Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа с. Северный
Мастер - класс
«Социализация детей с ОВЗ в образовательном учреждении»
Ведущие мастер-класса:
воспитатель: Носкова Татьяна Викторовна
Цели.
1.Повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в области успешной социализации детей с ОВЗ, с привлечением субъектов педагогического процесса в образовательном учреждении: детей, педагогов, родителей;
2.Тренировка методов и приемов, способствующих развитие социальных и коммуникативных компетенций.
Задачи: познакомить педагогов с эффективными методами и приемами через тренинговые формы работы, которые:
- помогут распознавать внутренний мир себя и других (чувства и настроение, качества личности),
- успешно взаимодействовать и выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми;
- работать в группе на основе сотрудничества;
- относиться друг к другу с теплотой и пониманием.
Методы:
- упражнения на саморегуляцию;
- снижение эмоционального напряжения;
- тактильное упражнение;
- создание благоприятного эмоционального климата;
- дискуссионные методы (беседа, обсуждение фраз на круг);
- коммуникативные упражнения на поддержание взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- работа с графическим материалом;
- игровая терапия, которая выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую (терапевтические игры ставят своей целью устранение препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации детей. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игры происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми (Игра по Хорну)
Условия проведения, оборудование: просторный кабинет, стулья для каждого участника, столы, цветные карандаши (фломастеры или восковые мелки), листы бумаги со списком качеств характера; качеств, важных для общения; карточки со схематическим изображением людей с разными характерами.
Ход мастер-класса:
1 слайд
Ведущий. Добрый день уважаемые педагоги, разрешите представиться… Тема нашего мастер-класса «Социализация детей с ОВЗ в образовательном учреждении».
2 слайд
«Образование –
право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании
строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более
важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан (1998)
Воспитатель.
По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.
Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения дошкольниками и младшими школьниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья.
В последние годы в сфере образования заметно возрос интерес к использованию детского творчества и игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками и младшими школьниками. Актуальность такой работы заключена в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т.е. инициирует резервные возможности как нормативно развивающихся детей, так и детей с особыми возможностями здоровья. А игра и совместное творческая деятельность позволяет решать проблемы социализации детей с ОВЗ.
Введение в тему. Для введения в тему мы предлагаем вам выполнить задание. Для этого всем участникам необходимо разделиться на три группы (в каждой подгруппе по 2 термина)
1) «Слова – ассоциации»
2) «Собери определение»
3) «Подбери определение к термину»
3 слайд (термины)
· Социализация 1
· Специалист 1
· ОВЗ 2
· Социальная адаптация 2
· Инвалид (просмотр)
· Инвалидность (просмотр)
· Индивидуальный образовательный маршрут 3
· Инклюзия (просмотр)
· Инклюзивное образование 3
4 -7 слайды (определения терминов)
· Социализация – процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу
· Социализация – процесс формирования личности – развитие и самоизменение личности в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах (1 группа)
· Специалист – узкие специалисты, сопровождающие детей с ОВЗ: логопед, психолог, дефектолог, медицинский персонал, физрук, музыкальный руководитель (1 группа)
· ОВЗ – «ограничение возможности здоровья» - человек неспособный выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным (2 подгруппа)
· Социальная адаптация – представляет собой один из механизмов социализации, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе (2 группа)
· Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленных заболеванием, последствиями травм, или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (согласно Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» 1995) (просмотр слайда)
· Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности ребёнка, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения его развития, способностей к самообслуживанию, к передвижению, ориентации, обучению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением (просмотр слайда)
· Индивидуальный образовательный маршрут - это интегрированная модель психолого-медико-педагогического воздействия специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени ( 3 группа)
· Инклюзия – в переводе с английского языка означает «включенность» – имеют в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения (просмотр)
· Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школ (3 группа)
8, 9 слайды (социализация детей с ОВЗ в образовательном учреждении)
· В чем суть социализации? Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в обществе.
· Для чего нужна социализация? Чтобы дети могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
· В чем состоит социализация? Задача образовательной организации и семьи для успешной социализации: создать адекватные условия для развития и обучения детей с ОВЗ
Социальная адаптация детей с ОВЗ - дети адаптацию
проходят сложно, но все педагоги должны постараться создать детям с особыми
потребностями условия для дальнейшего роста.
