Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что,Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что,
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей
учебновоспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке
учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим
многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления
организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует
воспитанию организационных навыков, активности, находчивости.
Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим
воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует
всестороннему развитию школьников.
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику,
обусловленную их анатомофизиологическими и психологическими
особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые
условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы
значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо
ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на
открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в
младшем школьном возрасте является не только необходимым условием
всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным
фактором повышения его умственной работоспособности
Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию
учеников является важной задачей начальной школы. Физическое состояние
ребенка, его здоровье является той базой, на которой развиваются все его
силы и возможности, в том числе и умственные.
Правильное физическое воспитание учеников — необходимое условие
нормального развития всего организма. Благодаря двигательной активности
обеспечивается развитие сердечнососудистой системы и органов дыхания,
улучшается обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности.
Известно, что когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих
ровесников, которые имеют правильный двигательный режим
Задача укрепления здоровья ребенка предусматривает закаливание его
организма. С этой целью занятие физкультурой по возможности следует
проводить на воздухе, а проводя их в помещении, придерживатьсягигиенических требований.
Важным показателем нормального физического развития ребенка является
правильная осанка, которая предопределяет нормальное положение и
функционирование внутренних органов. Формирование правильной осанки
зависит от многих условий, а именно от того, как ученик ходит, стоит, сидит,
выполняет ли ежедневно утреннюю гимнастику, физкультминутки на уроках,
игры и упражнения на переменах. Физические упражнения являются
основным средством формирования правильной осанки.
Двигательная активность, которую ребенок осуществляет в процессе
физического воспитания, является необходимым условием нормального
развития его центральной нервной системы, средством усовершенствования
анализаторов и развития взаимодействия их. Недаром говорят, что мышца
воспитала мозг, нервную систему. Существует тесная взаимосвязь между
двигательной деятельностью ребенка и ее умственным развитием.
Формирование интереса и привычки к занятиям физкультурой –
необходимое условие успешного осуществления физического воспитания
школьников.
В младшем школьном возрасте активно развиваются интересы и привычки.
Каждому школьнику следует привить желание заниматься физкультурой.
Только в том случае, если ученики с интересом относятся к урокам
физкультуры, по собственной инициативе посещают занятие в группах из
комплекса ГТО или в спортивных секциях, дома выполняют упражнения и
процедуры, направленные на закалку организма, можно достичь их
всестороннего физического развития и укрепления здоровья.
Большое значение для привития школьникам интереса к физкультуре имеет
позиция семьи в этом вопросе. Интерес возникает и станет стойким, если
родители привлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста к
занятиям физкультурой, создают для этого необходимые условия
На уроках физической культуры и на занятиях кружков общей физической
подготовки используются предусмотренные учебной программой упражнения
основной гимнастики (построение и перестроение; основные положения и
движения рук, ног, туловища; упражнения с мячами, скакалками;
акробатические и танцевальные упражнения; упражнения на гимнастической
стенке; удержание равновесия; ходьба и бег; прыжки; метание), подвижные
игры, лыжная подготовка, плавание, в 3 классе также упражнения легкой
атлетикиСпецифика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо
физиологическими и психологическими особенностями. В младшем школьном
возрасте ведущий вид деятельности – это игра, поэтому уроки по
физическому воспитанию необходимо планировать с учетом этой очень
важной особенности.
∙ Одно из ведущих мест в системе средств физического воспитания и
обучения детей младшего школьного возраста принадлежит игре. Именно
игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию
двигательных способностей. Взаимосвязь игры и учения проявляется во
влиянии игры на формирование элементов учебной деятельности .
∙ Содержание уроков физической культуры в младших классах должно
быть наполнено сказочными и игровыми сюжетами, что дает возможность
поддерживать высокий эмоциональный настрой учащихся, повышать интерес
к двигательной деятельности на занятиях и во внеурочное время, легко и
успешно адаптироваться к школьной жизни.
∙ На уроках физической культуры в младших классах рекомендуется
проводить общеразвивающие упражнения различной направленности с
использованием музыкального сопровождения. Особое внимание должно
уделяться специальным упражнениям для формирования правильной осанки и
коррекции плоскостопия.
∙ С учащимися младших классов целесообразно проводить на уроках игры
с выполнением разнообразных упражнений. Т.е. игры с бегом, с прыжками, с
лазанием, игры с метанием и ловлей и др. Ежедневное проведение таких игр
позволяет успешно решать проблемы перегрузки учащихся, рациональной
организации физического и трудового воспитания, активного повседневного
отдыха, столь необходимого для гармоничного развития детей .
∙ Целесообразно с детьми младшего школьного возраста проводить
праздники, дни здоровья, спортивные развлечения, походы. Они способствуют
повышению функциональных и адаптационных возможностей детского
организма, оказывают общеукрепляющее влияние, выступают как мощное
средство формирования всесторонне развитой личности.