Образовательная кинесиология обладает необходимыми ресурсами для дополнения традиционных программ по подготовке детей к обучению в школе. Используемые кинезиологические упражнения во время непосредственной образовательной деятельности повышают у детей работоспособность, активизируют познавательные процессы. И тогда подготовка к школе становится более эффективной и интересной.Образовательная кинесиология обладает необходимыми ресурсами для дополнения традиционных программ по подготовке детей к обучению в школе. Используемые кинезиологические упражнения во время непосредственной образовательной деятельности повышают у детей работоспособность, активизируют познавательные процессы. И тогда подготовка к школе становится более эффективной и интересной.
Буздуган Наталья Александровна
Магистр,
ФПиПП, ЮФУ
г.РостовнаДону,РФ
Подготовка детей к школе средствами образовательной кинесиологии
Аннотация. Образовательная кинесиология обладает необходимыми
ресурсами для дополнения традиционных программ по подготовке детей к
обучению в школе. Используемые кинезиологические упражнения во время
непосредственной образовательной деятельности повышают у детей работос
пособность, активизируют познавательные процессов. И тогда подготовка к школе
становится более эффективной.
Ключевые слова:
традиционные программы,
образовательная
кинесиология, гимнастика мозга, умная гимнастика.
В традиционной практике педагоги дошкольных организаций создают
программы, направленные на повышение мотивации, интереса, на положительное
подкрепление, тренировку и «запечатление» учения у детей старшего
дошкольного возраста. Такие программы до определенной степени оказываются
эффективными. Одни дети усваивают основную образовательную программу
дошкольного образования хорошо, а другие нет. Опыт образовательной
кинесиологии показывает, что некоторые дети стараются так интенсивно, что
«отключают» механизмы интеграции мозга, необходимые для полноценного
обучения. Информация поступает в задние отделы мозга человека и находится
там, в форме «запечатления». Далее она проходит в его передние отделы и
получает форму «выражения». Однако информация не всегда может быть
доступна передним отделам мозга, и тогда неспособность выразить то, что было
заучено, ведет ребёнка к синдрому неуспешности.
Сам термин «кинезиология» отражает суть метода – греческое «кінесіс»
означает движение, а «логос» – наука [2,с.5]. Кинезиология отражает связьдвижения тела с функциями мозга. На протяжении более 50 лет исследователи в
области сенсомоторного обучения проводили статистические исследования
влияния движений на процесс учения. Доктор Пол Деннисон использовал данные
этих исследований в отношении детей со специфическими языковыми
трудностями. Это позволило ему создать систему быстрых, простых и
необходимых для решения актуальных задач упражнений, приносящих пользу
обучающимся. За внешней простотой и детскостью предлагаемых движений
стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела. Доказано, что с помощью
определенных физических упражнений деятельность тела и мозга
интегрируются, а работа обоих полушарий мозга становится сбалансированной.
В настоящее время современное, высокотехнологичное государство
предъявляет обязательные требования к организации воспитания и обучения,
уровню и качеству образования. Это способствует поиску новых, эффективных
психологопедагогических подходов, нацеленных на приведение методов
обучения в соответствие требованиям федерального государственного
образовательного стандарта. В этом смысле проблема подготовки детей
старшего дошкольного возраста к обучению в школе приобретает особое
значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации
обучения, воспитания и образования в дошкольных образовательных
организациях. В тоже время зависит успешность последующего обучения детей в
школе.
Традиционные методы психологопедагогического воздействия на ребенка
в процессе подготовки к школе в данной ситуации становятся менее
эффективными и не приносят устойчивого положительного результата, так как
они не устраняют первопричину нарушений. В отличие от них, кинезиологический
баланс в курсе «Образовательной кинесиологии» направлен на причину
возникновения психофизиологических нарушений в развитии, что позволяет не
только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить
продуктивность протекания психических процессов. По мнению исследователейв области кинезиологии, мозг человека как компьютер, в котором уже заложена
информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает
информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций
организма[4,с.66]. Упражнения из «Умной гимнастики» направлены на
активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет
развивать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных
областях психики.
Работая в саду несколько лет, искала то, чем можно дополнить
традиционные программы подготовки детей к обучению в школе и сделать их
более эффективными и интересными для детей. И образовательная
кинесиология стала тем самым недостающим элементов в моей программе
«Смышлёные детки». По результатам диагностики на начало года у детей
подготовительной к школе группы на низком уровне находится логическое
мышление, 23% детей не справились с заданием. Низким является уровень
переключения и устойчивости внимания 25%, уровень зрительно –
пространственного восприятия 28% и умение действовать по указанию
взрослого 33%. Для реализации коррекционноразвивающей работы была
разработана и апробирована программа «Смышлёные детки», направленная на
развитие школьнозначимых функций,
требования педагога,
умения произвольно выполнять
овладения ребенком операциями обобщения,
фонематического слуха. Также каждый день в первую половину дня дети в
Кинезиологическая
группе выполняли кинезиологическую гимнастику.
гимнастика представляет собой простые и доставляющие удовольствие
движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста
раскрывать те возможности, которые заложены в их теле. Несколько минут (57
минут) занятий дают высокую умственную энергию[3,с.10]. Дети с трудностями
были взяты на индивидуальную работу, с некоторыми были проведены
специальные балансы из курса «Образовательная кинесиология». Проведённая
работа показала следующие результаты: логическое мышление повысилось,стало70%, внимание стало устойчивым – 73%, высокий уровень зрительно
пространственного восприятия – 68%, умение действовать по образцу –
76%[1,с.54]. Низкий уровень отсутствует. Оставшиеся проценты составляют
средний уровень. С уверенностью могу сказать, что использование в процессе
обучения работу мозга как единого целого с помощью кинезиологических
упражнений способствует эффективной подготовке детей к школе. Как только
дети обнаруживают, каким образом можно одновременно получать информацию
и выражать свои знания, изменения в их учении и поведении часто происходят
очень быстро и основательно. Применение данного метода позволяет улучшить у
ребенка внимание, пространственные представления, мелкую и крупную
моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному
контролю.
Некоторые дети ненавидят читать, писать, учиться и любят целыми днями
смотреть телевизор или играть в компьютер. С помощью кинезиологической
гимнастики у них появится энергия к обучению, что соответствует особым
потребностям детей, обучающихся в современном обществе. Гимнастика Мозга
полезна для всех. Улучшает качество исполнения любой деятельности и на
любом уровне, во всем, что касается действий, включающих сознание: передачу
идей, творчество и исполнение в любой области искусства, музыку, спорт и
танцы, повышенную работоспособность. Индивидуально могут быть подобраны
конкретные упражнения для рук, ног, глаз и пальцев, способствующие как
формированию, так и активизации работы конкретных зон коры головного
мозга, в частности, чтения, речи и письма.
Список использованной литературы:
1. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду:
пособие для психологов и педагогов. – 2е изд., испр. – М.: МОЗАИКА
СИНТЕЗ, 2012. – 144 с.2. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Гимнастика Мозга Книга для родителей и
педагогов. 2е издание, дополненное. М.: Восхождение, 1998 г. – 46 с.
3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ
Сфера, 2002. – С. 48.
4. Тимофеева О. А. Обучение через движение – кинезиология обучения.
Применение упражнений «Умной гимнастики» в работе с учащимися начальной
школы// Практическая кинезиология. №1 (01) 2013г. С. 6572.
© Н.А. Маркова, 2015