Особенности концертмейстерской деятельности на различных отделениях в детской школе искусств
Оценка 4.8
Семинары
docx
музыка +1
Взрослым
03.03.2018
Работа концертмейстера с детьми имеет свои особенности, которые в полной мере учитывают специалисты. В первую очередь, это проявление гибкости и повышенная степень приспособляемости в ансамбле со своим юным партнером. Основная задача концертмейстера в классе заключается в том, чтобы совместно с преподавателем помочь ученику овладеть произведением, подготовить его к концертному выступлению.
Аттест.задание по конц..docx
«Образовательная среда»
Особенности концертмейстерской деятельности на различных
отделениях в детской школе искусств
Выполнила:
Земцова Наталия Валентиновна
преподаватель по классу фортепиано
МБОУДО «Федоровская ДШИ» Пояснительная записка
Работа концертмейстера занимает значительное место в повседневной
профессиональной деятельности пианиста.
Концертмейстер – это
универсальный пианист, который должен владеть обширным объемом знаний в
области музыки, бегло читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху,
редактировать музыкальные тексты, делать переложения. Все эти качества
концертмейстер приобретает с течением времени в результате обширной
концертмейстерской практики.
Специфика сольной и концертмейстерской работы весьма различна, хотя
и не следует полностью разделять эти две области: прежде всего, нужно
научиться хорошо владеть роялем. «Плохой пианист, – пишет Е.М.
Шендерович, – никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором, впрочем,
и не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в
аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, пока не
разовьёт в себе чуткость к партнёру, не ощутит неразрывность и
взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента».
Работа концертмейстера с детьми имеет свои особенности, которые в
полной мере учитывают специалисты. В первую очередь, это проявление
гибкости и повышенная степень приспособляемости в ансамбле со своим
юным партнером. Основная задача концертмейстера в классе заключается в
том, чтобы совместно с преподавателем помочь ученику овладеть
произведением, подготовить его к концертному выступлению.
На основании изучения опыта работы музыкальных коллективов,
анализа научной психологопедагогической литературы была сформулирована
проблема исследования, которая определяется как сложнейшей задачей,
стоящей перед концертмейстером, его роли в ансамблевой работе с солистом
инструменталистом, а также в классе вокальнохоровых дисциплин и
хореографии, его значения в развитии музыканта и его вкладе в конечный
художественный результат, и того места, которое по большей части отводится
аккомпаниаторам. Основная часть
Инновационный проект направлен на создание устойчивой модели
образовательной практики, перспективной для дальнейшего массового
внедрения. Под инновационным проектом понимается авторский вариант
решения стратегической задачи развития системы образования, результатом
которой является инновационный продукт, готовый к распространению среди
образовательных учреждений.
На основе анализа противоречия и проблем определена тема
исследования: «Особенности концертмейстерской деятельности в детской
школе искусств».
Концертмейстер и аккомпаниатор самая распространенная профессия
среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе – по
всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде,
и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на
преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без
концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и
общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры,
музыкальные и педагогические училища и вузы. Однако при этом многие
музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под
солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко
ошибочная позиция.
Цель и задачи проекта.
Цель исследования:
определить педагогические условия
формирования концертмейстерской деятельности на разных отделениях в
условиях детской школы искусств.
Объектом исследования является учебнопознавательный процесс,
осуществляемый в детском коллективе.
Предметом исследования является особенности концертмейстерской
деятельности на разных отделениях в условиях детской школы искусств.
Гипотеза исследования:
процесс развития концертмейстерской
деятельности на разных отделениях в условиях детской школы искусств
будет наиболее эффективным, если:
этот процесс будет опираться на личностноориентированный подход,
позволяющий само реализоваться каждой личности;
творческой активности личности;
активности личности в условиях музыкального коллектива.
выявить особенности деятельности концертмейстера по развитию
обеспечить личностнодеятельный подход к развитию творческой В обширном поле деятельности пианистаконцертмейстера работа в
детской музыкальной школе и школе искусств занимает почетное место. Нет
задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру
прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его
общую музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с возрастными
особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных
сложностей и особой ответственностью.
Цель работы – изучить и обобщить имеющиеся научные исследования,
методические рекомендации и практический опыт в области творческой и
педагогической деятельности концертмейстера, для того чтобы укрепить
собственные профессиональные позиции в качестве концертмейстера детской
музыкальной школы.
