Особенности материнского отношения к детям раннего возраста
Оценка 5

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Оценка 5
Работа с родителями
docx
родителям
Взрослым
31.03.2017
Особенности материнского отношения к детям раннего возраста
В статье представлена роль матери в ранним возрасте. Представлена классификация материнского отношения к ребенку раннего возраста. Специфика взаимодействия матери и ребенка. Мнение знаменитых ученых о роли матери в жизни каждого человека. Выявили, в каком возрасте у ребенка проявляется привязанность к матери.
статья.docx
Особенности материнского отношения к детям раннего возраста Материнство как явление существует с древнейших времен, оно  проявляется в заботе матери о ребёнке и его здоровье, в воспитании его как  будущего члена общества, в любви к нему. Материнство изучается в русле  различных наук: истории, культурологии, физиологии, биологии, социологии,  психологии, педагогики. Каждая наука исследует и определяет материнство, исходя из своих  целей и задач. Материнство исследуется в психологии в многообразных  аспектах, психологических школах и различных направлениях. Есть большое  количество научных и научно­популярных изданий, приуроченных к этой  проблеме. Различные аспекты материнского поведения затрагиваются в  психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и  т.д.  Важность материнского поведения для развития ребенка, его непростая  структура и путь развития, множественность культурных и отдельных  вариантов, а также большее количество современных исследований в этой  области дают возможность говорить о материнстве как самостоятельной  действительности, призывающей к разработке целостного научного подхода с  целью его исследования. Все вышеизложенное послужило основанием для организации по  изучению представлений современных женщин о развитии детей раннего  онтогенеза.  Становясь матерью, женщина открывает в себе самые лучшие качества:  нежность, доброту, любовь, терпение, самопожертвование, она ощущает себя  самым главным человеком в жизни ребенка.  В.А. Сухомлинский писал, что «родить ребенка ­ значит, на много лет  вперед отдать ему все напряжение своей мысли, все свое внимание, всю свою волю». Только женщина, познавшая радость материнства, может быть  поистине счастливой. Следует отметить, что мать оказывает непосредственное влияние на  формирование личности ребенка, на развитие его способностей, умений и  навыков, на его самооценку, поведение в обществе. В настоящее время считается общепризнанным фактом, что роль  родительского отношения является важнейшим фактором психического  развития ребенка.  Социальная адаптация ребенка напрямую зависит от грамотного  поведения родителей (прежде всего, матери). В отечественной  психологической науке интерес ученых (А.Я. Варга[Варга А.Я.], Л.Н.  Гришина [Гришина Л.Н.,520­539], Е.В.Могилевская [Могилевская Е.В.,  С.288 ], О.С.  Васильева[О.С.  Васильева, ], Г.Г. Филлипова[Г.Г. Филлипова, С. 240]) к изучению и исследованию вопроса материнского отношения появился  значительно недавно в рамках рассмотрения семейных взаимоотношений,  родительского отношения и его влияния на развитие личности ребенка. Под родительскими отношениями понимают систему или совокупность  эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и  способов поведения с ним [Варга А.Я.,  С.144]. Г.Г.Филиппова предложила 5 стилей материнского отношения  [Филиппова Г. Г., С. 86]: ­ адекватный; ­ тревожный; ­ эмоционально­отстраненный; ­ амбивалентный или неустойчивый; ­ отвергающий. Учеными и практиками отмечается [Филиппова Г. Г., С. 89], что главной характеристикой материнского отношения являются: ­ любовь, которая определяет доверие к ребёнку; ­ радость и удовольствие от общения с ним; ­ стремление к его защите и безопасности; безусловное принятие и  внимание; ­ требовательность и контроль. Естественной потребностью общества выступает обеспечение  гармоничного развития ребенка в семье [Гришина Л.Н., С. 520], что  обеспечивается формированием у женщин способностей к адекватному стилю отношения к детям. Значимым аспектом в данной ситуации выступают  представления женщин о развитии детей раннего онтогенеза, которые  характеризуют психосоциальную готовность к материнству. Одной из особо острых областей исследования в педагогике как в  практическом, так и в теоретическом моменте является материнство.  В этом отношении немалое значение имеет целостное мнение о  материнстве, его структуре, содержании и онтогенетическом                     развитии. Общее мнение всех ученых, имеющих отношение к изучению  материнства, заключается в том, что, не взирая на исключительную  значимость его исследования для разработки вопросов психологии личности  (становление ребенка и психология родителей, в первую очередность ­  матери), социальной психологии (психология семьи и общества),  культурологии (культурные модификации материнства и детства), оно не  гарантированно адекватным теоретическим подходом и методом  исследования. Специфика взаимодействия матери с ребенком может быть  сформулирована в следующих научных позициях [Могилевская Е.В., С. 88]: 1. Содержанием функционирования организации «мать ­ ребенок»  представляет собой обеспечение матерью установленных функций для  успешного развития ребенка. Это подразумевает выяснение того, что это за  функции. 