Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.
Оценка 5

Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.

Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа
Взрослым
24.03.2019
Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.
В статье рассматривается вопрос о том, как современные студенты техникума сегодня рассматривают понятия"гражданственность" и "патриотизм". Результаты диагностики, представленные в работе, получены в процессе мониторинга студентов 1 курса техникума, то есть подростков 16 лет. Всего в исследовании приняло участие 134человека. Респондентам предлагалось ответить на вопросы диагностических опросов анонимно, чтобы результаты были наиболее реалистичны.
Уразова Н.В..docx
Особенности диагностики уровня сформированности гражданско­ патриотических качеств у студентов техникума. Подготовила социальный педагог  ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно­ транспортный техникум  имени А.К. Лысенко» Уразова Н.В. Приближается месяц май. А май в нашей стране связан с  торжествами, посвященными  великой дате в истории нашей страны, Дню Победы.   Дни, когда  поколения потомков отдают дань подвигу советских людей, не давших фашистской чуме распространиться по миру. В эти дни везде звучат слова о подвигах, совершенные в военное время. И каждый из нас, потомков, хоть раз задумывался над тем, а что, если сейчас, в наше время случится беда, сможет ли он совершить  подобный  подвиг  за свое Отечество  или,  говоря  языком, отвечающим   теме   статьи,   социально   значимый   поступок   гражданско­ патриотической направленности. Являемся ли мы, потомки солдат Великой Отечественной,   патриотами   своей   страны?   Что     сегодняшние   юноши   и девушки понимают под словами  «патриот» и «гражданин»? Ведь время идет и   изменяются     не   только   люди,   но   и   их   отношение   к   вещам,   понятиям, событиям.   приходится   противодействовать разрушительному   влиянию   некоторых   современных   средств   массовой информации,   которые   пропагандируют   неуважение   к   закону,   правовым нормам поведения, поэтизируют криминальный мир, очерняют родную страну, приукрашивают   реалии   жизни   за   рубежом.   Появилось   понятие   «человек мира», т.е. человек, у которого нет Родины, он может жить в любой стране земного шара. Хорошо ли это? Подобных вопросов много, но нам, в нашей педагогической работе нужно прийти к одному знаменателю: имеем ли мы, преподаватели,   в   виду   одно   и   то   же,   что   и   студенты,   когда   говорим   о гражданственности и патриотизме?    Порой   нам,   педагогам, В педагогике понятия «патриотизм» и «гражданственность» включают в себя совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность по отношению к политическому строю, следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям   родной   страны,   привязанность   и   любовь   к   родным   местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать   ее;   воинская   храбрость,   мужество,   и   самоотверженность; нетерпимость   к   расовой   и   национальной   неприязни,   уважение   обычаев культуры других стран и народов, стремление сотрудничать с ними. В   техникуме   существует   система   работы   по   гражданско­ патриотическому воспитанию. Но, так как к нам приходят молодые люди с уже начавшими формироваться нравственными установками и гражданской позицией, необходимо исследовать уровень сформированности гражданско­ патриотических качеств личности. Нами   была   проведена   срезовая     диагностика   по   обсуждаемой   теме   техникума.   Были   применены   следующие   методы студентов   1   курса   исследований:   беседа,   анкетирование,     психодиагностические   методы исследования.   Целью   было   определение   особенностей   гражданско­ патриотических качеств личности студентов и уровней их выраженности. Ни анкеты, ни тесты по психодиагностике не подписывались студентами, так как это, по­нашему мнению, дает более реальную картину  по данному вопросу.   Психодиагностическое   исследование   отношения   студентов   1   курса техникума к патриотическим ценностям проводилось по модифицированной методике   диагностики личностного роста (И.В. Кулешова, П.В. Степанова, Д.В. Григорьева)  Вот что показал анализ  результатов диагностики.  1.  Отношение   к   государству.  Для  35%  студентов   ценность государства высоко значима, они дорожат государственными традициями и устоями.  Для 50% государство представляет определенную ценность, но сам факт   наличия   государства   ими   воспринимается   как   естественный.   Они принимают участие в подготовке праздников, но без напоминания не всегда вспомнят о них.  15%  имеют потребительское отношение к государству. Им все должны, а они никому и ничем не обязаны. 2.  Отношение     к   Отечеству.  30­ти%  присущи   развитые   чувства гражданственности и патриотизма. Родина для них не абстрактная категория, а   конкретная   страна,   где   они   живут   и   которой   гордятся.   Они   чувствуют ответственность   за   судьбу   страны.  53%  переживают   чувство   Родины   как чувство родного дома. Но им кажется, что то,  что происходит в стране и на малой   родине,   имеет   мало   чего   общего.   Они   встают,   когда   звучит   гимн, скорее, не по душевному порыву, а потому что так принято. 17% стараются открыто   не   проявлять   свое   отношение   к   стране.   