Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования
Оценка 5

Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования

Оценка 5
Документация
docx
информатика
7 кл
09.11.2018
Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования
Данная статья разъясняет о необходимости дистанционного обучения детям с ограниченными возможностями здоровья. Таким учащимся нужен особый индивидуальный подход. У таких детей особые образовательные потребности и эти дети, как правило, учатся медленнее, но могут учиться и достигают высоких результатов. В современной педагогике убираем принцип "потолка".
Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования.docx
Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования В настоящее время особое внимание уделяется учащимся, имеющими ограниченные  возможности здоровья. У таких детей особые образовательные потребности и эти дети, как правило, учатся медленнее, но могут учиться и достигают высоких результатов. Принцип  опирается на идею Выготского о зоне ближайшего развития (ЗБР) и отвергает теорию  «потолка». Современная специальная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет.  Человек с особыми образовательными потребностями в соответствии с этим принципом —  это благополучно развивающаяся и социально полноценная личность, если этого хочет  общество или если оно может обеспечить для этого условия. Как и все остальные люди,  человек с ограниченными возможностями в своем развитии направлен на освоение  социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он  должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике:  физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем  каждое нарушение по­своему изменяет развитие растущего человека.  Нарушения функций опорно­двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и  приобретенный характер. У детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата ведущим  является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных  функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%).  Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа двигательных нарушений,  возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющаяся в  недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. У  этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми  нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной  помощи, но и в психолого­педагогической и дефектолого­логопедической коррекции.  Другие категории детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата, как правило, не  имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и  воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей  трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют  специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды),  предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы,  съезды на тротуарах. Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом —  приспособить его самого к обычным условиям социальной среды. Особенности обучения детей с ДЦП.  Основными проявлениями ДЦП являются замедленность и несформированность  двигательных навыков и умений. У отдельных детей нарушения моторики осложняются  насильственными движениями (гиперкинезами) головы, рук, плеч, гримасами лица и т.д.,  которые особенно усиливаются при волнении, испуге, неожиданном обращении к ребенку,  а также при попытках выполнять те или иные целенаправленные действия. Часто у детей  наблюдается дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных  движениях (например, при письме). Снижение числа контактов с окружающими приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных, волевых. Такие дети не  умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и  правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. Особенности развития познавательной и личностной сфер должны учитываться  при организации учебного процесса. Нарушения умственной работоспособности как  правило проявляются двумя вариантами:  1.Стойкое равномерное снижение работоспособности, астенические проявления. У таких  детей низкая активность восприятия учебного материала, ослабленное внимание. У детей  быстро наступает психическое истощение, на которое ребенок может реагировать  вспышками раздражения, активным избеганием от контакта или полным отказом.  2. Неравномерный (мерцательный) характер умственной работоспособности. У таких детей состояние меняется иногда в течение одного урока несколько раз. Короткий период  познавательной активности сменяется резким утомлением, внимание неустойчиво.  Нарушение умственной работоспособности является главным препятствием  продуктивного обучения. Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной  отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.  Таким образом, для профилактики нарушений внимания и работоспособности необходимо:  • дозирование интеллектуальной нагрузки (объем учебного материала должен быть  сокращен на треть от обычного объема);  • сокращение времени урока;  • число уроков должно быть сокращено или разделено на периоды с организацией  длительного отдыха между ними;  • планирование смены видов деятельности с целью профилактики утомляемости;  • во время уроков необходимо планировать двигательные разминки и специальные  релаксационные упражнения;  • применять на уроках специальные методики и приемы предъявления материала с учетом  характера нарушения или заболевания.  Качество знаний и представлений об окружающем мире у детей значительно снижено.  Поэтому при предъявлении учебного материала педагог должен вводить дополнительные  разъяснения, при объяснении широко использовать наглядность и варьировать ею.  Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным  дисциплинам. В связи с этим целесообразно при планировании и проведении уроков  опираться на линейно­концентрический принцип обучения, что предполагает строить  изучение нового на прошлом опыте детей, на каждом этапе обучения изучаются одни и те  же направления деятельности, но на более высоком уровне. Вводится многократное  повторение материала. При подборе заданий необходимо учитывать личностные  особенности детей. Уровень сложности задания должен соответствовать возможностям  ребенка, а оценка должна стимулировать и мотивировать на продолжение деятельности,  минимальная отметка – «3». Поскольку потребности и установки личности во многом  зависят от ее шкалы ценностей, задачей педагога является вывести на первое место в этой  шкале те ценности, которые бы способствовали ориентации личности ребенка на  достижение реальных, доступных для него целей (например, учебы, приобретения  профессии, занятия любимым и полезным делом, решение какой­либо творческой задачи и  т. п.) и формированию адекватного уровня притязания. Для повышения эффективности проводимых мероприятий по педагогической коррекции  необходимо привлекать на свою сторону родителей учащихся, разъяснять им цели и задачи  этой работы и вырабатывать общую тактику поведения в отношении их детей.  Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма  эффективным при работе с детьми­инвалидами и больными детьми. Главным образом,  эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок  занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может  учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.  В дистанционных обучающих курсах помимо лекционного (теоретического) материала  используются интерактивные элементы: задания, тесты, форумы, чаты (возможность  мгновенного обмена сообщениями) и т.д. Эти элементы обеспечивают диалог не только  между педагогом и ребенком, но и общение между детьми – участниками курса. Наличие  интерактивных элементов в курсе стимулирует самостоятельную работу детей,  обеспечивая тем самым возможность их творческого самовыражения в рамках учебного  курса.  Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простые по уровню  применяемых педагогических подходов образовательные курсы. В дистанционном режиме  можно осуществлять пересылку учебных материалов. Также не представляет особого  труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и  контрольных вопросов для учащихся. Использование компьютерных технологий  совершенствует навыки самоконтроля учащихся. Благодаря наличию обратной связи,  обучающие программы позволяют школьникам самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректируя свою деятельность. При этом учащиеся не боятся  отвечать на вопросы, поскольку компьютер позволяет фиксировать результат без  выставления отметки и корректно реагирует на неправильные ответы, позволяя каждому  ученику решить математическую задачу, опираясь на необходимую помощь, т.е. создается  ситуация успеха учения.  Преимущества ДО очевидны: это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения.  При этом следует отметить, что новые технические и технологические средства сетевых  коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для  дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего  образования. Во­первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную  траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида  представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему  ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку.  Возможная нерегулярность посещения учебных занятий в массовой или  специализированной школе, связанная с ограничением передвижения, заменяется  обучением в удобное и подходящее для ребенка время. Гибкость структуры учебного  процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и  индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу. Немаловажно и то, что  создание условий для дистанционного обучения даст возможность учащимся начать  осуществление профессиональной деятельности еще до окончания школы, освоить  первичные навыки, необходимые для профессий, требующих владения информационными технологиями. Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие  возможности для детей с особыми потребностями. Благодаря достаточно развитым  техническим возможностям современных компьютеров, а также программного  обеспечения, позволяющим, к примеру, вводить информацию с голоса, в дистанционное  обучение могут быть вовлечены разные категории детей­инвалидов, и не только с  проблемами опорно­двигательного аппарата. Тем более что существуют  специализированные технические средства адаптации, позволяющие детям с различными  ограничениями полноценно взаимодействовать с компьютером.  Вспомогательные технологии для учащихся с двигательными нарушениями. Нарушения двигательной сферы проявляются в невозможности или ограничении объема и  силы движений (общая и мелкая моторика), трудностях контроля и координации  произвольных движений, слабости и быстрой утомляемости во время движения,  недостаточной зрительно­моторной координации рук и ног. Вспомогательные технологии  во многих случаях способны компенсировать описанные выше функциональные  ограничения. Простые вспомогательные технологии Многие функциональные ограничения  людей с двигательными нарушениями могут быть компенсированы с помощью применения  «простых» технологий. Так, например, изменение типа ручки делает многие  приспособления для обучения и отдыха более доступными: фотокамеры с видоизмененным спуском затвора, ножницы с измененной рукояткой, ракетки и весла с дополнительными  накладками на рукоятки для их удерживания. Благодаря специальной манжетке,  укрепляемой на запястье и позволяющей удерживать нить, человек с ограниченной силой и  объемом движения может запускать бумажного змея. Кроме того, некоторые средства  обучения могут выступать в качестве вспомогательных (например, деревянная азбука,  калькуляторы с увеличенными кнопками ввода и т.д.). Среди простых технических  средств, применяемых для оптимизации процесса письма, используются увеличенные в  размерах ручки и специальные накладки к ним, позволяющие удерживать ручку и  манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжеленные (с дополнительным  грузом) ручки, снижающие проявления тремора при письме. Кроме того, для крепления  тетради на столе ученика используются специальные магниты и кнопки. Вспомогательные  технологии, облегчающие процесс письма. Персональный компьютер давно признан  эффективным средством обучения людей с двигательными нарушениями, предоставляя  пользователям, помимо прочего, возможность пользоваться письмом и общаться с  окружающими. Основные проблемы, возникающие перед учащимися с двигательными  нарушениями, связаны с использованием клавиатуры и мыши для осуществления процесса  набора текста. Возможные способы преодоления трудностей ­ это применение различных  устройств ввода информации (посредством клавиатуры) для учащихся с двигательными  нарушениями.  При легких и средних двигательных нарушениях (когда возникает необходимость избегать  случайного воздействия на клавиатуру, одновременного нажатия нескольких кнопок, а  также потребность в управлении комбинацией кнопок на клавиатуре) используются  пластмассовые или металлические накладки. Они размещаются поверх стандартной  клавиатуры и облегчают доступ к кнопкам.  При тяжелых нарушениях движения используются альтернативные клавиатуры: ­  увеличенные: уменьшение количества кнопок и увеличение их размера способствует облегчению выбора и точности движений), ­ уменьшенные: небольшие по размеру и близко  расположенные кнопки клавиатуры используются в тех случаях, когда пользователь не  может осуществлять большие по объему движения и подвержен быстрой утомляемости. ­  сенсорные: устройство имеет специальную поверхность, чувствительную к нажатиям и  прикосновениям, которая поделена на программируемые области. Накладки могут  меняться. ­ виртуальные: клавиатура воспроизведена на экране монитора и может  управляться с помощью мыши или технологии просмотра. ­ использование голосовой  команды: голос пользователя распознается и преобразуется в компьютерные команды.  Данная технология предоставляет возможность как управления функциями операционной  системы, так и ввода текста с помощью голоса.  Используются также различные устройства, предназначенные для облегчения манипуляций  учащихся с двигательными нарушениями.  Использованная литература:  1. Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с  детским церебральным параличом. М., Альфа. 2000.  2. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с  нарушениями опорнодвигательного аппарата, М., Академия. 2001.  3. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями  опорнодвигательного аппарата / под ред. Т.В.Власовой. – М., 1985  4. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом /  под ред. М. В.Ипполитовой. – М., 1989 5. Андреев А. А. Введение в дистанционное  обучение: Учебно­методическое пособие. – М.: ВУ, 2009. 6. Дистанционное обучение:  Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.

Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования

Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования

Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования

Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования

Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования

Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования

Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования

Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования

Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования

Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2018