Школьная служба
примирения «Камертон» МАОУ СОШ №30
г. Тамбова
Роль службы примирения (медиации) профилактике правонарушений несовершеннолетних. Из опыта работы.
Баринова Н.М.,
куратор школьной службы примирения
Добрый день, уважаемые коллеги!
Разрешите представиться, я Баринова Наталья Магометовна, руководитель службы примирения «Камертон» МАОУ СОШ №30 г. Тамбова (далее – Служба).
Наша Служба создавалась в рамках реализации программы Тамбовской области «Защитим детей от насилия!» на 2015-2017 годы» как пилотная площадка для апробации нового восстановительного подхода при разрешении конфликтов в условиях школьной среды.
Все специалисты службы прошли специализированное обучение на базе Регионального центра развития сети школьных служб примирения, а также на базе ИПК. Это, пожалуй, ключевой момент начального этапа.
Кроме того, на этапе становления Службы была сформирована нормативно-правовая база, включающая документы федерального, регионального и локального уровня, Стандарты восстановительной медиации, методические рекомендации Министерства просвещения.
Проведению пиар-кампании Службы было уделено значительное внимание.
В настоящий момент о Службе все целевые группы (дети, родители, педагоги) хорошо информированы.
Служба находится в режиме развития. Создана детско-взрослая команда медиаторов, работает объединение дополнительного образования «Школа юных медиаторов».
Остановлюсь подробнее на локальных актах, регулирующих деятельность Службы:
· приказ о создании службы;
· программа развития;
· план работы (годовой);
· программа обучения детской команды медиаторов:
· журнал регистрации случаев;
· примирительный договор (образец);
· регистрационная карточка (образец);
· тематические методические разработки;
· информационные буклеты.
· (слайды)
Подготовка нормативной базы – приоритетная задача специалистов Службы, но этого недостаточно для того, чтобы служба начала функционировать. Необходимо донести до школьного сообщества (детей, родителей, педагогов) информацию о деятельности Службы, эффективности пропагандируемых восстановительных технологий разрешения конфликтов.
В нашей школе, равно как и во многих других школах области, собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени.
Конфликты травмируют душу и психику как обидчика, так и жертвы.
Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия.
До того, как в школе стала работать Служба, способы реагирования педагогов на конфликты и криминальные ситуации были следующими:
• административно-карательный;
• направление к психологу/соц. педагогу;
• «Стрелки» среди подростков;
• передача в органы детского самоуправления;
• замалчивание
Что общего у этих способов?
Решение о способе выхода из конфликта принимали не сами участники ситуации, а кто-то другой, используя при этом:
• власть (взрослые),
• физическую силу (дети на «стрелках»),
• психологическое давление.
Разрешение конфликта заменялось «принуждением к миру» и угрозой наказания за невыполнение требований. Дети не учились способам урегулирования конфликтов, ответственности, поскольку решение за них находили взрослые.
Служба примирения предлагает для работы с конфликтами использовать восстановительную медиацию и ведет активную информационную кампанию.
С помощью восстановительных технологий в разрешении конфликтов подростки избавляются от обиды, ненависти и других негативных переживаний. Применяемые технологии позволяют участникам конфликта самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем. И в этом им помогает медиатор. Он не выносит решение, не является судьей, адвокатом, воспитателем или советчиком, он помогает сторонам построить диалог для достижения соглашения.
Служба помогает:
· разрешить конфликт в спокойной, уважительной обстановке;
· разобраться в причинах случившегося;
· обидчику принести извинения потерпевшему и загладить причиненный вред;
· определить, что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;
· восстановить отношения;
· научиться учитывать различные точки зрения.
А самое главное – научиться самостоятельно разрешать конфликты.
Как же работает служба примирения в нашей школе?
В школе создана детско-взрослая команда, которая эффективно работает при поддержке администрации школы В настоящий момент 3 взрослых медиатора, 8 медиаторов «группы равных» и агитбригада из 12 детей, 15 подростков проходят обучение по программе «Школа Юных медиаторов».