Совместное обучение этих детей в обычной группе способствует
развитию таких важных навыков и личностных качеств, обучающихся как:
- социальная компетентность;
- толерантность;
- навыки решения проблем;
- независимость, уверенность, самоконтроль;
- навыки целеполагания
10 слайд (уровни социализации)
Первичный – главную роль играет семья
Вторичный – социализация происходит в ДОУ и школе
Высший – самоутверждение личности. Реализация ее социального потенциала
11 слайд (стадии социализации)
1. Имитация – копирование поведения взрослых
2. Игра – в процессе которой, дети используют роли со значением
3. Групповые игры – где роль рассматривается как ожидаемое поведение
Таким образом, образовательное пространство при социализации: дети, родители, педагоги, специалисты
12 слайд (инклюзивное образование)
· Полноценное образование
· Уверенность в себе
· Общение со сверстниками
· Понимание обществом проблем инвалидности
· Адаптация и интеграция в обществе
· Воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности
Воспитатель.
13 слайд (основные проблемы, возникающие в семье)
Согласно различным исследованиям, были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ.
Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
14 слайд (задачи ОУ по работе с родителями)
15 слайд (формы работы с родителями)
16 слайд (формы работы с детьми)
17 слайд (результаты выполнения специалистами индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ)
Одной из эффективных форм работы с детьми являются Психологические тренинги.
Психолог.
Упражнение «Мои ожидания»
Цель: эмоциональный настрой на занятие, проговаривание целей, снятие напряжения
Ведущий предлагает педагогам, стоящим в кругу рассказать о своем самочувствии, своих ожиданиях от занятия, предавая друг другу маленькую игрушку.
Обсуждаем и принимаем правила работы в группе.
Цель: учиться совместно, принимать решения, вносить при необходимости изменения. Ведущий предлагает правила поведения на занятии, которые в равной степени относятся в равной степени к нему и ко всем участникам.
Правила поведения:
- Не хочешь говорить – пропусти свою очередь можно высказаться последним, но сообщи об этом с помощью условного знака.
- Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который выражает твое мнение.
- Нельзя давать оценку ответу другого участника, если он сам об этом не просит.
Ведущий торжественно обещает следовать этим правилам и предлагает участникам сделать то же самое. Все берутся за руки и торжественно произносят: «Обещаю!»
Творческая работа «Кто я?»
Цель: развитие осознанного отношения к своей личности.
Участники выбирают среди представленных карточек ту, которая отображает свой внутренний мир или которые им нравятся больше всего и затем можно предложить рассказать, что они хотели сказать о себе.
Упражнение «Семь предпосылок»
Цель: развивает умение договариваться между собой, находить общий язык, отстаивать свое мнение, снятие агрессивных и тревожных реакций.
Инструкция: участники разбиваются на небольшие группы (по 5-6 человек), которые расходятся по разным местам в комнате. Каждой команде предлагается список из семи качеств, которые кажутся игрокам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, мудрость и др. (проранжировать данные качества, по убыванию по важности для общения). После этого команды сходятся вместе и представляют свои результаты, обсуждают.
Воспитатель.
Упражнение «Массаж по кругу»
Цель: развивает чувство доверия друг другу, эмоциональной близости через тактильные ощущения.
Во время этого упражнения все садятся в круг – в затылок друг другу. Если мало места, можно поделить группу на несколько подгрупп. Каждый участник кладет ладони на плечи впереди сидящего, после чего с закрытыми глазами начинает массировать его спину, плечи. Через две минуты все поворачиваются, не открывая глаз, на 180 градусов, так что весь круг смотрит теперь в противоположную сторону. Теперь каждый участник может отблагодарить партнера за все хорошее, что он получил от него в первом раунде. Теперь он делает массаж ему.
Психолог.
Игра «Волшебная палочка» (социальная игра по Хорну)
Цель: развивает умение вести проблемный разговор в игровой атмосфере, проговорить сложные моменты на холодную голову: высказываться о себе на круг, доказывать, почему согласен с высказыванием (или наоборот не согласен), которое каждый зачитывает.