Задачи работы:
Описать музыкальные способности, умения и навыки, а также
необходимые для полноценной
психологические качества,
профессиональной деятельности концертмейстера.
Выявить специфику деятельности концертмейстерапианиста в
условиях детской музыкальной школы.
Опираясь на научнометодическую литературу и собственный опыт
работы систематизировать формы, методы и приемы работы
концертмейстера с учащимися разных специальностей.
Задачи концертмейстера в инструментальных классах
музыкальной школы
Большая часть занятий в классе по специальности проходит с участием
концертмейстера. Какова же его роль в музыкальном воспитании детей,
какими специфическими приемами должен владеть концертмейстер?
Концертмейстер дословно (нем.) – мастер концерта. Деятельность
концертмейстера начинается уже с самых первых уроков. Вся работа над
музыкальным произведением от фрагментарного прочтения до целостного
охвата композиции проходит при его непосредственном участии. Конечно,
учащийся, прежде всего, разбирает и выучивает нотный текст. Но он твердо
знает, что на уроке он будет выступать как настоящий артист в
сопровождении опытного пианиста. Между учеником и концертмейстером
возникает творческая связь, сотрудничество, которое будет направлено на
раскрытие художественного образа каждого музыкального произведения. По
словам Е.М.Шендеровича «…в деятельности концертмейстера объединяются
педагогические, психологические, творческие функции».
Концертмейстер помогает ученику обогащать музыкальные
представления, лучше понять, усвоить и передать содержание произведения,
укрепляет интонацию, развивает ритмическую дисциплину ученика и
согласованность исполнения партий. Разнообразие репертуара обязывает концертмейстера владеть различными приемами игры,
богатством
нюансировки, развитым чувством ритма, стиля. Он должен знать
специфические особенности
солирующего инструмента законы
звукоизвлечения, дыхания, техники. Игра концертмейстера с взрослым
музыкантом отличается от игры с начинающим. Именно в этом возрасте
учащемуся предлагается совместно с концертмейстером освоить азы метро –
ритма, ансамблевого слушания, синхронности исполнения, темпового
соответствия. Необходимо выработать умение приспособиться к личности и
исполнительской манере ребенка: неритмично играющего – держать, робкого
– воодушевлять, эмоционального – сопровождать. Важно также и умение
быстро ориентироваться в тексте, видеть весь текст, помогать в случае
допущенной ошибки, уметь поддержать ученика в концертном выступлении,
предугадывать его намерения.
В работе концертмейстера крайне важно чувство меры, слуховой
контроль и дирижерское начало, умение переживать и сопереживать.
Существует несколько этапов подготовки учащегося к выступлению.
Огромный период проходит в классе. Это как бы «приручение», «укрощение»
произведения: разбор, многократные повторения фрагментов, работа над
метроритмом, ансамблем, сыгрывание, работа над формой произведения.
Преподаватель по специальности совместно с концертмейстером
подсказывают ученику верные образы, настроения музыки. Еще одним этапом
является выучивание произведения. Здесь необходимы детализация, игра с
преувеличением, установление логических связей. Концертмейстер шаг за
шагом проделывает с учащимся эту трудную, но, безусловно, интересную
работу. Если все сделано правильно, то исполнение на сцене станет приятной
миссией, как для ученика, так и для концертмейстера. Особую роль в
подготовке к концертным выступлениям играют репетиции в зале. Мастерство
концертмейстера заключается в нахождении нужного звукового баланса,
соответствующего акустике помещения. Концертмейстер также помогает
воспитаннику приобретать артистические навыки общения с публикой. На
эстраде волнуются все, но каждый по – своему. Здесь необходимо учитывать
различные типы темперамента юных артистов и быть готовым к любым
сюрпризам. Поэтому концертмейстер должен наблюдать за повторяющимися
и устойчивыми проявлениями психики ребенка на сцене.
В основе обучения молодых исполнителей – духовиков лежит
воспитание музыканта в глубоком и всестороннем понимании этого слова.
Именно в классе духовых инструментов необходимы такие навыки
творческого музицирования как транспонирование и подбор по слуху.