Они   могут   «правильно» расставить акценты в зависимости от ситуации, угадать, что в данный момент патриотично, а что нет. 3. Отношение к миру. 77% протестированных в целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправдано. Они считают, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия.  33%  уверены,   что   мир   можно   поддерживать,   главным   образом, силой,   угрозами,   ультиматумами.   Они   рассматривают   войну   как   один   из естественных   способов   разрешения   конфликтов.   Вряд   ли   они   будут инициаторами   насилия,   но   сыграть   роль   «второго   плана»   скорее   всего   не откажутся. 4.Отношение   к   труду.   41%  имеют   высокий   уровень.   Их   отличает трудолюбие во всем: от уборки кабинета до чтения трудной книги. Они не считают зазорным помочь родителям по хозяйству, могут сами предложить что­то сделать. Подрабатывают где­то или нет ­ в любом случае они этого не стыдятся.    У  53%  престижная  работа   вызывает   уважение.  Хотя,  если  все окружающие   заняты   чем­то   непрестижным   (уборкой   территории   на субботнике), то может поучаствовать за компанию. Они помогут и в делах по дому,   но   их   будет   раздражать,   что   это   занимает   столько   времени.  6% стремятся переложить свою часть работы на другого. Если узнают, что кто­то из одногруппников работает после учебы, то отреагирует, скорее всего, так: «Тебе что делать нечего?!»   В их представлении низкооплачиваемая работа удел людей  второго сорта и тех, кто не сумел устроится в жизни. 5.Отношение     к   культуре.    У  15%  культурные   формы   поведения личностно значимы и реализуются в повседневной жизни. Им чуждо хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, они внимательны и тактичны по отношению к другим людям. Они понимают важность сохранения культурного достояния,   доставшегося   нам   от   прошлого,   не   приемлят   вандализма.  67% признают   ценность   культурных   форм   поведения,   но   не   всегда руководствуются   ими   в   повседневной   жизни.   Они   хотят   выглядеть культурными   людьми,  но   не  хотят   прикладывать   ежедневных   усилий.  Они находят оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю, но только в ответ»), нецензурной брани («сильные эмоции трудно выразить по­другому»). Не приемлят вандализма.  12 %считают культурные формы   поведения   как   нечто   догматичное,   идущее   от   мира   взрослых, обременительными. Они сторонники естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считают, что культура только помешает им быть  такими, какими   есть.   На   акты   вандализма     неспособны,   но   и   осуждать   вандалов­ сверстников   не   станут.  У   6 %    слово  «культура»  вызывает   неприятие   и рассматривается как проявление лживости взрослого мира. Они знают, что такое   культурные   формы   поведения,   но   в   повседневности   реализует   их   с точностью   до   наоборот.   Тактичность   им   кажется   проявлением   слабости, хамство и нецензурная брань ­ силы, потягивание пивка под аккомпанемент матерщины   ­   лучшим   времяпровождением. воспринимаются ими как обыкновенная старая рухлядь.    Памятники   прошлого 6. Отношение к знаниям. 3% относятся к любознательным студентам, у которых есть устойчивое стремление к познанию. Они много спрашивают на уроках,   сомневаются,   в   казалось   бы,   очевидных   вещах.   Считают,   что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний и стремится к их получению. 80% относятся к знаниям положительно и  стремятся   неплохо   учиться,  но     собственной   инициативы   не   проявляют. 17%    потребность   в   получении   знаний   невысока.   Стремится   выучить   для «оценки». Основной принцип «выучил­ответил­забыл». 7.Отношение к окружающим. 15% настоящие альтруисты, они всегда готовы помочь другим, не ожидая просьбы со стороны. Всегда готовы помочь слабым,   нуждающимся.     Ради   подобной   помощи   готовы   рисковать собственным благополучием.  65%  не прочь оказать помощь нуждающимся, они предпочитают делать это тогда, когда их попросят.   Они осторожны в своих действиях на благо других, стараются не подвергать риску собственное благополучие. Испытывает удовольствие, когда делает подарки, но при этом рассчитывает на ответный дар. 20%думают о потребностях и чувствах других людей лишь изредка. Это в основном те, от кого они в той или иной степени зависят.   Бескорыстие   кажется   им   расточительностью,   они   предпочитают делать все с выгодой для себя, умело это маскируя. Они уверены, что всякое доброе дело должно адекватно вознаграждаться, поэтому, прежде чем сделать что­либо доброе, не стесняются узнать «что им за это будет». 8.Отношение   к   другой   культуре.  9%  опрошенных   признают   права людей   на   иной,   отличный   от     собственного,   образ   жизни   и   свободное выражение своих взглядов. Они принимают другую культуру, положительно относится к культурным отличиям, способны избегать в  оценке культурных предрассудков   и   стереотипов.  67%  склонны   к   принятию   и   признанию культурного многообразия, уважению социокультурных групп, но при этом разделяет   некоторые   культурные   предрассудки,   использует   стереотипы   в отношении   представителей   тех   или   иных   культур.   Они   не   могут самостоятельно   увидеть   многие   проявления   культурной   дискриминации   в повседневной жизни. Это вызвано неумением увидеть мир другого изнутри, разделить его точку зрения.  21%  на словах признают права на культурные отличия, декларируют принцип  равенства  людей, но при этом испытывают личное   неприятие   отдельных   социокультурных   групп,   ссылаясь   на общественное   мнение   «все   так   считают»,   «все   они   такие».   