Роль службы примирения (медиации) профилактике правонарушений несовершеннолетних. Из опыта работы.
Оценка 4.9

Роль службы примирения (медиации) профилактике правонарушений несовершеннолетних. Из опыта работы.

Оценка 4.9
Лекции
docx
Междисциплинарный 5
30.01.2020
Роль службы примирения (медиации) профилактике правонарушений несовершеннолетних. Из опыта работы.
Роль службы примирения (медиации) профилактике правонарушений несовершеннолетних. Из опыта работы действующей службы примирения сервисного типа.
БАРИНОВАМАОУ СОШ №30 Тамбов.docx

Школьная служба примирения «Камертон» МАОУ СОШ №30
г. Тамбова

Роль службы примирения (медиации) профилактике правонарушений несовершеннолетних. Из опыта работы.

Баринова Н.М.,

куратор школьной службы примирения

 

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Разрешите представиться, я Баринова Наталья Магометовна, руководитель службы примирения «Камертон» МАОУ СОШ №30 г. Тамбова (далее – Служба).

Наша Служба создавалась в рамках реализации программы Тамбовской области «Защитим детей от насилия!» на 2015-2017 годы» как пилотная площадка для апробации нового восстановительного подхода при разрешении конфликтов в условиях школьной среды.

Все специалисты службы прошли специализированное обучение на базе Регионального центра развития сети школьных служб примирения, а также на базе ИПК. Это, пожалуй, ключевой момент начального этапа.

Кроме того, на этапе становления Службы была сформирована нормативно-правовая база, включающая документы федерального, регионального и локального уровня, Стандарты восстановительной медиации, методические рекомендации Министерства просвещения.

Проведению пиар-кампании Службы было уделено значительное внимание.

В настоящий момент о Службе все целевые группы (дети, родители, педагоги) хорошо информированы.

Служба находится в режиме развития.  Создана детско-взрослая команда медиаторов, работает объединение дополнительного образования «Школа юных медиаторов».

Остановлюсь подробнее на локальных актах, регулирующих деятельность Службы:

·        приказ о создании службы;

·        программа развития;

·        план работы (годовой);

·        программа обучения детской команды медиаторов:

·        журнал регистрации случаев;

·        примирительный договор (образец);

·        регистрационная карточка (образец);

·        тематические методические разработки;

·        информационные буклеты.

·        (слайды)

Подготовка нормативной базы – приоритетная задача специалистов Службы, но этого недостаточно для того, чтобы служба начала функционировать. Необходимо донести до школьного сообщества (детей, родителей, педагогов) информацию о деятельности Службы, эффективности пропагандируемых восстановительных технологий разрешения конфликтов.

В нашей школе, равно как и во многих других школах области, собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени.

Конфликты травмируют душу и психику как обидчика, так и жертвы.

Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия.

До того, как в школе стала работать Служба, способы реагирования педагогов на конфликты и криминальные ситуации были следующими:

      административно-карательный;

      направление к психологу/соц. педагогу;

      «Стрелки» среди подростков;

      передача в органы детского самоуправления;

      замалчивание

Что общего у этих способов?

Решение о способе выхода из конфликта принимали не сами участники ситуации, а кто-то другой, используя при этом:

      власть (взрослые),

      физическую силу (дети на «стрелках»),

      психологическое давление.

Разрешение конфликта заменялось «принуждением к миру» и угрозой наказания за невыполнение требований.  Дети не учились способам урегулирования конфликтов, ответственности, поскольку решение за них находили взрослые.

Служба примирения предлагает для работы с конфликтами использовать восстановительную медиацию и ведет активную информационную кампанию.

С помощью восстановительных технологий в разрешении конфликтов подростки избавляются от обиды, ненависти и других негативных переживаний. Применяемые технологии позволяют участникам конфликта самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем. И в этом им помогает медиатор. Он не выносит решение, не является судьей, адвокатом, воспитателем или советчиком, он помогает сторонам построить диалог для достижения соглашения.

Служба помогает:

·        разрешить конфликт в спокойной, уважительной обстановке;

·        разобраться в причинах случившегося;

·        обидчику принести извинения потерпевшему и загладить причиненный вред;

·        определить, что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;

·        восстановить отношения;

·        научиться учитывать различные точки зрения.

А самое главное – научиться самостоятельно разрешать конфликты.

Как же работает служба примирения в нашей школе?

В школе создана детско-взрослая команда, которая эффективно работает при поддержке администрации школы В настоящий момент 3 взрослых медиатора, 8 медиаторов «группы равных» и агитбригада из 12 детей, 15 подростков проходят обучение по программе «Школа Юных медиаторов».

Технологии, применяемые специалистами Службы:

·        медиация;

·        «круг сообщества» («круг примирения»);

·        семейный совет (встреча).

В настоящий момент по-прежнему большинство обращений в Службу о конфликтах поступают от педагогического коллектива, однако наблюдается стабильный рост обращений родителей. Предпочитают обращаться ко взрослым медиаторам.

