1. Средняя самооценка своих способностей и знаний/навыков в области математики; своих взаимоотношений и качества взаимодействия с родителями; своих взаимоотношений со сверстниками противоположного пола и своей популярности среди них;
2. Низкая выраженность своей физической привлекательности; восприятия и оценки своих навыков и способностей в русском языке и чтении; оценки своих взаимоотношений со сверстниками противоположного пола и своей популярности среди них.
Произведенные расчеты по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR «Подростки о родителях») показывают, что в данной группе испытуемых в оценке отца и матери мальчики в оценке отца указывают на проявление отцом тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения; в оценке матери мальчики видят отношение матери к ним, как навязывание им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «она жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок.
В данной группе испытуемых в оценке отца девочками измеряемые качества в норме; в оценке матери девочками полученные данные показали, что подростки – девочки, испытывают дефицит внимания со стороны матери и указывают на зависимость матерей от ребенка, его состояния, требований.
На следующем этапе моего исследования производилась дифференциация выборки на четыре группы по признаку – возраст отца и матери. За критерии были взяты следующие показатели: для отца – 41 год; для матери – 39 лет. Этот возраст был определен как средний среди всех родителей подростков – испытуемых. Таким образом, сформировались экспериментальные группы испытуемых, у которых возраст отцов был моложе 41 года и старше 41 года; у которых возраст матери был моложе 39 лет и старше 39 лет.
На основании полученных данных, можно сделать следующие выводы:
В проведенном исследовании не обнаружено значимых различий в восприятии родительских методов воспитания у детей разновозрастных отцов. Это может говорить о том, что отцы склонны применять одинаковые стратегии воспитания, независимо от возраста.
В то же время, обнаружены значимые различия в структуре Я-концепции у детей разновозрастных отцов. Так, подростки, отцы которых моложе 41 года выше оценивают свои способности и знания/навыки в области математики и в учебе в целом по большинству школьных предметов; они чувствуют себя более состоятельными и компетентными в учебе, нежели те подростки, которые имеют отцов старше 41 года. У подростков, имеющих молодых отцов, более развито восприятие себя как полноценного, эффективного, способного человека, который может гордиться собой и удовлетворен тем, какой он есть.
Подростки, у которых отцы моложе 41 года легче выстраивают взаимоотношения с родителями, отмечают более качественное взаимодействие с ними, чувствуют себя комфортнее в присутствии родителей, чем подростки, чьи отцы старше 41 года.
Подростки, отцы которых моложе 41 года, не испытывают трудностей и во взаимоотношениях со сверстниками противоположного пола, пользуются среди них популярностью, легко заводят друзей/знакомых среди них.
В целом, дети более молодых отцов воспринимают себя как более привлекательных, физически способных, лучше оценивают свое взаимодействие со сверстниками, свою академическую успеваемость, а также обладают более развитым чувством собственного достоинства и самоуважением.
Подростки, у которых матери старше 39 лет, отмечают более жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и не приветствуя при этом выражения собственного мнения ребенка; стремление матерью любым способом исключить неправильное поведение ребенка, чтобы «не ударить в грязь лицом». У подростков более молодых матерей тенденции матерей к директивности отмечаются значимо меньше.
Таким образом, обнаружены значимые различия
1) в оценке подростками методов воспитания их матерями разного возраста. Более взрослые матери проявляют большую тенденцию к директивности и авторитарности.
2) в структуре Я-концепции у подростков матерей разного возраста. Дети более молодых матерей оценивают себя как более привлекательных, успешных в общении со сверстниками своего пола и более эмоционально стабильных.
3) структура Я-концепции между детьми разновозрастных матерей меньше отличается, чем структура Я-концепции в зависимости от возраста отца. По всей видимости, Я-концепция и самооценка детей в подростковом возрасте в большей степени связана с детско-отцовскими отношениями.
В целом, подростки, имеющие молодых родителей, довольны своим внешним видом, считают себя привлекательнее по сравнению с подростками более взрослых родителей. Они более спокойны и расслабленны, способны к сохранению эмоциональной стабильности и управлению своими эмоциями, а также они менее склонны к тревоге/беспокойству, чем подростки более старших родителей.
Так же подростки данной группы, не испытывают трудностей во взаимоотношениях, выше оценивают собственную популярность, легче заводят друзей/знакомых со сверстниками своего пола, нежели те подростки, у которых отец старше 41 года, а мать старше 39 лет.
Структура Я-концепции между детьми разновозрастных матерей меньше отличается, чем структура Я-концепции в зависимости от возраста отца. По всей видимости, Я-концепция и самооценка детей в подростковом возрасте в большей степени связана с детско-отцовскими отношениями.
Проведенное исследование показало, что подростки, у которых матери старше 39 лет, отмечают жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и не приветствуя при этом выражения собственного мнения ребенка. У подростков более молодых матерей тенденции матерей к директивности отмечаются значимо меньше.
Актуальность исследования особенности Я-концепции в подростковом возрасте определяется тем, что современная социальная ситуация развития задает и отражает неизбежную проблему: с одной стороны, сегодня семья перестала быть единственным фактором социализации, формирующей исходные модели поведения ребенка. С другой, обстановка, в которой воспитывается ребенок, отношение к нему его родителей и детское восприятие этого отношения могут быть как ресурсом социально - личностного роста ребенка, так и блокировать его естественное развитие.
Анализируя теоретический анализ по проблеме Я-концепции в подростковом возрасте я в своем исследовании прихожу к выводам, что Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности.
В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что возраст отца и матери определяет особенности Я-концепции подростков их отношение к родителям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.