Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности студентов
Оценка 5
Научные работы
doc
математика
Взрослым
02.04.2018
Данная статья полезна при изучении основ проектной и исследовательской деятельности. В современной образовательной системе учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от педагога к учащимся. Обучение а выступает как сотрудничество — совместная работа преподавателя и студентов в ходе овладения учащимися знаниями и приобретения опыта решения проблем. Активной позиция учащегося в учении приводит к изменению представлений о характере взаимодействия студента с педагогом и одногруппниками.
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования возрастает актуальность применения педагогических средств, методов, технологий, которые позволяют формировать метапредметные и личностные образовательные результаты.
Статья.doc
Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности
учащихся.
В современной образовательной системе
учение больше не
рассматривается как простая трансляция знаний от педагога к учащимся.
Обучение а выступает как сотрудничество — совместная работа
преподавателя и студентов в ходе овладения учащимися знаниями и
приобретения опыта решения проблем. Активной позиция учащегося в
учении приводит к изменению представлений о характере взаимодействия
студента с педагогом и одногруппниками.
В связи с введением федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования возрастает
актуальность применения педагогических средств, методов, технологий,
которые
и личностные
образовательные результаты.
позволяют формировать метапредметные
«Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над »». Метапредметный
результат это навыки и способности, которые сформировались в процессе
обучения, необходимые для самостоятельного изучения предмета и
оперирования с информацией.
Существует несколько подходов к пониманию метапредметных
образовательных результатов.
Сторонники первого подхода (В.В. Краевский,А.В. Хуторской, Ю.В.
Громыко, Н.В. Громыко) выделяют отдельные метапредметы, т . е.
«нетрадиционные учебные предметы, выстраиваемые вокруг определенной
мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)» и
разрабатывают специальные технологии их преподавания.
и
метапредметный
подход
др. рассматривают
Сторонники второго подхода А.Г . Асмолов, Г .В. Бурменская, С.Г .
как
Воровщиков
комплексный подход к формированию межпредметных результатов
образования, то есть как реализацию метапредметного, межпредметного
обучения в ходе изучения обычных школьных предметов. Именно на
идеях
основано
содержащееся в ФГОС понимание метапредметной деятельности как
универсальной учебной деятельности.
второго подхода,
А.Г.
Асмолова,
сторонника В соответствии с ФГОС образовательные результаты подразделяются на
предметные, метапредметные (надпредметные), личностные.
Образовательный результат
Характеристика
Предметные результаты
Метапредметные
(надпредметные) результаты
Личностные результаты
Знания, умения, навыки; опыт
решения проблем,
творческой
деятельности; система ценностей,
усвоенных в рамках изучения от
дельного предмета
(программ
определенной направленности)
Освоенные на базе одного,
нескольких или всех учебных
предметов
(образовательных
программ одной или нескольких
направленностей)
способы
деятельности
Индивидуальные достижения в
освоении предметной области
(программы
определенной
направленности), ценности и мотивы
образовательной
деятельности,
самооценка образовательного опыта, в
том числе уровня образованности
грамотности,
(функциональной
допрофессиональной
и
общекультурной компетентности),
готовности к решению социально и
личностнозначимых проблем
ФГОС нового поколения предусматривают формирование
универсальных учебных действий (совокупность действий обучающегося,
обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний и формирование умений).
(УУД) – это совокупность
различных способов действий учеников, обеспечивающих способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Виды универсальных учебных действий:
Универсальные учебные действия
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные.
В основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия,
которые имеют приоритет над узкопредметными знаниями и умениями и
направлены на решение реальных жизненных задач.
В процессе проектной деятельности происходит формирование
универсальных учебных действий.
Учащиеся учатся самостоятельно
добывать знания и применять их на практике, находить решения учебных и
социальных проблем.
В зависимости от характера учебной деятельности учащихся условно
можно выделить следующие модели образования:
1. Классическое (традиционное) обучение. Эта модель направлена на
формирование знаний и репродуктивных умений учащихся. Результаты такого
подхода, как правило, невысокие. У этой модели обучения нет будущего, она
постепенно исчезнет, а сохраняется в настоящее время только благодаря
учителям, которые не хотят или не могут осваивать прогрессивные
педагогические технологии и современные методики.
2. Развивающее обучение. Оно предполагает выполнение учащимися
творческих заданий различных видов. Эта модель обучения направлена на
развитие у детей психологических качеств: внимания, мышления, памяти,
воображения, речи. Но и в этих образовательных системах есть проблемы,
главные из которых — недостаточное развитие у учащихся стратегических
учебных умений: постановки учебных задач, планирования собственной
деятельности, выбора заданий урока, самостоятельного изучения темы,
самоанализа и самооценки результатов работы.
3. Педагогика сотрудничества. Основополагающая идея этой модели —
обучение детей и подростков методам и формам самообразования в процессе
выполнения творческих заданий. Главное внимание уделяется развитию
нравственных качеств личности и творческих способностей за счет
дифференцированного и личностноориентированного подхода с учетом
интересов, способностей и возможностей каждого учащегося.
Важнейшее условие эффективности учебного процесса — воспитание
познавательного интереса у школьников. Интерес положительно влияет на все
психические процессы и функции, но особенно велика его связь с
непроизвольным вниманием. Огромное влияние оказывает интерес на развитие памяти, так как интересный материал запоминается ребенком легко, быстро и
прочно. Развитие познавательного интереса, воспитание потребности к
умственному труду способствует такая организация обучения, при которой
ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых
знаний, решает задачи проблемного характера.