Концертмейстер также должен владеть отличной фортепианной техникой,
набором специфических фортепианных приемов, так как фортепианные соло
в композициях достаточно виртуозны. Одно из основных качеств – это
умение «держать» темп и метроритм. Из технических приемов
звукоизвлечения предпочтительна пальцевая атака, максимальная весовая игра от плеча. Часто тембральная окраска в своем воплощении на рояле
зависит от регистра. При работе в классе духовых инструментов нужно
учитывать и моменты взятия дыхания. От концертмейстера требуется
быстрое схватывание и запоминание всего произведения в целом и в деталях.
Цифры, способы записи сокращений, повторений, вступления инструментов,
отсчет пауз – все это необходимый набор знаний и умений для успешной
деятельности концертмейстера. И, в конечном счете, нужно всегда понимать
функции своей партии в ансамбле, уметь играть ярко, но не противоречить
другим исполнителям, быть и ведомым и ведущим, держать баланс звучания и
по вертикали и по горизонтали.
Аккомпанирование солистаминструменталистам имеет свою
специфику. Концертмейстеру не обойтись здесь без умения «слышать
мельчайшие детали партии солиста, соизмеряя звучность фортепиано с
возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом
солиста».
Остановимся на основных особенностях работы концертмейстера в
классе скрипки. Основная задача концертмейстера в классе заключается в
том, чтобы совместно с преподавателем помочь ученику овладеть
произведением, подготовить его к концертному выступлению. Обычно работа
учащегося над пьесой состоит из следующих стадий: разбор, фрагментарное
исполнение, исполнение подряд от начала до конца (репетиционное), которое
предшествует концертному. Концертмейстер может включиться в эту работу
еще на стадии разбора для решения самых различных задач.
Большое значение для эффективности классной работы имеет характер
общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только
музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как человека. В
процессе урока и репетиций педагог нередко высказывает концертмейстеру
пожелания, замечания и т.п. Реакция концертмейстера на такие замечания
имеет важное значение для воспитания ученика. Основной принцип здесь –
заинтересованность концертмейстера, которую должен чувствовать ученик.
Работа пианиста в классе виолончели имеет немало общего с классом
скрипки, но и свою специфику. В классе виолончели большое внимание
уделяется работе над звуком, который зависит от скорости ведения смычка,
смены смычка, различной attacci звука. Концертмейстеру надо иметь
представление о различных штрихах, которые исполняются концом смычка,
серединой смычка, о моментах соотношения штриха с вибрационным
импульсом, различной тембровой и вибрационной окраской звука,
использованием разных струн, как особой тембровой окраски, Эти моменты
имеют значение в разрешении художественных задач полноценного
ансамблевого исполнения.
Задачи концертмейстера в работе с солистамивокалистами Солист и пианист (аккомпаниатор) в художественном смысле являются
членами единого, целостного музыкального организма.
Более того,
концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам. Оно
требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и
особого призвания. Почти все выдающиеся композиторы
занимались
аккомпанементом. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Шуберта
с Фогелем, Мусоргского с Леоновой, Рахманинова с Шаляпиным.
В обязанности пианистаконцертмейстера вокального класса, помимо
аккомпанирования певцам на концертах, входит помощь учащимся в
подготовке нового репертуара. В этом плане функции концертмейстера носят
в значительной мере педагогический характер. Эта педагогическая сторона
концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо фортепианной
подготовки и аккомпаниаторского опыта, ряда специфических знаний и
навыков, и в первую очередь умения корректировать певца, как в отношении
точности интонирования, так и многих других качеств исполнительства.
Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер
наблюдает за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он
должен следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и
ритмического рисунка мелодии,
осмысленной
фразировкой,
Для этого
концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями
певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов,
характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания
и т.д.
четкостью дикции,
целесообразной расстановкой дыхания.
В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, от
точно найденной фортепианной звучности порой зависит и звучание сольной
партии. Например, грубый, стучащий звук аккомпанемента вызывает
форсирование звука вокалистом, мягкое «пение» фортепиано приручает
солиста к правильному звуковедению, оберегает его от «крика».
Начиная работу с учащимсявокалистом, концертмейстер должен вначале
предоставить ему возможность услышать произведение в целом. Для этого
пианист либо интонирует голосом вокальную партию, аккомпанируя себе,
либо воспроизводит вокальную партию на фортепиано вместе с
аккомпанементом. При этом можно поступиться деталями фактуры.
