Особенности использования психолого-педагогических технологий при работе с детьми с ОВЗ.
Оценка 4.9
Особые потребности +2
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
08.08.2017
Представленный методический материал может быть использован при решении различных вопросов, связанных с социализацией школьников в процессе их воспитания, а также для решения проблемных вопросов при работе с детьми особой категории, то есть с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет полезен в работе учителей предметников, специалистов психологов, в работе классных руководителей.
педтехнолгии овз.docx
Особенности использования психологопедагогических технологий при
работе с детьми с ОВЗ.
Высокий уровень сложности формирования и развития инклюзивного
образования требует поиска инновационных технологий и способов их
реализации. Инновационность относится не только к компьютерным,
виртуальным, сетевым, материальнотехническим, но и к собственно
психологическим и педагогическим технологиям.
В научной и практической литературе под технологическими
инновациями инклюзии прежде всего имеют в виду ассистивные
технологии, информационнокомпьютерные технологии (ИКТ), а также
технологии дополненной, улучшенной реальности.
Педагогические инновации подразумевают новые технологии
к инновационным
межличностного взаимодействия. Таким образом,
психологопедагогическим технологиям формирования инклюзивного
образования следует отнести:
1) информационнокомпьютерные технологии,
2) ассистирующие технологии,
3) педагогические технологии.
Развивать
Информационнокомпьютерные технологии.
достаточный
Информационнокомпьютерные технологии позволяют:
1.
1.1.
Создавать условия для развития безбарьерной образовательной
среды. С помощью ИКТ можно разрабатывать и реализовывать такие форматы
включения как: вебинары, (веблекции, вебуроки), вебигры, веб
тестирование и т.д.
1.2.
образовательного пространства.
1.3.
Совершенствовать и корректировать сопровождающую
деятельность на основе включения информационнокомпьютерных технологий
в инклюзивный процесс.
1.4.
ОВЗ.
1.5.
образованию.
1.6.
потребностей в изменяющихся организационных условиях.
Расширять возможность доступа к дополнительному
Развивать индивидуальное сопровождение обучающегося с
Способствовать реализации индивидуальных образовательных
уровень
адаптивности
Информационнокомпьютерные технологии в инклюзивном образовании
решают две базовые задачи – интерактивные и дистанционные.
2.
Решение интерактивных задач позволяет: 2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.1.
3.2.
3.3.
Устанавливать, поддерживать и развивать коммуникативные
контакты.
Включаться в разнообразные социальные отношения за счет
расширения сетевого присутствия участников инклюзивного
образования.
Развивать и формировать расширенный диапазон жизненных
компетенций.
Формировать учебный и дидактический материал, отвечающий
конкретного
образовательной
траектории
индивидуальной
обучающегося.
ситуации.
Создавать в учебной группе вариативные и экспериментальные
Осуществлять объективную оценку результатов обучения.
3.
Решение дистанционных задач позволяет:
Получать равный доступ к образованию.
Быть включенным в учебный процесс.
Снимать пространственные и временные барьеры в процессе
обучения.
Ассистивные технологии, технологии улучшенной реальности.
Ассистивные технологии и технологии улучшенной реальности
1.
позволяют:
1.1. Снимать или облегчать физические затруднения, которые имеет
обучающийся с ОВЗ, препятствующие получению равного доступа к
образованию.
1.2. Снимать или облегчать психические затруднения, которые имеет
обучающийся с ОВЗ, препятствующие получению равного доступа к
образованию.
1.3. Снимать или облегчать психофизические затруднения, которые
имеет обучающийся с ОВЗ, препятствующие получению равного
доступа к образованию.
1.4. Преодолевать психологические и психосоматические барьеры;
1.5. Опорнодвигательные нарушения и расстройства;
1.6. Тактильные и сенсорные нарушения и расстройства;
1.7. Эмоциональноаффективные и волевые нарушения и расстройства;
1.8. Поведенческие нарушения и расстройства;
1.9. Когнитивные и речемыслительные нарушения и расстройства;
1.10. Нарушения и расстройства коммуникативной сферы.
Педагогические технологии Разработка инновационных педагогических технологий инклюзивного
образования основывается на следующих принципах:
1. Разработка концептуальных проблем инклюзивного образования. Такая
разработка имеет весьма широкий круг вопросов и включает в себя
философию и теорию образования, собственные проблемы педагогики и
психологии, поле междисциплинарных исследований;
2.
Анализ и применение педагогического опыта. Использование
педагогических наработок позволяет конкретизировать условия и ситуации
применимости, проанализировать полученные результаты и определить
степень их применимости в условиях конкретной образовательной
организации.