 

Период

Всего в Службы обратилось

Из них:

Учащиеся

Педагогические работники

Свидетели конфликта

Родители

2015 год

3

0

3

0

0

2016 год

10

3

6

0

1

2017 год

11

3

5

1

2

2018 год

10

4

4

0

2

Первая половина 2019 год

8

2

5

0

1

Итого

42

12

24

1

6

 

Основным типом конфликта, поступающим в нашу службу, являются конфликты между учащимися:

Период

Всего основных типов конфликтов

Из них:

Конфликт между учащимися

Конфликт ученик-педагог

Конфликт группа-ученик

Конфликт родитель-педагог

2015 год

3

3

0

0

0

2016 год

10

9

0

1

0

2017 год

11

9

0

2

0

2018 год

10

9

0

1

0

Первая половина 2019 г.

6

6

0

0

0

Итого

40

36

0

4

0

 

 

В настоящее время наблюдается незначительное снижение кол-ва обращений, что свидетельствует об эффективности профилактической работы ШСП.

Наша жизнь:

За отчетный период 2018 года проведен ряд мероприятий Службы в сотрудничестве с классными руководителями и социальными партнерами:

Для родителей:

Общешкольное родительское собрание: «Психологические особенности юношеского возраста. Пути решения конфликтов отцов и детей», охват 185 чел.

Практикум: «Как разрешить конфликты в семье. Причины конфликтов в

семье. Способы решения конфликта». В ходе обсуждения родителям даны практические советы по разрешению конфликтов в семье. Родителям предложены буклеты и памятки, доведена информация о работе школьной службы примирения (охват 37 чел.).

Индивидуальных консультаций по вопросам работы ШСП: с законными представителями – 8.

 

Для учащихся:

совместно с отрядом юных друзей полиции «Круче не бывает» и объединением дополнительного образования «Фемида» проведен цикл классных часов в параллелях 3-4 классов «За что ставят на внутришкольный учет». Охват составил 208 чел.

В параллели 7-8 классов «Правонарушение, преступление и подросток» Охват составил 198 чел..

ШСП активно работает в партнерстве с общественными объединениями,

так совместно с волонтёрским отрядом «Творцы добра» организован сбор средств для приюта для животных «Доброе сердце».

Особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. Ребята активно участвуют в мероприятиях «Пасхальный свет», «Рождественская звезда».

Среди значимых мероприятий следует отметить Неделю права, День

открытых дверей, в котором Служба приняла активное участие. Общий охват целевых групп – 828 чел.

Цикл классных часов на тему «Конфликты и пути их разрешения»,

проведенный учащимися 9-х классов совместно со школьной службой примирения, позволил участникам найти способы выхода из различных конфликтных ситуаций.

Проведено 10 примирительные процедур, из них:

9 медиация

1 круг сообщества.

Для педагогов:

Выступления на педагогических советах и семинарах классных руководителей 2.

Наша служба примирения не только эффективно функционирует в

школе, но и транслирует опыт в периодических методических изданиях и СМИ (слайды с публикациями). Информация о работе службы размещена на сайте школы, региональном портале «Подросток и общество».

Позитивными эффектами деятельности нашей Службы являются:

·        повышение коммуникативной культуры подростков, родителей, педагогических работников;

·        развитие гражданской самостоятельности подростков и правовой грамотности взрослых.

Восстановительная медиация является эффективным инструментом профилактики правонарушений, социального неблагополучия. Служба нашей школы доказала свою значимость и необходимость в деле создания в школе безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.

 

Благодарю за внимание.


 

Школьная служба примирения «Камертон»

Школьная служба примирения «Камертон»

Остановлюсь подробнее на локальных актах, регулирующих деятельность

Остановлюсь подробнее на локальных актах, регулирующих деятельность

Что общего у этих способов? Решение о способе выхода из конфликта принимали не сами участники ситуации, а кто-то другой, используя при этом: • власть (взрослые),…

Что общего у этих способов? Решение о способе выхода из конфликта принимали не сами участники ситуации, а кто-то другой, используя при этом: • власть (взрослые),…

В школе создана детско-взрослая команда, которая эффективно работает при поддержке администрации школы

В школе создана детско-взрослая команда, которая эффективно работает при поддержке администрации школы

Первая половина 2019 год 8 2 5 0 1

Первая половина 2019 год 8 2 5 0 1

В настоящее время наблюдается незначительное снижение кол-ва обращений, что свидетельствует об эффективности профилактической работы

В настоящее время наблюдается незначительное снижение кол-ва обращений, что свидетельствует об эффективности профилактической работы

Фемида» проведен цикл классных часов в параллелях 3-4 классов «За что ставят на внутришкольный учет»

Фемида» проведен цикл классных часов в параллелях 3-4 классов «За что ставят на внутришкольный учет»

Восстановительная медиация является эффективным инструментом профилактики правонарушений, социального неблагополучия

Восстановительная медиация является эффективным инструментом профилактики правонарушений, социального неблагополучия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020