Технологии, применяемые специалистами Службы:
· медиация;
· «круг сообщества» («круг примирения»);
· семейный совет (встреча).
В настоящий момент по-прежнему большинство обращений в Службу о конфликтах поступают от педагогического коллектива, однако наблюдается стабильный рост обращений родителей. Предпочитают обращаться ко взрослым медиаторам.
Период |
Всего в Службы обратилось |
Из них: |
|||
Учащиеся |
Педагогические работники |
Свидетели конфликта |
Родители |
||
2015 год |
3 |
0 |
3 |
0 |
0 |
2016 год |
10 |
3 |
6 |
0 |
1 |
2017 год |
11 |
3 |
5 |
1 |
2 |
2018 год |
10 |
4 |
4 |
0 |
2 |
Первая половина 2019 год |
8 |
2 |
5 |
0 |
1 |
Итого |
42 |
12 |
24 |
1 |
6 |
Основным типом конфликта, поступающим в нашу службу, являются конфликты между учащимися:
Период |
Всего основных типов конфликтов |
Из них: |
|||
Конфликт между учащимися |
Конфликт ученик-педагог |
Конфликт группа-ученик |
Конфликт родитель-педагог |
||
2015 год |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
2016 год |
10 |
9 |
0 |
1 |
0 |
2017 год |
11 |
9 |
0 |
2 |
0 |
2018 год |
10 |
9 |
0 |
1 |
0 |
Первая половина 2019 г. |
6 |
6 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
40 |
36 |
0 |
4 |
0 |
В настоящее время наблюдается незначительное снижение кол-ва обращений, что свидетельствует об эффективности профилактической работы ШСП.
Наша жизнь:
За отчетный период 2018 года проведен ряд мероприятий Службы в сотрудничестве с классными руководителями и социальными партнерами:
Для родителей:
Общешкольное родительское собрание: «Психологические особенности юношеского возраста. Пути решения конфликтов отцов и детей», охват 185 чел.
Практикум: «Как разрешить конфликты в семье. Причины конфликтов в
семье. Способы решения конфликта». В ходе обсуждения родителям даны практические советы по разрешению конфликтов в семье. Родителям предложены буклеты и памятки, доведена информация о работе школьной службы примирения (охват 37 чел.).
Индивидуальных консультаций по вопросам работы ШСП: с законными представителями – 8.
Для учащихся:
совместно с отрядом юных друзей полиции «Круче не бывает» и объединением дополнительного образования «Фемида» проведен цикл классных часов в параллелях 3-4 классов «За что ставят на внутришкольный учет». Охват составил 208 чел.
В параллели 7-8 классов «Правонарушение, преступление и подросток» Охват составил 198 чел..
ШСП активно работает в партнерстве с общественными объединениями,
так совместно с волонтёрским отрядом «Творцы добра» организован сбор средств для приюта для животных «Доброе сердце».
Особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. Ребята активно участвуют в мероприятиях «Пасхальный свет», «Рождественская звезда».
Среди значимых мероприятий следует отметить Неделю права, День
открытых дверей, в котором Служба приняла активное участие. Общий охват целевых групп – 828 чел.
Цикл классных часов на тему «Конфликты и пути их разрешения»,
проведенный учащимися 9-х классов совместно со школьной службой примирения, позволил участникам найти способы выхода из различных конфликтных ситуаций.
Проведено 10 примирительные процедур, из них:
9 – медиация
1 – круг сообщества.
Для педагогов:
Выступления на педагогических советах и семинарах классных руководителей – 2.
Наша служба примирения не только эффективно функционирует в
школе, но и транслирует опыт в периодических методических изданиях и СМИ (слайды с публикациями). Информация о работе службы размещена на сайте школы, региональном портале «Подросток и общество».
Позитивными эффектами деятельности нашей Службы являются:
· повышение коммуникативной культуры подростков, родителей, педагогических работников;
· развитие гражданской самостоятельности подростков и правовой грамотности взрослых.
Восстановительная медиация является эффективным инструментом профилактики правонарушений, социального неблагополучия. Служба нашей школы доказала свою значимость и необходимость в деле создания в школе безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.
Благодарю за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.