Произведение лучше исполнить несколько раз, чтобы ученик с первого же
урока понял замысел композитора, основной характер, развитие,
кульминацию. Важно увлечь и заинтересовать певца музыкой и поэтическим
текстом, возможностями их вокального воплощения. Если юный певец еще не
обладает навыками сольфеджирования по нотам, пианист должен сыграть ему
мелодию песни или романса на фортепиано и попросить воспроизвести ее
голосом. Для облегчения этой работы всю вокальную партию можно
разучивать последовательно по фразам, предложениям, периодам. Концертмейстер следит за выполнением данных педагогом установок
правильного, не поверхностного дыхания, что очень помогает пению
кантилены. Кроме того, идет работа над протяженностью гласных. Как
говорил Шаляпин,: «Гласные –река, согласные – ее берега». Солист должен
пропевать гласную до последнего момента, а примыкающую к ней согласную
относить мысленно к следующей гласной, тогда все слоги будут начинаться с
согласной, но не кончаться ими. Такая тренировка очень помогает пению
legato, хотя на первых порах дикция от этого несколько страдает, так как в
дикции большая роль отводится согласным. Но через этот процесс ученик
должен пройти. Когда он научится петь, не пропуская ни одной «не пропетой»
гласной, то сможет больше внимания обращать на согласные, которые больше
не будут «рвать» кантилену, а станут украшать ее. Стремясь к логическим
точкам опоры, певец невольно объединяет звуки, ведет их к более важным в
смысловом отношении нотам и словам.
Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но
нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе
концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен
быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и ценит его
голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности, тесситурные
слабости и достоинства. Все певцы, а юные в особенности, ждут от своих
концертмейстеров не только музыкального мастерства, но человеческой
чуткости.
Задачи концертмейстера в работе с хоровыми коллективами
Работа концертмейстера с детским хором значительно отличается от
занятий с вокалистами. Пианист должен овладеть навыками общения с
младшим и старшим хоровыми коллективами. Он должен уметь показать
хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие
приемы как цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция и др. Именно
концертмейстер помогает дирижеру в распевании участников хора, предлагая
различные виды упражнений, а также способствует формированию вокально
хоровых навыков, задавая четкий ритм работы. Подчеркнем, что не только от
дирижера, но от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность
выбора упражнений для распевания хора. Пианисту необходимо постоянно
следить за жестами дирижера, поэтому он обязан знать основы дирижерской
техники и уметь играть «по руке» дирижера. Важным моментом в работе
концертмейстера является умение трансформировать звучание музыки в
зависимости от жестов дирижера, порой даже наперекор логике исполнения
произведения.
На занятиях хора концертмейстеру (на этапах разучивания репертуара)
иногда нужно показать звучание отдельных фрагментов музыки, проигрывая
все или отдельные голоса хоровой партитуры. Здесь не обойтись без навыков
беглого чтения хоровой партитуры с листа, а также без умения совместить
хоровую партитуру с аккомпанементом в исполняемом произведении. В процессе такой игры следует добиваться выразительности, создавая образец
исполнения для участников хора. Через показ на инструменте аккомпаниатор
обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания,
фразировку, ритм.
При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист
должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать
авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ,
взять нужный темп, верно распределить кульминации, логику и др. Играть
партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к
хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан
подчиняться основным вокальнохоровым законам (певучесть, плавное
голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия
дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового
произведения.
Особенности учебного процесса в школе таковы, что отдельные занятия
концертмейстер проводит с хоровым коллективом без дирижера. При этом
пианист должен учитывать такие моменты, как степень знания хористами
музыкального материала,
особенности дыхания,
интонационные трудности сочинения и методы их преодоления, степень
развития слуховых и певческих данных детей, их музыкального мышления,
художественного воображения и др.
диапазон партий,
Особенности концертмейстерской работы в классе хореографии
Рассмотрим деятельность концертмейстерапианиста, работающего с
детьми разных возрастных групп на занятиях хореографии.
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на
занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога –
хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только
физическое развитие, но и музыкальное.
Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно,
выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее
содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты
помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.
Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство
развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном
материале. Поклоны, при переходе от одних упражнений к другим должны
быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои
движения согласно музыке. Музыкальное оформление урока должно
прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению –
умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки,
ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает
фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за
развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные
эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к
лучшим образцам народной классической и современной музыки, и таким
образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный
слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе
воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер
ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.