Эта   позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого.  3% сознательно   отказываются   признавать   и   принимать   представителей   иных культур. Они склонны характеризовать культурные отличия как девиантность, не признают права на существование тех, кто имеет иной физический облик. Зачастую   они   демонстративно   враждебны   и   презрительны   к   таким   людям, жаждут   «очистить»   от   них   пространство   собственной   жизни.   Не     желают взглянуть на те или иные ситуации с точки зрения другой культуры. Поскольку результаты применения только одного метода диагностики не   дают   не   полную   картину   ситуации   и   не   всегда     носят   объективный характер,  нами было проведено анкетирование «Я­патриот», все результаты которого были тщательно обработаны. Анализ результатов анкетирования показал, что понятие «патриотизм» 73%  опрошенных понимают как бескорыстную любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага и спасения;  18%   считают, что   это   национальное   самосознание,   гордость,   за   принадлежность   к   своей нации;   6%  отдали предпочтение мнению, что «патриотизм» ­это борьба за мирное существование. На вопрос «Что Вы вкладываете в понятие Родина?» 82% респондентов ответили, что «это мой дом, моя страна, мое государство»; 12%  ответили – «это   все,   что   нас   окружает»;  6%  выбрали   вариант­«это   место   моего проживания». Согласно результатам анкетирования,   35%   студентов хорошо знают свои права и обязанности гражданина государства,  56%  знают, но немного; 6% не знают;  3% затрудняются ответить. На   просьбу   определить,   что   же   такое     «национальное   достоинство» мнения разделились следующим образом:  71%  считают, что это «понимание места и роли своей нации в развитии других культур и мировой цивилизации»; 6% затруднялись ответить, а вот 23% считают, что национальное достоинство ­   это   «осознание   превосходства   своей   нации   над   другими».   Тревожный показатель,   но,   с   другой   стороны,   он   сигнализирует   о   необходимости усиления  воспитательной работы в этом направлении. А вот на вопрос о национальных интересах 74% опрошенных ответили, что это совокупность общих для членов данной социокультурной общности  14%  считают   национальными   интересами интересов   и   потребностей; политику   государства;  12%  ­совокупность   мер   по   защите   и   сохранению нации. Следующим   в   анкете   был   вопрос   «Что   для   Вас   означает   любить Родину?»,   результаты   ответов   распределились   следующим   образом:  55% ­бескорыстно   служить   ей,   ценить   и   уважать   ее;  31%­защищать   в   случае  5% военных   действий; респондентов этот вопрос вызвал затруднение.  9%  выполнять   обязанности   гражданина;   у   66%  опрошенных считают себя патриотами;  22%  выбрали ответ «не всегда»; 3% не смогли ответить на этот вопрос; 9% опрошенных студентов не считают себя патриотами. 44% считают, что сейчас, в мирной жизни,  патриотизм можно проявить в   профессиональной   деятельности   на   благо   Родины;  27%  ­участвуя   в  22%­   участвуя   в   локальных различных   акциях,   митингах,   шествиях; конфликтах; у 7% вопрос вызвал затруднение.   На   вопрос   «Должен   ли   патриот   изучать   традиции,   обычаи,   устное народное творчество своего народа?» мнения респондентов распределились: 67% считают, что «да, обязательно», 33% ­«необязательно: это неактуально для   современного   человека»;   ответ   «нет»   не   выбрал   ни   один   из опрашиваемых. В   задании   выбрать   из   перечисленных   понятий   не   относящиеся   к  26%­   национализм;   по  3%  63%  выбрало   экстремизм; патриотизму, миролюбие и гуманизм и 5% выбрали интернационализм. Хочется напомнить, что проведение диагностики студентов не являлось самоцелью,   а   только   средством   для   улучшения   воспитательной   работы.   В ходе   диагностики   были     выявлены   уровни   выраженности   патриотических качеств   студентов,   ясно   видно,   что,   несмотря   на   сложную   мотивацию проявления   гражданско­патриотических   чувств,   гражданственность   и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми.   Кроме того,   в результате   исследования   обозначены   проблемы,   недостатки   в   развитии   и воспитании   студентов,   которые   требуют   корректировки.   На   основе полученных данных поставлены приоритетные задачи воспитания гражданско­ патриотической   направленности,   которые   реализуются   во   всех   аспектах урочной и внеурочной жизни техникума: правовое просвещение (укрепление общественного   правопорядка,   искоренение   негативных   явлений), деятельность общественных студенческих организаций, развитие социальной памяти   (осмысление   собственного   опыта   и   опыта   предшествующих поколений),     освоение   культурных   ценностей,   формирующих   чувство гордости за свой народ.

Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.

Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.

Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.

Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.

Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.

Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.

Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.

Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.

Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.

Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.

Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.

Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2019