Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
ОРГАНИЗАЦИИ
ОСОБЕННОСТИ
ОБУЧЕНИЯ
В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНООРИЕНТИРОВАННОЙ
МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАНа протяжении
столетий многое менялось в педагогике: методы, формы обучения.
Неизменным остаётся лишь результат: научить ребёнка, дать ему
возможность овладеть знаниями и умениями применить эти знания в
различных жизненных ситуациях.
Какова же модель учебной деятельности в рамках компетентностно
ориентированной образовательной среды и так ли существенно её
отличие от традиционной модели обучения?
В традиционной модели, составляющие части которой вы видите на
экране, главное место занимает память, так как без запоминания
правила нет понимания.
Предлагаемая инновационная модель выглядит несколько иначе:
восприятие – понимание – суждение – рефлексия. Учитель работает не
с поголовной грамотностью, а с сознанием, мышлением ребёнка, учит
умению видеть смысл. А для этого нужно: 1) постоянно тренировать
мышление в различных ситуациях (чаще всего это задачная ситуация);
2) иметь описание процесса мышления: систему знаков, маркеров,
когнитивную карту явления, на основе которой человек осознаёт, где он
находится на данный момент познания сущности явления.
В традиционной позиции учебный материал и содержание – это одно
и то же, а с точки зрения метаконструкций учебный материал – это
структура (рамка, подпорка, схема), с которой ученик работает, а
содержание – это конкретный способ выполнения деятельности. (На
минимуме информации – максимум деятельности.) Знание как схема –
это образ, который человек, решающий проблему, использует в качестве
точки отсчёта. Это есть способ снижения перегрузки мозга.
Запоминание перестаёт зависеть от биологических разрешающих
возможностей памяти и превращается в сплав памяти и мышления
(формируется опосредованное логическое запоминание). Здесь мы
видим другой подход: не от текста к структуре, а от структуры к
тексту.
Учебная деятельность в традиционном виде сводится:1) к воспроизведению, запоминанию одной дидактической единицы;
2) тренировке с обозначенной единицей;
3) закреплению в стандартных ситуациях с помощью учителя;
4) работе над ошибками после проверки знаний.
Учебная деятельность по компетентностноориентированной
технологии предполагает:
1) выделение принципов конструирования чужой мысли на основе
представления учителем укрупнённой дидактической единицы,
содержащей обобщённый способ деятельности;
2) конструирование собственной мысли на основе обобщённого
алгоритма способов деятельности;
3) построение плана решения задач на основе выделения в них
признаков явления и обоснование возможности применения
соответствующих способов деятельности в процессе коллективной
деятельности учащихся;
4) пошаговая рефлексия процесса решения задач и собственной
учебной деятельности.
учитель составляет не конспект урока,
В данном случае единицей учебного процесса выступает не урок, а
тема,
а сценарий
взаимодействия, проект совместной деятельности. В начале процесса
сценирования учитель определяет конечный результат. Читая его,
любой человек должен понять, что будет делать учащийся, с каким
объектом, в каких условиях, с каким результатом. Далее разрабатывает
структуру – цельный рассказ в знаковосимволической форме. Знак –
это материализованная форма знания, которая позволяет «увидеть,
пощупать и пересчитать мысли». Необходимо учить интеллектуально
видеть и понимать содержание, стоящее за знаком. Знак – первое
представление о смысле явления. В структуре (планшете, рамке)
должно быть дано всё точно, без нарушения науки, просто (доступно
для ребенка), сжато (не кратко!), чтобы прослеживалась суть
изучаемого явления.
Первый этап – это подача теоретического материала с осознанием
структуры изучаемого явления. Теория составлена с учётом уже
имеющихся знаний у учащихся и добавлением необходимого материала.
Я отвожу на неё один урок или два, в зависимости от класса, сложности
и объёма материала темы. На втором уроке дети должны воспроизвеститеоретический материал. В 5 классе сначала идёт воспроизведение
(проговаривание) вслух теоретического материала по вопросам учителя
всем классом или отдельно, а потом опрашивается каждый ученик, один
или в паре.
Второй этап – это осознание генезиса способов деятельности.
Отличие от традиционной модели в подходе к выполнению задания. На
этом этапе учащиеся выполняют необходимый набор упражнений и
заданий. Большая роль на данном этапе отводится внешней речи
учащихся. Очень важным на данном этапе работы является
обязательное включение заданий, встречающихся по этой теме в
олимпиадах, на ЕГЭ и в ГИА (примеры такой работы вы увидите далее).
Такая работа, по моему мнению, нацеливает учащихся на серьёзное
осознание важности этой темы. Именно на этом этапе ученики должны
овладеть специальным алгоритмом или памяткой для решения задач.
На первые два этапа отводится до 30 % от общего времени изучения
темы.
Третий этап, на который отводится 40–50 % всего времени,
является этапом самореализации. На данном этапе учащиеся должны
выполнить набор заданий, соответствующий их способностям. Здесь
ученику необходимо сделать выбор в пользу 1го, 2го или 3го уровня
сложности заданий, что соответствует возможностям каждого. То есть
1й уровень предполагает набор заданий, соответствующий блоку А, 2й
уровень – блоку В, 3й – блокам В и С.