2. Поэтому эти функции, обеспечиваемые матерью для развития  ребенка, то необходимо выяснение того, какие особенности развития ребенка  требуют этих функций. 3. Поскольку мать входит во взаимодействие с ребенком, уже  обеспеченная отдельным исходным уровнем развития своих материнских  функций, то это предполагает выяснение развития этого исходного уровня до  возникновения системы «мать ­ ребенок». 4. Поскольку ребенок тоже вступает во взаимодействие с                матерью не с самого начала своего возникновения как биологического  индивида, то предполагается также выяснение исходного уровня его развития. 5. Ребенок ­ представитель не только вида Homo sapiens, но и его  конкретно­культурного варианта. Это предполагает установление того, есть  ли отличия в материнских функциях по видотипичному и                конкретно­ культурному критериям и как эти две категории                   материнских  функций обеспечены в индивидуальном развитии                   женщины. 6. Система взаимодействия матери с ребенком есть система подлинного  взаимодействия 2­ух независимых субъектов с разными уровнями развития  психики. Отметим, что система взаимодействия между матерью и ребенком   содержит различия двух видов: а) онтогенетически различные уровни развития; б) уровни развития, обеспеченные филогенетически различными  формами регуляции деятельности: осмысленный у матери и до           сознательный у ребенка. Это подразумевает выяснение того, как можно  изучать взаимодействие субъектов с разными уровнями развития              психики. 7. Мать представляется субъектом собственных потребностей и  субъективных переживаний, а потребности ребенка и обеспечение важных  условий для его формирования не могут быть полноценно представлены в ее субъективном отражении, тем более на исторически ранних ступенях  развития[Гришина Л.Н., С. 539]. Эти закономерности становления ребенка, требующие вполне  адекватного выполнения материнских функций, только в последние  десятилетия, и то не полностью, стали предметом научного исследования, а  мать их успешно обеспечивает уже сотни тысяч лет. Отмеченные выше факты  подразумевают, прежде всего, установление  того, каким образом исполнение всех  материнских функций         представлено в субъективной сфере матери, какие содержания этого  отражения являются осознанными матерью и также  какова их взаимосвязь с  неосознаваемыми в обеспечении и формировании всей линии материнского    поведения. Подобным образом, структура, содержание и развитие материнства  должны исследоваться в настоящее время с точки зрения того, какие функции оно дает обеспечение для полноценного воспитания ребенка и как это  представлено в субъективной сфере самой матери, то есть          параллельно  учитывать мать ­ как объект своего материнства и ребенка ­ как его объект. Подводя итог стоит добавить, что именно в младшем дошкольном  возрасте у детей наблюдается особая привязанность к матери, и характер этой привязанности откладывает отпечаток на все сферы его развития и, прежде  всего, на эмоционально­личностную. Кроме того, привязанность к матери не  ограничивается ранними этапами детства, а распространяется даже на  взрослую жизнь человека. Материнские отношения можно рассматривать в данном ракурсе как  «эмоциональную связь, возникающую в качестве одного из продуктов  деятельности общения, в частности ситуативно­личностной формы общения  ребенка с взрослым»: ­ привязанность активно действует на выстраивание его межличностных  отношений (дружба, любовь, общение, внутрисемейные отношения); ­ тип привязанности к матери накладывает отпечаток на эмоциональную и когнитивную сферу человека в молодом и даже в зрелом возрасте; ­ привязанность оказывает влияние на самосознание и самооценку  ребенка, так как из этих отношений развиваются модели восприятия себя,  других и окружающего мира. ­ материнская любовь и привязанность ребенка к матери способствуют  поддержанию эмоционального и психологического мира человека на  протяжении всей его жизни. Список использованных источников Беляева, М.А. Девиатное родительство в контексте репродуктивной  культуры современной семьи. // Социология и жизнь, 2012. ­ №3 – С. 207­212.  2 Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период  беременности // Брутман, В.И., Родионова М.С.  Вопросы психологии. – 1997.  –  № 7. – С. 38­47. Варга, А.Я. Современный ребёнок и современный родитель:  Энциклопедия взаимопонимания / (под ред.: А.Я.Варга). М.: ОГИ, 2005 Гришина, Л.Н. Деятельность международных организаций в сфере прав  ребенка // Всероссийская научно­практическая конференция Личность в  культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие,  социализация. 2013. № 1. С. 520­539 Гукасова, Г.С. Педагогические средства профилактики девиантного  родительства в среде подростков. // Сибирский педагогический журнал –  Новосибирск, 2012. – №4. – С. 78–81. 5.  Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб. : Союз, 1998. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.:  Питер, 2008. Могилевская, Е.В. Психология материнства и родительства//  Могилевская Е.В., Васильева О.С. Перинатальная психология. М., 2015 – 288  с. Пастухова, М.В. Развитие отцовства: норма и девиация. // Культура и  образование. – Сентябрь 2013. ­ № 1  Филиппова, Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд­во Института Психотерапии, 2002. С.240 Шелехов, И.Л. Психология материнства. М., 2011

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017