Разработка инновационных педагогических технологий инклюзивного
образования должна учитывать исторический и передовой педагогический
опыт, изменения, которые вносят в образовательное пространство
информационнокомпьютерные и ассистивные технологии,
реальные
трансформации социальноэкономической среды.
Современные педагогические технологии находятся в ситуации, когда
необходимо искать инновационные способы сочетания компетентностного и
личностноориентированного подходов к образованию на фоне бурного
развития новых технологий.
В этой связи одним из наиболее продуктивных подходов в современной
психологической и педагогической науке признается инклюзия через
творческую деятельность. Так, видный российский специалист А.Ю.
Шеманов отмечает: «В решение задачи формирования инклюзивной культуры
в образовательной организации существенный вклад может внести
дополнительное образование в области творческой деятельности. Дело в том,
что такое образование имеет два важных аспекта: с одной стороны, оно
является сферой реализации собственных интересов ребенка, с другой –
средством поддержки его способности вносить уникальный и незаменимый
вклад в культуру»
В этом смысле педагогические технологии становятся одновременно
средой и проводником компьютерных и ассистивных технологий в
инклюзивную среду образовательной организации. Поэтому главной задачей
педагогических технологий является смысловое преобразование технических
новшеств и их включение в обучающий процесс таким образом, чтобы они
решали задачу развития инклюзивной среды. Педагогические технологии
становятся своего рода плавильным тиглем, в котором возникает
принципиально новая, то есть инновационная образовательная инклюзивная
среда.
Задачей специалиста психологопедагогического сопровождения в этом
смысле выступает творческое преобразование технических достижений в образовательные смыслы. Такая работа относится ко всему комплексу работ,
с которыми специалист сталкивается в зонах своей ответственности.
1. Это касается организационного аспекта его работы. В данном случае
специалист должен предусмотреть влияние новых технологий на
психологическое состояние обучающегося с ОВЗ. Это означает, что задачи
изучения и сопровождения влияний новых технических устройств на
психологический климат и педагогические условия специалисту следует
рассмотреть по всем пунктам ИУП и СИПР.
2. Это касается создания инклюзивной культуры образовательной
организации.
А.Ю. Шеманов в этой связи указывает: «формирование
инклюзивной культуры в образовательной организации неслучайно
рассматривается в качестве задачи, решение которой лежит в основании
инклюзии и включает в себя, как полагают, принятие ценностей уважения
разнообразия, терпимости к различиям,
сотрудничества, поощрения
достижений каждого и создание на их основе включающего сообщества»
Надо различать инклюзивное пространство (инклюзивную среду) и
инклюзивную культуру образовательной организации. Если инклюзивная
культура, как было указано, базируется на принятии инклюзивных ценностей,
то есть предполагает формирование и реализацию ценностного аспекта
инклюзии, то инклюзивное пространство (среда) означает формирование и
развитие материальнотехнических, нормативноправовых и организационных
условий инклюзии.
Следует указать, что одним из эффективных средств формирования
инклюзивной культуры образовательной организации является такая
творческая деятельность, в которой в смешанных группах участвуют дети с
ОВЗ и без ОВЗ выполняющие одно задание, действие, решающие общую
задачу, совместно достигающие цели.
Совместность является определяющим условием развития
инновационных педагогических технологий не только в творческой, но и в
учебной деятельности. Так, высокую эффективность дают в работе так
называемые творческие лаборатории, в которых специалист сопровождения,
ребенок и его родители совместно подготавливают творческую работу. Такой
пример может быть распространен и на учебные ситуации в особо трудных
вопросах.
Также одним из эффективных способов развития педагогических
технологий в инклюзивном образовании является опыт наставничества. Дети
с ОВЗ более старшего возраста могут помогать, обучать в мерах своей
компетентности и опыта обучающихся с ОВЗ младшего возраста.
В любом случае специалист психологопедагогического сопровождения
должен помнить, что ограничения, который имеет особый ребенок, следует
воспринимать как источник особых ресурсов психологического и
педагогического развития. Как говорят сторонники нейролингвистического программирования, нет отрицательного ответа, любой ответ – это отклик на
Ваше поведение, действие, слова. Изменяя, совершенствуя психологические и
педагогические установки в работе с обучающимся с ОВЗ, можно добиться
готовности нетипичного ребенка к полному включенному сотрудничеству.
Особенности использования психолого-педагогических технологий при работе с детьми с ОВЗ.
Особенности использования психолого-педагогических технологий при работе с детьми с ОВЗ.
Особенности использования психолого-педагогических технологий при работе с детьми с ОВЗ.
Особенности использования психолого-педагогических технологий при работе с детьми с ОВЗ.
Особенности использования психолого-педагогических технологий при работе с детьми с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.