Инструкция: сядьте, образуя круг и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Будет говорить тот, на кого покажет волшебная палочка. Это можно использовать при работе с детьми, а мы с вами будем говорить по кругу, передавая палочку друг другу.
Воспитатель.
Упражнение «Ассоциации»
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа делится на 2 команды.
1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «счастливый ребёнок».
2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»
Обсуждение.
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Упражнение «Солнце любви» (для родителей)
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Психолог.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (для педагогов)
Цель: дать возможность проанализировать, задуматься над вопросом: «Почему я достоин уважения?», повысить адекватные коммуникативные реакции.
Инструкция: нарисуй портрет в солнышке или напиши свое имя. Затем вдоль каждого луча напиши свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы вокруг солнца появилось, как можно больше лучей.
Итоговый сбор «Аплодисменты по кругу»
Цель: эмоциональная разрядка
Инструкция: мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все громче и громче. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, смотрит на участника и они начинают хлопать вдвоем и т.д.
Упражнение «А напоследок я скажу…»
Цель: Ведущий предлагает участникам закончить предложение в виде пожелания, высказывания ценности занятия для развития социальных навыков, своем настроении и состоянии по очереди по кругу, передавая предмет (кукла, игрушка).
Воспитатель.
У нас задачи с вами очень сложные.
Пусть на дворе и
21-й век,
Но в век больших технических возможностей,
На первом месте все же, человек.
В любых делах,
проблемах, начинаниях
Роль первая ему отведена.
А, между тем, и помощь, и внимание,
И добрая поддержка всем нужна.
На том стоит вся сфера социальная,
Чтоб вовремя
помочь и подсказать,
Кого-то поддержать материально,
Кому-то слово доброе сказать.
Список литературы
1. Астапов В.М., Лебединская О.И., Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями.// Практический психолог.
2. Астапов В.М. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития, Микадзе Ю.В. – СПб.: Питер, 2002. 304 с.
3. Доклад Государственного совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» от 10.08.2007,ст.2, п.2.1
4. Закон «Об Образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)» от 2.06. 1999 г. ст.7
5. Закрепина А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья//Дошкольное воспитание, 2009. - №4, с. 94-101
6. Закрепина А. Социальное развитие дошкольников// Дошкольное воспитание. 2009. - №11,с.72-79
7. Калинина Р.Р., Тренинг развития личности дошкольника: занятия , игры, упражнения, 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Издательство «Речь»
8. Колос Г. Г., 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2017. – 72с. (Растем здоровыми)
9. Курдюкова С.В., Сунцова А.В., Развиваем память с нейропсихологом. (комплект материалов для работы с детьми старшего и младшего школьного возраста) 2018 г. Москва.
10. Лебедева С.С., Безух С.Н., Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей инвалидов, 2007, Москва.
11. Матвеева Л.Г. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное книжное издательство, 1999. – 320с.
12. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г., «Экспресс-диагностика в детском саду», (комплект материалов для педагогов детских дошкольных образовательных учреждений) 2018 г., Москва.
13. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 16
14. Свистунова Е.В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. М.: Форум, 2016. – 192с.
15. Тимофеева М.В., Система сопровождения родителей. Модель организации клуба «Молодая семья»: план-программа, занятия/, Изд. 2-у, перераб. – Волгоград: Учитель. – 103с.
16. Трясорукова Т.П., Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста, 2015г. Ростов-на-Дону: Феникс,с.122 (Школа развития)
17. Федеральный закон от 8.06.2007 № 163249-4- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья ", изд. "Собрание законодательства РФ", № 31, ст. 38
18. . Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
19. http://infourok.ru/
20. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/19/sotsializatsiya-detey-s-ovz
21. http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/04/Sb_Socializa
22. http://sociosphera.com/
Рекомендации родителям, имеющим детей с ОВЗ
· Никогда не жалейте ребенка, что он не такой как все.
· Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть еще и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
· Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой» , отказываясь от своей личной жизни.
· Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
· Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
· Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
· Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
· Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
· Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
· Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
Принципы инклюзивного образования
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование осуществляется только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут, делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.