Четвёртый этап – рефлексия, куда входит контроль знаний,
усвоенных учащимися по этой теме.
Представляю вашему вниманию разработку темы «Фонетика и
графика» по данной модели.
Традиционная модель уроков
компетентностноориентированной
Модель проектирования
12 часов
Тема раздроблена на 8 параграфов.
1. Что изучает фонетика.
2. Звуки гласные и согласные.
3. Слог, ударение.
4. Произношение ударных и безударных
образовательной среды
8 часов
Теория составлена единым блоком и по
даётся на 1 уроке. Объединен материал
8 параграфовгласных звуков.
5. Произношение согласных звуков.
6. Звуки и буквы. Алфавит.
7. Что обозначают буквы е, ё, ю, я.
8. Фонетический разбор слова
Нет целостной картины, так как тема
даётся частями
Ребёнок пытается представить
звуковую картину слова на слух
Даётся целостная картина темы, так как
представлена единым блоком в сравнении
(звуки и буквы)
Ребёнок видит звуковую картину слова,
исходя из буквенного состава слова
На 1м уроке осуществляется запись учащимися блока
теоретического материала в тетради для теории (такие тетради ведут
все ученики с 5 по 9 классы) вместе с учителем. Учитель записывает
материал на доске и обращает внимание учащихся на все важные
моменты.
Возможна подача теоретического блока готовым
напечатанным материалом каждому ребёнку с последующим
разъяснением учителя. Выбор остаётся за учителем, знающим
возможности класса. Вниманию учащихся предлагается также алгоритм,
памятка работы над словом.
1. Проверь, есть ли в слове ь или ъ.
2. Есть ли е, ё, ю, я и в какой позиции они находятся?
3. Проверь, есть ли в слове буквы о, а, е, я и в каких позициях они
находятся.
4. Обрати внимание на конец слова. Есть ли буквы б, в, г, д, з, ж,
которые на конце слова оглушаются.
5. Проверь, есть ли в словах стечение согласных букв, относящихся к
6 парным звонким и глухим согласным.
6. Проверь, не оканчивается ли глагол на тся, ться.
7. Проверь, нет ли в прилагательном сочетания тск.
– Давайте на конкретных примерах представим работу по данной
памятке со словами. Например, возьмём слова берег, южная, ложка,
подъезд.
2й урок – опрос учителем теоретического материала.
3й урок – второй этап – генезис.
Учащимся предлагается по алгоритмупамятке вместе с учителем
выполнить весь круг заданий по этой теме:1) расставить слова в алфавитном порядке;
2) распределить слова в зависимости от того, совпадает или не
совпадает количество букв с количеством звуков;
3) распределить слова по звонкостиглухости и по мягкости
твёрдости звуков;
4) уметь видеть слова, в которых происходит оглушение или
озвончение согласных звуков;
5) уметь выполнять фонетический разбор слов.
В конце 3го урока учащимся предлагается десятиминутная
проверочная работа 1 с целью проверить уровень усвоения ими
материала.
4–6й уроки – самореализация, выполнение необходимого набора
упражнений. На 6м уроке даётся пятнадцатиминутная проверочная
работа, включающая в себя задания, которые выполнялись на уроках.
7й урок – анализ проверочной работы, отработка заданий, с
которыми учащиеся не справились или слабо справились во время
проверочной работы.
8й урок – разноуровневая контрольная работа по теме с
обязательным включением в неё заданий, построенных по типу заданий
в проверочной работе.
Что же даёт такой подход к обучению?
При таком подходе учащиеся учатся слушать не только учителя, но и
своих одноклассников, их точку зрения; обращаться за помощью и
помогать другим; самостоятельно распределять своё рабочее время,
задавать вопросы по сути непонятного явления.
При коллективной деятельности равные возможности
предоставляются всем. Но принимает решение выбрать уровень
овладения знаниями и способами деятельности САМ ученик, и САМ же
достигает его.
Раздаточный материал 1
«Фонетика и графика»
Слово – одежда всех
фактов, а звук – одежда
слова.
М. ГорькийФонетика – учение о звуках речи.
Гласные звуки (6) [а, о, у, ы, и, э].
1. Ударные.
2. Безударные.
Ударение силовое, подвижное (волнá – вóлны), свободное (поздно –
арбуз).
Согласные звуки – 36.
1) По звонкостиглухости
2) По твёрдостимягкости
звонкие
глухие
твёрдые
мягкие
Парные
Парные
[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[ж]
[п]
[ф]
[к]
[т]
[с]
[ш]
Непарные
[б]
[в]
[г]
[д]
И т. д.
Непарные
[х, ц, ч, щ]
[р, л, м, н, й]
Графика – обозначение звуков речи на письме.
Букв 33 = 10 гласных + 21 согласная + ъ, ь.
Алфавит.
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
[ж, ш, ц]
[б’]
[в’]
[г’]
[д’]
[ч’, щ’, й’]
Обозначают по 2 звука
Обозначают 1 звук и мягкость
впереди стоящего согласного
[‘э] день
[‘о] мёд
[‘у] люк
[‘а] мяч
[‘йо] 1) В начале слова (ёж)
[‘йэ] 2) После гласных (решение)
[‘йу] 3) После ъ, ь (полью)
[‘йа] (объявит)
ъ, ь – нет звука.