Концертмейстер должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую
создали великие композиторы: Глинка, Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр,
Прокофьев, Хачатурян, КараКараев, Щедрин и другие.
Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей
по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает
двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а
определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является
развитие «музыкальности» танцевальных движений.
Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен
найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из
участников музыкального действия, причем, участником второплановым.
Пианистусолисту предоставлена полная свобода выявления творческой
индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое
видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но
необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.
При всей многогранности деятельности концертмейстера на первом
плане находятся творческие аспекты. Творчество – это созидание, открытие
нового, источник материальных и духовных ценностей. Творчество –
активный поиск еще не известного, углубляющий наше познание, дающий
человеку возможность поновому воспринимать окружающий мир и самого
себя. Необходимым условием творческого процесса концертмейстера
является наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично
связана с активным поиском, который выражается в раскрытии,
корректировке и уточнении художественного образа произведения,
заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении. Для постановки
интересных задач в музыкальнотворческой деятельности концертмейстеру
обычно бывает недостаточно знаний только по своему предмету. Необходимы
глубокие познания в дисциплинах музыкальнотеоретического цикла
(гармонии,
полифонии). Разносторонность и гибкость
мышления, способность изучать предмет в различных связях, широкая
осведомленность в смежных областях знаний все это поможет
концертмейстеру творчески переработать имеющийся материал.
анализа форм,
Концертмейстер
рядом
положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера
– это внимание совершенно особого рода. Оно многоплановое: его надо
распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к
обладать
должен солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как
делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым
балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования),
звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением
единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует
огромной затраты физических и душевных сил.
Проведенные исследования показало значимость внедрения результатов
исследования.
Дальнейшее развитие исследований по этой проблеме может быть
продолжено в сведущих направлениях: продолжение данной работы по
развитию особенностей деятельности концертмейстера на разных отделениях
Детской школы искусств.
1. Бейлина С.З. В классе профессора В.Х.Разумовской. – Л.:Музыка, 1982.
2. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство
Список источников
интерпретации. – Л.: Музыка, 1988.
3. Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб.статей:
Вып.3/Ред. – сост. А.Лагутин. – М.:Музыка, 1991.
4. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления
педагога. – М.: Музыка, 1996.
5. Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в
клавирах: Советы аккомпаниатора. – М.: Музыка, 1987.
6.
Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме
получения квалификации в Вузе // Проблемы музыкального воспитания и
педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. Н.К. Терентьева. – СПб.,
РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – Вып. 2. – С. 6670.
7. Живов Л.
Подготовка концертмейстероваккомпаниаторов в
музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального
образования. – М., 1966. – С. 329345.
8.
Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на
МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки.
М., 1982. – С. 130140.
9.
виолончельным репертуаром // Фортепиано. – 1999, № 2. – С. 1415.
10.
Виноградов К.М. О работе оперного концертмейстера // О работе
концертмейстера: Сб. статей / Ред. М. Смирнов. – М.: Музыка, 1974. – С.
111134.
Брыкина Г. Особенности работы пианистаконцертмейстера с __________________________
подпись расшифровка подписи
____________________________
«_____»_____________________20__г.
Особенности концертмейстерской деятельности на различных отделениях в детской школе искусств
Особенности концертмейстерской деятельности на различных отделениях в детской школе искусств
Особенности концертмейстерской деятельности на различных отделениях в детской школе искусств
Особенности концертмейстерской деятельности на различных отделениях в детской школе искусств
Особенности концертмейстерской деятельности на различных отделениях в детской школе искусств
Особенности концертмейстерской деятельности на различных отделениях в детской школе искусств
Особенности концертмейстерской деятельности на различных отделениях в детской школе искусств
Особенности концертмейстерской деятельности на различных отделениях в детской школе искусств
Особенности концертмейстерской деятельности на различных отделениях в детской школе искусств
Особенности концертмейстерской деятельности на различных отделениях в детской школе искусств
Особенности концертмейстерской деятельности на различных отделениях в детской школе искусств
Особенности концертмейстерской деятельности на различных отделениях в детской школе искусств
Особенности концертмейстерской деятельности на различных отделениях в детской школе искусств
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.