Проблема — невозможность в конкретный момент решить задачу
интеллектуального или практического плана. Этот конкретный момент
называется проблемной ситуацией и характеризуется появлением у человека
такого психического состояния, которое называется познавательной
потребностью, а познавательная потребность есть не что иное, как условие
для возникновения мышления. В процессе решения проблемы педагогу
необходимо побуждать учащихся ставить задачи, планировать действия,
самостоятельно определять предмет исследования, искать наиболее
оптимальные варианты для решения той или иной задачи. Педагогу
необходимо организовывать ситуации, активизирующие самостоятельность
учащихся, учить устанавливать причинноследственные связи, проводить
самоанализ и самооценку полученных результатов, подводить их к
определенным выводам и умозаключениям. Это способствует развитию
познавательного интереса,
гибкости и полифоничности мышления,
нарабатывается алгоритм действий, который закрепляется в сознании как
личностный опыт.
Метод проектного обучения поможет педагогу в решении этих
непростых задач, потому что он относится к личностно ориентированным
технологиям,
обеспечивающим проблемное обучение и системно
деятельностный подход. Проектная деятельность обеспечивает учащимся
самостоятельность и относительную свободу действий, предоставляет
возможность реализовать свои творческие замыслы. Использование проектной
деятельности в педагогической практике позволяет целенаправленно решать
задачи индивидуально ориентированного образования.
Проектное обучение рассматривается как дидактическая система.
Метод проектов является компонентом системы, как педагогическая
технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и
применение актуализированных знаний, приобретение новых. О проектном
обучении можно говорить только тогда, когда метод проектов является
основным
методы являются
вспомогательными. Уже с начальной школы согласно ФГОС педагогам
необходимо выстраивать систему проектного обучения.
в процессе обучения, а остальные Проектная деятельность учащихся компонент проектного
обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей
учащихся посредством проектирования и создания идеального или
материального продукта, обладающего объективной или субъективной
новизной. Она представляет собой творческую работу по решению
практической
задачи, цели и содержание которой определяются
учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки
и практической реализации при участии учителя.1
Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:
учит применять базовые знания и умения, усвоенные на учебных
занятиях, для поиска и решения социальных, семейных, личных проблем;
стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей;
стирает грани между
приближает учебный процесс к реальной жизни;
формирование различных качеств, профессиональных интересов.
привлекает детей к социальной деятельности, которая обеспечивает
школьными дисциплинами, тем самым
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской
деятельностью.
Реализация исследовательского метода обучения
обеспечивает
выработку новых знаний. Отличительная особенность
исследования от проектирования прослеживается в том, что исследование не
предполагает создание какоголибо планируемого объекта, модели или
прототипа. Результат проекта всегда известен заблаговременно, а результат
исследования не известен.
К общим характеристикам исследовательской и проектной
деятельности следует отнести характеристики организационно
управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует
решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
планирование, определение последовательности и сроков работ; собственно
проведение проектных работ или исследования; оформление результатов
работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
представление результатов.
Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность
учащихся, которая связанна с решением разного рода задач. Решение заранее
неизвестно. Исследовательская деятельность состоит из основных этапов,
1 Л.В. Байбородова, Л.Н.Серебренников. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах:
пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013. 9 с. которые
характерны для исследования в научной сфере: постановку
проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор
методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного
материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные
выводы. Любое исследование, неважно, в какой области или гуманитарных
наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является
неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее
проведения.
Проектная деятельность обучающихся —
совместная учебно
познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная
на достижение общего результата деятельности. Непременным условием
проектной деятельности является наличие заранее выработанных
представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования
(выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и
оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация
деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его
осмысление и рефлексию результатов деятельности.
определение
необходимых ресурсов.
Проектноисследовательская деятельность — деятельность по
проектированию собственного исследования, предполагающая выделение
целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода
исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости
исследования,
Является
организационной рамкой исследования.Учебное исследование и научное
исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то,
что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является
развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в
«большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых
знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в
приобретении учащимся функционального навыка исследования как
универсального способа освоения действительности, развитии способности к
исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции
учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно
новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми
и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Наличие таких видов деятельности как учебноисследовательская и
проектная, среди прочих в общем образовательном процессе, может быть как
развиваться
обусловлено следующими походами: личностным, ситуационным и задачным.
Критерием успешности организации учебноисследовательской и
проектной деятельности выступает обогащение исследовательского опыта
учащихся. Основная задача педагога помогать каждому ученику с учетом
имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные
способности,
личность.
Задачный подход к организации учебноисследовательской и проектной
деятельности означает, что освоение учебного материала происходит
посредством решения учебноисследовательских задач, предполагающих
выполнение определенных действий.
Основной единицей учебно
исследовательской деятельности является учебноисследовательская задача,
которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется
школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно
логике исследования и предполагает определенные действия.
Ситуационный подход к организации деятельности предполагает
управление учебноисследовательской и проектной деятельностью как
взаимодействие её субъектов. Его суть состоит в неразрывности прямого и
обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих
друг на друга субъектов. Ученическое исследование предполагает не только
решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения
этих проблем. При организации учебноисследовательской деятельности
необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся
овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в
большей или меньшей степени организованного учителем.
Литература:
1.
А.В. Роготнева, Л.Н. Тарасова и др. Организация проектной
деятельности в школе в свете требований ФГОС : метод. пособие — М. :
Гуманитарный изд. центр ВЛА ДОС, 2015. — 120 с.
2.
школьников в разновозрастных группах:
общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013.175 с.
3.
В.Ф. Феоктистова. Исследовательская и проектная деятельность
младших школьников: рекомендации, проекты.Изд.2е, испр . Волгоград:
Учитель.154с.
Л.В. Байбородова, Л.Н.Серебренников. Проектная деятельность
пособие для учителей
Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности студентов
Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности студентов
Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности студентов
Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности студентов
Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности студентов
Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности студентов
Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.