Оглушение и озвончение – процесс уподобления в произношении.
Только 6 парных звонких и глухих согласных.
Оглушаются в абсолютном конце слова (снег – [сн’эк]).
На стыке двух согласных 2й звук подчиняет себе 1й (вокзал –
[в а г з а л], сладкий – [с л а т к’и й’]).
Раздаточный материал 2З а д а н и е 1. В каких словах под ударением произносится тот же
гласный звук, что и в слове сын?
Щиплет, жизнь, циркуль, щит, читка, бежит, ширь.
З а д а н и е 2. Какие слова получатся, если в приведённых словах
глухие согласные заменить парными звонкими?
Кора, слой, шар, толк, сверь.
З а д а н и е 3. Как изучающим фонетику может помочь предложение:
Пастух Фока, хочешь щец?
З а д а н и е 4. По какому признаку приведённые слова можно
разделить на 2 группы?
Берег, петля, вьёт, метёлка, мятеж, поют, ёж, июль, ясный,
люк.
З а д а н и е 5. Выпишите слова, в которых количество букв не
совпадает с количеством звуков.
Объяснение, бельё, майор, медальон, изголовье, пятёрка, июль,
женитьба, приют.
З а д а н и е 6. Определите, сколько раз названные звуки употреблены
в тексте.
[ц]: Хвост овечий – сердце бьётся, расстаётся с телом дух. Что
ж он, чёрт, лежит, не рвётся, ждать мне больше недосуг.
[ч’]: Поясняет осторожно, чтоб на том покончить речь: я
считал, сыгратьто можно, думал, что её беречь?
З а д а н и е 7. Запишите по 3 примера слов, в которых один звук
обозначался бы двумя буквами, а одна буква обозначала бы два звука.
З а д а н и е 8. Запишите по 3 примера слов, в которых 1) количество
букв совпадало бы с количеством звуков; 2) букв больше, чем звуков;
3) звуков больше, чем букв.
Итоговая контрольная работа по теме «Фонетика»
в 5 классе
З а д а н и я 1го у р о в н я .
1) Выпишите все глухие согласные звуки из предложения:
Пастух Фока, хочешь щец?
2) Распределите слова в два столбика в зависимости от того, сколькозвуков в них заменяют буквы ё, е, ю, я.
Берег, петля, вьёт, метёлка, мятеж, поют, ёж, июль, ясный,
люк.
3) Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не
совпадает.
Объяснение, бельё, майор, медальон, изголовье, пятёрка, июль,
женитьба, приют.
4) Выпишите слова, в которых все согласные глухие.
Писать, витрина, поклон, присмотреть, крот, кров, ночка, сваты.
5) Выпишите слова, в которых все согласные мягкие.
Веселей, плетень, ступени, тюлень, миленький, добренький,
большой, туфли.
6) Выпишите те слова, в которых все согласные твёрдые.
Договор, забор, приезд, турне, повторение, колос, голосовые,
домовой.
7) Запишите звуки, которые стоят на месте подчёркнутых букв в
словах.
Кузьминична, пятак, нарочно, к дому, под столом.
8) Выполните фонетический разбор слов румяный, юла.
З а д а н и я 2го у р о в н я .
1) Охарактеризуйте звуки: [у], [м], [с], [щ].
2) Запишите правило, когда происходят процессы озвончения и
оглушения и подтвердите это примерами, приведёнными ниже.
Загадочный, над тобой, в лесу, кров, плот, любовь, с разбегу,
сгорел, бровки.
3) Подсчитайте, сколько раз содержится звук [ш] в предложении:
Сегодня в нашей спортшколе состоится расширенное совещание.
4) Запишите буквы, которые не обозначают звуков, и буквы,
обозначающие по 2 звука, подтвердив это своими примерами.
5) Выпишите слова, в которых есть звук [п].
Пьеса, проверка, автостоп, клуб, приступ, обклеить, пятиборье,
вглубь, распиленный, россыпь, заскрипеть, общественность.
6) Выпишите из ряда слов по два примера, когда: 1) количество букв
и звуков в слове совпадает; 2) букв больше, чем звуков; 3) звуковбольше, чем букв.
Сердце, цепкий, ящерица, властный, красивый, злость, юноша,
зоренька, Ольга, разиня.
7) Запишите столько женских или мужских имён, сколько парных
звонких согласных (это должна быть первая буква в имени).
8) Запишите звуки, которые будут произноситься в словах на месте
подчёркнутых букв.
Лягушка, километр, звенья, влюбиться, конечно, тире, помощник,
Ильинична.
9) Выпишите слова в 2 столбика. В 1й – слова, в которых
происходит оглушение, а во 2й – озвончение.
Впереди, ложка, к дому, в среду, от берега, дорожка, с гирей, под
столом, визг, присказка, в саду, подписать, гвоздь, отбежал, вокзал.
10) Выполните фонетический разбор слов: зазнаётся, сердце.